Три основные проблемы экономической теории
В связи с ограниченностью ресурсов любое экономическое общество, любой хозяйствующий субъект в каждый данный момент решает триединую задачу рационального использования ресурсов.
Первая из них – какие блага производить, какого качества и в каких количествах. Постановка этой проблемы обусловлена имеющимися потребностями и степенью очередности их удовлетворения при ограниченных ресурсах. Здравый смысл уже подсказывает, что если не удовлетворены первичные потребности, если человек испытывает потребность в пище, то театры строить нецелесообразно, а если и надо их строить, то решая первоочередную задачу – произвести в первую очередь надо продукты питания и обеспечить возможность их приобретения каждому в них нуждающемуся.
Вторая проблема – как производить блага. Другими словами, надо определить, кто будет их производить, из каких ресурсов и какова при этом должна быть технология, квалификационная подготовка трудовых ресурсов, и т.д. Решается данная проблема исходя из принципа эффективности использования ресурсов.
Одна из основных проблем – для кого производить. Как, зная платежеспособный спрос населения, произвести те блага, в которых нуждаются и бедные и богатые и люди со средними доходами.
Экономическая теория не только ставит, но и решает эти проблемы. Ключевое слово во всех этих проблемах – производить. Не обменять, не купить, не продать, а именно производить. Какая же может быть экономика без производства? Только та, которая развивается не по экономическим законам.
Учитывая этот факт, каждый изучающий экономическую теорию может проанализировать научную обоснованность производимых в России реформ, где промышленное производство в 90-х гг. прошлого столетия сократилось более чем в половину. И только в настоящее время Президент РФ ставит задачу увеличения объемов производства. Реальный прирост его осуществляется начиная с 2000 г. Однако если такими темпами будет развиваться экономика России, то только через 30 лет возможно она по экономическому потенциалу догонит Португалию, далеко не передовую европейскую страну в экономическом отношении и это при наличии значительных природных и других ресурсов, превосходящих ресурсы Португалии.
Основные понятия и их определения
Каждому из приведенных ниже положений, отмеченных цифрами, найдите соответствующий термин или понятие, отмеченные буквами.
1. Экономика.
2. Экономический закон.
3. Экономическая эффективность.
4. Микроэкономика.
5. Макроэкономика.
6. Мегаэкономика.
7. Нормативная экономическая теория.
8. Позитивная экономическая теория.
А. Часть экономической теории, исследующая обособленные экономические единицы (фирмы, отрасли, домашние хозяйства), ориентирующие на такие сигналы рынка, как цены, спрос, предложение и др.
Б. Часть экономической теории, изучающая экономические явления и процессы в масштабах национальной экономики в целом.
В. Раздел экономической теории, анализирующий интеграцию национальных экономик в мировое хозяйство.
Г. Направление экономической теории, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика;
Д. Анализ факторов, на основе которых формируются принципы экономического поведения.
Е. Наука, изучающая объективные экономические законы, позволяющие людям эффективно использовать ограниченные ресурсы с целью удовлетворения растущих потребностей.
Ж. Прочные, постоянные, существенные причинно-следственные связи между фактами и явлениями в экономической жизни общества.
З. Отношение между затратами ресурсов и тем объемом товаров и услуг, которые созданы в результате использования этих ресурсов.
Тренировочные задания
1. Классическая школа экономической мысли представлена в работах:
а) Т. Мэна;
б) Е. Бем-Баверка;
в) М. Фридмена;
г) Д. Риккардо;
д) верного ответа нет.
Ответ – (г).
2. «Экономическая теория» и «Политическая экономия» – это разные науки?
а) да, исходя из их практической направленности;
б) нет, предмет у них общий;
в) да, т.к. политическая экономия изучает макроэкономику и ее законы;
г) нет, у них одни и те же методы;
д) верного ответа нет.
Ответ – (б).
3. Если из множества фактов экономической жизни для исследования берется любой из них, то можно утверждать, что при этом используется метод абстракции? Да/Нет
Ответ – Нет.
