Историческая школа в Германии

Германия, в отличие от Англии и Франции, в рассматриваемый период была экономически менее развитой страной, разделенной на мелкие государства вплоть до 70-х годов XIX в. Поэтому развитие экономической науки в Германии имеет свои особенности. Немецкая политическая экономия формировалась под влиянием английских и французских теорий, в частности учений Мальтуса и Бастиа.

Немецкая политэкономия не приняла идеи единства экономи­ческой теории для различных стран. Вводится национальная поли­тэкономия. Большое влияние на ее развитие оказали работы Адама Мюллера (1799-1829), разрабатывавшего вопросы взаимодействия государства и религии, этики и государства.

Основы протекционистской политики были разработаны Фрид­рихом Листом (1789-1846), выступавшим против учений Смита и Рикардо, трудовой теории стоимости. В системе Листа содержались идеи превосходства немецкой нации над другими народами, явив­шиеся одним из источников фашизма.

Предмет политэкономии Лист определял как политику, которой "должны следовать нации, чтобы достигнуть прогресса в экономическом развитии".

В первой половине XIX в. большую известность в Германии при­обрела историческая школа политической экономии, унаследовав­шая идеи Мюллера и Листа, а также исторической школы права (Густав Гуго, Клод Савиньи).

Историческая школа политэкономии представлена Вильгельмом Рошером (1817-1894), Бруно Гильдебрандом (1812-1878), Карлом Книсом (1821-1898).* Введенный немецкими экономистами истори­ческий метод характеризуется тем, что процесс развития общества, экономики представляется в виде количественных изменений. Сто­ронники этого метода отрицали качественные скачки в развитии, стояли на эволюционистских позициях. Подобно Мюллеру, на пер­вый план выдвигалось государство, его роль и значение, а также морально-этический фактор. Политэкономия практически отожде­ствлялась с историей экономики.

* В данном случае речь идет о старой исторической школе. Несколько позднее, в 70-х годах, в Германии возникнет новая историческая школа.

Основными работами в рамках исторической школы считаются: "Краткие основы курса политэкономии с точки зрения историческо­го метода" и "Начала политэкономии" Рошера, "Политэкономия на­стоящего и будущего" Гильдебранда, "Политэкономия с точки зре­ния исторического метода" Книса.

Критикуя историческую школу, К. Маркс назвал ее "могилой политэкономии", а Ф. Энгельс подчеркивал, что, хотя природу сле­дует понимать как исторический процесс развития, нельзя полнос­тью отождествлять законы развития общества с законами природы, так как в истории общества ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.

Выступая за национальную политэкономию, предметом которой должно быть развитие определенного народа, представители исто­рической школы развивали учение о частной собственности. Гильдебранд писал, что частная собственность способствует духовному и нравственному совершенствованию ее владельцев, она применима к любой эпохе и любой стране, вне времени и пространства.

21. Учения Дж.С.Милля.

Основное сочинение выдающегося английского ученого Джона Стюарта Милля (1806-1873) по экономической теории – «Основание политической экономии» - вышло в 1848 г. и неоднократно переиздавалось в XIX и XX вв.

Книга Дж. Милля обладает большими научными и художественными достоинствами. Чтение этого произведения вводит читателя в круг проблем экономической науки.

В первом разделе «Основание политической экономии» ученый рассматривает сферу производства, где, он полагал, действуют неустранимые, непреложные законы, проявление которых можно сравнить с действием законов природы.

Другой тип законов действует в сфере распределения. Эти законы могут быть изменены людьми в соответствие с требованиями справедливости и общего блага. Поэтому законы распределения должны рассматриваться отдельно от законов производства (второй раздел книги). Третий раздел в книге Милля посвящен теории обмена. Эта структура курса экономической теории надолго закрепляется в западной экономической науке. [1.стр.89]

Он пред­ло­жил четырехзвен­ную трак­то­вку эле­мен­тов эко­но­ми­ки. Она ис­по­ль­зу­ет­ся по на­сто­ящее вре­мя не­ко­то­ры­ми эко­но­ми­ста­ми: про­из­водс­тво - рас­пре­де­ле­ние - об­мен - по­треб­ле­ние.

Это важное новшество, но оно отражает всего лишь один, господствующий тип экономических отношений. Существуют и менее и более развитые формы экономических отношений.

