Старая, новая и новейшая историческая школа в германии

В процессе эволюции исторической школы Германии выделяют 3и этапа:  
I. 40 – 60 е гг. 19 в. "старая" историческая школа
Лидер Представители В. Рошер Б.Гильдебрандт К.Книс
II. 70 – 90 е гг. 19 в. "новая" историческая школа
Лидер Представители Г.Шмоллер Л. Брентано К. Бюхер А.Вагнер (1835 – 1917) А.Шеффле (1831 – 1903) А.Гельд (1844 – 1880)
К.Бюхер и А.Гельд в основном собирали факты, Г.Шмоллер и А.Шеффле особое внимание уделяли нравственному моменту, А.Вагнер выделял взаимосвязи между экономикой и правом
III. первая треть 20 в. "новейшая" историческая школа
  М.Вебер В.Зомбарт А.Шпитхоф
     
Основателем "старой" исторической школы бесспорно признается профессор Геттингенского университета ВИЛЬГЕЛЬМ РОШЕР (1817 – 1894), опубликовавший в 1843 г. "Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода".Именно этот год принято считать годом основания исторической школы. В предисловии книги он формулирует свою главную задачу – дополнение общепризнанной экономической теории историей экономических событий и мнений. История используется для иллюстрации экономической теории, для насыщения ее примерами, способными создать у государственных чиновников "политическое чутье". В дальнейшем В.Рошер опубликовал множество книг, среди которых не последнее место занимают "Начала народного хозяйства" в 4х томах (1854, 1860, 1881, 1886).
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Вслед за Ф.Листом В.Рошер утверждал, что невозможно создание универсальной экономической теории, есть множество национальных наук. В.Рошер был единственным представителем "старой" исторической школы, проявившим интерес к собственно экономической теории. Соединивтеорию 3х факторов производства Ж.- Б. Сэя с идеей Н.Сениора о воздержании капиталиста как источника прибыли, он высказал идею об изменении значимости (соответственно доли в НД) отдельных факторов производства в процессе экономического развития. В. Рошер выделяет 3и этапа развития экономики, связанных с господством факторов производства: сначала – земли (природы) затем – труда наконец, − капитала, в состав которого входит и квалификация рабочих, а прибыль трактуется как заработная плата предпринимателя за управление трудом.   Применив исторический подход к теории факторов производства, В.Рошер сделал вывод, что в процессе развития национальной экономики решающая роль переходит от одного фактора к другому: от природы к труду, а от труда – к капиталу. Таким образом, величина доли доходов владельцев капитала в НД отражает степень развитости национального хозяйства.  
Заслуга В.Рошера определение основных черт "исторического метода" в политэкономии
  • показ того, как и о чем думали народы по экономическим вопросам, чего они желали и чего они добились в хозяйственной сфере; • необходимость наблюдения не только современных, но и анализ прошлых экономических отношений; • исследование и сравнение экономических явлений и процессов у всех известных народов, причем особую пользу приносит изучение хозяйственной теории и практики древних народов, чья история предстает в своей завершенности; • анализ существовавших и существующих экономических институтов, их объективная оценка, т.к. приносимые ими польза или вред неравнозначны для разных народов; • выяснение факторов, способствовавших превращению целесообразных действий в нелепость, а благодеяний – в бедствия.  
В.Рошер подчеркивал, что смысл исторического подхода не в описании, а в объяснении и раскрытии экономических связей и зависимостей.    
     
БРУНО ГИЛЬДЕБРАНДТ 1812 – 1878   профессор университетов в Марбурге, Цюрихе, Берне, Йене
Основная работа Политическая экономия настоящего и будущего (1848)
В этой книге значительно больше, чем у В.Рошера, обозначена оппозиция классической политэкономии: • особый порок классической политэкономии – сведéние мотивов хозяйственной деятельности только к эгоистическим побуждениям без учета влияния морали, обычаев, права; • оспаривает существование "естественных" (неизменных) экономических законов. признаваемых классиками, считая, что экономическая теория должна быть исключительно наукой о законах экономического развития наций; • абстрактному методу классиков противопоставляет эмпирические исследования, сбор статистической и исторической информации.   В отличие от В.Рошера, который хотел только усовершенствовать и оживить существующую экономическую теорию, Б.Гильдебрандт рассматривает исторический метод как орудие полного обновления науки. В связи с этим он обосновал необходимость использования сравнительного анализа истории хозяйственного развития различных народов.  
