Предмет и метод макроэкономического анализа
ПРЕДИСЛОВИЕ
Вашему вниманию предлагается курс лекций по "Макроэкономике", который входит в серии учебных пособий Академии управления при Президенте Республики Беларусь для системы открытого образования.
Макроэкономика является весьма молодой наукой, которая интенсивно развивается, так как она рассматривает экономику страны в рамках национальных границ и поэтому широко востребована практиками. Системная трактовка курса предполагает выявление главных элементов национальной экономики: ее структуры, благосостояния народа, экономического потенциала, валового национального и внутреннего продукта, системы макроэкономических пропорций, противоречий экономики, форм макроэкономической нестабильности и путей ее локализации.
Особое внимание в курсе уделено рассмотрению проблемы макроэкономического регулирования и прежде всего бюджетно–налоговой, денежно–кредитной и социальной политики государства. Особенностью курса является выявление теоретических основ достижения макроэкономического равновесия на товарном и денежном рынках страны, а также выбора моделей макроэкономической политики страны, что очень важно для приобретения необходимых навыков практической работы с макроэкономическими моделями и определения курса социально–экономического развития Республики Беларусь. Важно отметить, что содержание многих категорий и макроэкономических явлений раскрывается не только в общеэкономическом аспекте, но и с учетом специфики переходной экономики и прежде всего – белорусской.
Серьезным методическим подспорьем для изучения каждой темы является выделение основных понятий для тренинг–тестирования и контрольных вопросов.
Данный курс лекций подготовлен с учетом научных взглядов и концепций современных отечественных и зарубежных экономистов. При подготовке курса использован широкий круг источников и прежде всего результаты исследований ученых России и Республики Беларусь, в частности, Белорусского государственного экономического университета, Белорусского государственного университета, Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Института экономики НАН Беларуси, которые обобщены в учебниках Агаповой Т.А. и Серегиной С.Ф. "Макроэкономика". – М., 2000; "Экономическая теория" под редакцией А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб., 2000; в пособии "Экономическая теория" под редакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн., 2001 и в учебном пособии "Экономическая теория: Системный курс" под редакцией Э.И. Лобковича. – Мн., 2000. В предлагаемом издании обобщен опыт преподавания курса макроэкономики как студентам, так и руководящим работникам и служащим Беларуси.
ПРЕДМЕТ И МЕТОД МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Основные понятия, включенные в систему тренинг–тестирования:
– Макроэкономика – Микроэкономика – Агрегирование – Эндогенные (внутренние) переменные – Экзогенные (внешние) переменные – Макроэкономическое равновесие – Макроэкономические модели; запасы и потоки – Модель круговых потоков
Макроэкономические модели
Отличительной особенностью макроэкономического анализа является моделирование, позволяющее исследовать экономические явления и процессы посредством построения их условных образов. Поскольку специфика макроэкономики как единого целого исключает возможность экспериментального моделирования, в основном используется теоретическое. Наиболее важное значение для макроэкономики имеют три метода математического моделирования: балансовое, статическое и динамическое. В целом же математическое моделирование основывается на том, что основные параметры экономики соизмеримы и они устанавливает качественные и количественные зависимости переменных величин, описывающих экономический процесс. При построении модели применяется метод научной абстракции – воспроизводятся наиболее существенные связи между переменными, а от второстепенных исследователь абстрагируется.
Балансовая модель предполагает, что на всех рынках обеспечивается равенство доходов и расходов, объема производства и объема продаж, совокупного спроса и совокупного предложения. И хотя в реальности такое равновесие практически недостижимо, именно стремление к нему и позволяет решать макроэкономические проблемы занятости, экономического роста, инфляции и устойчивости национальной валюты. Статические модели анализируют экономическую систему в определенный период времени. Динамические модели на основе исходных данных дают прогноз развития экономической системы. Особенностью статического моделирования является использование системы национальных счетов, что позволяет определить значения макроэкономических параметров за определенный период с целью получения информации о результатах функционирования экономики. Динамические же модели представляют прогнозное моделирование экономических явлений и процессов.
