Особенности развития третьего сектора в России
В России гражданские движения в настоящее время переживают настоящий бум. В стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Возникают все новые профессиональные, молодежные, экологические, культурные и иные объединения.
Однако их количественный рост опережает рост качественный. Далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части организаций в России приоритетной задачей стало получение финансирования от влиятельных зарубежных фондов, для других – обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. Некоторые организации появляются как ответ на сиюминутные проблемы (например, союзы обманутых вкладчиков, дольщиков), другие с самого начала носят открыто ангажированный политический характер.
Лидеры отдельных организаций чаще всего даже не знают о существовании сходных организаций и в принципе неохотно идут на контакт с ними. Наибольшим препятствием к объединению оказывается недостаточное осознание общих интересов и возможностей. Среди преобладающих способов лоббирования отмечаются скорее негласные, нежели легальные и публичные по характеру: личные связи с чиновниками, взаимные договоренности и соглашения между группами интересов, подкуп лиц, от которых зависит принятие нужных решений.
Обращает на себя внимание достаточно частое в последнее время проявление личной общественной активности граждан, не связанное с деятельностью тех или иных общественных организаций. Прежде всего, это действия по защите собственных прав. Движения обманутых вкладчиков и соинвесторов, марши защитников автомобилей с правым рулем, протесты жителей против точечной застройки − вот лишь несколько наиболее ярких примеров таких действий. Широкое распространение данной формы общественной активности связано с угрозой, направленной на личные права или собственность граждан.
По данным Росстата, общая численность некоммерческих организаций[71] в Российской Федерации в 2009 году составляла около 670 тыс. Однако только половину из них можно отнести к третьему сектору. Остальные являются государственными или муниципальными учреждениями. Необходимо отметить, что, несмотря на позитивную тенденцию, по количеству зарегистрированных общественных организаций Россия значительно отстаёт от других европейских стран. Так, в расчёте на 1000 жителей Россия имеет 2,5 зарегистрированных организации, в то время как в близкой нам и имеющей сходный с нами исторический опыт Чехии этот показатель составляет 5,5. В некоммерческих организациях работает пока только 1,13% экономически активного населения России[72]. Это значительно меньше, чем в других демократических государствах.
Рисунок 4. Трудовые ресурсы некоммерческого сектора
Большинство россиян (63%) полагают, что сегодня в России трудно быть общественно активным человеком. Лишь 16% придерживаются противоположного мнения.
Только 27% россиян относят себя в той или иной мере к общественно активным людям. Чаще других к этой группе относят себя респонденты с высшим образованием, жители больших городов и люди, дающие наиболее высокие оценки своему уровню жизни.
Ядро социальной базы третьего сектора составляют 7,7% россиян, которые являются членами или участвуют в деятельности некоммерческих организаций, гражданских инициативах, вовлечены в отношения добровольчества и благотворительности, готовы объединяться для совместных действий, если их идеи и интересы совпадают, а также демонстрируют информированность об организациях третьего сектора и гражданских инициативах.
Ещё 26,6% россиян не участвуют в деятельности некоммерческих организаций и гражданских инициативах, однако готовы объединяться для совместных действий, занимаются благотворительностью в широком смысле, информированы о некоммерческих организациях, гражданских инициативах.
26,5% россиян потенциально готовы объединяться для совместных действий, но реально не участвуют в них, не занимаются частной благотворительностью или добровольчеством и не информированы в достаточной мере о работе существующих организаций.
30,4% взрослых россиян не готовы к объединению с другими людьми для решения коллективных целей, но при этом они имеют склонность к благотворительности, знают о существовании и деятельности общественных организаций.
Наконец, 8,8% россиян относятся негативно к любой общественной и благотворительной деятельности[73].
Структура третьего сектора по сферам деятельности на сегодняшний день демонстрирует преобладание социальной политики и благотворительности[74]. Основными направлениями деятельности некоммерческих организаций являются социальная защита, образование и научная деятельность, защита политических, экономических и социальных прав человека, благотворительность, досуг, спортивная и туристическая деятельность, культура и искусство.
Рисунок 5. Распределение некоммерческих организаций по сферам деятельности (%).