Относительная эффективность бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики
Бюджетно-налоговая экспансия.Рост государственных расходов и снижение налогов приводит к эффекту вытеснения, который значительно снижает результативность стимулирующей фискальной политики (см. рис. 9.5).
Рис. 9.5. Эффект вытеснения как результат роста государственных расходов и снижения налогов
G (или Т¯) Þ Y Þ C Þ Y Þ MD Þ R Þ I¯, Xn¯ Þ Y¯
Если государственные расходы G увеличиваются, то совокупные расходы и доход возрастают, что приводит к увеличению потребительских расходов С. Увеличение потребления, в свою очередь, увеличивает совокупные расходы и доход Y, причем с эффектом мультипликатора. Увеличение Y способствует росту спроса на деньги MD, так как в экономике совершается большее количество сделок. Повышение спроса на деньги при их фиксированном предложении вызывает рост процентной ставки R. Повышение процентных ставок снижает уровень инвестиций I и чистого экспорта Хn. Падение чистого экспорта связано также с ростом совокупного дохода Y, который сопровождается увеличением импорта. В итоге рост занятости и выпуска, вызванный стимулирующей фискальной политикой, оказывается частично элиминированным за счет вытеснения частных инвестиций и чистого экспорта.
Если бы не было вытеснения инвестиций и чистого экспорта, то увеличение Y из-за приращения госрасходов (или снижения налогов) было бы равно (Y0Y2). Однако вследствие эффекта вытеснения действительное увеличение Y составляет только (Y0Y).
Денежно-кредитная экспансия. Увеличение предложения денег позволяет обеспечить краткосрочный экономический рост без эффекта вытеснения, но оказывает противоречивое воздействие на динамику чистого экспорта.
Увеличение денежной массы Ms сопровождается снижением процентных ставок R (см. рис. 9.6), так как ресурсы для кредитования расширяются и цена кредита снижается. Это способствует росту инвестиций I. В итоге совокупные расходы и доход Y увеличиваются, вызывая рост потребления С. Динамика чистого экспорта Хn оказывается под влиянием двух противодействующих факторов: роста совокупного дохода Y, который сопровождается снижением чистого экспорта, и снижения ставки процента, которое сопровождается его ростом. Конкретное изменение величины Xn зависит от величин изменений Y и R, а также от значений предельной склонности к импортированию m' и коэффициента n.
Рис. 9.6. Влияние денежно-кредитной экспансии на изменение расходов и доходов
MS Þ R¯ Þ I Þ Y Þ Yd Þ C, Xn? ? Xn = g – m'Y – nR¯
Относительная эффективность бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики определяется в зависимости от:
а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента (коэффициенты d и n);
б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента (коэффициент h).
Относительная эффективность стимулирующей фискальной политики определяется величиной эффекта вытеснения. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.
Эффект вытеснения оказывается относительно незначительным в двух случаях:
1) если инвестиции и чистый экспорт малочувствительны к повышению процентных ставок на денежном рынке, то есть если коэффициенты чувствительности d и n относительно малы. В этом случае даже значительное увеличение R вызовет лишь небольшое вытеснение I и Хn, и поэтому общий прирост Y будет существенным. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой IS (см. рис. 9.7). Наклон кривой LM имеет в данном случае второстепенное значение.
2) Если спрос на деньги высокочувствителен к повышению процентных ставок и достаточно незначительного увеличения R, чтобы уравновесить денежный рынок. Поскольку повышение R незначительно, то и эффект вытеснения будет относительно мал (даже при относительно высоких коэффициентах чувствительности I и Хn к динамике R). Графически эта ситуация иллюстрируется более пологой кривой LM (см. рис. 9.8). Наклон кривой IS имеет в данном случае второстепенное значение.