Его пред­шес­твен­ни­ки рас­сма­три­ва­ли рас­пре­де­ле­ние в ка­че­стве веч­ных за­ко­нов, а он трак­то­вал их ис­то­ри­че­ски (эволюционно). Он по­ка­зал ис­то­рию раз­ви­тия от­но­ше­ний рас­пре­де­ле­ния на раз­лич­ных сту­пе­нях эво­лю­ции об­щес­тва, свя­зы­вая эти сту­пе­ни с раз­ви­ти­ем форм собс­твен­но­сти. Он ви­дел за­ко­но­мер­ный, объ­ек­тив­ный ха­рак­тер раз­ви­тия рас­пре­де­ли­те­ль­ных от­но­шений.

Законы производства неизменны и заданы техническими условиями, т.е. имеют характер «свойственный естественным наукам». Законы распределения являются управляемыми «человеческой интуицией

Милль по­рвал с тру­до­вой тео­ри­ей сто­имо­сти и пе­ре­шел на по­зи­ции тео­рии из­де­ржек про­из­водс­тва. Он счи­тал, что сто­имость то­ва­ра опре­де­ля­ет­ся сто­имо­стью из­де­ржек про­из­водства.

Он за­ло­жил осно­вы со­вре­мен­но­го уче­ния об элас­тич­но­сти спроса. Бо­ль­шое вни­ма­ние он уде­лил кре­ди­ту, ви­дя огра­ни­чен­ность кре­дит­ных от­но­шений. Ка­пи­та­лом он счи­тал на­коп­лен­ный за­пас про­дук­тов труда.

Бо­ль­шое вни­ма­ние Милль уде­лил ана­ли­зу эко­но­ми­че­ской ди­на­ми­ки (чет­вер­тая кни­га «Основ по­ли­тэ­ко­но­мии). Он рас­сма­три­вал за­кон тен­ден­ции нор­мы при­бы­ли к по­ни­же­нию. При­чи­ной это­му он счи­тал не кон­ку­рен­цию ка­пи­та­лов (как у Сми­та), а на­сы­ще­ние ка­пи­та­лом рын­ка: при­бли­же­ние ве­ли­чи­ны ка­пи­та­ла к то­му пре­де­лу, при ко­то­ром ста­но­вит­ся не­воз­мож­ным при­бы­ль­ное ис­по­ль­зо­ва­ние ка­пи­тала.

Ри­ка­рдо по­ка­зал тен­ден­цию нор­мы при­бы­ли к по­ни­же­нию, а Милль - про­ти­во­дейс­тву­ющие фак­то­ры, пре­жде все­го тех­ни­че­ский про­гресс.

В пя­той кни­ге «Основ по­ли­ти­че­ской эко­но­мии» Милль ана­ли­зи­ровал эко­но­ми­че­скую роль го­су­дарс­тва, осуж­дал по­ли­ти­ку про­тек­ци­они­зма, но счи­тал не­об­хо­ди­мым вме­ша­те­льс­тво го­су­дарс­тва в эко­но­ми­ку. Го­су­дарс­тво, по его мне­нию, долж­но взять на се­бя рас­хо­ды по со­зда­нию ин­фра­струк­ту­ры, раз­ви­тию на­уки и т.п. Он отводил важную роль экономической роли государства. Бо­ль­шое зна­че­ние он при­да­вал го­су­дарс­твен­ной сис­те­ме со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния и про­бле­мам на­ло­го­об­ло­же­ния. Наи­бо­лее под­хо­дя­щим объ­ек­том на­ло­го­об­ло­же­ния он счи­тал на­следство.

Милль тер­пи­мо от­но­сил­ся к со­ци­али­сти­че­ским иде­ям о пре­об­ра­зо­ва­нии об­щес­тва. Он до­пус­кал ра­цио­на­ль­ность ком­му­ни­сти­че­ских ас­со­ци­аций; до­пус­кал, что ра­бот­ни­ки ас­со­ци­аций бу­дут тру­ди­ть­ся ме­нее энер­гич­но, чем ре­мес­лен­ни­ки, но бо­лее энер­гич­но, чем на­ем­ные ра­бот­ни­ки, так как по­след­ние во­об­ще не за­ин­те­ре­со­ва­ны лич­но в ре­зу­ль­та­тах труда.

Ка­пи­та­лизм сле­ду­ет, по его мне­нию, усо­вер­шенс­тво­вать с по­мо­щью ко­опе­ра­ции и проф­со­юзов. Он при­зы­вал к со­ци­аль­но­му парт­нерс­тву, пре­до­став­ле­нию ра­бо­чим до­ли в при­были.

За­ко­ном рас­пре­де­ле­ния со­здан­но­го бо­гатс­тва слу­жит не уве­ли­че­ние до­ли зар­пла­ты или при­бы­ли, а од­но­вре­мен­ный их рост, по­ско­ль­ку «го­ри­зонт» раз­ви­тия всё вре­мя ото­дви­га­ется.