Таким образом, макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними. Любая модель (теория, уравнение, график и т.д.) является упрощенным, абстрактным отражением реальности, так как все многообразие конкретных деталей не может быть одновременно принято во внимание при проведении исследования. Поэтому ни одна макроэкономическая модель не абсолютна, не исчерпывающа, не всеобъемлюща. Она не дает единственно правильных ответов, адресованных конкретным странам в конкретный период времени. Однако с помощью таких обобщенных моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, объемов производства, инфляции, инвестиций, потребления, процентных ставок, валютного курса и других внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели. В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального (Национального) банка – изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.
Обеспечиваемая с помощью моделей многовариантность способов разрешения экономических проблем позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики. Использование макроэкономических моделей дает возможность оптимизировать сочетания инструментов бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, валютной и внешнеторговой политики, успешно координировать меры правительства и Центрального (Национального) банка по управлению циклическими колебаниями экономики. Наиболее перспективными с этой точки зрения являются модели, учитывающие динамику инфляционных ожиданий экономических агентов. Их использование в макроэкономическом прогнозировании позволяет снизить риск возникновения феномена неожиданной инфляции, которая оказывает наиболее разрушительное влияние на экономику, а также смягчить являющуюся одной из самых сложных в макроэкономике проблему недоверия к политике правительства и Центрального (Национального) банка.
Такие обобщенные макроэкономические модели, как модель круговых потоков, модель Вальраса, кривые Филлипса, Лаффера, модель Солоу и т.д. представляют собой общий инструментарий макроэкономического анализа и не имеют какой–либо национальной специфики. Специфическими могут быть значения эмпирических коэффициентов и конкретные формы функциональных зависимостей между экономическими переменными в разных странах. Оценка любой макроэкономической модели должна даваться не по критерию ее сиюминутной "пригодности" или "непригодности" для экономики конкретной страны, в том числе и Беларуси, а по критерию ее полезности в процессе познания экономической динамики и управления ее показателями.
Объективная трудность состоит в том, чтобы обеспечить достаточность предпосылок построения модели с точки зрения поставленной цели и избежать ошибочных выводов для макроэкономической политики. В то же время модель может быть достаточно реалистичной, но слишком сложной, тогда как простота модели – одно из важнейших требований к ней с точки зрения возможностей ее использования в процессе исследования. Однако и чрезмерная упрощенность модели может привести к исключению из анализа существенных факторов, вследствие чего выводы окажутся неверными. Поэтому наиболее сложным моментом построения любой модели является определение круга факторов, существенных для макроэкономического анализа конкретной проблемы.
Наряду с классификацией экономических переменных как эндогенных и экзогенных важна и другая группировка, связанная со способом измерения их во времени. Переменные запаса (истощения) могут быть измерены только в определенный момент времени и характеризуют состояние объекта исследования на определенную дату – начало или конец года и т.д. Примерами запаса (истощения) могут служить государственный долг, объем капитала в экономике, общее число безработных и т.д.
Переменные потока измеряются в единицу времени (в месяц, в квартал, в год и т.д.) и характеризуют собственно "течение" экономических процессов во времени: размер потребительских расходов за год, объем инвестиций за год, число потерявших работу в течение квартала и т.д.
Потоки вызывают изменения в запасах: накопление бюджетных дефицитов за ряд лет приводит к увеличению государственного долга; изменение запаса капитала в конце текущего года по сравнению с его величиной на конец прошлого года может быть представлено как поток чистых инвестиций за год и т.д. Взаимосвязь запасов и потоков составляет основу исходной макроэкономической модели круговых потоков.
