Глава 7. мировой рынок товаров
Структура мирового рынка
Мировой рынок− составная часть всемирного хозяйства представ-ляющая сферу спроса и предложения, а также коммерческого обмена това-ров и услуг; система устойчивых товарно-денежных отношений между государствами, предпринимателями, коммерческими организациями, фирмами разных государств, связанными между собой участием в меж-дународном разделении труда.
В условиях глобализации, расширения и углубления мировых хозяй-ственных связей товарные рынки утрачивают национальные и террито-риальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которые выступают торговцы всех стран.
Мировой рынок представлен различными видами товарных рынков, рынков услуг, финансовых рынков, рынком ресурсов, в т.ч. и трудовых. Деятельность мировых рынков товаров и услуг регулируется междунаро-дными товарными соглашениями. На каждом товарном рынке скла-дываются свои центры торговли − «основные рынки», цены которых приз-наются базисными в торговле соответствующими товарами.
По способу организации торговли различают особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, международные выставки и ярмарки.
Мировой товарный рынок – это область товарно-денежных отно-шений между государствами, которые основаны на международном разделении труда. Мировые товарные рынки формируются под воздей-ствием множества факторов и имеют ряд особенностей:
1) это рынки уже произведенных товаров, которые продаются за пределами национальных рамок;
2) на эти товары, перемещающиеся между странами, действуют не только внутренние, но и внешние спрос и предложение;
3) эти рынки способствуют наиболее эффективному использованию факторов производства в тех или иных отраслях и регионах;
4) благодаря им из международного товарного обмена выходят товары, не соответствующие стандартам качества при данных конку-рентных ценах.
Важнейший внешний признак существования товарных рынков – международное движение товаров и услуг и мировая торговля.
При классификации по товарному признаку структура международной торговли характеризует долю конкретных товаров или класса товаров в мировой торговле.
Наиболее распространенной и применимой в настоящее время является классификация товаров согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, ГС (Harmonized Commodity Description and Coding System). Она была разработана Комитетом по Гармонизированной сис-теме Совета таможенного сотрудничества (сейчас Всемирная таможен-ная организация) в 1983 году и вступила в силу с 01.01.1988 года. Клас-сификационная схема ГС (номенклатура ГС) представлена в приложе-нии Б. В настоящее время с 01.01.2002 года действует ГС в новой редак-ции (3-е издание).
Основными элементами номенклатуры ГС являются две системы:
- система классификации;
- система кодирования.
В системе классификации 6 ступеней (разрядов):
- разделы;
- группы;
- подгруппы;
- товарные позиции;
- подпозиции;
- субпозиции.
В соответствии с системой классификации ГС товары группируются по следующим признакам:
- по происхождению (растительное, животное);
- по назначению товара;
- по степени обработки.
По назначению товары подразделяются на:
- продовольственные товары и напитки;
- промышленное сырье;
- топливо и смазочные материалы;
- машины и оборудование, включая инструменты;
- транспортные средства (производственного и личного потребления);
- промышленные товары народного потребления.
По степени обработки товары делятся на:
- сырьевые товары (производственного и непроизводственного назначения);
- полуфабрикаты (производственного и непроизводственного назначения);
- готовые изделия (производственного и непроизводственного назначения);
Под сырьевыми товарами понимается продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, рыболовства и охоты, стоимость которой лишь в незначительной степени зависит от обработки.
К полуфабрикатамотносится продукция, не законченная производ-ством и требующая дальнейшей обработки, предназначенная для включе-ния в состав других товаров, прежде чем стать орудием производства или предметом потребления.
Под готовыми товарами понимаются все промышленные изделия, предназначенные для потребления или использования в промышлен-ности, сельском хозяйстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве, промышленные товары краткосрочного пользования (<1 года), применяе-мые в промышленности в качестве материалов и топлива.
В системе кодирования первые две цифры кода обозначают товарную группу, четыре – товарную позицию, шесть – субпозицию. Например: 72 – товарная группа «Черные металлы»; 7201 – товарная позиция «Чугун, включая зеркальный, в чушках, болванках и других первичных формах»; 720140 – товарная субпозиция «Зеркальный чугун».
