Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия
Дисбаланс рынка труда, как правило, имеет хронический характер. Поэтому проблемы занятости рассматриваются всеми экономическими школами.
1. Английский священник Мальтус сформулировал закон народонаселения, согласно которому производство продуктов питания увеличивается в арифметической прогрессии (1, 2, 3, 4, 5…), а прирост населения – в геометрической (2, 4, 8, 16, 32…). В наличии этой зависимости мальтузианство видело основную причину безработицы и оправдывало «естественные» методы регулирования численности населения: войны, эпидемии, стихийные бедствия и т. д.
2. Классическая политическая экономия считала рынок саморегулирующейся системой, где нет места вынужденной безработице, а добровольная означает, что работник не хочет работать за низкую заработную плату и, пока ищет работу с высокой оплатой, добровольно не работает.
3. В марксистской теории безработица рассматривается как внутреннее присущее капитализму явление, вызванное ростом органического строения капитала[3] и вытеснением из производства личного фактора, который образует резервную армию труда, или безработицу. Согласно этой концепции, безработица существует в форме текущей, застойной и скрытой (аграрной). Вывод из марксистской экономической теории состоит в необходимости замены капитализма новым общественным строем.
4. Родоначальником современной теории занятости принято считать Кейнса. Он утверждает, что:
рынок свободной конкуренции не является саморегулирующимся;
равновесие рынка не гарантирует полную занятость.
5. В настоящее время растет число сторонников классических идей (неоклассическое направление), которые считают, что должен существовать «естественный уровень безработицы», а избавиться от нее вообще – невозможно.
Занятость населения – важнейшая характеристика макроэкономики.
Под занятостью понимается численность взрослого трудоспособного населения, обеспеченного работой.
Та часть взрослого трудоспособного населения, которая не имеет или ищет работу, образует безработицу.
Суммарная численность занятых и безработных составляет общие ресурсы труда в экономике, или рабочую силу.
Нереальной является ситуация, при которой в каждый данный момент все трудоспособное население было бы занято. Тому есть объективные причины.
Во-первых, люди всегда будут переезжать из одной местности в другую, переходить с одного места службы на другое, искать и ожидать работу.
Люди, не имеющие работы по этим причинам, образуют фрикционную безработицу.
Фрикционная безработица – это безработица, связанная с объективно необходимым движением рабочей силы.
Во-вторых, технологические изменения в производстве вызывают структурные изменения в спросе на рабочую силу. Новой структуре рабочих мест не соответствует сложившаяся структура рабочей силы, что вызывает вытеснение из производства части работников, которые формируют структурную безработицу.
Структурная безработица – это безработица, вызванная несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест.
Фрикционный и структурный виды безработицы неизбежны, поэтому занятость населения при наличии в стране такой безработицы считается полной.
Полная занятость населения – это занятость при наличии в экономике фрикционной и структурной безработицы.
Значит, «полная занятость» не означает абсолютного отсутствия безработицы.
Существует вид безработицы, связанный с циклическим характером рыночного хозяйства, – циклическая безработица.
Циклическая безработица – это безработица, вызываемая экономическим спадом.
Занятость считается полной при отсутствии циклической безработицы.
Уровень безработицы при полной занятости называется «естественным уровнем безработицы».
В мировой практике для подсчета экономических потерь от безработицы используется закон Оукена, согласно которому превышение текущего уровня безработицы на 1 % над уровнем естественной безработицы вызывает падение валового национального продукта на 2,5 % в сравнении с потенциальным валовым национальным продуктом. 2,5 % – коэффициент Оукена.
Уровень безработицы характеризуется нормой, которая рассчитывается как отношение общего числа безработных к численности рабочей силы в процентах:
Безработица имеет экономические и социальные последствия.
Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, который общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях.
Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения.
Теряется квалификация работников.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям.
Трудоустройство незанятого населения и оказание помощи в профподготовке и переподготовке через биржи труда.
Стимулирование образования гибкого рынка труда, суть которого – в более полном учете особенностей разных социальных групп (женщины, пенсионеры, молодежь). Правовое обеспечение трудовых отношений.
Социальная защита пострадавших от безработицы людей.
Таким образом, рыночной системе в равной мере противопоказаны и «полная занятость», и слишком высокий уровень безработицы.
При «естественном уровне безработицы» говорят об эффективной полной занятости, означающей определенное соотношение между занятостью и безработицей.
Практикум по теме лекции 17
План семинара
Труд – ресурс рыночной экономики. Теории труда.
Рынок труда.
Занятость и безработица: причины, основные черты, виды и последствия.
Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад
Расшифруйте понятия «человеческий фактор», «трудовые ресурсы», «трудовой потенциал».