Основной вывод из модели круговых потоков: реальный и денежный потоки осуществляются беспрепятственно при условии равенства совокупных расходов домашних хозяйств, фирм, государства и остального мира совокупному объему производства. Совокупные расходы дают толчок к росту занятости, выпуска и доходов; из этих доходов вновь финансируются расходы экономических агентов, которые снова возвращаются в виде дохода к владельцам факторов производства и т.д. Причина и следствие меняются местами, и модель круговых потоков принимает вид кругооборота.
Контрольные вопросы
1. Какие вопросы экономической теории рассматривает микроэкономика?
2. Какие вопросы экономической теории рассматривает макроэкономика?
Рис. 2.1. Модель взаимодействия хозяйствующих субъектов в национальной экономике
На рис. 2.1. представлены два рынка (рынок товаров и услуг и рынок ресурсов – факторов производства), два потока (поток товаров и услуг и поток денег) и три группы субъектов хозяйствования (домашние хозяйства, государство и предприятия, предпринимательские фирмы), между которыми совершаются определенные экономические операции, образуя товарные и денежные потоки.
Сектор домашних хозяйств включает в себя все частные национальные ячейки, деятельность которых направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства и прежде всего рабочей силы, находящихся в частной собственности. За счет их продажи или предоставления, например, производственных фондов в аренду домашние хозяйства получают свой доход, который они распределяют между текущим потреблением и сбережением. Следовательно, домашние хозяйства проявляют три вида экономической активности: предлагают факторы производства; потребляют часть получаемого дохода, покупая потребительские блага, и сберегают другую его часть, приобретая ценные бумаги и недвижимость.
Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех предприятий (фирм), зарегистрированных внутри страны. Как известно из микроэкономики, фирма – это организация, созданная для производства и реализации благ. Ее деятельность сводится к закупке факторов производства, продаже произведенной продукции и услуг, поддержанию и развитию производственной базы. Иначе говоря, виды экономической активности предпринимательского сектора сводятся к спросу на факторы производства, предложению благ и инвестированию.
Под государственным сектором подразумеваются все государственные институты и учреждения. Государство занимается производством общественных благ, которые в отличие от благ, производимых в предпринимательском секторе, достаются потребителю "бесплатно", т.е. без непосредственной оплаты каждой потребляемой единицы блага. К числу важнейших благ такого рода относятся безопасность, достижения фундаментальной науки, услуги государственной социальной и производственной инфраструктур.
Результаты деятельности государства как производителя общественных благ проявляются в увеличении продуктивности предпринимательского сектора и снижении затрат на потребление домашних хозяйств. Если государство не будет строить автострады, то у предпринимательского сектора возрастут транспортные затраты; когда нет "бесплатного" государственного образования, домашние хозяйства вынуждены непосредственно оплачивать обучение детей.
Специфика конечных результатов хозяйственной деятельности государства приводит к тому, что в отличие от предпринимательского сектора государство не преследует цель максимизации прибыли.
Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, произведенные в предпринимательском секторе. Затраты на покупку благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих в дальнейшем будем называть государственными расходами. Источником покрытия государственных расходов служат налоги, взимаемые с домашних хозяйств и предпринимателей.
В расходной части государственного бюджета значительный удельный вес имеют выплаты домашним хозяйствам (государственные пенсии и пособия) и предпринимательскому сектору (дотации и субвенции). Эти выплаты учитываются в качестве отрицательных налогов. Кроме текущих расходов на производство общественных благ государство, как правило, осуществляет инвестиции в реальный капитал. По своему воздействию на экономическую конъюнктуру реальные капиталовложения государства существенно отличаются от его расходов на закупку вооружения или содержание аппарата чиновников. Однако в целях упрощения принимается, что все инвестиции осуществляет частный сектор, а государственный бюджет расходуется только на производство общественных благ. Одной из важнейших экономических функций государства в лице его Центрального (Национального) банка является создание (предложение) денег, необходимых для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, предпринимателей и самого государства.
Таким образом, экономическая активность государства как макроэкономического субъекта проявляется в закупке благ, взимании налогов и предложении денег.