Создание единой классификационной системы для обеспечения единообразия классификации товаров в национальных таможенных тарифах является одним из направлений унификации таможенных законодательств.
Страны, подписавшие Международную конвенцию о Гармонизи-рованной системе описания и кодирования товаров, обязаны применять ее в полном объеме, то есть сохранять в своих национальных торговых классификаторах тексты позиций, субпозиций и соответствующие им цифровые коды (первые 6 знаков кодового обозначения товара), приме-чания к разделам, группам и субпозициям, основные правила интер-претации. Это позволяет обеспечить сопоставимость статистических данных о товарах в мировой торговле на уровне шестизначного кодового обозначения. Все страны, подписавшие конвенцию, могут создавать свои национальные классификаторы за пределами принятых в ГС системы классификации и кодирования для выделения товаров, имеющих значимость для экономики этих стран и эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Модель товарного рынка показывает взаимосвязь между внутренними и внешними объемами спроса и предложения, устанавливает объемы экспорта и импорта и определяет равновесную цену.
Мировые рынки по сравнению с национальной экономикой более изменчивы и подвержены влиянию некоторых внешних факторов. Они быстро реагируют на изменение спроса и конъюнктуры. Также на них влияют валютно-финансовые факторы, меры государства в сфере регулирования внешней торговли, монополизация. В целом вся система развивается быстрее и динамичнее, чем мировая отраслевая структура общественного производства.
На состояние мировых товарных рынков влияет уровень монопо-лизации. Часто соглашения и сделки заключаются между определенным ограниченным числом участников, что приводит к относительной замкнутости этих рынков. В подобных условиях рынок перестает быть гибким.
Валютно-финансовые факторы в последнее время усиливают свою роль. Во многом это происходит благодаря плавающему курсу валют. Резкие изменения валютных курсов заставляют страны изменять объемы товарооборота.
Сейчас происходит постоянное взаимодействие двух тенденций во внешнеэкономической политике: с одной стороны, стремление к либе-рализации торговли между странами мира, а с другой стороны, усиление протекционизма, чтобы защитить свою страну от чрезмерного проник-новения иностранного капитала и товаров через границу. Государство может использовать разные стратегии: импорт, экспорт, различные огра-ничения, меры по стимулированию, изоляцию, насыщение дефицитного рынка, протекционизм, свободную торговлю.
Конъюнктура мирового рынка
Конъюнктура рынка − сложившаяся экономическая ситуация, включающая в себя соотношение между спросом и предложением, движением цен и товарных запасов, портфелем заказов по отраслям и другими экономическими показателями. Конъюнктура рынка − это конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент, или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которые эту ситуацию определяют.
Конъюнктура мирового рынка это − рыночные условия купли-продажи на международных рынках, состояние мировой торговли на определенный момент, обусловленное определенным соотношением спроса и предложения и уровнем цен на мировых товарных рынках, условиями продажи на этих рынках, тенденциями изменения этих показателей
В зависимости от объекта исследования различают общеэконо-мическую мировую конъюнктуру, конъюнктуру национального и регионального рынка, отраслевую и товарную конъюнктуру.
Цели задачи участников международных рынков реализуются и корректируются с учетом общеэкономической мировой конъюнктуры. Изменение общеэкономической конъюнктуры происходит под влиянием различных причин и факторов. При этом, конъюнктурообразующие факторы (КОФ) как правило, делятся на две группы: факторы циклического и нециклического характера. К циклическим, относятся факторы регулярных колебаний конъюнктуры рыночного хозяйства при сменах фаз периодических циклов воспроизводства. Каждый цикл воспроизводства состоит из четырех фаз: кризиса, депрессии, оживления и подъема.
Большие циклы экономической конъюнктуры
Рис.7.1. Среднегодовые темпы прироста ВВП, %
Примером наличия больших циклов конъюнктуры в экономике стран, может служить график среднегодовых темпов прироста ВВП четырех стран за 100 лет.
Нециклические КОФ в свою очередь подразделяются на постоянно действующие (НТП, уровень монополизации, государственное регулиро-вание, инфляция) и временные, случайные факторы (сезонность, социаль-ные и политические кризисы, стихийные бедствия).
