Что изучает экономическая теория? (предмет экономики)
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ
Проблемы эффективности
При определении предмета экономической теории мы выделили её центральную проблему - проблему эффективного распределения и использования ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей людей, то есть проблему экономической эффективности.
Экономическая эффективность - соотношение между затратами ресурсов, с одной стороны, и полученными результатами, то есть объёмом произведённых благ, с другой стороны.
Большее количество продуктов, полученное в результате одинаковых затрат ресурсов, означает большую экономическую эффективность.
Метод экономической теории
Метод любой науки - это те инструменты, приёмы, с помощью которых исследуется предмет данной науки.
Рассматривая выше предмет экономической теории, мы выяснили, что она изучает общие закономерности поведения людей и экономической системы в целом в процессе производства, обмена, распределения и потребления благ в условиях ограниченности ресурсов. При этом главной проблемой является эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов с целью максимального удовлетворения человеческих потребностей.
Метод исследования зависит от предмета науки.
В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы - это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.
Развитие экономических явлений и процессов происходит по законам диалектики. Это закон перехода количества в качество, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания. Изучая экономические явления и процессы, необходимо познать их причины, сущность, внутренние связи между ними.
Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение "при прочих равных условиях", индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.
Анализ предполагает расчленение объекта исследования на отдельные элементы, на более простые экономические явления и процессы, выделение существенных сторон явлений и процессов. Выделенные элементы исследуются с разных сторон, в них выделяется главное и существенное.
Синтез означает соединение исследованных элементов и сторон предмета в единое целое (в систему). Синтез противоположен анализу, с которым он неразрывно связан. В ходе анализа и синтеза устанавливаются зависимости между экономическими процессами и явлениями, причинно-следственные связи, выявляются закономерности.
Абстрагирование - это отвлечение от несущественного, выделение наиболее важных фактов и взаимосвязей в экономике. Абстрагирование происходит и в процессе анализа.
Допущение "при прочих равных условиях" (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.
Индукция - это выведение общего из частных фактов, движение от фактов к теории, от частного к общему, как говорят философы. Исследование начинается с наблюдения за экономическими процессами, с накопления фактов. Индукция позволяет на основе фактов делать обобщения.
Дедукция означает предварительную формулировку какой-то теории до того, как она будет подтверждена или отвергнута на основе проверки фактами, и применение сформулированных положений к наблюдаемым фактам и экономическим процессам. Формулируемое научное предположение или допущение есть гипотеза. В этом случае исследование идёт от теории к фактам, от общего к частному.
Единство логического и исторического. (В данном случае логическое является синонимом теоретического, историческое - синоним практики.) Принцип единства логического и исторического состоит в том, что теоретический анализ экономических явлений должен отражать реальный исторический процесс возникновения и развития этих явлений. Теория должна соответствовать истории, практике, но не копировать их, а воспроизводить по существу и без случайных явлений и фактов.
Математические и статистические методы. С развитием математики и информатики появилась возможность представить многие экономические зависимости в виде математических формул и моделей. Статистические методы позволяют использовать накопленные массивы экономических данных для анализа и выявления тенденций и закономерностей развития экономики, для экономического прогнозирования. Математика, информатика и статистика позволяют с достаточной степенью точности строить экономические модели. Модель в упрощённой абстрактной форме представляет важнейшие особенности исследуемых отдельных экономических процессов или экономики в целом. Модель отражает наиболее существенные черты экономических процессов. Необходимо заметить, что модель может быть представлена не только в математической форме. Модели формулируются разными способами: математическое описание с помощью уравнений, неравенств т.д., графическое изображение, описание с помощью таблицы, словесная формулировка.
В результате изучения экономики с помощью различных методов выявляются экономические законы.
Экономический закон - это устойчивая, повторяющаяся, объективная, причинно-следственная связь и взаимозависимость экономических явлений и процессов.
В рамках экономической теории выделяются следующие части: введение в экономическую теорию (основополагающие концепции и понятия), микроэкономическая теория, макроэкономическая теория, теория мировой экономики, теория переходной экономики (рисунок 2.).
Микроэкономика - это часть экономической теории, в которой изучается поведение предприятий, домашних хозяйств и других хозяйственных единиц (субъектов экономики), а также функционирование отдельных рынков и эффективность распределения и использования ресурсов.
