Поиск литературных источников, анализ и обобщение материала по теме контрольной работы
Поиск литературных источников - это информационный поиск, процесс отыскания литературных источников, которые посвящены выбранной теме работы или содержат нужные факты, сведения, статистические данные, необходимые для выполнения работы. Подбор литературы следует начинать сразу же после выбора темы. При подборе литературы следует обращаться к предметно-тематическим каталогам и библиографическим справочникам библиотек, а также использовать систему Internet.
Информационный поиск осуществляется посредством информационно-поисковой системы и выполняется вручную, либо с использованием современных информационных технологий, реализованных на базе информационно-коммуникационных средств сети Интернет, обеспечивающей АИС (автоматизированные информационные системы) отраслевого назначения, библиотек, образовательных учреждений и т.п. Для ускорения отбора необходимой документации из общего объема имеющихся источников информации и повышения эффективности труда научных работников, обучаемых в вузах и других учебных заведениях в стране созданы Информационно-сервисные центры библиотек (например, ИСЦ Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге).
Переработка информации на этапе выполнения информационного поиска по теме контрольной работы должна быть правильно организована при изучении опубликованных документов, книг, периодических изданий, сборников научных трудов и специальной литературы, изданий научных обществ, научных и реферативных журналов, сборников научных трудов и докладов ученых академий наук.
Для организации процесса информационного поиска целесообразно придерживаться следующих правил:
1. Выяснение списка периодических изданий по тематике выполняемой контрольной работы.
2. Ограничение параметров библиографии: языка, страны, года издания, авторов и др.
3. Начинать информационный поиск следует с новейшей литературы, а затем по ссылкам постепенно выходить на первоисточники литературы (монографии, учебники, статьи);
4. Необходимо использовать реферативные журналы и сборники изобретений (патентная инфиниация).
Технология информационного поиска сводится к быстрому просмотру литературы для отбора наиболее интересной для выполнения контрольной работы. Затем изучается более детально отобранная литература для закрепления и выписки суждений, понятий, выводов. Наиболее эффективной формой запоминания необходимых сведений, фрагментов текста является конспект.
При составлении конспекта очень важно уметь правильно и четко делать выписки (краткое содержание отдельных разделов, глав, параграфов, страниц), уметь составлять сжатое содержание первоисточника. Рекомендуется следующий порядок составления конспектов. Когда материал прочитан и усвоен, необходимо составить план конспекта. Планы бывают двух видов:
1. Простые – схема, главный вопрос, содержание текста.
2. Сложные – краткое изложение основной мысли с ее некоторой расшифровкой в виде лаконичных тезисов изложения научных положений.
Конспект – это наиболее распространенный вид записей при обзоре и анализе литературы. Конспект представляет собой последовательное изложение прочитанного или услышанного (доклад, лекция). Конспект содержит не только основные идеи первоисточника, но и их обоснование, подтвержденное цитатами, цифрами, фактами.
При составлении информационного материала на завершающем этапе информационного поиска по теме контрольной работы, осуществляется учет источников (список литературы), производится переработка первичных источников (составление конспектов) и проводится анализ полученных сведений для обоснования актуальности и научной новизны выбранной темы для выполнения работы.
Анализ целесообразно осуществлять по следующей методике информационного поиска. Выписки делаются на отдельных листах, выполняющих роль картотеки. Лист делится на две части. В правой части кратко формулируется суть данной выписки. Затем записывается ее текст в виде цитат, пересказа содержания своими словами, тезисов, статистической или хронологической таблицы.
В левой части листа кратко формулируется свое отношение к данному тезису, цитата с высказыванием мнения или предложений по решению данного вопроса по теме работы. После выписки дается ссылка на источник, откуда взяты данные.
Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной) начинается с подготовки библиографического списка, который должен всесторонне охватывать исследуемую тему. Источниками для формирования библиографического списка могут быть:
- список обязательной и рекомендованной литературы по теме курсовой работы;
- образовательные сайты интернет ресурсов;
- библиографические списки и сноски в учебниках и научных изданиях
(монографиях, научных статьях) последних лет или диссертациях по данной тематике;
- рекомендации научного руководителя.
