Политическая система современной России
В мире глобальной конкуренции особое значение имеет сохранение суверенитета как основы развития независимого государства и демократии, политического режима, наиболее эффективно обеспечивающего адаптацию к новым вызовам и модернизационное развитие экономической и политической сферы.
Современная политическая система России сформировалась в результате исторического развития нашей страны в 1990–2000-е годы. Она возникала в сложных условиях крушения коммунизма в СССР, переходного олигархического периода 90-х годов и восстановления суверенной государственности в начале XXI века. Эта система, с одной стороны, –результат борьбы конкретных политических сил в постсоветской России, и поэтому её необходимо оценивать как адекватную политическую форму, обеспечившую сохранение страны и возможность её дальнейшего развития. Но с другой стороны, она – первый случай в истории нашей страны, когда сам народ установил для себя систему власти. Поэтому, несмотря на все сложности своего формирования, наша политическая система выражает в своих институтах главные ценности, к которым стремится наше общество: свободу, справедливость, суверенитет.
Правовой основой современной российской политической системы выступает Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
Конституция определяет нашу политическую систему как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
В российской политической системе присутствуют базовые принципы республиканизма (разделение властей) и демократии (носитель суверенитета и источник власти – народ).
Народ формирует непосредственно в результате прямых выборов четыре института власти: президента Российской Федерации, Государственную думу, представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Все остальные властные институты формируются выборными органами власти (самостоятельно или в результате взаимодействия между собой). Таким образом, право на осуществление властных функций прямо или опосредовано делегируется всем органам власти и должностным лицам народом. Он – носитель государственного суверенитета и источник власти в нашей стране.
Народ также обладает правом непосредственного выражения своей воли путем референдума (общенационального, субъекта Федерации или местного).
Государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Местное самоуправление, являясь также формой публичной власти народа, в систему государственной власти не входит (ст. 12).
Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание, которое состоит из двух палат: Государственной думы (избираемой напрямую гражданами России) и Совета Федерации, представляющего органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
На уровне субъектов Федерации законодательную власть осуществляют избираемые народом законодательные (представительные) органы власти (законодательные собрания, думы, советы и т. д.).
Федеральную исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации, возглавляемое председателем Правительства. Исполнительными органами власти являются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
На уровне субъектов Федерации исполнительную власть осуществляют органы исполнительной власти субъектов (правительства, администрации), возглавляемые главами исполнительной власти субъектов РФ (губернаторами, главами администраций, президентами республик и т. д.).
Судебную власть осуществляют высшие федеральные суды (Конституционный суд, Верховный суд и Высший арбитражный суд), федеральные суды (общей юрисдикции и арбитражные), а также суды субъектов Федерации (мировые, конституционные, уставные).
Ключевую роль в системе государственной власти играет институт президента Российской Федерации, который не входит ни в одну из ветвей власти[4]. Президент является главой государства, функции которого заключаются в следующем:
· выступать гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80, п. 2);
· определять «основные направления внутренней и внешней политики государства» (ст. 80, п. 3);
· издавать указы и распоряжения, «обязательные для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ст. 90);
· использовать «согласительные процедуры» для разрешения разногласий между властями федерального и регионального уровней, а также между властями субъекта Федерации; передавать разрешение споров в соответствующие суды и приостанавливать действие актов исполнительной власти субъектов Федерации до вынесения решения судом (ст. 85);
· президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами России (ст. 87, п. 1).
Эти ключевые функции, предусмотренные Основным законом, позволяют президенту гарантировать единство и территориальную целостность страны, обеспечивать единство правового пространства, функционирование политическое системы в рамках закона даже в случаях, когда орган законодательной власти отсутствует или почему-либо бездействует. Особенно важно, что функции президента позволяют ему правовым способом решать проблемы, возникающие ввиду федеративного характера российской государственности. Он выступает посредником между властями Федерации и субъекта Федерации, между властями субъекта, не позволяя возможным конфликтам перерасти в кризис и спровоцировать развал всей политической системы. Командование Вооруженными силами России позволяет президенту эффективно обеспечивать суверенитет и безопасность страны.
Кроме этих ключевых системных функций Глава государства наделен полномочиями, позволяющими ему выступать институтом, балансирующим весь механизм разделения ветвей власти в политической системе страны.
В отношении федеральной исполнительной власти президент наделен правами:
· назначать с согласия Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации;
· председательствовать на заседаниях Правительства;
· по предложению премьер-министра назначать вице-премьеров и министров Правительства;
· принимать решение об отставке Правительства (ст. 8 Конституции, пп. а,б,д,в).
В отношении исполнительной власти субъектов Федерации президент наделен правами:
· предлагать законодательному органу власти субъекта кандидатуру губернатора;
· принимать решение об отставке губернатора.