Макроэкономика исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс и т.д.
Международная экономика - это часть экономической теории, где анализируется развитие мирового хозяйства в целом, взаимодействие национальных экономик, сфера международных экономических отношений.
Теория переходной экономики (переходная экономика) изучает развитие экономической системы в странах, где осуществляется преобразование административно-командной экономики в рыночную экономику.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА
МИКРОЭКОНОМИКА
СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЦЕНА
Спрос и его факторы
Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.
Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.
В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.
Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.
Эту зависимость обосновывают следующими причинами:
o эффектом дохода;
o эффектом замещения;
o действием принципа убывающей предельной полезности.
1. Эффект дохода - желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объёма приобретаемых других товаров.
2. Эффект замещения - готовность потребителя при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими.
3. Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньшее удовлетворение. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возникнуть только при снижении цены на него.
Иллюстрацией закона спроса является кривая спроса.
Каждой цене из ряда возможных цен (шкалы цен) соответствует готовность потребителя приобрести определённое количество продукта?
Для того чтобы ответить на вопрос, какие факторы влияют на изменение кривой спроса, необходимо различать два понятия: изменение величины спроса и изменение спроса (изменение в спросе).
Величина спроса изменяется под влиянием ценового фактора. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса вверх или вниз
А изменение спроса (изменение в спросе) выражается в смещении кривой спроса вправо или влево
К факторам, влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие:
o изменение вкусов и предпочтений потребителей;
o количество потребителей на рынке (размер рынка);
o изменение денежных доходов потребителя;
o цены на сопряженные товары (товары-субституты);
o потребительские ожидания изменений на рынке.
Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Так в течение многих десятилетий большой популярностью пользовались резиновые галоши, но много ли мы найдем сейчас желающих прогуляться в этой обуви по улицам.
Количество покупателей. Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе. Уменьшение числа студентов в стране может привести к снижению спроса на бумагу, учебники и т.д. Создание различных интеграционных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов) приводит к увеличению размера рынка и к увеличению спроса.
Доход.А. Товары высшей категории (нормальные товары).Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода. В. Товары низшей категории. Спрос на эти товары изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода.
Цены на сопряжённые товары. Товары-заменители. Если продукты являются взаимозаменяемыми, то цена на один продукт и спрос на другой продукт находятся в прямой зависимости. Взаимодополняющие товары. В этом случае существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой.
Ожидания потребителей. Ожидание роста или снижения цен, повышения или понижения доходов может привести к увеличению или уменьшению спроса на товары.
Эластичность спроса
Степень чувствительности потребителей к изменению цены продукции называется ценовой эластичностью спроса. Для измерения эластичности спроса используют коэффициент эластичности спроса.
Коэффициент эластичности спроса показывает на сколько процентов меняется величина спроса на товар вследствие изменения его цены на один процент.
Формулу коэффициента ценовой эластичности спроса можно представить следующим образом:
Если коэффициент ценовой эластичности меньше 1, то спрос на данный продукт является неэластичным спросом, если больше 1, то спрос эластичный. Различают также единичную эластичность (Ed=1), абсолютную неэластичность (спрос не меняется с изменением цены), абсолютно эластичный спрос (самое небольшое снижение цены увеличивает покупки до бесконечности).
Предложение и его факторы
Предложение - это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определённый период времени.
Закон предложения. Высокие цены побуждают производителя предлагать на рынке больше своих товаров, а низкие - меньше.
Изменение величины предложения - это перемещение по кривой предложения от одной точки к другой под влиянием изменения цены.
Изменение предложения (изменение в предложении) означает смещение всей кривой предложения вправо или влево под воздействием неценовых факторов.
К неценовым факторам (детерминантам) предложения можно отнести следующие:
o цены на факторы производства (экономические ресурсы);
o технология;
o размер налогов и субсидий;
o цены на другие товары;
o ожидания;
o количество производителей (продавцов).
Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведёт к увеличению или снижению издержек производства.
Технология. Применение современной технологии позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растёт.
Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии напротив уменьшают издержки и увеличивают предложение.
Цены на другие товары. Предприятие (фирма) может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.
Ожидания. Существуют различные варианты, как могут отреагировать производители, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предложение или, наоборот, сократят текущее предложение в ожидании будущего роста цен.