Рассмотрим направления и характер влияния этих факторов более подробно.
Научно-технический прогресс (НТП) вызывает качественный скачок в развитии производительных сил, что:
а) ускоряет процесс обновления основного капитала в традиционных отраслях экономики. Вследствие этого повышенным вниманием на рынке пользуются средства труда, характеризующиеся энерго-и материалосбере-гающих эффектом, малым сроком окупаемости;
б) стимулирует бурное развитие новых отраслей промышленности
(аэрокосмической, лазерной, биотехнической т.п.). Эти отрасли на рынке предъявляют растущий спрос на различные средства производства.
На конъюнктуру товарных рынков НТП влияет по-разному:
на рынках новых, прогрессивных изделий наблюдается опережающее (по сравнению с рынками традиционных товаров) превышение спроса над предложением;
конъюнктура рынка морально устаревших товаров, наоборот, существенно ухудшается.
Уровень монополизации, концентрации и конкуренции производства влияет на состояние конъюнктуры товарных рынков прямо и опосре-дованно:
прямо – через прямое регулирование производства и цен монополиями вследствие недостаточной конкуренции;
опосредованно – путем связи с зарубежными филиалами.
Как правило, монопольным положением на рынке пользуются крупные транснациональные компании (ТНК). Внутри каждой ТНК существует особый, искусственно созданный внутрикорпоративный рынок. Конъюн-ктура мировых рынков находится под влиянием этих особых внутрифир-менных рынков.
Государство способно влиять на общехозяйственную конъюнктуру путем использования инструментов налогового, валютного, кредитного, таможенного регулирования экономических процессов.
А также путем прямого или косвенного регулирования цен внутрен-него рынка; или путем бюджетного субсидирования экспорта и импорта (прямое субсидирование экспорта; снижение или отмена тарифов на определенные виды импорта).
Инфляция противоречиво влияет на конъюнктуру товарных рынков: направления воздействия и степень влияния зависят от темпов инфляции.
Инфляция, которая развивается относительно невысокими темпами, так называемая «ползучая» (2-4 % в год), стимулирует спрос, в результате чего конъюнктура получает стимулы для оживления (эффект «бегства от денег», стремление перевести их в товарную форму). Такая политика носит название «инфляционная психология». То есть инфляция в опреде-ленной степени стимулирует экономический рост.
Но когда темпы инфляции превышают 10 %, инфляция превращается в фактор угрозы для экономики. Снижение покупательной способности населения подрывает спрос, нарушается функционирование кредитной системы.
Сезонность периодически влияет на конъюнктуру многих товарных рынков: на рынки продуктов сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, на рынки товаров некоторых сезонных отраслей промыш-ленности – сахарной, консервной, строительной, винодельческой.
Важнейшими показателями общехозяйственной конъюнктуры являют-ся:
- объем и динамика валового национального продукта, националь-ного дохода, производства в отраслях народного хозяйства;
- объем инвестиций;
- величина средней и реальной заработной платы;
- численность работающих в народном хозяйстве и в отраслях;
- показатели состояния внутреннего рынка (товарные запасы, объем и структура розничного товарооборота и пр.);
- динамика оптовых и розничных цен, индексы инфляции;
- уровень жизни населения;
- динамика внешнеэкономической деятельности;
- индексы фондовых рынков;
- уровень безработицы.
Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает использование различных, взаимодополняющих источников информации; сочетание ретроспективного анализа с прогнозом показателей, характери-зующих конъюнктуру рынка; применение совокупности различных мето-дов анализа и прогнозирования.
Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих производство и поставку товаров этой группы, объем и структуру розничной продажи, товарных запасов на складах предприятия, в оптовой и розничной торговле.
При изучении конъюнктуры рынка ставится задача не только опре-деления состояния рынка на тот или иной момент, но и предсказания вероятного характера дальнейшего его развития, но не более чем на пол-тора года. Результаты анализа прогнозируемых показателей конъюнктуры рынка в сочетании с отчетными и плановыми данными дают возможность заблаговременно выработать меры, направленные на развитие позитивных процессов, устранение имеющихся и предотвращение возможных диспро-порций.