Задание для самоконтроля
1. Появлением различных школ в экономической теории можно объяснить несовершенство этой науки. Да/Нет
2. Экономическая наука отличается от естественных наук невозможностью постановки полностью контролируемого эксперимента. Да/Нет
3. Если хозяйствующий субъект получает выгоды от их снижения у других субъектов, то его действия будут относиться к разряду экономически эффективных. Да/Нет
4. Позитивная экономика предусматривает и характеризуется повышением эффективности экономики. Да/Нет
5. Можно с позиции экономической теории объяснить наличие экономического неравенства в обществе. Да/Нет
6. Связь практики и экономической теории носит устойчивый характер. Да/Нет
7. Квалификационный уровень экономиста зависит от методов анализа экономических явлений на эмпирическом уровне. Да/Нет
8. Между терминами «Экономика» и «Экономическая теория» имеются принципиальные различия. Да/Нет
9. Экономическая теория является наукой об организации бизнеса. Да/Нет
10. Знание экономической теории необходимо для изучения конкретно-экономических наук, например «Бухгалтерского учета и аудита». Да/Нет
11. Представители экономической мысли Древнего мира считали рабство тормозом экономического прогресса:
а) они выступали за его отмену;
б) раба они рассматривали как «говорящее» средство производства;
в) доказывали, что экономика должна развиваться на принципах свободы, равенства и отмены частной собственности;
г) выступали за частичную отмену рабства;
д) все ответы неверны.
12. И.Г. Посошков и его учение о богатстве ближе всего:
а) к учению физиократов;
б) классической школе экономической мысли;
в) меркантилизму;
г) носило самостоятельный характер и не относилось к какой-либо школе;
д) институциональному направлению;
е) социально-рыночному хозяйству.
13. Л.В. Конторович был удостоен Нобелевской премии по экономике за исследования:
а) потребительских предпочтений;
б) бюджетных ограничений;
в) теории случайных явлений в экономике;
г) теории циклов экономического развития;
д) линейного экономического программирования.
14. В.И. Ленин – автор концепции империализма как монополистического капитализма. Его концепция ошибочна?
а) да, т.к. он утверждал, что капитализм умирающий, а он развивается;
б) нет, противоречия нарастают в экономике, поэтому многие проблемы решаются внеэкономическими (политическими и военными) средствами;
в) да, экономика стран Европы, Америки успешно развивается при высоком жизненном уровне населения;
г) нет, экономика 15–20 стран в мире развивается из более чем 200 стран мира, большинство из которых бедные;
д) нет, т.к. социализм ликвидирован в СССР, но в Китае у руководства коммунистическая партия и эта страна успешно развивается.
15. «Экономическая теория» и «Политическая экономия» – это разные науки?
а) да, исходя из их практической направленности;
б) нет, предмет у них общий;
в) да, т.к. политическая экономия изучает макроэкономику и ее законы;
г) нет, у них одни и те же методы;
д) верного ответа нет.
16. Эффективная экономика может быть в условиях высокого жизненного уровня населения или в условиях наличия значительного количества бедных.
а) только при отсутствии слоя неимущих;
б) не исключает наличия бедных, но социально их защищает;
в) там, где рынок эффективной экономики быть не может.
17. Экономическая теория носит универсальный или локальный характер:
а) это наука универсальная;
б) действует только в условиях рынка;
в) это наука о присвоении богатства, она изучает законы по присвоению природных ресурсов, носит локальный характер;
г) изучает поведение потребителя в экстремальных, форс-мажорных обстоятельствах;
д) верного ответа нет.
18. Выберите позитивное суждение:
а) Цены на продукты, входящие в набор «потребительской корзины», должны быть низкими.
б) Высокие пошлины на ввозимые в страну иностранные автомобили выгодны отечественным производителям и поэтому желательны.
в) Налоги на малый и средний бизнес должны быть низкими.
19. Экономика изучает поведение «экономического человека» или общества в целом:
а) экономического человека;
б) общества в целом;
в) изучает поведение потребителя;
г) изучает экономические законы, которые используются обществом и индивидом;
д) только поведения производителя.
20. В каких целях используется познание экономических законов, принципов:
а) чтобы получить преференции в распределении доходов;
б) для эффективного использования имеющихся ресурсов;
в) для удовлетворения потребностей государства;
г) в целях повышения обороноспособности страны;
д) для предотвращения циклического развития экономики страны.
Глава 2