Поведение потребителя при различной эластичности
Характер спроса | Поведение потребителя | |
При снижении цены | При росте цены | |
Эластичный (ЭС >1) | Значительно повышает объем покупок (спрос растет быстрее, чем снижается цена). Выручка у продавца растет | Значительно снижает объем покупок (спрос снижается более высокими темпами, чем растет цена). Выручка продавца падает |
Единичная эластичность (ЭС=1) | Спрос растет теми же темпами, которыми падает цена. Выручка растет | Спрос снижается теми же темпами, что растет цена. Выручка не изменяется |
Неэластичный (ЭС<1) | Темпы роста спроса меньше темпов снижения цены. Выручка падает | Темпы снижения спроса меньше темпов роста цены. Выручка растет |
Эластичность спроса ниже всего на товары, являющиеся для потребителя самыми необходимыми. Особенно она низка на товары и услуги первой необходимости. Таков, например, спрос на хлеб, цветы в предпраздничные и праздничные дни, соль, спички, мясо и т.д.
При прочих равных условиях, при неэластичном спросе цены могут расти, а при эластичном – снижаться.
Как же количественно измеряется эластичность спроса?
По цене эластичность спроса измеряется отношением процентного изменения спрашиваемой продукции к процентному изменению цены.
= (4.4)
,
где – коэффициент эластичности спроса; – прирост предлагаемой продукции; – прирост цены на данную продукцию.
Если ЕА>1, спрос считается эластичным, и спрос неэластичен при ЕА<1. Кривая совершенно неэластичного спроса изображается на графике линией, параллельной вертикальной оси, кривая совершенно эластичного спроса представляет собой линию, которая расположена выше и параллельно горизонтальной оси.
Как правило, спрос эластичен на те товары и услуги, которые к повседневным и обыденным не относятся. Спрос неэластичен на товары повседневного спроса. Поэтому рост цен на них может не приводить к сокращению объема или, во всяком случае, рост цен при неэластичном спросе ведет к относительному падению объема предложенной продукции.
Эластичность спроса – показатель, который широко используется в практике налогообложения, дотаций государства отдельным производителям, как правило, производящим неэластичные товары, в инвестиционной политике.
Таким образом, спрос – явление довольно сложное, оно включает в себя и такие элементы, которые учитывают индивидуальные потребности отдельного покупателя, его особенности. С другой стороны, спрос зависит не только от экономических факторов, но и от психологии потребителя, от духа соревнования в потреблении, который ему присущ. Эти явления не всегда поддаются количественной оценке. Поэтому уровень профессионализма при изучении спроса зависит не только от знаний и умений количественно его определить, исходя из тех переменных, которые на него влияют и которые можно измерить, но и от тех факторов, которые не поддаются исчислению и их количественно определяют методом экспертных оценок. Эксперты-профессионалы высочайшего класса, подобно дегустаторам вина, определяют его качественные характеристики. Поэтому это дорогостоящее мероприятие. Все это в конечном итоге приносит гораздо больший экономический эффект: если спрос определен, тогда известными становятся самые сокровенные «тайны» рынка – цена и объем предложения.