Сектор заграница включает в себя экономических субъектов, имеющих постоянное местонахождение за пределами данной страны, а также иностранные государственные институты. Воздействие заграницы на отечественную экономику осуществляется через взаимный обмен товарами, услугами, капиталом и национальными валютами.
Национальная экономика каждой страны стремится достичь определенных целей. Основной функциональной целью национальной экономики является удовлетворение потребностей всего населения страны, которую она реализует через выполнение ряда подцелей:
1. Стабильный, устойчивый экономический рост означает устойчивый рост объема производства товаров и услуг в стране без спадов и кризисов, что и создает возможность удовлетворять возрастающие потребности и обеспечивать в необходимых размерах накопление.
Степень достижения этой цели характеризуют такие показатели как темпы прироста реального валового внутреннего продукта (ВВП) или национального дохода (НД) в целом или на душу населения. Например, темпы экономического роста за год можно определить по формуле:
,
где: – ВВП в анализируемом году t;
– ВВП в базовом году t–1.
2. Стабильный уровень цен. При рассмотрении этого вопроса необходимо учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста валового внутреннего продукта, снижают занятость населения. Низкие цены привлекают потребителя, но лишают стимула производителя. Высокие цены, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен на практике означает не «замораживание» их на длительный период, а плавный регулируемый рост, который отвечает точке равновесия спроса и предложения. Уровень стабильности цен проверяется с помощью индекса потребительских цен (ИПЦ). Для его расчета используют так называемую "потребительскую корзину", в которую включаются все товары и услуги, покупаемые и оплачиваемые средним жителем страны. Сумма всех цен на них – есть цена потребительской корзины. Индекс потребительских цен в анализируемом году t можно определить по формуле:
ИПЦ | = | Цена потребительской корзины в году t | ´100% |
Цена потребительской корзины в году t, но в ценах в году t–1 |
3. Высокий уровень занятости. Он достигается, когда каждый желающий получить работу находит ее. Если же не все желают получить работу, то это означает, что полная занятость не охватывает все трудоспособное население. Кроме того, в любой стране в каждый момент времени имеется определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или жительства (так называемая фрикционная безработица). Наряду с этим всегда существует структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест структуре имеющейся рабочей силы. Таким образом, полная занятость, как правило, составляет менее 100 % трудоспособного населения. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Степень достижения этой цели определяется следующими показателями:
а) Нормальный уровень занятости | = | Численность занятого населения | ´100%; |
Численность трудоспособного населения |
б) Фактический уровень занятости | = | Численность занятого населения | ´100%; |
Предложение рабочей силы |
где: Предложение рабочей силы = численность занятых + численность безработных, но ищущих работу
в) Фактический уровень безработных | = | Численность безработных | ´100% |
Предложение рабочей силы |
4. Поддержание внешнеторгового баланса, т.е. достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильности обменного курса национальной валюты. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если экспорт больше импорта, говорят о положительном сальдо. Значительное влияние на состояние торгового баланса оказывает валютный курс – величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны.
5. Достижение высокой эффективности производства, которая предполагает получение максимальной отдачи при минимуме затрат имеющихся ограниченных ресурсов. Необходимо отметить, что в данном случае общество стремится к достижению экономической эффективности: наибольшие результаты при наименьших издержках. Вместе с тем необходимо обеспечить и достижение социальной эффективности, т.е. соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.
6. Справедливое распределение доходов. В рамках рыночной экономики справедливыми будут те доходы от вложенных факторов производства, которые будут определяться эффективностью производящих ресурсов. Однако в обществе есть люди (престарелые, дети, инвалиды и т л.), которые не владеют ни одним из факторов производства, им нечего предложить на рынке факторов производства. Не получают рыночного дохода и занятые в производстве общественных товаров, поскольку их содержание становится уделом государства. Таким образом, рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов и скорректировать этот недостаток может государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности) или путем вмешательства в механизм ценообразования, введения законодательства о минимальной заработной плате, установления закупочных цен для сельскохозяйственных производителей и т.п.
