Россия и столкновение цивилизаций
Распад СССР и стремление США к мировой гегемонии нарушили баланс сил, способствовали возникновению больших зон нестабильности, в первую очередь, на территории Евразии. Появление новых независимых государств в Восточной Европе, Закавказье и Центральной Азии привело к усилению национализма, росту напряжённости в межнациональных отношениях. Зачастую государственная идеология новых стран была основана на идее национального превосходства титульной нации и, соответственно, политике дискриминации в отношении представителей других национальностей. Происходит самоутверждение за счёт этнических меньшинств. Примером служит отказ от предоставления гражданства русскоязычному населению Латвии и Эстонии, вытеснение русского языка и русской культуры, прекращение трансляции российских телевизионных каналов на Украине в период президентства Виктора Ющенко.
Следствием этого процесса становятся многочисленные вооружённые конфликты на постсоветском пространстве, территории бывшей Югославии (Приднестровский конфликт, Армяно-Азербайджанский конфликт, Грузино-Абхазский и Грузино-Югоосетинский конфликты, войны Югославии с Хорватией и Словенией, Боснийский и Косовский кризисы), сопровождающиеся актами геноцида, нарушения прав этнических меньшинств.
Дискриминация русскоязычного населения в ряде стран постсоветского пространства привела к значительному оттоку населения в Россию, поставила в повестку дня Российского государства необходимость защиты интересов наших соотечественников за рубежом. Важной задачей России является распространение российского культурного влияния во всём мире, объединение вокруг нашей страны всех представителей «Русского мира»[78], продвижение и защита традиционных российских культурных ценностей.
Завоевание Европы. Русские сезоны в Париже Сегодня, спустя 100 лет, трудно понять масштабы такого события, как Русские сезоны Дягилева в Париже. Даже сейчас, когда всеобщая интеграция и современные средства связи сделали границы прозрачнее, а расстояния – ближе, событие такого масштаба вызывает восхищение, а в начале века Сергей Павлович Дягилев произвел настоящий фурор. Несомненный талант Дягилева как организатора и антрепренера проявился на организованной им выставке русского искусства в Осеннем салоне Парижа в 1906 году, где он представил произведения Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова и других. Именно с этого события началась история знаменитых Русских сезонов Дягилева в Париже. В 1907 годы сезоны Дягилева продолжились – начиная с этого времени, Дягилев стал организовывать ежегодные зарубежные выступления русских артистов. Русские балетные сезоны Дягилева продлились до 1929 года и прекратились из-за смерти Сергея Павловича. Все это время балетные постановки встречали неизменный успех в Париже и Лондоне, и эта деятельность Дягилева внесла большой вклад в развитие русской культуры в Европе, послужили причиной большого интереса к ней. Популярность сезонов Дягилева привела к увлечению традиционным русским костюмом и породила новую моду. Один из французов-современников Русских сезонов сказал: «Русские дважды брали Париж. Один раз в марте 1814 года, и несколько раз начиная с мая 1908 года» http://www.vlasta-tula.ru |
Американская правящая элита стремится использовать всплеск национализма на постсоветском пространстве в своих интересах, провоцируя межэтнические столкновения для утверждения своих интересов. При этом широко применяется политика двойных стандартов. В частности, в период Косовского кризиса США обвинили правительство Югославии в геноциде против косовских албанцев и осуществили агрессию против Югославии, мотивируя её необходимостью оказания помощи албанскому меньшинству. При этом США утверждали, что при необходимости, мировое сообщество может нарушить государственный суверенитет и осуществить вмешательство во внутренние дела независимого государства. Точно так же был нарушен суверенитет Афганистана и Ирака. Способствуя провозглашению независимости Косова, американцы основывали свою позицию на праве наций на самоопределение. В то же время, в условиях нападения Грузии на Южную Осетию они отказались признать правомерность российского вмешательства, заявив, что Россия является агрессором, нарушающим суверенитет Грузии. Признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии они считают незаконным, отмечая, что Косово представляет собой особый случай, который не может быть распространён на другие народы.
Россия всегда была многонациональным и поликонфессиональным государством. Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории нашей страны живут представители более 800 этносов. Сотни лет народы России сосуществовали в рамках одного государства, поддерживая межэтнический мир и добрососедские отношения. Традиции толерантности в отношениях с представителями других этносов являются доминирующими и в настоящее время. Это подтверждают данные социологии.