По своему характеру прогноз показателей конъюнктуры является краткосрочным прогнозом. Специфика его заключается в том, что точ-ность краткосрочных прогнозов повышается по сравнению с годовыми, снижает эту точность.
Задачи при изучении конъюнктуры рынка:
1. В определенный промежуток времени отобрать из источников информации конкретные и самые последние сведения по всему рынку, а именно выявить всех конкурентов, изучить ассортимент выпускаемой продукции, изучить политику ценообразования, определить круг лиц, для которых ваша фирма будет выпускать продукцию, и другие показатели.
2. Систематизировать эти показатели.
3. Установить силу и масштабы воздействия соответствующих конъюнктуро-образующих факторов, их взаимосвязь и взаимо-обусловленность и направленность действия.
4. Выявить активность взаимодействия этих факторов в ближайшей перспективе для разработки прогноза.
Анализ конъюнктуры рынка включает в себя изучение двух взаимосвязанных блоков – общехозяйственной конъюнктуры и конъюнктуры рынка конкретного товара.
Для анализа конъюнктуры рынка проводят исследование:
- общехозяйственной конъюнктуры в стране, регионе;
- конъюнктуры товарного рынка;
- спроса;
- предложения;
- тенденций развития спроса и предложения на данный товар (услугу);
- развития и удовлетворения потребностей на товар (услугу).
Для анализа общехозяйственной конъюнктуры используют результаты изучения внешней среды предприятия. Среди важнейших показателей общехозяйственной конъюнктуры назовем следующие:
- объем и динамика валового национального продукта, национального дохода, производства в отраслях народного хозяйства;
- объем инвестиций;
- величина средней и реальной заработной платы;
- численность работающих в народном хозяйстве и в отраслях;
- показатели состояния внутреннего рынка (товарные запасы, объем и структура розничного товарооборота и пр.);
- динамика оптовых и розничных цен, индексы инфляции;
- уровень жизни населения;
- динамика внешнеэкономической деятельности;
- индексы фондовых рынков;
- уровень безработицы.
Анализ конъюнктуры товарного рынка начинается с изучения спроса на товарном рынке, который проводится по отдельным сегментам рынка:
- потребительскому сектору (население);
- производственному потреблению;
- государственному потреблению;
- экспорту.
Наиболее сложным для анализа и прогнозирования является потребительский сектор в силу взаимодействия большого количества факторов: демографических, социально-экономических, климатических, научно-технических, психологических, национальных и др.
Объем спроса зависит от покупательной способности населения, которая определяется уровнем реальных доходов, условиями получения кредитов, суммой сбережений, соотношением между расходами на приобретение товаров и услуг. Сумма средств населения, направляемая на приобретение товаров, составляет объем платежеспособного спроса.
Емкость рынка конкретного товара, т.е. объем потребленного (приобретенного) за определенный период времени товара, определяется как объем производства с учетом изменения запасов товаров и сальдо экспорта и импорта. Когда спрос на товар не удовлетворяется полностью, возникает феномен неудовлетворенного платежеспособного спроса, который не характерен для рыночной экономики или проявляется на начальных стадиях появления на рынке нового товара.
Емкость рынка можно также определить, используя данные о реализованном спросе или объеме розничного товарооборота данного товара. При проведении анализа необходимо помнить, что стоимостные показатели спроса включают в себя оптовые и розничные наценки на товары. В связи с этим стоимостной анализ рекомендуется дополнять анализом спроса в натуральных показателях (штуках, килограмм-мах, литрах) с учетом структуры розничных и оптовых цен, а также их изменения.
Объем производственного потребления товарного рынка опреде-ляется величиной закупок потребителей. Среди факторов можно отметить общеэкономические, отраслевые, внутрихозяйственные.
Объем государственного потребления определяется государственным заказом на товар. Главными факторами развития этого сектора рынка являются потребности государства в данном товаре и его финансовые возможности.
Объем экспорта товара уменьшает емкость рынка. Величины экспорта регистрируются государственными таможенными службами, и данные о них публикуются в статистических сборниках. Среди факторов, влияющих на экспортные поставки, необходимо отметить следующие:
- конкурентоспособность товара на мировом рынке;
- внешнеэкономическая политика стран экспортеров и импортеров;
- экспортные возможности страны-экспортера.