Количество продавцов. Увеличение числа фирм, занимающихся производством данного продукта, приведёт к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (конечно, если объёмы производства каждого предприятия при этом не сократятся).
Цена и ценообразование
Мы рассмотрели спрос и предложение по отдельности. Теперь попробуем соединить их вместе. Такое объединение происходит через особенности поведения потребителя и производителя. Решающую роль в этом единении играет цена.
Цена - это та денежная сумма, за которую потребители готовы приобрести или реализовать товар (услугу).
Среди множества цен (шкалы цен) существует только одна, по которой продавцы желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определённое количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой.
При любой другой цене, которая будет выше или ниже равновесной, существует разрыв между спросом и предложением. Цена выше равновесной стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. Как следствие, на рынке появляется избыточное предложение данного товара. Однако такое положение не может сохраняться постоянно. Наличие избыточного товара у производителей будет побуждать их к снижению цены, в результате цена может упасть даже ниже равновесной. По новой цене производители будут готовы предложить гораздо меньшее количество товара, но число покупателей, готовых приобрести этот продукт, возрастёт. Спрос превысит предложение, образуется дефицит. В свою очередь, конкуренция между покупателями приведет к росту цены, а рост цены подтолкнёт производителей к увеличению выпуска товара.
Избыток товара будет опускать его цену, а нехватка (дефицит) вызовет рост цены на продукт. Так будет продолжаться до тех пор, пока при определенной цене количество продукта, которое готовы приобрести покупатели, не совпадёт с количеством товара, которое производители готовы выпустить и продать по этой же цене. Это и будет равновесная цена, а объём продукции будет называться равновесным количеством.
В данном случае мы видим действие уравновешивающей функции цен. Суть этой функции заключается в том, что конкурентные силы спроса и предложения способны прийти к такому уровню цен, при котором решения о купле и продаже будут совпадать по месту и по времени. Существуют и другие функции цен: информационная, организующая, регулирующая, санирующая (побуждающая наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы) и т.д.
Что же будет происходить с равновесной ценой, если будут меняться известные нам неценовые факторы. Как вы помните, изменение этих факторов приводит к сдвигу кривых спроса и предложения вправо-влево. В этом случае можно рассмотреть простые и сложные случаи.
В простых случаях меняется или спрос, или предложение, в сложных случаях спрос и предложение изменяются одновременно. К более сложным случаям относятся следующие:
1. Предложение растет, спрос сокращается. При этом происходит снижение равновесной цены. Изменение равновесного количества может быть со знаком +, - или 0. Все зависит от количественного соотношения изменений спроса и предложения.
2. Предложение сокращается, спрос растет. Здесь наблюдается повышение равновесной цены тоже за счёт изменения и спроса, и предложения. Изменение равновесного количества может быть различным, как и в 1-ом случае, оно зависит от соотношения изменений спроса и предложения.
3. Предложение и спрос растут. В этом случае на равновесную цену воздействуют две противоположные тенденции:
· рост предложения в направлении понижения цены;
· рост спроса в направлении повышения цены. При этом равновесное количество увеличивается.
4. Предложение и спрос сокращаются. В такой ситуации воздействие на равновесную цену неопределённо. Если объёмы сокращения предложения больше сокращения спроса, то равновесная цена повышается. В случае если объёмы сокращения предложения меньше сокращения спроса, то равновесная цена уменьшается. Равновесное количество в любом случае сократится.
(Попробуйте построить графики спроса и предложения для сложных случаев и рассмотреть изменения равновесной цены и равновесного количества.)
Теперь необходимо выяснить, что произойдет, если произойдут нарушения в действии механизма рыночного ценообразования. Например, кто-нибудь (государство, монополия) установит законодательным, приказным, волевым порядком цену выше или ниже равновесной. Имеются в виду так называемые цены "пола" и "потолка". Но в отличие от обыкновенной комнаты потолок цены устанавливается ниже равновесной цены (выше потолка нельзя подпрыгнуть), а низший предел цены (цена "пола") выше равновесной цены (ниже пола невозможно упасть).
Как мы видим из рис, результатом применения потолка цены или низшего предела цены будет дефицит или излишек. Зачем же применяют такие способы контроля за ценами?