7. Защита окружающей природной среды и улучшение среды обитания человека. Эта очень важная цель, ибо загрязнение окружающей среды пагубно влияет на здоровье людей, на продолжительность их жизни. В тоже время, издержки на защиту окружающей среды увеличиваются, а это приводит к уменьшению ВВП, из которого они удерживаются, и в конечном итоге ухудшается благосостояние населения. И тем не менее задача национальной экономики состоит в том, чтобы обеспечить охрану окружающей среды, создание и внедрение технологий, обеспечивающих безотходное производство, развитие медицины и т.д. В различных экономических системах реализация этой цели имеет свои особенности и во многом обусловлена экономической политикой государства. В Республике Беларусь вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов тесно связаны с преодолением последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
8. Экономическая свобода. Все субъекты национальной экономики должны обладать в своей хозяйственной деятельности высокой степенью свободы, что стимулирует поиск путей роста эффективности производства.
Все названные и другие цели требуют для своей реализации постановки конкретных задач, которые находят отражение в экономической политике государства (рис. 2.2.).
Рис. 2.2. Цели и задачи функционирования национальной экономики
Рис. 3.2. Система основных показателей валового национального
Продукта
Рис. 3.3. Структура национального богатства Республики Беларусь
на 1 января 2000 г. (без учета стоимости земли, недр и лесов)
По мере развития общественного производства национальное богатство растет. Факторами его роста являются:
- развитие и увеличение объемов национального производства;
- все более широкое и разностороннее вовлечение природных ресурсов в хозяйственное использование;
- внедрение достижений научно–технического прогресса и производственного опыта;
- повышение образовательного и квалификационного уровня работников;
- инновационно–инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования.
Следует отметить, что увеличение национального богатства является необходимым условием повышения уровня жизни народа, предпосылкой и результатом экономического прогресса, важнейшим показателем экономической мощи страны.
Контрольные вопросы
Содержание, виды, типы и измерение безработицы
Невозможность обеспечения занятости трудоспособного населения приводит к безработице, представляющей собой социально–экономическое явление, которое выражается в том, что определенная часть трудоспособного населения не может реализовать свой трудовой потенциал. Безработица – это особое состояние экономики, когда часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно незанятой, избыточной. По определениям МОТ к безработным относятся лица, способные и желающие трудиться, активно ищущие работу, но не имеющие ее в данный момент.
Таким образом, для того чтобы получить статус безработного недостаточно лишь не иметь работы, необходимо активно пытаться ее найти. В соответствии с данными условиями лица пенсионного возраста, ухаживающие дома за детьми, люди, прекратившие поиск работы, временно не работающие по каким–либо причинам к безработным не относятся. В Республике Беларусь в соответствии с "Законом о занятости" безработными считаются граждане в трудоспособном возрасте, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не проходящие военную службу и зарегистрированные в государственной службе занятости.
В зависимости от избранных критериев выделяют следующие виды безработицы:
ü по продолжительности существования – краткосрочную (обычно до 6 месяцев) и долгосрочную (более полугода);
ü по характеру проявления – открытую, учитываемую официальной статистикой, и скрытую, характеризующуюся наличием в производстве излишних работников;
ü по степени охвата различных групп населения – основную безработицу лиц трудоспособного возраста, молодежную и остаточную, охватывающую работников с ограниченной трудоспособностью и лиц предпенсионного и пенсионного возраста;
ü по отношению безработных к занятости – действительную, когда безработные желают и могут трудиться, и фиктивную, когда у безработных нет желания, а со временем и возможности работать;
ü по этапу социально–экономического развития страны – естественная (проявляется на этапе экономического подъема экономики), циклическая (характерна для этапа кризиса экономики), переходная (характерна для экономики переходного периода и связана с трансформацией системы социально–экономических отношений);
ü по профессионально–образовательному составу безработных – безработица "белых воротничков" – высококвалифицированных работников – инженерно–технических, врачей, учителей и т.д.; безработица "синих воротничков" – квалифицированных рабочих со средним и средним специальным образованием; безработица "черных воротничков" – работников неквалифицированного и низкоквалифицированного труда с начальным уровнем образования.