Опрос, проведённый ВЦИОМом 25-26 августа 2007 года, свидетельствует о наличии в России межнационального мира и высокой степени толерантности в межнациональных отношениях. Так, 87% респондентов считают, что российскому народу присущи открытость, стремление к общению и взаимодействию с представителями разных народов, религий и культур. 80% считают, что русский народ в течение своей истории объединял разные народы, примирял их между собой. 78% отмечают, что отношения между различными народами нашей страны всегда были терпимыми. 71% уверены в том, что политика власти всегда строилась с учётом равноправия различных народов, была направлена на укрепление межнационального мира.
Однако в последнее время произошёл ряд событий, в которых отчётливо проявились ксенофобия и нетерпимость. В их числе так называемые русские марши, столкновения в Кондопоге и Ставрополе, нападения на иностранных студентов и гастарбайтеров в Москве, Санкт-Петербурге и Воронеже и пр.
Эскалация межэтнических конфликтов представляет серьёзную угрозу единству и территориальной целостности России, самому факту её существования как суверенного государства. Национальная политика России должна быть основана на укреплении межэтнического мира, равноправии всех наций, реализации прав этнических меньшинств, решительной борьбе с проявлением фашизма и ксенофобии. Эта политика требует объединения усилий государства и институтов гражданского общества.
Укрепление межэтнического мира, предотвращение конфликтов на национальной почве улучшит международный имидж России, станет важным фактором, способствующим распространению культурного влияния России в мире.
Итак, современный мир представляет собой сложное переплетение этнических, религиозных, культурных общностей, объединённых в несколько цивилизационных групп. Завершение холодной войны, возникновение зоны нестабильности в Евразии, стремление США к мировому лидерству и распространению западных ценностей, применение политики двойных стандартов привели к усилению межэтнических и межрелигиозных противоречий, возникновению ряда вооружённых конфликтов.
В этих условиях Россия должна направить усилия на предотвращение межэтнических конфликтов и укрепление традиций дружбы и мирного сосуществования представителей различных этнических и религиозных групп.
Культурное влияние России
Распад СССР и последовавший за этим социально-экономический кризис 90-х гг. привёл к значительному сокращению культурного влияния России. Русский язык перестал быть государственным почти во всех странах постсоветского пространства. В Восточной Европе и на территории постсоветского пространства произошло масштабное сокращение количества русских школ и количество учащихся образовательных учреждений, изучающих русский язык. Произошло сокращение носителей русского языка. Уходит в прошлое поколение людей, для которых язык Пушкина и Толстого был языком межнационального общения. Всё чаще русский язык заменяется английским, а в некоторых случаях даже китайским. Свидетельством сокращения пространства русского языка является тот факт, что количество пользователей Рунета составляет 2,2% от мирового Интернета. Это сопоставимо с удельным весом населения России.
Нам есть чем гордиться. «Броненосец Потёмкин» Последние полвека американцы являются законодателями моды в мировом кинематографе, а первая ассоциация к слову «кино» – Голливуд. Однако так было не всегда. Снятый Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году и признанный лучшим фильмом всех времен и народов «Броненосец «Потемкин» продолжает оставаться одним из самых значительных произведений отечественного и мирового киноискусства. Его сюжет, основанный на подлинном историческом событии, образно выразил основные социальные тенденции ХХ века: массовое стремление к свободе, борьбу с тиранией, защиту человеческого достоинства, призыв к единению людей во имя равноправия. Новаторская форма фильма и сегодня оказывает глубокое влияние на развитие выразительных средств кино. Это признают даже в США. В списке лент, оказавших наибольшее влияние на мировой кинематограф, составленном американским телеканалом Turner Classic Movies «Броненосец «Потёмкин» занимает второе место и является единственным неамериканским фильмом первой десятки! http://www.mignews.com |
Нам есть чем гордиться. Достоевский Нам посчастливилось жить в стране, имеющей великие литературные традиции. Русская проза – одна из самых высоких вершин мировой литературы. Пушкин, Толстой, Гоголь, Достоевский – эти имена известны любому школьнику в любом уголке мира, а многие люди выучили русский язык только (именно) для того, чтобы читать в оригинале Достоевского. Трудно переоценить влияние великого русского писателя на мировую культуру XX века. Отсветы его открытий легко заметить у таких непохожих художников слова, как Томас Манн и Генрих Манн, Джойс и Кафка, Моравиа и Грин, Камю и Сартр, Леонов и Федин, Шервуд Андерсон и Фолкнер, Бёль и Паризе, Пикассо и Шостакович, Кобо Абэ и Куросава. Десятки, сотни исследований пишутся и издаются ежегодно в США, Великобритании, Германии, других европейских государствах, Японии. Уже много лет выходит специально посвященный достоевистике журнал «Dostoevsky Studies». Действует международное общество Достоевского, которое каждые три года проводит свои симпозиумы в разных городах мира, куда собираются десятки ученых из разных стран – от Мексики до Новой Зеландии. http://exlibris.ng.ru |
По данным исследования «Русский язык в новых независимых государствах» языком общения в семье русский язык остаётся для 6% жителей Азербайджана, 5% жителей Таджикистана, 4% жителей Литвы, 3% жителей Армении и только 1% жителей Грузии. Не менее грустная картина по использованию русского языка на работе и по месту учёбы.