В отношении федеральной законодательной власти президент обладает лишь одним полномочием – правом роспуска одной из палат Федерального собрания – Государственной думы, но в строго определенных Конституцией условиях.
Похожим правом он обладает и в отношении законодательных органов власти субъектов Федерации.
В отношении судебной ветви власти президент наделен правом представлять кандидатуры судей трех высших судебных инстанций (Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного) на утверждение Совета Федерации. Президенту предоставлено право назначать судей других федеральных судов. Он также вносит кандидатуру Генерального прокурора на утверждение Совета Федерации, и только он может поставить перед этой палатой вопрос об отставке Генпрокурора.
Кроме того, президент представляет для назначения Госдуме кандидатуру председателя Центрального банка России (и ставит вопрос о его отставке), назначает и освобождает высшее командование Вооружённых сил России, назначает своих полномочных представителей, формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, назначает и отзывает послов и других дипломатических представителей России за рубежом.
Таким образом, президент обладает весьма широкими полномочиями. Иногда российскую республику называют суперпрезидентской, а некоторые исследователи даже договариваются до термина «выборная монархия». Однако это, конечно, не так. Российский президент – не абсолютный монарх, поскольку он избирается всенародно на основе равного и прямого избирательного права (ст. 81, п. 1) и не более чем на два шестилетних срока подряд (ст. 81, п. 3)[5]. Более того, президент подчинён контролю со стороны законодательной и судебной ветвей власти и может быть отстранён от должности «в случае государственной измены или иного тяжкого преступления» (ст. 93, п. 1).
При этом формы, способы и процедуры правления, которыми может пользоваться президент, довольно подробно прописаны Основным законом. Это означает, что при значительных полномочиях института президентства в действиях Главы государства исключен произвол. Таким образом, особый властный статус нашего президента не выводит нашу политическую систему за пределы того, что называется правовым государство».
Чтобы убедиться в верности этого тезиса, нужно рассмотреть на конкретных примерах, как президент взаимодействует с той или иной ветвью власти. Возьмём сначала исполнительную власть. Президент может уволить Правительство, и в этом случае нужно назначать нового премьера. Президент назначает премьер-министра, но – с согласия Государственной думы! И если кандидатура премьера не устраивает думское большинство, президенту придется крепко подумать, прежде чем после двух отказов Госдумы предлагать ту же кандидатуру в третий раз. Ведь при третьем отказе Госдумы утвердить президентскую кандидатуру ему придется распускать эту палату парламента и назначать внеочередные выборы с тем, чтобы она собралась снова уже через 4 месяца (ст. 111, п. 4). Дважды в практике Российского государства кандидатуры на должность премьера утверждались только с третьей попытки (в 1998 г. Сергей Кириенко и Евгений Примаков).
Уже из этого примера ясно, что контроль над Правительством президент разделяет с Государственной думой. В отношении этой палаты парламента у президента тоже имеется право «увольнения» – конституционная процедура роспуска. Но случаи роспуска четко определены, и это не позволяет президенту России (как, например, президенту Франции или Греции) распускать нижнюю палату парламента в любой момент по собственному желанию.
Президент может распустить Госдуму после троекратного отклонения ею кандидатуры премьера. Такое право есть у президента в случае, если Госдума выражает недоверие Правительству дважды в течение трех месяцев (ст. 117, п. 3). Роспуск Госдумы позволен президенту и в том случае, если Правительство поставит перед Госдумой вопрос о доверии и этого доверия не получит (ст. 117, п. 4). При этом в обоих вышеуказанных случаях президент может не распускать Госдуму, а отправить в отставку Правительство.
Более того, наш Основной закон специально защищает высший законодательный орган страны от возможного произвола со стороны президента и исполнительной власти. Госдума не может быть распущена:
· в течение года после её избрания;
· с момента выдвижения ею обвинения против президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
· в случае введения на всей территории России военного или чрезвычайного положения;
· за шесть месяцев до истечения срока полномочий президента (ст. 109).
Наконец, как уже отмечалось, у законодателей имеется законное право контроля над Президентом и в случае доказанного факта совершения им тяжкого преступления – право отрешить его от должности. Сама процедура отрешения (импичмент) построена таким образом, чтобы, в свою очередь, защитить главу государства от произвола думского большинства. В ней участвуют Верховный и Конституционный суды, а решение об импичменте принимается двумя третями членов каждой палаты парламента. Сама процедура должна уложиться в три месяца со дня выдвижения обвинения – в противном случае обвинение будет считаться отклоненным (ст. 93).
Совет Федерации вообще не может быть распущен президентом. Поэтому, когда говорят о праве президента России распустить парламент, это не совсем точно. Президент может распустить только одну из палат парламента.