Кроме этого, безработица бывает добровольная (когда люди не хотят работать из–за низкой заработной платы, отдаленности места жительства от места работы и по другим причинам личного порядка, несмотря на наличие свободных рабочих мест) и вынужденная (когда уровень заработной платы выше точки рыночного равновесия, в результате чего возникает разрыв между спросом и предложением труда).
Следует отметить, что кроме видов в экономической литературе различают следующие типы безработицы: фрикционную, структурную, технологическую, циклическую и естественную.
Фрикционная безработица.На рынке труда всегда имеется некоторый уровень безработицы, связанный с перемещением людей из одной местности в другую, с одного предприятия на другое.
Для того чтобы работники нашли для себя устраивающие их рабочие места, а наниматели – рабочую силу определенной квалификации, требуется время. Данное время поиска работы образует основу фрикционной безработицы. Она обусловлена тем, что между работниками и свободными рабочими местами всегда существует определенное несоответствие, когда отсутствует полная информация об имеющихся вакансиях или эта информация стоит слишком дорого. Ее уровень определяется общими затратами времени на поиски новой работы (от 1 до 3 месяцев).
Структурная безработица.Главной причиной структурной безработицы является профессионально–квалификационное и территориальное несоответствие между свободными рабочими местами и безработными в результате структурных сдвигов в экономике. Развитие экономики постоянно сопровождается структурными изменениями: возникают новые технологии, новые товары, вытесняющие старые. Происходят сдвиги в структуре спроса на рынке капиталов, рынке товаров и рынке труда. В результате этого происходят изменения в профессионально–квалификационной структуре рабочей силы, что требует ее постоянного территориального и отраслевого перераспределения. Структурная безработица имеет место тогда, когда работники, потерявшие в результате структурных сдвигов работу в одних секторах экономики, не могут быть устроены на свободных рабочих местах, которые имеются в других отраслях (секторах, регионах).
Структурная безработица отличается от фрикционной большей продолжительностью (обычно более шести месяцев подряд) и характерна для работников, имеющих низкую квалификацию или устаревшую профессию, а также охватывает население экономически отсталых районов.
Технологическая безработицаозначает вынужденную незанятость работников из–за внедрения новой техники и технологии, неспособности или невозможности трудиться в новых технологических условиях. От технологической безработицы не застрахована ни одна экономика. Однако особенно такая безработица ощущается там, где быстрое развитие НТП сочетается с высоким уровнем доходов занятых, что придает большую экономическую эффективность и ведет к сокращению количества рабочих мест.
С экономическими циклами связана циклическая безработица, возникающая в результате циклических спадов производства и кризисов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. По этой причине циклическую безработицу иногда называют безработицей, связанной с дефицитом спроса. Падение совокупного спроса на труд происходит в условиях негибкости реальной заработной платы и ее понижения.
Три формы безработицы – фрикционная, структурная и технологическая – существуют практически всегда. Поэтому уровень безработицы, равный сумме фрикционной, структурной и технологической безработицы, называется естественным. Он постоянно растет и в настоящее время в экономически развитых странах составляет примерно 5–6 % по сравнению с 3–4 % в 60–х годах. Соответственно, состояние полной занятости в национальной экономике предполагает наличие безработицы не выше ее естественного уровня. По мнению М. Фридмена естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы подобно тому, как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала.
Естественный уровень безработицы определяется в результате усреднения фактического уровня безработицы в стране за предыдущие 10 лет (или более длительный период) и последующие 10 лет (используются прогнозные оценки с учетом вероятностной динамики ожидаемого уровня инфляции).