Стимулирующая фискальная политика оказывается наиболее эффективной при сочетании относительно крутой IS и относительно пологой LM (см. рис. 9.9). В этом случае эффект вытеснения очень мал, так как и повышение ставок процента очень незначительно, и коэффициенты d и n очень малы. Общий прирост Y составляет величину (Y0Y1).
Стимулирующая фискальная политика относительно неэффективна, если эффект вытеснения превосходит эффект прироста выпуска.
Эффект вытеснения значителен, если:
1) инвестиции и чистый экспорт высокочувствительны к динамике процентных ставок, то есть коэффициенты d и n очень велики. В этом случае даже незначительное увеличение R вызовет большое снижение I и Хn и поэтому общий пророст Y будет мал. Графически эта ситуация иллюстрируется относительно пологой кривой IS (см. рис. 9.10) Наклон кривой LM в данном случае имеет второстепенное значение.
2) Спрос на деньга малочувствителен к динамике R. В этом случае для того, чтобы уравновесить денежный рынок, нужно очень значительное повышение R. Это вызывает очень сильный эффект вытеснения даже при относительно небольших коэффициентах d и n. Графически эта ситуация иллюстрируется более крутой кривой LM (см. рис. 9.11). Наклон кривой IS в данном случае имеет второстепенное значение.
Стимулирующая фискальная политика оказывается наименее эффективной в случае сочетания относительно пологой IS и крутой LM (см. рис. 9.12). В этом случае прирост Y, равный (Y0Y1), очень мал, так как и повышение ставок процента очень велико, и коэффициенты d и n значительны.
Относительная эффективность стимулирующей монетарной политики определяется величиной стимулирующего эффекта от увеличения денежной массы и снижения процентных ставок на динамику инвестиций и чистого экспорта. Этот стимулирующий эффект противоположен эффекту вытеснения.
Стимулирующий эффект на I и Хn относительно велик в 2-х случаях:
1) если I и Хn высокочувствительны к динамике процентных ставок. Графически это соответствует относительно пологой IS (см. рис. 9.13). В этом случае даже незначительное снижение R в ответ на рост денежной массы приводит к значительному росту I и Хn, что существенно увеличивает Y. Угол наклона кривой LM в данном случае имеет второстепенное значение.
2) если спрос на деньги малочувствителен к динамике R. Графически это соответствует относительно крутой LM. В этом случае прирост денежной массы сопровождается очень большим снижением процентных ставок, что сильно увеличивает I и Хn даже при относительно незначительных коэффициентах d и n. Угол наклона IS в данном случае имеет второстепенное значение.
Стимулирующая денежно-кредитная политика наиболее эффективна при сочетании относительно крутой LM и пологой IS (см. рис. 9.14). В этом случае и снижение процентных ставок весьма существенно и коэффициенты d и n значительны. Поэтому прирост Y, равный (Y0Y1), относительно велик.
Стимулирующая денежно-кредитная политика относительно неэффективна при высокой чувствительности спроса на деньги к динамике R, а также низкой чувствительности инвестиций и чистого экспорта к динамике ставки процента.
Пологая LM означает, что денежный рынок приходит в равновесие при очень небольшом снижении R в ответ на рост денежной массы. Даже если I и Хn очень чувствительны к динамике R, такого небольшого снижения процентных ставок оказывается недостаточно, чтобы существенно увеличить инвестиции и чистый экспорт. Поэтому общий прирост выпуска (DY) очень мал (см. рис. 9. 15).
Крутая IS означает, что даже при значительном снижении R инвестиции и чистый экспорт возрастут очень слабо, так как коэффициенты d и n очень малы. Поэтому общий прирост выпуска будет незначителен даже при большом увеличении денежного предложения и существенном снижении ставок процента (см. рис. 9.16).
Монетарная политика наименее эффективна при одновременном сочетании крутой IS и пологой LM (рис. 9.17). В этом случае и R снижается незначительно, и реакция на это со стороны I и Хn очень слабая. Поэтому общий прирост очень невелик и равен (Y0Y1).