Ещё одна форма эффективного контроля законодателей над деятельностью президента обеспечена ст. 90, п. 3 Конституции России. Она гласит: «Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Это означает, что в случае, если по одному и тому же поводу президент издаёт указ, а парламент – закон, то действует именно последний.
Это верховенство законодательной ветви власти в нашей политической системе обеспечивается и специальной процедурой принятия закона, подписания его президентом и опубликования. Президент может отклонить принятый обеими палатами парламента закон. Но если этот же закон обе палаты при повторном рассмотрении примут двумя третями голосов, то президент будет обязан его подписать и обнародовать в течение семи дней (ст. 107, п. 3).
Таким образом, можно констатировать, что даже форма республики с сильными президентскими полномочиями (которая, несмотря на это, вполне попадает под определение президентско-парламентской) – это всего лишь разновидность демократической республики.
Политическая система, предусмотренная Конституцией России, – результат непростого, но собственного опыта становления российской нации. Она позволила удержать государство от разрушения и распада и оказалась достаточно адаптивной, способной функционировать в различных режимах.
Кроме того, она вполне соответствует российской политической традиции. А это многого стоит. Только такое соответствие может, как мы знаем, сделать демократию стабильной. Особое значение первого лица государства – это важная составная часть российской политической культуры. И с этим нельзя не считаться, что бы кто ни думал по этому поводу. Эта роль была характерна для дореволюционной России. Она восстановилась (несмотря на парламентскую форму правления) в советский период. Она нашла свое отражение и в современной российской Конституции[6]. Безусловно, в исторической перспективе властные полномочия постепенно будут еще больше рассредоточиваться от президента к другим институтам политической системы, так, как это происходило во всех странах, где развитие демократии носило органический характер.
Первые признаки подобного движения мы наблюдаем и в России. Президент обладает правом рекомендовать высшее должностное лицо (главу исполнительной власти) субъекта Федерации, но, согласно недавно принятому законодательству, эту кандидатуру президенту может в свою очередь порекомендовать партия, победившая на выборах в законодательный орган власти субъекта Федерации.
В 2004 г. изменился порядок формирования Государственной думы. Если раньше половина депутатов избиралась в мажоритарных округах, а вторая половина – по партийным спискам (пропорциональная система), теперь все депутаты избираются по спискам партий. Переход к пропорциональной системе не только расширяет политическое представительство, но и стимулирует политическую конкуренцию между партиями, а также расширяет возможности политической оппозиции. Полноценные, крупные политические партии выступают как главные связующие звенья между гражданским обществом и государством, как механизм обеспечения ответственности власти. Пропорциональные системы позволяют быстро создать значимые партии. Проводимая политика очевидным образом направлена на развитие партийной системы современной России. В перспективе партии должны стать ключевыми посредниками между обществом и государством и сформировать механизм демократической ответственности должностных лиц перед избирателями. Выдвигая человека на какой-либо пост, солидная партия рискует своей репутацией, а значит, – заинтересована в том, чтобы в период между выборами контролировать и корректировать, если это нужно, его поведение.
Межпартийная конкуренция на выборах позволяет сделать их не соревнованием остроумий и хитроумных политических технологий, а борьбой идей и политических курсов. Это существенно облегчает для избирателя задачу выбора, напрямую связывая для него голосование за партию и определенный вариант политики. Это значит, что избиратель начинает в большей степени влиять на содержание проводимой политики.
Важнейшей функцией партий в демократической политической системе является политический рекрутинг, формирование и ротация политической элиты. Именно партии должны стать социальным лифтом, обеспечивающим молодым людям получить доступ к политической деятельности, построить карьеру профессиональных политиков. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, на выборах в Государственную думу в 2007 г. четверть мест из партийного списка «Единой России» была предоставлена представителям молодёжи. Привлечение в ряды депутатов разного уровня и партийный аппарат молодых людей должно стать постоянной и систематичной мерой.
Таким образом, Россия сегодня – это суверенное демократическое государство. Она обладает сложной политической системой, сочетающей принципы народного суверенитета и разделения властей. Постепенно становятся нормальной практикой сложные процедуры согласования интересов между различными социальными, экономическими и политическими игроками внутри российской политической системы.
Сегодня мы живем в более свободной стране, чем это было двадцать лет назад и в более стабильной стране, чем это было десять лет назад. Мы пользуемся благами открытого общества, свободно передвигаясь по стране и за её пределами, получая информацию из тех источников, которые мы предпочитаем. Мы можем выбирать тех политиков, которые нас больше устраивают. Судебная система демократической страны постепенно обеспечивает все более надежную защиту интересов граждан, в том числе в их отношениях с государством. Об этом свидетельствуют простые факты. За последние восемь лет число граждан, обращающихся со своими бедами в суды, возросло с 1 млн человек до 6 млн, при этом более 70% истцов выигрывают свои иски к властям.
Тема 2