Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой

Монетарная политика имеет довольно сложный переда­точный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

Можно выделить 4 звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

1) изменение величины реального предложения денег Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой - student2.ru в результате проведения Центральным банком соответствую­щей политики;

2) изменение ставки процента на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (в особенности инвестицион­ных расходов) на динамику ставки процента;

4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокуп­ного спроса (совокупных расходов).

Между изменением предложения денег и реакцией совокуп­ного предложения расположены еще две промежуточных ступени, прохождение через которые существенно влияет на ко­нечный результат.

Изменение рыночной ставки процента (2) происходит путем изменения структуры портфеля активов экономиче­ских агентов после того, как вследствие, скажем, расшири­тельной денежной политики Центрального банка, на руках у них оказалось больше денег, чем им необходимо. Следст­вием, как известно, станет покупка других видов активов, удешевление кредита, то есть в итоге — снижение ставки процента (см. рис. 7.3а).

Однако реакция денежного рынка зависит от характера спроса на деньги, т.е. от крутизны кривой LD. Если спрос на деньги достаточно чувствителен к изменению ставки процен­та, то результатом увеличения денежной массы станет незна­чительное изменение ставки процента. И наоборот: если спрос на деньги слабо реагирует на ставку процента (крутая кривая LD), то увеличение предложения денег приведет к существен­ному падению процентной ставки (рис. 7.3б, 7.3в).

Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой - student2.ru

Следующим шагом является корректировка совокупного спроса (совокупных расходов) в связи с изменением ставки про­цента. Обычно считается, что больше других на динамику ставки процента реагируют инвестиционные расходы (хотя можно гово­рить и о реакции потребления, расходах местных органов госу­дарственного управления, но они менее значительны). Если предположить, что на денежном рынке произошло существенное изменение ставки процента, то далее встанет вопрос о чувстви­тельности инвестиционного спроса (или совокупного спроса в целом) к динамике ставки процента. От этого, при прочих равных условиях, будет зависеть величина мультипликативного рас­ширения совокупного дохода.

Отметим также необходимость учитывать и степень реак­ции совокупного предложения на изменения совокупного спроса, что связано с наклоном кривой AS.

Очевидно, что нарушения в любом звене передаточного механизма могут привести к снижению или даже отсутствию каких-либо результатов денежной политики. Например, незна­чительные изменения ставки процента на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки процента разрывают связь между колебания­ми денежной массы и объемом выпуска. Эти нарушения в ра­боте передаточного механизма денежной политики особенно сильно проявляются в странах с переходной экономикой, ко­гда, например, инвестиционная активность экономических агентов связана не столько со ставкой процента на денежном рынке, сколько с общей экономической ситуацией и ожида­ниями инвесторов.

Помимо качества работы передаточного механизма суще­ствуют и другие сложности в осуществлении денежной поли­тики. Поддержание Центральным банком одного из целевых параметров, скажем, ставки процента, требует изменения другого в случае колебаний на денежном рынке, что не всегда благоприятно сказывается на экономике в целом. Так, Цен­тральный банк может удерживать ставку процента на опреде­ленном уровне для стабилизации инвестиций, а следовательно, их воздействия через мультипликатор на объем выпуска в це­лом. Но, если по каким-то причинам в экономике начинается подъем и ВНП растет, то это увеличивает трансакционный спрос на деньги (реальный ВНП — один из параметров спроса на деньги: Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой - student2.ru ). При неизменном предложении денег ставка процента будет расти, а значит, чтобы удержать ее на прежнем уровне, Центральный банк должен увеличить предложение денег. Это, в свою очередь, создаст дополни­тельные стимулы роста ВНП и к тому же может спровоциро­вать инфляцию.

В случае спада и сокращения спроса на деньги Центральный банк для предотвращения снижения ставки процента должен уменьшить предложение денег. Но это приведет к падению сово­купного спроса и только усугубит спад в экономике.

Следует учитывать также возможные побочные эффекты при проведении денежно-кредитной политики. Например, ес­ли Центральный банк считает необходимым увеличить пред­ложение денег, он может расширить денежную базу, покупая облигации на рынке ценных бумаг. Но одновременно с ростом предложения денег начнется снижение ставки процента. Это может отразиться на величине коэффициентов сr и rr. Населе­ние может перевести часть средств из депозитов в наличность и отношение Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой - student2.ru увеличится, банки могут увеличить свои избыточные резервы, что повысит отношение Передаточный механизм кредитной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой - student2.ru . В ре­зультате денежный мультипликатор уменьшится, что может частично нейтрализовать исходную тенденцию к расширению денежной массы.

