Тема 12. Стратегия и тактика российской модернизации
Задания:
322.
Три варианта формирования предпринимательства в постсоциалистических обществах: "путь снизу" (в бизнес идут бывшие рядовые работники), "путь сбоку" (осуществляется легализация ранее существовавшего теневого бизнеса) и "путь сверху"(происходит коммерциализация "социалистической" административной и хозяйственной элиты).
А)"путь снизу" – в бизнес идут бывшие рядовые работники,
"путь сбоку" – легализация ранее существовавшего теневого бизнеса,
"путь сверху" – коммерциализация "социалистической" административной и хозяйственной элиты.
Б) "Путь сверху" – полное обновление хозяйственной элиты, бывшие "верхи" лишаются существенной экономической власти, которая переходит в руки выходцев из "низов". Когда преобладают "путь снизу" и "путь сбоку", то институты нелегальной командной экономики оказываются сильно ослабленными, а нелегальные рыночные институты, напротив, играют роль катализатора реформ.
В) Теневая экономика в России сильно трансформировалась —из «низовой» стала «верховой». Уменьшился теневой оборот внизу — продовольственные рынки, киоски и т. п. Вероятно, он увеличился на самом верху социальной пирамиды — например, не декларируется доля заработков чиновников, милиционеров и т. д. Притом, что доля доходов этих категорий в совокупном доходе выросла. Cлишком большая часть доходов приходится на небольшую долю населения.
Г) Главным каналом формирования легального бизнеса стал «путь сверху». В результате экономическая власть перешла в руки агентов нелегального командного сектора, возникла имитация рыночного хозяйства при реальном сохранении основ командной экономики – но уже не централизованной, а децентрализованной. «Нормальные» институты бизнеса стали не главенствующими.
Д)
1. Технологическая отсталость;
2. Отсутствие эффективного законодательства;
3. Ограниченная конкуренция;
4. Низкий курс рубля (нац. валюты) и уровень цен на нефть;
5. Неразвитость демократии;
6. Гигантский разрыв между очень богатыми и очень бедными.
323.
Основные экономические реформы 1990-х годов:
1. либерализация цен;
2. либерализация внешней торговли;
3. приватизация.
Кроме того, были произведены существенные преобразования в налоговой, земельной и ряде других сфер.
Реформы не были адекватны, т.к. российское государство отказалось от выполнения своих важнейших институциональных функций, связанных со спецификацией и защитой прав собственности, обеспечением соблюдения контрактных обязательств, функционированием независимой судебно-правовой системы и т.д. При этом оно часто нарушало свои собственные обязательства перед частным сектором.
324. Административный ресурс – использование должностными лицами или государственными органами исполнительной ветви власти легальных властных полномочий с целью получения дополнительных возможностей и гарантий в процессе реализации своих политических интересов.
Поиск политической ренты— это стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса.
Особенности:
1. Искусственное ограничение конкуренции;
2. Получение каких-либо монопольных прав;
3. Экономическая неэффективность;
4. Лоббирование, подкуп, взятки и т.п.
325.
А)
1. В нашей стране возникает такая ситуация, когда предприятия, фирмы, организации вынуждены объединять свои усилия и капиталы с целью преодоления несовершенных рыночных отношений.
2. Трансакционные расходы возникают при взаимоотношениях контрагентов по поводу оппортунистического поведения, ограниченной рациональности человека и специфических активов.
Б)
1. Вроссийской экономике в качестве особого института, действие которого направлено на минимизацию трансакционных расходов, выступают неплатежи и зачеты продукцией
2. Ограниченная рациональность не дает возможности предвидеть адапта-цию условий договора к новым обстоятельствам, а угроза оппортунизма вынуждает искать «соответствующие контрактные гарантии».
В)
1) нет надежных поставщиков, так как не развиты многие другие рынки (высокие издержки поиска и заключения договоров поставки);
2) отсутствует квалифицированный персонал (издержки поиска необходимых специалистов);
3) отсутствует механизм разрешения споров (издержки принуждения);
4) денежная система нестабильна, что усложняет расчеты со всеми контрагентами.
Тесты
326. Да
327. Нет
328. г
329. г
331.
Формальным институтам соответствуют формальные правила, санкции, за нарушение которых носят организованный характер. Напротив, неформальным институтам соответствуют правила неформальные, и наказание за отклонение от них реализуется спонтанным образом.
Проблема интерпретации правил возникает тогда, когда взаимодействуют люди разной культуры, разного опыта, а также когда информация распространяется с искажениями.
В том случае, если институциональные субъекты реализуют свои цели через неформальные институты, речь идет о неэффективности формальных институтов, которая может быть объяснена возрастающей величиной трансакционных издержек или слабым контролем над их исполнением. Изменение соотношения сил между игроками приводит к изменению формальных институтов, которое происходит под влиянием внешних и внутренних для институциональной системы обстоятельств
332.
1) Незавершенная либерализация (не была предоставлена всем хозяйствующим субъектам в полной мере свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.);
2) Зависимость предпринимателей от чиновников (чрезмерно большая роль государства в рыночной экономике);
3) Утечка капитала;
4) Высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер действующей системы налогов и сборов;
5) Рост влияния организованной преступности.
333.
1) Все более значительную роль стали играть наукоемкие информационные отрасли производства, что формирует облик постиндустриального общества;
2) Затраты материального труда лишь незначительно влияют на качество получаемого результата;
3) Продукты творческой деятельности неисчерпаемы, безграничны, невоспроизводимы;
4) Развитие человеческой личности неотчуждаемо, индивидуально;
5) Общественные приоритеты, цели и общественный характер деятельности становятся определяющими;
6) Развитие рыночных отношений сужает поле конкуренции и, соответственно, поле деятельности рыночных отношений.
334.
Развитие России теоретически возможно в трех направлениях: с преобладанием роли государ- ства, олигархии или с созданием условий для укрепления и развития мелкого и среднего бизнеса. Назовем эти варианты условно:
* Государственный капитализм.
* Олигархический капитализм.
* Конкурентный капитализм.
Реализация этих сценариев возможна в различных институциональных формах. В зависимости от укрепления или ослабления вертикальной модели политического управле- ния, вероятны следующие варианты:
· Авторитаризм
· Протекционизм
· Закрытое – открытое общество.
· Современно либеральное.
В зависимости от развития политического федеративного устройства возможны усиление централизма или развитие федерализма, ослабление или усиление региональной власти. В результате будет реализована либо преимущественно административная, либо либеральная модель.
Важно, чтобы экономическая политика была понятной гражданам, а политики сумели убедить людей в ее правильности.