Как и другие представители старой исторической школы, Б. Гильдебрандт большое значение придавал периодизации хозяйственного развития. Он выделяет 3и стадиина основе критерия развитости сферы обращения (способа обмена):
• натуральное хозяйство (под которым понималось средневековое хозяйство)   обмен либо вообще отсутствует, либо принимает форму бартера, Т – Т    
• денежное хозяйство деньги становятся необходимым посредником обмена, Т – Д – Т
• кредитное хозяйство обмен совершается без участия денег, их место занимает кредит. Это высший тип хозяйства, т.к. здесь открываются максимальные возможности для "активных людей": даже не имея своего капитала, только благодаря кредиту, они могут стать предпринимателями.
КАРЛ КНИС 1821 – 1898 профессор Фрайбургского и Гейдельбергского университетов
Основная работа Политическая экономия с точки зрения исторического метода 1853
Он был наиболее радикальным "еретиком" по отношению к классической политэкономии:
• все без исключения представители "старой исторической школы" отвергали наличие экономических законов, общих для всех стран. Но К.Книс пошел дальше всех своих коллег в этом вопросе. По его мнению, в экономической эволюции различных народов нельзя найти общих законов, возможны лишь аналогии. Таким образом, К.Книс не признает идей ни классической школы, ни В.Рошера и Б.Гильдебрандта. В конечном счете исторический метод сведен к истории экономических мнений на разных ступенях исторического развития наций;
• К.Книс отвергает саму возможность создания экономической теории. Наука существует лишь там, где есть повторяемость изучаемых явлений. Но пути экономического развития народов настолько уникальны, что любая повторяемость исключается. Экономические явления в принципе непознаваемы (недоступны познанию). Можно только описать их возникновение и развитие с этической точки зрения, но невозможно дать их теоретическое обоснование.
СТАРАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (обобщение)
• политэкономия должна изучать процессы экономического развития наций, национальное хозяйство; • отрицание наличия объективных экономических законов; каждая страна развивается своим особым, неповторимым путем → вывод о невозможности создания общей для всех стран экономической теории; • отказ от абстрактного метода в пользу откровенного эмпиризма: сбор и описание экономических фактов без каких-либо теоретических обобщений. Ф.Лист: дельная экономическая теория должна опираться на достоверные исторические факты • признание только эволюционной формы развития и отрицание самой возможности революционных изменений; • обоснование основных черт исторического метода.  
НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (историко – этическое направление)
К середине 50х гг. 19 в. историческая школа прошла свой апогей, и внимание к ней стремительно угасало. Но в начале 70х гг. 19 в. произошло возрождение интереса к ее идеям, которое было связано с появлением "новой исторической школы". В 1871 г., после военной победы над Францией, завершилось объединение Германии.Но О.Бисмарк не только осуществил эту мечту Ф.Листа, но и решительно направил экономическую политику в сторону таможенного протекционизма. Кроме того, О.Бисмарк проводил активную политику государственного регулирования классовых отношений, сочетая реформы в области рабочего законодательства с борьбой против революционного рабочего движения. Становление новой исторической школы происходило в обстановке нарастания революционного движения в Европе, быстрого распространения идей марксизма среди немецкого пролетариата. Именно антимарксистская направленность – главное отличие новой исторической школы от старой, которая в первой половине 19 в. противостояла классической политэкономии и утопическому социализму.  
ГУСТАВ ШМОЛЛЕР 1838 – 1917 профессор университетов в Галле, Страсбурге и Берлине, член Прусского государственного совета и Прусской палаты господ.
Основные работы О некоторых основных вопросах права и народного хозяйства (1875) Об основополагающих вопросах социальной политики и народно-хозяйственного учения (1898)  
Благодаря близости Г.Шмоллера к официальным кругам Германской империи новая историческая школа стала господствующей в немецких университетах, ее влияние распространилось и за пределы Германии – в Англии, Франции, США, России.
