Виды циклов по продолжительности
Выделяют различные виды циклов по продолжительности:
• столетние циклы, длящиеся 100 лет и более;
• циклы Кондратьева, продолжительность которых составляет 40—60 лет и которые названы в честь выдающегося русского экономиста Николая Дмитриевича Кондратьева, разработавшего теорию «длинных волн экономической конъюнктуры». Кондратьев предположил, что наиболее разрушительные кризисы происходят, когда совпадают точки максимума спада деловой активности длинноволнового цикла и классического. Примерами таких кризисов могут служить кризис 1873 г., Великая депрессия 1929—1933 гг., стагфляция 1974-1975 гг.;
• классические циклы, называемые деловымиили бизнес-циклами. Первый «классический» кризис (кризис перепроизводства) произошел в Англии в 1825 г., а с 1857 г. такие кризисы стали мировыми. В период до Второй мировой войны продолжительность этих циклов составляла 10—12 лет, а в настоящее время — 5—8 лет. Наиболее точно деловые циклы — колебания инвестиционных расходов, ВВП, инфляции и безработицы — описывает модель циклических колебаний Жюгляра;
• циклы Китчина продолжительностью 2—4 года.
Выделение разных видов экономических циклов основано на продолжительности функционирования различных видов физического капитала в экономике. Например, столетние циклы связаны с научными открытиями, изобретениями и важными техническими нововведениями, которые производят переворот в технологии производства («век пара» сменился «веком электричества», а затем «веком электроники и автоматики»). В основе длинноволновых циклов Кондратьева лежит продолжительность срока службы промышленных и непромышленных зданий и сооружений (пассивной части физического капитала). Примерно через 10—12 лет происходит физический износ оборудования (активной части физического капитала), что объясняет продолжительность классических циклов. В современных условиях первостепенное значение для замены оборудования имеет не физический, а его моральный износ, связанный с появлением более производительного и совершенного оборудования, а поскольку принципиально новые технические и технологические решения появляются с периодичностью 4—6 лет, то продолжительность циклов уменьшается. Циклы Китчина связаны с движением запасов, а также изменениями в банковском деле и оптовых ценах. Кроме того, многие экономисты связывают продолжительность циклов с массовым обновлением потребителями товаров длительного пользования, происходящим с периодичностью 2—3 года.
В современной экономике продолжительность фаз цикла и амплитуда колебаний могут быть различными. Это зависит, прежде всего, от причины кризиса, а также от особенностей экономики в разных странах: степени государственного вмешательства; характера регулирования экономики; доли и уровня развития сферы услуг; условий развития и использования научно-технической революции.
ПРАКТИКУМ
Контрольные вопросы:
• Что понимается под экономическим ростом и каковы его типы? Какой тип экономического роста преобладает в настоящее время в России?
• Что входит в группу показателей, характеризующих экономическое развитие?
• Перечислите основные факторы экономического роста.
• Какова взаимосвязь инвестиций и экономического роста?
• Какую политику должно проводить государства с целью ускорения экономического роста?
• Каковы причины экономических циклов?
• По каким признакам классифицируются экономические параметры?
• Какие изменения происходят в экономике на различных фазах цикла?
• Что вы понимаете под «длинными волнами» макроэкономической динамики?
Упражнения
На основании данных, приведенных в таблице, определите следующие величины:
А) реальный объем ВВП на душу населения (полученные данные занесите в таблицу);
Б) оптимальную численность населения в данной стране;
В) абсолютную величину прироста ВВП во втором году по сравнению с первым годом;
Г) прирост ВВП (в процентах) в четвертом году по сравнению с третьим годом;
Д) прирост ВВП (в процентах) в расчете на душу населения в седьмом году по сравнению с шестым.
Год | Население (млн. чел.) | Реальный объем ВВП (млрд. долл.) | Реальный объем ВВП на душу населения (долл.) |
Решение:
А. Для расчета реального объема ВВП на душу населения необходимо значения реального ВВП поделить на численность населения в соответствующем году. Получим: 300; 400; 500; 550; 600; 550; 500.
Б. Оптимальной будет численность населения, равная 160 млн. чел., так как при этой численности показатель реального ВВП на душу населения принимает максимальное значение.
В. Прирост ВВП во втором году равен: 40 – 24 = 16 (млрд. долл.).
