Виды циклов по продолжительности

Выделяют различные виды циклов по продолжительности:

• столетние циклы, длящиеся 100 лет и более;

• циклы Кондратьева, продолжительность которых составляет 40—60 лет и которые названы в честь выдающегося русского экономиста Николая Дмит­риевича Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры». Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кри­зисы происходят, когда совпадают точки максимума спада деловой активно­сти длинноволнового цикла и классического. Примерами таких кризисов мо­гут служить кризис 1873 г., Великая депрессия 1929—1933 гг., стагфляция 1974-1975 гг.;

• классические циклы, называемые деловымиили бизнес-циклами. Первый «классический» кризис (кризис перепроизводства) произошел в Англии в 1825 г., а с 1857 г. такие кризисы стали мировыми. В период до Второй мировой войны продолжительность этих циклов составляла 10—12 лет, а в на­стоящее время — 5—8 лет. Наиболее точно деловые циклы — колебания инвестиционных расходов, ВВП, инфляции и безработицы — описывает модель циклических колебаний Жюгляра;

• циклы Китчина продолжительностью 2—4 года.

Выделение разных видов экономических циклов основано на продол­жительности функционирования различных видов физического капитала в экономике. Например, столетние циклы связаны с научными открытиями, изобретениями и важными техническими нововведениями, которые произ­водят переворот в технологии производства («век пара» сменился «веком электричества», а затем «веком электроники и автоматики»). В основе длин­новолновых циклов Кондратьева лежит продолжительность срока службы промышленных и непромышленных зданий и сооружений (пассивной час­ти физического капитала). Примерно через 10—12 лет происходит физиче­ский износ оборудования (активной части физического капитала), что объ­ясняет продолжительность классических циклов. В современных условиях первостепенное значение для замены оборудования имеет не физический, а его моральный износ, связанный с появлением более производительного и совершенного оборудования, а поскольку принципиально новые техниче­ские и технологические решения появляются с периодичностью 4—6 лет, то продолжительность циклов уменьшается. Циклы Китчина связаны с движе­нием запасов, а также изменениями в банковском деле и оптовых ценах. Кроме того, многие экономисты связывают продолжительность циклов с массовым обновлением потребителями товаров длительного пользования, происходящим с периодичностью 2—3 года.

В современной экономике продолжительность фаз цикла и амплитуда колебаний могут быть различными. Это зависит, прежде всего, от причины кризиса, а также от особенностей экономики в разных странах: степени го­сударственного вмешательства; характера регулирования экономики; доли и уровня развития сферы услуг; условий развития и использования научно-технической революции.

ПРАКТИКУМ

Контрольные вопросы:

• Что понимается под экономическим ростом и каковы его типы? Какой тип экономического роста преобладает в настоящее время в России?

• Что входит в группу показателей, характеризующих экономиче­ское развитие?

• Перечислите основные факторы экономического роста.

• Какова взаимосвязь инвестиций и экономического роста?

• Какую политику должно проводить государства с целью ускорения экономического роста?

• Каковы причины экономических циклов?

• По каким признакам классифицируются экономические параметры?

• Какие изменения происходят в экономике на различных фазах цикла?

• Что вы понимаете под «длинными волнами» макроэкономиче­ской динамики?

Упражнения

На основании данных, приведенных в таблице, определите следующие величины:

А) реальный объем ВВП на душу населения (полученные данные занесите в таблицу);

Б) оптимальную численность населения в данной стране;

В) абсолютную величину прироста ВВП во втором году по сравнению с первым годом;

Г) прирост ВВП (в процентах) в четвертом году по сравнению с третьим годом;

Д) прирост ВВП (в процентах) в расчете на душу населения в седьмом году по сравнению с шестым.

Год Население (млн. чел.) Реальный объем ВВП (млрд. долл.) Реальный объем ВВП на душу населения (долл.)
 

Решение:

А. Для расчета реального объема ВВП на душу населения необходимо значения реального ВВП поделить на численность населения в соответствующем году. Получим: 300; 400; 500; 550; 600; 550; 500.

Б. Оптимальной будет численность населения, равная 160 млн. чел., так как при этой численности показатель реального ВВП на душу населения принимает максимальное значение.

В. Прирост ВВП во втором году равен: 40 – 24 = 16 (млрд. долл.).

