Реформирование отношений собственности: национализация, разгосударствление, приватизация.
Переход страны к рыночной экономике предполагает необходимость реформирования отношений собственности. Путями решения этой проблемы являются национализация, разгосударствление и приватизация.
Разгосударствление –это процесс, который означает постепенный уход государства из экономики, сокращение и упрощение его функций по управлению национальным производством.
Идти на разгосударствление заставляют:
А) снижение эффективности государственного управления, нарастание убытков в государственном секторе экономики.
Б) снижение частной инициативы, снижение темпов экономического роста.
При проведении разгосударствления некоторая часть государственных предприятий:
А) переводится на коммерческую основу функционирования;
Б) превращается в акционерные общества с передачей определённого пакета акций частному капиталу;
В) передаётся в доверительное управление менеджерам предприятия или иностранному капиталу;
Особый вариант разгосударствления связан с приватизацией.
Приватизация –это передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.
Основные задачи приватизации:
- формирование слоя собственников. Собственность находящаяся в личном владении – это гарантия стабильности государства. Человек которому лично ничего не принадлежит и который ни за что не отвечает легче подвержен социальным потрясениям.
- создание конкурентной среды, демонополизация экономики.
- привлечение в страну иностранного капитала, заимствование передового опыта.
- господство частной собственности обеспечивает формирование основных черт рыночной экономики – это свобода выбора и предпринимательства, личный интерес к максимизации прибыли, конкуренция, новые распределительные отношения; ограничение государственного вмешательства в рыночные процессы.
Процесс приватизации имеет пределы, которые определяются значимостью экономически крупных производственных комплексов, естественных монополий и обуславливаются необходимостью производить общественные блага в ходе реализации общенациональных интересов.
Существуют две основные модели приватизации:
1. Денежная приватизация т.е. выкуп, продажа. Такая модель приватизации: 1) обеспечивает появление частного собственника; 2) даёт государству дополнительные средства; 3) создаёт условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии. Существуют два вида продажи предприятий: закрытая и открытая. Закрытая продажа предусматривает продажу предприятия персоналу и приравненным к ним лицам (обычно пенсионерам данного предприятия). Деньги, полученные от продажи, остаются на предприятии и используются на его развитие. Самый большой недостаток данного способа – у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам. Открытая продажа позволяет участвовать в покупке предприятия всем лицам, а не только персоналу предприятия. Полученные средства, как правило направляются в госбюджет. Этот способ технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.
2. Бесплатное распределение. Она имеет место в государствах, где население не располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно – ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.
Реформирование отношений собственности включает и национализацию.
Национализация –это покупка(иногда конфискация) государством собственности частных лиц или фирм.
Очень часто национализация осуществляется с целью оздоровления предприятий, которым грозят банкротства. Прямым следствием национализации выступают рост государственной собственности и государственного сектора. Признавая необходимость существования госсектора как стабилизирующего фактора, современная экономическая теория подчеркивает, что последний способен функционировать с меньшей эффективностью, нежели частный сектор. Частный сектор обречён работать эффективно, так как в полном объёме и без оглядки на государство отвечает за результаты хозяйствования