Рисунок 7. Язык общения в семье на постсоветском пространстве
Рисунок 8. Уровень владения русским языком на постсоветском пространстве
Свободно владеют русским языком только треть населения Таджикистана, Армении и Грузии и менее 30% жителей Азербайджана и Литвы. При этом степень владения русским языком среди несовершеннолетних значительно ниже. В Армении и Грузии он составляет 14%, в Литве – 6%. Только 8% жителей Литвы и 11% жителей Грузии регулярно читают книги на русском языке.
Нам есть чем гордиться. Чехов Чехов – не просто один из классиков русской литературы. Это творец, драматургический талант которого можно поставить в один ряд с Шекспиром, Мольером, Бернардом Шоу. Это хорошо понимали его собратья по перу. Дж. Б. Шоу: «В плеяде великих европейских драматургов имя Чехова сияет как звезда первой величины». С. Моэм О Чехове: «Самые элементарные замечания о современной художественной прозе не могут обойтись без упоминания о русском влиянии». Э. Олби (классик современной американской драматургии): «Чехов несет ответственность за развитие всей мировой драмы в XX веке». О благотворном влиянии Чехова на английскую литературу писал Дж. Голсуорси, о воздействии Чехова на французскую литературу говорили Ж. Веркор, А. Вюрсмер, Ф. Мориак, Э. Триоле, о его роли в немецкой литературе XX века – Т. Манн. http://ilibrary.ru/bio/chekhov/ |
В большинстве государств постсоветского пространства от 70% до 90% не хотят начать изучение русского языка или повышать уровень его владения. Выросло уже не одно поколение граждан стран постсоветского пространства, плохо владеющих русским языком. Пройдёт ещё каких-нибудь 20 лет и для Молдавии, Грузии, Киргизии русский язык будет чужим.
Рисунок 9. Потребность в изучении русского языка на постсоветском пространстве
Показателем падения влияния российской культуры является уменьшение количества иностранных студентов, обучающихся в России. Советский Союз был признанным образовательным центром. В советских вузах обучались миллионы студентов из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Получив образование в нашей стране, они становились носителями советских (российских) культурных ценностей, проводниками влияния СССР в странах третьего мира. Сейчас молодые люди из азиатских и африканских стран предпочитают получать образование в американских и европейских вузах. Постоянно увеличивается количество иностранных студентов, обучающихся в Китае. В настоящее время около трети иностранных студентов обучается в США, свыше 50% – в Европе[79].
Рисунок 10. Предпочтения в отношении стран для получения образования детьми
Стремление России к лидерству в современном мире невозможно без восстановления позиций ведущего культурного центра, расширения сферы влияния отечественной культуры.
Тема 8
Мировое информационно-коммуникационное пространство[80]
В результате знакомства с этой темой вы узнаете:
- об основных тенденциях развития мирового информационно-коммуникационного пространства;
- роли массовой информации в современном мире;
- развитии современных коммуникационных каналов, Интернета, блогосферы, мобильной телефонии;
- позициях России в мировом информационно-коммуникационном пространстве;
- особенностях развития отечественных СМИ.