Потолки цен применяют обычно для сдерживания инфляционных процессов, решения социальных проблем, например, доступность каких-либо продуктов беднейшим слоям населения. Необходимость такого регулирования цен возникает во время войн, стихийных бедствий. Неизбежным спутником дефицита являются очереди и "чёрный" рынок. Всё это вынуждает применять различные способы нормирования товаров, в частности, карточки, талоны и т.д.
Низшие пределы цен могут устанавливаться для поддержки отечественного производителя, для решения социальных вопросов (закон о минимальной заработной плате). Во многих странах практикуется использование цен "пола" для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, т.е. государство устанавливает минимальную цену, ниже которой продавать-покупать нельзя. При цене выше равновесной появляется избыток предложения, излишек продукции. Что делать с этим излишком? Можно попробовать договориться с производителями товара, ограничить предложение. Можно найти новые области применения продукта, и тем самым увеличить спрос. В противном случае государство должно будет закупить излишек продукции. Таким образом поступает правительство США, закупая излишки зерна у фермеров и предлагая его затем на экспорт. В Бразилии нашли способ избавиться от излишков сахарного тростника путём переработки его в спирт, который используется вместо бензина для заправки автомобилей.
Конкуренция и модели рынка
Рыночные цены формируются в результате конкуренции. Фирмы (производители) вступают между собой в соревнования за платёжеспособный спрос потребителя, за его предпочтения, за его деньги. Такое соревнование можно назвать экономической конкуренцией. Формы и характер экономической конкуренции могут значительно меняться в зависимости от того, на каких рынках действуют рыночные субъекты и как эволюционирует рыночная ситуация.
Характеристика основных моделей рынка | |||||
Признаки модели рынка | Модели рынка | ||||
Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | ||||
Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |||
Количество фирм | Множество | Много | Несколько | Одна фирма | |
Тип продукции | Однородная, стандартизированная | дифференцированная | Однородная или дифференцированная | Уникальная продукция | |
Степень контроля над ценой | Отсутствует контроль | Слабый, незначительный контроль | Частичный контроль | Высокая степень контроля | |
Условия вступления в отрасль | Ограничений нет, равный доступ к информации | Относительно лёгкие, удовлетворительный доступ к информации | Ограничен доступ на рынок и к информации | Доступ на рынок блокирован | |
Примеры | Фермерские хозяйства | Розничная торговля, производство одежды, обуви, косметики, мебели и т.д. | Автомобилестроение, авиационная, химическая, нефтяная, электронная промышленность и т.д. | Электрические и газовые, местные телефонные компании и т.д. |
Существуют различные взгляды на роль монополий в эффективном использовании ресурсов и обеспечении научно-технического прогресса. Но общепризнанно, что монополист стремится к производству, продаже меньшего объёма продукции и по более высокой цене, чем его конкурентный коллега. Таким образом, складывается картина недостаточно эффективного распределения и использования ресурсов. Комплекс подобных причин побуждает государство заниматься регулированием деятельности таких монополий. Основным инструментом такого регулирования является антимонопольное (антитрестовское) законодательство. Антимонопольные законы могут регламентировать цены на производимую продукцию и могут регламентировать процессы слияния и демонополизации компаний. Примером является решение о демонополизации (разделе на 2-3 самостоятельных фирмы) компании Microsoft.
Альтернативные издержки
Прежде чем начать предпринимательскую деятельность организатор бизнеса знакомится с конъюнктурой рынка, выясняет цены на факторы производства, изучает спрос на предполагаемый продукт своего предприятия, определяет возможные затраты, рассматривает различные варианты, выбирает предпочтительный.
В процессе функционирования предприятия потребляются различные производственные ресурсы. Между объемом выпускаемой продукции и количеством потребленных ресурсов существует зависимость, которую называют производственной функцией:
Q = f(x1, x2, x3… xn),где
Q - максимально возможный выпуск продукции при данной комбинации производственных ресурсов; x1, x2, x3… xn - затраты ресурсов, - труда, капитала, земли.
Итак, альтернативные издержки - это издержки упущенных возможностей, представляющие собой ценность других благ, которые можно было бы получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования данного ресурса.