Поиск литературных источников рекомендуется проводить на следующих порталах:
Информационно-образовательный портал САУ. - http://e.spbume.ru/
Электронная библиотека САУ http://library.ime.ru/jirbis
Электронная библиотека ИД «Гребенников» http://grebennikon.ru
Электронная библиотека РГБ http://www.rsl.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU http://elibrary.ru,
Государственный Комитет Статистики http://www.gks.ru/
РосБизнесКонсалтинг www.rbc.ru
Справочная правовая система «Консультант Плюс». URL: www.consultant.ru
Официальный сайт Правительства Российской Федерации. URL:www.government.ru Российская государственная библиотека. – Режим доступа: www.rsl.ru
Российская национальная библиотека – Режим доступа: www.nlr.ru
Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России – Режим доступа: www.gpntb.ru.
Электронно-библиотечная система Лань – https://e.lanbook.com/
Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, которые охватывает избранная тема, а затем уже вести поиск нового, дополнительного материала. При изучении литературы желательно соблюдать следующие рекомендации:
Начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса - монографий и журнальных статей, после этого использовать литературу, посвященную отдельным частным аспектам исследуемой проблемы, частным прикладным исследованиям проблемы, а также нормативные инструктивные материалы (рекомендуется использование нормативных и инструктивных материалов только последних изданий).
При обобщении материалов не стоит стремиться освоить всю информацию, заключённую в ней, а следует отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы; критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в выпускной квалификационной работе. Изучая источники, следует тщательно оформлять выписки, с указанием источника, номеров страниц и других компонентов библиографического описания, необходимых для оформления примечаний и списка литературы.
Следует ориентироваться на последние данные по соответствующей проблеме, опираясь на самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы (включая материалы, найденные в сети Internet); при отборе фактов из источников нужно подходить к ним критически.
Указание на литературные источники по исследуемой теме можно встретить в сносках и списке литературы уже изданных работ. Поиск статей в научных журналах следует начинать с последнего номера соответствующего издания за определенный год, так как в нем, как правило, помещается указатель всех статей, опубликованных за год.
Целесообразно просматривать профессиональные и специализированные периодические издания (журналы, газеты, сборники научных трудов). Выпускники могут и должны воспользоваться фондами ведущих библиотек, таких, например, как Российская государственная библиотека, Российская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино, Библиотека Российской Академии наук и другие. Большинство из них имеют электронные ресурсы, что позволяет познакомиться с нужным документом в режиме онлайн.
Работа с научной книгой начинается с изучения титульного листа, где приводятся данные об авторе и выходные сведения (год и место издания), а также оглавления. Год издания книги позволяет соотнести информацию, содержащуюся в ней, с существующими знаниями по данной проблеме на современном этапе. В оглавлении книги раскрываются ключевые моменты ее содержания, логика и последовательность изложения материала. После этого надо ознакомиться с введением, где, как правило, формулируется актуальность темы, кратко излагается содержание книги и ее направленность, раскрываются источники и способы исследования, степень разработанности проблемы. Ознакомление можно завершить постраничным просмотром, обратив внимание на научный аппарат, частично расположенный в сносках, на определения ключевых понятий, полноту изложения заявленных в оглавлении вопросов.
При изучении специальной (научной) литературы полезно обращаться к различным словарям, энциклопедиям и справочникам в целях выяснения смысла специальных понятий и терминов, конспектируя те из них, которые в дальнейшем будут использованы в тексте работы и при составлении глоссария. В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и систематизируют их по ключевым вопросам исследования. На основе обобщенных данных уточняют структуру квалификационного исследования, его содержание и объем. Хотя структура работы первоначально определяется на стадии планирования, в ходе ее написания могут возникнуть новые идеи и соображения. Поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов.