Теория спроса и предложения.
Экономическое равновесие
Спрос индивидуального потребителя. Закон спроса.
Эластичность спроса
Любая экономическая система удовлетворяет потребности людей. Экономическая теория рыночного хозяйства дает основания для вывода о том, что потребности удовлетворяются в условиях наличия и использования механизма спроса и предложения.
Под объемом спроса, исходя из эмпирического представления о рынке и рыночных отношениях, понимается количество товара или услуг, которое представлено на рынке к реализации и которое субъекты хозяйствования и индивиды могут купить за определенный промежуток времени. Объем спроса – это не просто количество того или иного товара, а такое количество товара или услуг, которое покупатели имеют возможность купить и они готовы его купить. Второй важный момент – время. Фактор времени в экономике играет чрезвычайно важную роль. При определении объема спроса он проявляется в том, что количество товара и услуг соизмеряется во времени (день, месяц, год).
В экономической теории, наряду с объемом спроса, рассматривается функция спроса. Под ней понимается зависимость объема спроса от тех факторов, которые влияют на решение покупателя приобрести данный товар. В общем виде функция спроса может быть представлена следующим образом:
= ( … …), (4.1)
где – объем спроса на товар А в единицу времени (в натуральном выражении); – цены товара А; – цены других товаров; – денежный доход; – некоторая величина (или вектор), характеризующая вкусы и предпочтения; ... – другие факторы, влияющие на объем спроса.
Если предположить, что все факторы, определяющие объем спроса, кроме цены данного товара, являются фиксированными, то от функции спроса можно перейти к функции спроса от цен, которая характеризует зависимость спроса на товар лишь от его собственной цены:
= . (4.2)
Функция спроса от цены может быть представлена одним из трех способов: табличным, аналитическим и графическим.
Например, табличный выглядит следующим образом (табл. 4.1):
Т а б л и ц а 4.1
Зависимость спроса от цены
(руб.) | (тыс. шт.) |
Аналитический способ может быть представлен, например, в следующем виде:
= . (4.3)
Графический способ представлен на рисунке 4.1. Линия являет собой графическое отображение функции спроса от цены. Она называется линией спроса.
Из графика видно, что при цене 30 рублей объем спроса равен 200 штук единиц товара. В том случае, если цена товара понижается до 20 руб., объем спроса увеличивается до 300 штук. Линия изображена в виде прямой, хотя может быть и кривой.
Экономисты различают изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса происходит в том случае, если изменяются цены на данный товар, при фиксированных значениях прочих факторов, определяющих объем спроса. В указанном случае имеет место движение вдоль линии спроса. Если же изменяются факторы, определяющие объем спроса, то происходит сдвиг линии спроса. В данном случае говорят, что изменился сам спрос. Этот процесс изображен на рисунке 4.2.
Р,
Руб
Р1
A
D1 D2
Р2
B
Q1 Q2 Q3 Q4 Q, шт.
Рис. 4.2. Изменение объема спроса и изменение спроса
Предположим, что первоначально линия спроса занимала положение Д1. При понижении цены с Р1 до P2 объем спроса увеличивается с Q1 до Q2. Мы движемся вдоль линии спроса Д1 из точки А в точку В. Здесь увеличивается только объем спроса. Другой случай – возросли денежные доходы населения и оно теперь желает покупать большее количество товара при каждом значении его цены. При цене Р1 объем спроса теперь составляет не Q1, а Q3. При цене Р2 – не Q2, a Q4. Следовательно, линия спроса сдвинулась вправо, т.е. увеличился сам спрос.
В том случае, если речь идет о потребительском товаре, то изменение спроса может произойти по следующим причинам:
1. В связи с изменением доходов населения, которые способствуют увеличению спроса на абсолютное большинство товаров. Товары, спрос на которые увеличивается в результате роста доходов, называются «нормативными». В свою очередь спрос на некоторые потребительские товары (перловая крупа, маргарин, черный хлеб) с увеличением доходов уменьшается. Их принято называть «неполноценными».
2. В результате изменения цен на другие, как правило, взаимозаменяющие, товары. Так, увеличение спроса на маргарин может произойти в результате роста цен на продукт «заменитель сливочного масла».
3. Меняются вкусы и предпочтения потребителей. Например, если некоторый вид ткани «вошел» в моду, то спрос на него может возрасти.
4. С изменением цены на дополняющие товары. Например, автомобили и бензин. Рост цены на бензин снижает спрос на автомобили и наоборот.
5. Изменения в ожидании будущих цен. Если ожидается увеличение цен, например на соль, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо.
6. На спрос влияет увеличение населения.
Между ценой и объемом спроса существует обратная зависимость – при снижении цены объем спроса увеличивается и наоборот. Это закон спроса.
Известно одно исключение из этого закона, которое получило название «Парадокс Гиффена». Английский экономист Роберт Гиффен (1837–1910 гг.) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого возросла, существенно увеличился. Но это, в принципе, не отрицает закона спроса, так как повышение цены на картофель заставило их резко сократить потребление более дорогих и качественных продуктов.
Понятие «эластичность спроса» в экономическую теорию ввел А. Маршалл.
Эластичность показывает степень реакции одной величины на изменение другой. В практике наиболее широко применяемой зависимостью является изменение объема спроса в связи с изменением цены. На графиках 3 и 4 зависимостью между ценой (P) и объемом товаров и услуг (Q) представлены два основных вида кривых. В первом случае изменение цены от 1000 до 2000 руб. приводит к сокращению объема спроса с 10 до 6 ед., а во втором случае такое же изменение цены привело к снижению объема с 10 до 9 ед. В этих двух случаях наблюдается неодинаковая степень зависимости объема спроса от цены. В первом случае спрос эластичен (4.3), во втором – неэластичен (4.4).
Р,
Руб
Q
Рис. 4.3. Эластичный спрос
Р,
Руб
Q
Рис. 4.4. Неэластичный спрос
Для количественной оценки эластичности спроса необходимо сопоставить прирост объема спроса ко всему его объему и прироста цены к цене. Покажем это на примере.
Т а б л и ц а 4.2
Эластичность спроса
Цена, (Р), тыс. руб. | Количество товаров (Q) | Выручка, тыс. руб. | Изменение в спросе | Изменение в цене | ЭС |
10:20=58 % | 2:8=25 % | Эласти-чен >1 | |||
10:30=33,3 % | 2:6=33,3 % | Равный 1 | |||
10:40=33,3 % | 2:4=33,3 % | Неэластичен <1 | |||
При эластичности спроса больше единицы снижение цены вызывает такой рост величины спроса, что общая выручка возрастает. В данном случае спрос эластичен. Общая выручка остается неизменной при эластичности спроса, равной единице. Когда же спрос неэластичен, т.е. спрос меньше единицы, снижение цены вызывает такое падение спроса, что общая выручка падает.
Таким образом, при эластичности спроса меньше единицы продавец может повышать цены на свою продукцию и увеличивать объем реализации, т.е. выручку. Но если спрос эластичен, то цены лучше не повышать, так как выручка от реализации будет снижаться.
Поведение потребителя при различной эластичности спроса можно представить в виде таблицы.
Т а б л и ц а 4.3