Теория народонаселения - единственное средство для обеспечения полной занятости и высокой заработной платы за счет добровольного ограничения роста численности населения

1. теория производительного труда: только производительный труд, результаты которого осязаемы, создает богатство. Новым является труд на охрану собственности и приобретение квалификации

2. заработная плата – плата за труд и зависит от спроса и предложения на рабочую силу. Заработная плата при прочих равных условиях ниже, если труд менее привлекателен?

3. теория ренты – компенсация, уплачиваемая за пользование землей

4. стоимость относительна: создание стоимости трудом, разграничение меновой и потребительной стоимости

5. изменение количества денег влияет на изменение относительных цен товаров (количественная теория денег)

Милль поставил задачу написать обновленный вариант «Богатства народов» А. Смита. И ему это удалось в определенной мере. Всю вторую половину ХIХ века книга Милля (1848г.) была бесспорной библией экономистов.[3.стр.103]

Итак, Милль систематизировал, углубил идеи, положения, мето­дологию классиков. Его «Принципы политической экономии» пред­ставляют собой не новую систему, а развитие прежней концепции классической школы, ее обновленный вариант.

Таким образом, имя Дж.С.Милля завершает формирование английской школы политической экономии. Следует сказать, что труды всех упомянутых учёных, несмотря на разницу подходов ко многим явлениям в экономике, в значительной степени не утратили своей актуальности и в наши дни.

Экономический романтизм

Экономический романтизм - это идеология мелкой буржуазии. Зародился он на Западе в период наиболее быстрого развития капитализма после промышленного переворота и буржуазных революций. Сисмонди явился родоначальником этого направления не случайно. Франция и Швейцария, уроженцем которой он был, более чем наполовину были представлены крестьянством и мелкими ремесленниками. Процесс их разорения и разложения в этих странах происходил особенно болезненно. Большая их часть разорялась, пролетаризировалась, пополняла ряды рабочих или нищенствовала в поисках хлеба и работы.

Сисмонди не понял процесса становления капитализма и его результатов. У него было свое понимание политической экономии. Он считал ее нравственной наукой. С его точки зрения, политическая экономия имеет дело с человеческой природой, а не с объективными законами. По Сисмон-ди, политическая экономия должна изучать самого человека, его потребности, чувства, страсти и как на него действуют те или иные учреждения. Поэтому он становился в оппозицию к английской классической школе. Сисмонди пытался сформулировать новые принципы политической экономии, отличные от тех, на которых базировались Смит и Рикардо. Эта цель подчеркнута в названии его основной работы "Новые начала политической экономии, или о богатстве в его отношении к народонаселению". Она вышла в 1819 г., спустя два года после выхода "Начал ..." Д. Рикардо.

Свою задачу Сисмонди видел в том, чтобы показать, как государство должно руководить производством и распределением богатства в интересах мелкого производителя. Он полагал, что материальное благосостояние зависит от государства, поэтому не должно быть места свободной конкуренции и свободы торговли. Сисмонди был первым проповедником принципа государственного вмешательства в экономику при капитализме.

Все экономическое учение о производстве, потреблении, капитале, доходе, противоречиях капитализма и т. д. отражено в его теории реализации и кризисов. По Сисмонди, с развитием капитализма сужается внутренний рынок из-за двух обстоятельств. Первое обстоятельство - сокращается доход рабочих, так как они вытесняются машинами, не предъявляющими никакого спроса. Доход рабочих сокращается и по другой причине: при найме рабочих капиталисты всегда могут нанять более сговорчивых рабочих из массы безработных. Следовательно, даже занятые рабочие обречены на потребление минимума средств существования, значит предъявляют все меньше и меньше спрос на товары. Другое обстоятельство сужения внутреннего рынка - уменьшение спроса со стороны капиталистов. Последние стремятся все больше и больше производить. Часть своего дохода, которую они должны были бы пустить на потребление, накапливают. В результате производство превышает потребление как рабочих, так и капиталистов. Часть общественного продукта (часть "сверхстоимости") остается нереализованной. Выходом из положения мог бы быть внешний рынок. Но и он сужается, так как те страны, которые являлись внешним рынком для капиталистических стран, сами становятся на путь капитализма и погони за внешним рынком. Недалек момент, когда вовсе не будет внешних рынков для стран развитого капитализма. Следовательно, капитализм не может развиваться. Ему внутренне присущи кризисы перепроизводства.

Сисмонди обращался поэтому к правительствам стран с просьбой, чтобы они своей властью прекратили капиталистическое развитие. Довольство и достаток наступят только тогда, когда общество вернется к мелкому производству. Оно - идеал Сисмонди

Наши рекомендации