Г. Прирост ВВП (в процентах) в четвертом году равен:

Виды циклов по продолжительности - student2.ru ´ 100% = 28,3%

Д. Прирост ВВП (в процентах) в расчете на душу населения в седьмом году равен:

Виды циклов по продолжительности - student2.ru ´ 100% = -9,09%

Задачи, тесты, ситуации

1. Каждая страна должна делать выбор между приростом текущего потребления и накоплением капитала. На рисунке представлен такой выбор для двух стран А и В.

Виды циклов по продолжительности - student2.ru Виды циклов по продолжительности - student2.ru

Обе страны обладают одинаковым объемом факторов производства. Проанализируйте различия между этими двумя странами.

2. О каких источниках экономического роста идет речь в утверждениях:

А) чем больше специализация работников, тем выше производительность труда;

Б) производство увеличивается по мере роста рабочей силы;

В) появление новых компьютеров изменило качество управления.

3. Реальный ВВП 1999 г. Составил 2400 млрд. долл. Номинальный ВВП 2000 г. Равен 2214 млрд. долл., а дефлятор ВВП – 0,9. Определите темп изменения ВВП и фазу цикла.

В заданиях 4 - 7 укажите единст­венно верный ответ и обоснуйте его:

4. В модели AD-AS экономический рост может быть представлен как:

А) сдвиг влево кривой краткосрочного совокупного предложения;

Б) сдвиг влево кривой совокупного спроса;

В) сдвиг вправо кривой краткосрочного совокупного предложения;

Г) сдвиг вправо кривой совокупного спроса;

Д) сдвиг вправо кривой долгосрочного совокупного предложения.

5 Экономическим ростом можно считать:

А) увеличением номинального ВВП по сравнением с предыдущим годом;

Б) увеличением реального ВВП по сравнением с предыдущим годом;

В) увеличением номинального ВВП в течение 10 лет подряд;

Г) все предыдущие ответы верны;

Д) нет верного ответа.

6. К экстенсивным факторам экономического развития не относится:

А) увеличение числа занятых работников;

Б) рост производительности труда;

В) расширение производственных площадей;

Г) увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии.

7. Экономический цикл:

А) характеризуется изменением большинства макроэкономических показателей;

Б) затрагивает все отрасли экономики;

В) представляет собой отклонения фактического ВВП от потенциального;

Г) отражает поведение экономики в краткосрочном периоде;

Д) все ответы верны.

В заданиях 8 – 11 определите, верны или неверны приведенные утверждения. Ответы обоснуйте:

8. Если объем ВНП растет быстрее, чем численность населения, то объем ВНП в расчете на душу населения снижается.

9. Предположим, что в двух странах объем ВВП одинаков и равен 500 млрд. долл. Если годовой темп роста ВВП в первой стране составил 3%, а во второй – 5%, то разница в величине годового прироста ВВП между этими странами составляет 10 млрд. долл.

10. Признаками рецессии являются уменьшение выпуска, снижение уровня безработицы и рост уровня цен.

11. Рост объема продаж перед Новым годом является примером экономического цикла.

Ответы:

1. Из графика видно, что страна А основную часть факторов производства направила на изготовление инвестиционной продукции. Страна В, напротив, почти все ресурсы тратит на текущее потребление. В дальнейшие годы в стране А будут более высокие темпы экономического роста, чем в стране В.

2.А – человеческий капитал; Б – рабочая сила; В – технологические изменения.

3.2,5%; подъем.

4.Д; 5.Д; 6.Б; 7.Д;

8.Н; 9.В; 10.Н, 11.Н.

БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Учебные цели:

• понимать, почему существует безработица в условиях рыночной экономики и связано ли ее существование только с цикличностью развития экономики;

• знать, кого следует считать безработным;

• уметь вычислять уровень безработицы;

• представлять основные виды безработицы, что такое полная занятость;

• понимать, какие проблемы возникают в обществе с высоким уровнем безработицы,

• представлять связь между уровнем циклической безработицы и отклонениемфактического ВВП от потенциального;

• знать, при помощи каких мер государство стремится регули­ровать занятость и безработицу;

• понимать, что представляет собой инфляция;

• знать, как измеряется инфляция или повышение общего уровня цен;

• представлять, какие виды инфляции бывают в условиях рыночной экономики, какое влияние они оказывают на эконо­мику;

• понимать, какие причины порождают инфляцию;

• представлять социально-экономические издержки инфляции;

• понимать отличия ожидаемой и непредвиденной инфляции;

• знать механизм инфляционной спирали.

Наши рекомендации