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
• мéньшая радикальность относительно "универсальности" и "объективности" в экономической науке. Представители НИШ отвергали не сам факт наличия объективных экономических законов, а только возможность выведения таких законов на основе абстрактно- дедуктивных, логических обоснований ("спор о методах" с К.Менгером). Необходимо накопление достоверных исторических и статистических данных, чтобы в будущем с помощью метода индукции построить экономическую теорию. Обобщение теоретического характера должны опираться на опыт, факты, сравнительный анализ. Такой подход соответствовал старой немецкой традиции камеральных наук (камералистики) – цикл административных и экономических дисциплин, преподававшихся в средние века в университетах Западной Европы: горное дело, лесное и сельское хозяйство, география, право и т.д. Представители НИШ считали невозможным использование математических методов вобласти экономики, т.к. по их мнению, человеческая психика – слишком сложная задача для дифференциального исчисления;  
• акцент на изучение конкретных хозяйственных объектов и учреждений(торговых гильдий, ремесленных цехов, территорий, предприятий, а не всего народного или даже мирового хозяйства. Именно за чрезмерное внимание к общей истории в ущерб истории конкретных объектов хозяйствования звучала критика в адрес В.Рошера и Б.Гильдебрандта;  
• признание только нормативной стороны экономической теории, акцент на взаимопереплетении, внутреннем единстве экономических, моральных и психологических факторов. По мнению Г.Шмоллера, экономические отношения являются производными от этических и правовых норм, а народное хозяйство – это форма общения, основанного на психических силах общества. Этико-психологический метод исследования экономических явлений Г.Шмоллер использует для оправдания государственного вмешательства в хозяйственную жизнь и проповеди расистских теорий в экономике. По его мнению, существование народного хозяйства возможно только там, где люди одной и той же расы и с одним языком, на одной территории, связанные общими чувствами и идеями, нравами и правовым порядком, имеют единое хозяйственное устройство, постоянное общение и развитые отношения обмена. Эта установка оказала значительное влияние на формирование идеологии немецкого фашизма Другое положение НИШ, воспринятое идеологами фашизма, – тезис о необходимости расширения "жизненного пространства" для реализации "германского духа";  
• значительное внимание уделялось роли государства в экономике. Особенно активно этой проблемой занимались Г.Шмоллер и Л.Брентано. Государство стоúт над классами и социальными группами, над корпорациями и индивидуальными хозяйствами с их разнонаправленными устремлениями. Поэтому государственно-правовое регулирование экономики является необходимым условием самого существования народного хозяйства как единого целого.  
ГУСТАВ ШМОЛЛЕР (обобщение):     • критика абстрактного метода классической политэкономии; • созданию экономической теории должно предшествовать конкретно-историческое исследование, т.к. только генетический подход позволяет установить причинные связи социальных явлений; • экономическая теория должна включать психологию, социологию, географию и т.д. Она имеет нормативный характер и позволяет давать моральные оценки и практические рекомендации; • критика марксизма с позиций катедер-социализма; • защита активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь с целью поощрения национальной экономики и смягчения классовых противоречий.  
КАРЛ БЮХЕР 1847 – 1930 профессор политэкономии Лейпцигского университета  
Основная работа Возникновение народного хозяйства (1883)
Предложил свой вариант периодизации развития, критерием которой является длина (продолжительность) пути движения продукта от производителя до потребителя ( или интенсивность обмена).
Он выделяет 3и ступени • "замкнутое домашнее хозяйство" самый короткий путь, т.к. это производство для собственного потребления, без обмена;
• городское хозяйство производство на внешнего потребителя, но при непосредственном обмене "производитель – потребитель";
• народное хозяйство производство на неизвестный рынок  
       
ЛУЙО БРЕНТАНО 1844 – 1931 доцент Берлинского университета, затем – профессор Мюнхенского университета
Основные работы Классическая политическая экономия Современные объединения рабочих (1871 – 1872) Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда (1876)
Особое внимание уделял вопросам труда и заработной платы