Анализ предложения предусматривает: количественную оценку предложения в стоимостных и натуральных показателях; определение структуры предложения с точки зрения ассортиментных разновидностей товара по ценам, типам, моделям, качеству, дизайну, новизне и т.д.; исчисление доли отдельных поставщиков (производителей и продавцов) на рынке товара, в том числе доли импорта в общем объеме предложения; выявление мировых тенденций в развитии данного рынка и возможные последствия таких тенденций для рынка страны.
Анализ тенденций развития спроса и предложения на исследуемом рынке служит логическим продолжением предшествующих этапов анализа. На данном этапе основная задача – выявить тенденции динамики стоимостных и натуральных измерителей спроса и предложения, определить количественные и качественные факторы, влияющие на объемные и структурные изменения спроса и предложения, сопоставить выявленные тенденции на рынке страны с тенденциями в других регионах и других странах; определить стадию жизненного цикла, на которой находится товар. Результаты этого анализа являются отражением процесса удовлетворения потребности, которую выражают покупатели товара.
Изучение конъюнктуры товарного рынка завершается анализом развития и удовлетворения потребностей, в процессе которого отслеживается развитие потребности, выраженной и удовлетворенной посредством товара, появление новых его разновидностей или, наоборот, уменьшение потребности или ее исчезновение. Кроме этого, изучается возможность удовлетворения потребности с помощью другого товара – заменителя, вероятно, пока не представленного на рынке.
Задачи исследования потребностей носят качественный характер и решаются в основном путем опросов потребителей и специалистов − маркетологов, товароведов, социологов. Результаты анализа конъюнк-туры рынка товара вместе с прогнозом общехозяйственной конъюнктуры становятся основой разработки конъюнктурного прогноза.
7.3. Ценообразование в международной торговле
Цена и ценовая политика – один из главных элементов международной торговли. Очень часто именно цена определяет успех или неуспех фирм на внешнем рынке.
Цена на внешнем рынке имеет множественные характеристики, т.е. по одному и тому же товару действует ряд различных по своему уровню цен.
На множественность цен влияют следующие факторы:
1) место и время продажи;
2) условия коммерческих сделок;
3) соотношения валютных курсов;
4) характер рынка и уровень конкуренции;
5) меры государственного регулирования в разных странах, уровень протекционизма.
Множественность цен проявляется в понятии мировой цены. Мировая цена является выражением интернациональной цены производства, которая складывается на мировом рынке.
Под влиянием конкуренции сначала выравниваются нормы прибыли на капитал внутри той или иной страны и возникают национальные цены производства. Затем из национальных цен производства отдельных стран, вывозящих на мировые рынки сходные товары, образуется интернациональная цена производства, которая лежит в основе мировой цены.
Мировая цена – средневзвешенный уровень цен, по которым данный товар реализуется на внешнем рынке на общепринятых условиях платежа и поставки в конкретных условиях конъюнктуры мирового рынка.
Признаки мировой цены следующие:
- по ней осуществляется большая часть экспортно-импортных сделок;
- она используется в регулярных сделках;
- это цены в СКВ;
- мировая цена должна быть достаточно представлена на рынке.
- Источниками информации о среднемировых ценах могут быть:
- биржевые котировки на сырьевые товары;
- сведения по справочным ценам, которые публикуются в отрас-левых журналах и в других средствах массовой информации между-народными организациями, агентствами, кредит-бюро, торгово-промышленными палатами;
- отчет и статистические справочники таможенных органов;
- официальные документы ООН и правительственных организаций промышленно развитых стран;
- прейскуранты и фирменные каталоги.
Виды внешнеторговых цен и способы их определения
Во внешнеторговом контракте цена является одним из самых енноственных его условий. Уровень договорной цены на товар складывается под влиянием как объективных причин (потребительские и конкурентоспособные свойства товаров, соотношения спроса и предложения, особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности), так и субъективных (способ заключения сделки, коммерческие знания и опыт, условия платежей, условия поставки и др.).