В индустриальных странах (например, в США) для получения соответствующего мониторинга статистическое управление министерства труда ежемесячно проводит выборочные опросы примерно 60 тысяч семей об отношении к занятости. Однако статистические погрешности неизбежны, так как, например, лица, которые активно не ищут работу, могут указать в анкете, чтобы получить пособие по безработице, что они занимаются поисками рабочих мест. В результате и фактический, и естественный уровни безработицы окажутся завышенными. С другой стороны, безработными себя часто называют те, кто занят в "теневой" экономике – в результате уровень безработицы тем выше, чем больше доля "теневого" сектора. Последнее особенно актуально для экономик переходного периода, где значительная доля занятых в "теневом" бизнесе сочетается с отсутствием адекватного статистического мониторинга экономики, неразвитостью инфраструктуры рынка труда, поддержанием "скрытой" безработицы как фактора относительной стабилизации государственных расходов и снижения социального риска.
Основными причинами существования естественного (устойчивого) уровня безработицы являются следующие.
1) Увеличение времени поиска работы в условиях системы страхования по безработице. Выплата пособий по безработице относительно снижает стимулы к быстрому трудоустройству – увеличивается время на поиски подходящей работы, на переподготовку и т.д. В долгосрочной перспективе это способствует достижению большей сбалансированности структуры рабочих мест и структуры рабочей силы. В то же время увеличение пособий по безработице и срока их выплаты способствует росту численности безработных и повышению уровня безработицы. Инструментом разрешения этой проблемы являются государственные инвестиции в инфраструктуру рынка труда (развертывание различных систем переподготовки кадров, повышение их профессиональной и географической мобильности, совершенствование информации о вакансиях и т.д.). В краткосрочном периоде финансирование программ по регулированию занятости может увеличить нагрузку на государственный бюджет, однако уже в среднесрочной перспективе это будет способствовать снижению естественного уровня безработицы.
2) Устойчивость (жесткость) заработной платы порождает "безработицу ожидания". Безработица ожидания возникает в результате превышения уровня реальной заработной платы над ее равновесным значением (см. рис. 4.4.).
"Жесткость" заработной платы приводит к относительной нехватке рабочих мест: работники становятся безработными потому, что при жестком уровне заработной платы (W/P1) предложение труда L2 превосходит спрос на труд L1 и люди просто "ожидают" возможности получить работу по фиксированной ставке оплаты.
"Застывание" рынка труда в неравновесном состоянии связано с:
1) законодательным установлением минимума заработной платы, которое ограничивает ее свободные колебания. Ограничивающее воздействие минимума заработной платы оказывается тем более значительным, чем выше удельный вес молодежи, женщин, лиц малоквалифицированного труда в составе рабочей силы, так как для этих категорий занятых равновесная ставка заработной платы ниже законодательно установленного минимума;
2)фиксацией уровня заработной штаты в коллективных договорах с профсоюзами и индивидуальных трудовых соглашениях;
2) незаинтересованностью фирм в снижении уровня заработной платы из–за риска потери квалифицированной рабочей силы, увеличения общей текучести кадров, снижения производительности труда, трудовой дисциплины и объема прибыли.
Рис. 4.4. Безработица ожидания
Следует подчеркнуть, что количественную безработицы в любой стране отражает показатель уровня безработицы, показывающий отношение количества безработных, зарегистрированных официальными службами, к общему количеству рабочей силы. Для его расчета, все население обычно разделяют на три группы:
· лица, не влившиеся в состав рабочей силы, т.е. не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных учреждениях. Их не считают потенциальными компонентами рабочей силы;
· лица, выбывшие из состава рабочей силы. Эту группу составляют люди, потенциально имеющие возможность работать, но не работающие и не ищущие работу, в том числе неработающие, вышедшие из трудоспособного возраста, а также потенциально не имеющие возможности работать;
· рабочая сила