Альтернативные издержки очень трудно представить как определенное количество рублей или долларов. Это объясняется тем, что в условиях многообразного производства и быстро меняющейся экономической обстановки трудно выбрать лучший способ использования имеющихся ресурсов. В рыночном хозяйстве это делает сам предприниматель, как организатор и инициатор производства. Опираясь на свою интуицию и опыт, предприниматель определяет эффект от того или иного направления применения ресурсов. При этом выручка и размер доходов от упущенных возможностей всегда является гипотетическим.
В хозяйственной деятельности на предприятиях могут использоваться и так называемые внутренние издержки, тот есть затраты ресурсов, владельцем которых является сам предприниматель, но за использование которых он не платит.
Внутренние издержки - это сумма денежных средств, которые нужно было бы платить, если бы эти ресурсы приобретались у других производителей.
Сумма внешних и внутренних издержек представляет собой экономические издержки.
Экономическая прибыль - это разница между суммой продаж и экономическими издержками.
Соотношение между экономическими и бухгалтерскими издержками, а также между экономической и бухгалтерской прибылью представлено на рисунке.
Износ и амортизация
Значительную долю издержек составляют затраты, связанные с приобретением и поддерживанием в рабочем состоянии таких капитальных ресурсов как машины, оборудование, здания. Капитальные ресурсы называют также основным капиталом.
Основной капитал - это часть капитала предприятия, которая используется в течение многих производственных циклов и стоимость которых включается в издержки и в цену продукции не целиком, а по частям.
Использование в хозяйственной деятельности указанных ресурсов имеет ряд особенностей. В отличие от таких производственных ресурсов, как топливо, энергия, материалы (т.е. предметы труда), капитальные ресурсы расходуются на протяжении многих циклов производства, т.е. функционируют годами, но подвергаются постоянному износу.
Износ - это постепенная утрата капитальными благами своей ценности.
Эта утрата ценности выступает в форме двух видов износа - физического и морального.
Под физическим износом понимают потерю средствами труда (машинами, оборудованием длительного пользования) своих потребительских качеств, своих технико-производственных свойств.
Физический износ в свою очередь выступает в двух видах:
o первый вид - это износ средств труда в процессе непосредственной эксплуатации оборудования в ходе изготовления продукции;
o второй вид - это разрушение средств труда под влиянием сил природы в результате бездействия: станки ржавеют и выходят из строя, здания разрушаются и приходят в негодность.
Моральный износ основного капитала - это снижение его стоимости в результате появления более эффективной техники или в результате повышения эффективности в производстве данного вида оборудования.
Главной причиной морального износа основного капитала является научно-технический прогресс, это находит свое отражение в снижении цен на капитальные ресурсы (см. рис.).
Для поддержки машин и оборудования необходимы средства на ремонт, модернизацию, замену средств труда, т.е. чтобы возмещать износ оборудования необходимы амортизационные отчисления.
Амортизационные отчисления представляют собой денежную форму перенесенной на продукцию стоимости функционирующего основного капитала и включаются в издержки производства.
Отношение годовой суммы амортизационных отчислений к полной стоимости основного капитала, выраженное в процентах, называется нормой амортизации.
Пример того, как производится расчёт амортизационных отчислений и нормы амортизации, приводится в таблице.
Таблица. Возмещение основного каптала
L = 5 лет | K|f тыс. руб. | A тыс. руб. | Aa |
К началу 1-го года | |||
К концу 1-го года | |||
К концу 2-го года | |||
К концу 3-го года | |||
К концу 4-го года | |||
К концу 5-го года | |||
Kf - полная стоимость основного капитала К|f - остаточная стоимость основного капитала L - срок службы основного капитала A - амортизационные отчисления Aa - амортизационный фонд A| - норма амортизации | |||
Kf A = ------------ L | A A| = --------------- x 100% Kf |
Рынок труда
Рыночный спрос на данном рынке будет определяться совокупным спросом всех фирм, а предложение - совокупным предложением всех рабочих, ищущих работу. В свою очередь, всё предложение рабочей силы на рынке труда можно подразделить на так называемые не конкурирующие группы. Различия в профессии, квалификации, уровне образования и т.д. разделяют людей на разные группы, и в поисках работы эти группы практически не конкурируют друг с другом.
Рабочая сила в рыночной экономике приобретает также форму человеческого капитала. Человеческий капитал представляет собой оценку потенциальной способности индивидуума приносить доход; он включает в себя врождённые способности и таланты, а также полученное образование, приобретённую квалификацию, накопленный опыт.