Чем отличается управление трудом в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах?
Сопоставьте элементы, из которых состоит управление трудом на макро– и микроуровнях. Можно ли говорить о «политике занятости» на уровне отдельных фирм?
Что такое «человеческий фактор»? Что вы понимаете под инвестициями в человеческий капитал?
Кто является субъектом спроса и предложения на рынке труда совершенной конкуренции и на рынке труда несовершенной конкуренции?
Можно ли рассматривать НТП в качестве основной причины безработицы, мотивируя это утверждение тем, что развитие техники вытесняет живой труд из сферы производства?
Объясните с точки зрения производственного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пряха, кузнец и т. п., стали «умирающими», ведь изделия ручного труда достаточно высоко ценятся?
Почему в современной России увеличился спрос на услуги юристов и специалистов по рекламе?
Проанализируйте эволюцию концепций занятости от мальтузианства до современных воззрений и оцените их идеологическую направленность.
Назовите и сопоставьте классификации безработицы различных экономических школ.
Тесты, ситуации, задачи
Выберите правильный ответ
1. Рынок труда – это:
а) предложение квалифицированных трудовых услуг большим количеством независимых друг от друга людей;
б) рынок труда совершенной конкуренции определяется прежде всего отсутствием какого-либо контроля над заработанной платой;
в) рынок труда – это конкуренция между предпринимателями с целью найма конкретных видов труда.
Какой из известных вам типов рыночной структуры характеризуют пункты а-в?
2. Эластичность спроса на труд тем выше:
а) чем ниже доля расходов на труд в издержках фирмы;
б) чем ниже цена готовой продукции;
в) чем выше ценовая эластичность спроса на готовую продукцию;
г) чем меньше возможность замены труда капиталом в данном производственном процессе.
3. Согласно классической теории, безработица есть результат:
а) действия фирм-монополистов;
б) несовершенства рыночного механизма;
в) действий профсоюзов и государства.
4. Уровень безработицы при полной занятости:
а) учитывает циклическую безработицу;
б) равен нулю;
в) учитывает фрикционную и структурную безработицу;
г) учитывает только скрытую безработицу.
5. Безработицу, вызванную экономическим спадом, называют:
а) структурной;
б) застойной;
в) скрытой;
г) фрикционной;
д) циклической.
Прокомментируйте три утверждения:
а) теория человеческого капитала предполагает, что доля поступающих в вузы возрастет, если граница пенсионного возраста увеличится до 70 лет;
б) теория человеческого капитала также предполагает, что доля поступающих в вузы возрастет, если будет отменено льготное налогообложение фирм, спонсирующих образовательные учреждения;
в) «специальное и профессиональное образование… это форма инвестиций в человеческий капитал, абсолютно аналогичная вкладыванию денег в оборудование, здания и прочие неодушевленные формы капитала. Функция его заключается в том, чтобы повысить экономическую продуктивность человека. Если оно достигает этого результата, свободнопредпринимательское общество вознаграждает человека более высокой оплатой его услуг.» (Фридман М. Капитализм и свобода). Проанализируйте в свете этого фундаментального положения причины «утечки мозгов» из России.
Решите задачи
Задача 1.
Объем производства за год планируется увеличить на 60 %. Производительность труда рабочих повысить на 50 %. Удельный вес специалистов среди работающих повышается за год с 20 до 25 %. На начало года было 100 специалистов. Сколько потребуется взять новых специалистов, если их естественная убыль составляет 2 % в год?
Задача 2.
На протяжении года через биржу труда были трудоустроены 29,5 тыс. чел. Это позволило частично удовлетворить годовой спрос на работников. Предложение за этот период составило 44,5 тыс. чел. Безработица на начало года составила 13 тыс. чел. Как изменилась норма безработицы (НБ) на конец года, если численность рабочей силы – 430 тыс. чел.?
Задача 3.
В городе 5,5 тыс. чел. безработных, которые имеют право на получение пособия по безработице. Размер пособия составляет 75 % от средней заработной платы, которая по городу примерно равняется 12 тыс. руб. Средний срок выплаты пособия – 2 месяца, после этого безработного, как правило, удается трудоустроить, направить на переподготовку или общественные работы. Кроме того, каждый работник в среднем содержит одного нетрудоспособного иждивенца, что дает право на повышение пособия на 10 %. Определите, сколько средств из фонда занятости было направлено на выплату пособий.
Задача 4.
Имеются условные данные: фактический ВНП в n-м году составил 1000 млрд ден. ед. Естественный уровень безработицы составил в этом же году 5 %. Фактический уровень безработицы составил 7 %. Рассчитайте объем потенциального ВНП в n-м году.