Г. Прирост ВВП (в процентах) в четвертом году равен:
´ 100% = 28,3%
Д. Прирост ВВП (в процентах) в расчете на душу населения в седьмом году равен:
´ 100% = -9,09%
Задачи, тесты, ситуации
1. Каждая страна должна делать выбор между приростом текущего потребления и накоплением капитала. На рисунке представлен такой выбор для двух стран А и В.
Обе страны обладают одинаковым объемом факторов производства. Проанализируйте различия между этими двумя странами.
2. О каких источниках экономического роста идет речь в утверждениях:
А) чем больше специализация работников, тем выше производительность труда;
Б) производство увеличивается по мере роста рабочей силы;
В) появление новых компьютеров изменило качество управления.
3. Реальный ВВП 1999 г. Составил 2400 млрд. долл. Номинальный ВВП 2000 г. Равен 2214 млрд. долл., а дефлятор ВВП – 0,9. Определите темп изменения ВВП и фазу цикла.
В заданиях 4 - 7 укажите единственно верный ответ и обоснуйте его:
4. В модели AD-AS экономический рост может быть представлен как:
А) сдвиг влево кривой краткосрочного совокупного предложения;
Б) сдвиг влево кривой совокупного спроса;
В) сдвиг вправо кривой краткосрочного совокупного предложения;
Г) сдвиг вправо кривой совокупного спроса;
Д) сдвиг вправо кривой долгосрочного совокупного предложения.
5 Экономическим ростом можно считать:
А) увеличением номинального ВВП по сравнением с предыдущим годом;
Б) увеличением реального ВВП по сравнением с предыдущим годом;
В) увеличением номинального ВВП в течение 10 лет подряд;
Г) все предыдущие ответы верны;
Д) нет верного ответа.
6. К экстенсивным факторам экономического развития не относится:
А) увеличение числа занятых работников;
Б) рост производительности труда;
В) расширение производственных площадей;
Г) увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии.
7. Экономический цикл:
А) характеризуется изменением большинства макроэкономических показателей;
Б) затрагивает все отрасли экономики;
В) представляет собой отклонения фактического ВВП от потенциального;
Г) отражает поведение экономики в краткосрочном периоде;
Д) все ответы верны.
В заданиях 8 – 11 определите, верны или неверны приведенные утверждения. Ответы обоснуйте:
8. Если объем ВНП растет быстрее, чем численность населения, то объем ВНП в расчете на душу населения снижается.
9. Предположим, что в двух странах объем ВВП одинаков и равен 500 млрд. долл. Если годовой темп роста ВВП в первой стране составил 3%, а во второй – 5%, то разница в величине годового прироста ВВП между этими странами составляет 10 млрд. долл.
10. Признаками рецессии являются уменьшение выпуска, снижение уровня безработицы и рост уровня цен.
11. Рост объема продаж перед Новым годом является примером экономического цикла.
Ответы:
1. Из графика видно, что страна А основную часть факторов производства направила на изготовление инвестиционной продукции. Страна В, напротив, почти все ресурсы тратит на текущее потребление. В дальнейшие годы в стране А будут более высокие темпы экономического роста, чем в стране В.
2.А – человеческий капитал; Б – рабочая сила; В – технологические изменения.
3.2,5%; подъем.
4.Д; 5.Д; 6.Б; 7.Д;
8.Н; 9.В; 10.Н, 11.Н.
БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ
Учебные цели:
• понимать, почему существует безработица в условиях рыночной экономики и связано ли ее существование только с цикличностью развития экономики;
• знать, кого следует считать безработным;
• уметь вычислять уровень безработицы;
• представлять основные виды безработицы, что такое полная занятость;
• понимать, какие проблемы возникают в обществе с высоким уровнем безработицы,
• представлять связь между уровнем циклической безработицы и отклонениемфактического ВВП от потенциального;
• знать, при помощи каких мер государство стремится регулировать занятость и безработицу;
• понимать, что представляет собой инфляция;
• знать, как измеряется инфляция или повышение общего уровня цен;
• представлять, какие виды инфляции бывают в условиях рыночной экономики, какое влияние они оказывают на экономику;
• понимать, какие причины порождают инфляцию;
• представлять социально-экономические издержки инфляции;
• понимать отличия ожидаемой и непредвиденной инфляции;
• знать механизм инфляционной спирали.