В новые времена в трудах экономистов – "историков" появляются и новые сюжеты. Во всех европейских странах наблюдалось обострение классовой борьбы и нарастание социальных конфликтов. Левые организации социалистической и коммунистической направленности пытаются разрешить проблемы революционным путем. Либеральная буржуазия ищет реформаторские пути выхода из конфликтных ситуаций. В ряде стран, в т.ч. в Германии, само государство пытается осуществлять социальные реформы. В 1872 г. в г.Эйзенахе для обсуждения "социального вопроса" был учрежден "Союз социальной политики". Ведущими теоретиками были университетские профессора, поэтому его программу назвали "катедер-социализмом". Катедер-социалисты стремились теоретически доказать возможность устранения основных противоречий капитализма, его "самообновления", с помощью реформ, проводимых государством.   Правое крыло"Союза социальной политики" представлял Г.Шмоллер и его сторонники, которые выступили как ярые монархисты. Г.Шмоллер провозглашает монархию пределом человеческих мечтаний, надгосударственным органом, призванным разрешать любые социальные противоречия. Группу Г.Шмоллера называли "пропагандистстким отделом" при О.Бисмарке. Катедер-социализмтрактовался как некий третий путь между концепцией экономического либерализма и марксистским социализмом. Эта программа предусматривала следующие меры: • введение обязательного начального образования (до 10 – 12 лет); • государственное регулирование труда детей, подростков, женщин; • страхование рабочих от болезней и несчастных случаев; • установление пенсий по старости и нетрудоспособности (в значительной степени за счет вычетов из заработной платы; • урегулирование конфликтов между рабочими и предпринимателями через особые третейские суды; • организация потребительской и жилищной кооперации на средства самих рабочих.   Катедер-социалисты всегда подчеркивали, что они никогда не посягали на частную собственность вообще и в отношении земли, средств производства, капитала, в частности. Призывая правительство пойти на определенные реформы в целях предотвращения социальной революции, Г.Шмоллер и его группа тем не менее поддержали "исключительные законы" против социалистов (1878 – 1890 гг.), практику составления "черных списков" и организации локаутов для борьбы с нарушителями трудовых соглашений, выступали против введения 8-часового рабочего дня и распространения профсоюзов.  
Либеральное(реформистское) крылокатедер-социализма представлял Л.Брентано. • Главным фактором "классового мира" Л.Брентано считал не "просвещенный монархизм", а активную деятельность профсоюзов, предложив применить опыт британского тред-юнионизма в Германии. • Л.Брентано принадлежит идея обоснования тезиса о том, что сокращение рабочего дня и повышение заработной платы выгодно те только рабочим, но и капиталистам, т.к. способствует росту производительности труда и доходности предприятия. • Л.Брентано стал одним из основоположников современной теории государства "всеобщего благоденствия". • Л.Брентано рассматривает монополистические объединения (картели) в качестве средства преодоления кризисов и безработицы при капитализме, формы грядущего социализма. По его мнению, картели создаются производителями для планомерного приспособления предложения к спросу, что в будущем обеспечит условия для процветания нации. Поэтому картели принесут успех не только предпринимателям, но и рабочим. Это значит, что развитие картелирования Л.Брентано рассматривал как условие достижения социального мира.  
НОВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА (обобщение)  
• отказ от абстрактного метода, т.к., по мнению "историков", универсальные схемы не могут принести практической пользы. Важно учитывать условия, специфику отдельных стран в различные периоды их развития. Главное значение имеют исторические факты, используемые как аргументы Исторический подход позволяет (и предполагает) применение сравнительного анализа как наиболее надежного и результативного метода изучения экономической реальности; • отрицание возможности создания общей экономической теории; • необходимость учета влияния на экономическое развитие факторов социальной сферы – психологии, этики, права (А.Вагнер), религии (М.Вебер), в т.ч. "человеческого фактора". По мнению представителей НИШ, в своих действиях люди руководствуются не только стремлением к выгоде и богатству. За этим общим стремлением в действительности может скрываться многообразие желаний в зависимости от социального положения, возраста, доходов. Поэтому кроме экономической выгоды в качестве мотива может быть чувство общности, семейные заботы, общественный интерес; • выявление взаимосвязи и взаимообусловленности экономических и неэкономических факторов: у классиков неэкономические факторы зависят от экономических, "историки" обосновали единство экономических и неэкономических (социальных) отношений, их тесную взаимосвязь. Это положило начало развитию экономической социологии. • разработка исторического метода и схем периодизации экономического развития: у "историков" в основе предложенных схем хозяйственный критерий, у классиков – классовый критерий (выделение основных и неосновных классов); • отвергая математические методы исследования экономики, считали необходимым и важным сбор статистического материала; •теоретическое наследиеНИШ оказалось очень противоречивым. С одной стороны, группа Г.Шмоллера с ее крайним монархизмом, верой в благотворное воздействие "сильной руки" на экономику, проповедью национализма способствовала формированию последующих экономических программ правого толка, в т.ч. фашистских. С другой стороны, направление Л.Брентано с концепциями классового мира на основе определенных уступок трудящимся оказалось близким "социальной школе" и институционализму.  

Наши рекомендации