Инвестиции в человеческий капитал выступают, прежде всего, в трех видах:
o инвестиции в образование. Этот вид инвестиций является наиболее значительным, так как он закладывает основу будущего развития и совершенствования знаний человека, дает ему определенную профессию и квалификацию, делает рабочую силу более эффективной;
o инвестиции в здравоохранение. Затраты на здоровье - это главным образом затраты на профилактику заболеваемости, позволяющие увеличить работоспособность рабочего, удлинить его жизнь, повысить производительность его труда;
o инвестиции в мобильность. Расходы на мобильность, способность человека к передвижению в поисках работы, позволяет человеку лучше ориентироваться в оценке состояния рынка труда, предприимчиво и активно осуществлять поиск работы, отвечающей его способностям, осуществлять попытки проявить себя в смежных видах работы, повысить свою квалификацию.
Инвестиции в человеческий капитал выгодны как обществу, так и отдельному работнику.
o С точки зрения общества, более квалифицированный рабочий при соответствующей высокой организации труда дает обществу большую массу производимых материальных благ и величину валового национального продукта.
o С позиции предпринимателя, такой труд обеспечивает меньший объем переменных и постоянных издержек производства и большую прибыль.
o Для отдельного человека рост профессионализма и квалификации создают дополнительные условия для реализации своих собственных способностей в трудовой и общественной деятельности.
Заработная плата представляет собой доход в денежной форме, получаемой наемным работником за предоставление определенной трудовой услуги. Ее также определяют как цену производственного ресурса, название которого труд.
В ситуации, когда спрос на труд равен предложению труда, устанавливается равновесный уровень заработной платы (см. рис.). Если же предложение рабочей силы превышает спрос на неё, то возникает безработица.
Вид кривой предложения труда объясняется тем, что при высоком уровне заработной платы, которая позволяет обеспечить и высокий уровень удовлетворения потребностей, дальнейшее ее увеличение вызывает сокращение величины предложения: свободное время начинает цениться выше, чем дополнительное потребление материальных благ (высокая заработная плата позволяет сокращать рабочий день без ущерба для личного благосостояния).
Заработная плата подразделяется на номинальную и реальную.
Номинальная заработная плата представляет собой сумму денег, получаемую за выполнение некоторой трудовой услуги.
Реальная заработная плата выражается в том количестве товаров и услуг, которые можно приобрести на деньги, полученные рабочим в качестве номинальной заработной платы.
Для рыночной экономики характерно значительная дифференциация уровней заработной платы.
Различный уровень оплаты труда определяется рядом факторов, среди которых следует выделить такие, как:
o профессионально - квалификационные характеристики труда;
o природные способности человека (умственные и физические);
o уровень его подготовки и квалификации,
o степень мобильности рабочей силы,
o готовность человека постоянно учиться и повышать свою квалификацию.
Заработная плата выступает в двух основных формах: повременной и сдельной.
Повременная заработная плата - это денежная оплата труда наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества отработанного им времени в соответствующих единицах измерения (час, день, неделя, месяц, год).
Сдельная заработная плата - это тоже денежная оплата труда наемного работника, рассчитываемая в зависимости от количества произведенной им продукции.
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИКИ
Что изучает экономическая теория? (предмет экономики)
Предмет науки - это то, что исследует, изучает та или иная наука.
Само слово "экономика" греческого происхождения, буквально означающее "искусство управления домашним хозяйством" ("ойкос" - дом, домашнее хозяйство, "номос" - правило, закон). В настоящем курсе термин "экономика" используется в смысле "экономическая теория", "экономическая наука".
В самом начале можно сказать, что экономика, или экономическая теория, изучает экономические закономерности, экономические проблемы. Это первое приближение к определению предмета экономики.
Экономическая система - это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.
В дальнейшем мы увидим, что существуют различные экономические системы. Но на данном этапе важно разобраться с общим понятием экономической системы. В экономической системе условно можно выделить несколько важнейших сфер экономической деятельности людей: производство, обмен, распределение и потребление.
Экономическая система | Включает в себя следующие основные сферы экономической деятельности | Производство |
Распределение | ||
Обмен | ||
Потребление |
Теперь можно сформулировать более то