Денежно-кредитная политика имеет значительный внеш­ний лаг (время от принятия решения до его результата), т.к. влияние ее на размер ВНП в значительной степени связано через колебания ставки процента с изменением инвестицион­ной активности экономике, что является достаточно длительным процессом. Это также осложняет ее проведение, т.к. запаздывание результата может даже ухудшить ситуацию. Ска­жем, антициклическое расширение денежной массы (и снижение процентной ставки) для предотвращения спада может, дать результат, когда экономика будет уже на подъеме и вызовет нежелательные инфляционные процессы.

Эффективность денежно-кредитной политики в совре­менных условиях в значительной мере определяется степенью доверия к политике Центрального банка, а также степенью независимости Центрального банка от исполнительной власти. Последняя с трудом поддается точной оценке и определяется, как на осно­ве некоторых формальных критериев (частоты сменяемости руководства Центрального банка, границ участия банка в кре­дитовании государственного сектора, решении проблем бюд­жетного дефицита и других официальных характеристик бан­ка, зафиксированных в уставе), так и неформальных момен­тов, свидетельствующих о фактической независимости Цен­трального банка.

В развивающихся странах, а также странах с переходной экономикой часто просматривается следующая закономер­ность: чем больше независимость (как формальная, так и не­формальная) Центрального банка, тем ниже темпы инфляции и дефицит бюджета.

Денежно-кредитная политика тесно связана с бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политикой. Если Центральный банк ставит целью поддержание фиксированного обменного курса, то самостоятельная внутренняя денежная политика оказывается практически невозможной, так как увеличение или сокращение ва­лютных резервов (покупка или продажа Центральным банком ино­странной валюты на валютном рынке) в целях поддержания обмен­ного курса автоматически ведет к изменению денежной массы в экономике (например, при покупке валюты предложение денег в экономике увеличивается). Исключение составляет лишь ситуация, когда Центральный банк проводит стерилизацию притока или опока валютных резервов, нейтрализуя колебания денежной массы, про­исшедшие вследствие валютных операций, изменением объема внут­реннего кредита с помощью известных инструментов денежной по­литики.

Определенные трудности связаны с вопросом согласован­ности, координации бюджетно-налоговой и денежной полити­ки. Если правительство стимулирует экономику значительным расширением государственных расходов, результат будет во многом связан с характером денежной политики (поведением Центрального банка). Финансирование дополнительных рас­ходов долговым способом, то есть через выпуск облигаций, окажет давление на финансовый рынок, свяжет часть денеж­ной массы и вызовет рост процентной ставки, что может при­вести к сокращению частных инвестиций ("эффект вытесне­ния") и подрыву исходных стимулов к расширению экономи­ческой активности. Если же Центральный банк одновременно проводит политику поддержания процентной ставки, он вы­нужден будет расширить предложение денег, провоцируя ин­фляцию.

Аналогичная проблема встает при решении вопроса о фи­нансировании дефицита госбюджета. Как известно, дефицит может покрываться денежной эмиссией (монетизация дефици­та) или путем продажи государственных облигаций частному сектору (долговое финансирование). Последний способ счита­ется неинфляционным, не связанным с дополнительным предложением денег, если облигации покупаются населением, фирмами, частными банками. В этом случае происходит лишь изменение формы сбережений частного сектора — они перево­дятся в ценные бумаги. Если же к покупке облигаций подклю­чается Центральный банк, то, как уже было показано, увели­чивается сумма резервов банковской системы, а соответствен­но, денежная база, и начинается мультипликативный процесс расширения предложения денег в экономике.

Эффективная стабильная денежная политика (под которой подразумевается обычно низкий устойчивый темп роста де­нежной массы) в большинстве случаев не может сосущество­вать с фискальной политикой, допускающей значительный дефицит госбюджета. Это связано с тем, что в условиях дли­тельного, а тем более растущего дефицита и ограниченных возможностей долгового финансирования правительству быва­ет сложно удержаться от давления на Центральный банк с це­лью добиться увеличения денежной массы для финансирова­ния дефицита.

Наши рекомендации