При установлении цены товара в контракте купли-продажи определяются единицы измерения цены, базис, валюта цены, способ фиксации и уровень цены.
Единица измерения выбирается в зависимости от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром. Цена в контракте может быть установлена за определенную количественную единицу (длина, площадь объекта, за весовую единицу). Если в основу цены положена весовая единица, необходимо уточнить характер веса (брутто или нетто).
Базис цены определяется применяемыми базисными условиями и устанавливает, входят ли в цену товара транспортные, страховые, складские, таможенные и другие расходы.
При выборе валюты цены большое значение имеют торговые обычаи. Например, каучук и цветные металлы оцениваются в фунтах стерлингов, а нефтепродукты и пушнина – в американских долларах. Цена, определяемая в контракте, может быть выражена в валюте страны экспортера, импортера или в валюте третьей страны. При этом для экспортера привлекательна устойчивая валюта, а для импортера представляет интерес обесценивающаяся валюта.
Цена товара может быть зафиксирована либо в момент подписания контракта, либо на протяжении срока действия контракта, либо к моменту исполнения контракта.
В зависимости от этого в контрактах применяют твердую и подвижную цену, цены с последующей фиксацией и скользящую цену.
Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение срока его действия. Применяется в сделках с немедленной поставкой товара.
Подвижная цена, зафиксированная при подписании контракта, может быть пересмотрена к моменту поставки, если рыночная цена товара существенно изменится. В контрактах оговариваются пределы отклонений цены, при которых она не пересматривается. Обычно это 2–5%, при этом в контракте указывается источник, по которому будут судить об изменении рыночной цены.
Рис. 7.2. Порядок определения скользящей цены |
Дата отгрузки с завода |
Дата подписания контракта |
Дата начала изготовления |
С0, М0, Р0 |
Период изготовления |
Дата поставки |
М1 |
Р1 |
С1 |
Цены с последующей фиксацией устанавливаются в назначенные договорами сроки на основании согласованных источников: биржевых котировок, публикаций в специальных справочниках, а также цены, реально складывающейся на мировом рынке.
Окончательная цена С определяется на момент поставки товара по формуле:
где А – коэффициент торможения, постоянная доля в цене; В – до-ля цены, которая приходится на стоимость материалов; D – доля цены, которая приходится на стоимость рабочей силы; М1, М2 – цены на материалы на момент начала изготовления товара (М1) и подписания контракта (М0); Р1, Р0– заработная плата в момент исполнения и в момент подписания контракта.
Если в стоимости продукции существенную долю занимают другие расходы, переменная часть формулы может быть расширена на необходимое число составных элементов.
В практике международной торговли используется множество видов цен, связанных с различными особенностями купли-продажи.
Фактурная цена, или цена купли-продажи, определяется базисными условиями поставки (цены EXW, FOB, FAS, SIF, DAF и т.д.).
Оптовая цена устанавливается на крупные партии товара при продаже предприятиям или оптовым фирмам.
Предлагаемая цена указывается в оферте без скидок.
Цена производства равна сумме издержек производства и средней прибыли на весь авансированный капитал.
Розничная цена, по которой продажа ведется отдельным покупателям очень малыми партиями, определяется как сумма издержек производства и обращения и прибыли производственных и сбытовых организаций.
Справочная цена отражает уровень цен фактически заключенных сделок за некоторый прошлый период и используется в переговорах для установления базисной цены.
Факторы, влияющие на уровень внешнеторговых цен
Установление цены на целесообразном уровне, а также прогнозирование динамики цен мирового рынка невозможны без учета основных ценообразующих факторов, влияющих на уровень внешнеторговых цен. К ним относятся:
1) факторы, влияющие на объем предложения товара;
2) факторы, влияющие на объем спроса;
3) макро-факторы, внешние по отношению к экспортерам и импортерам (см. рис.8.3).
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ Соответствие цены издержкам |
ПОТРЕБИТЕЛИ Соответствие цены платежеспособному спросу |
КОНКУРЕНТЫ Соответствие цены ценам конкурентов |
Рис. 7.3 «Магический» треугольник цен |
Уровень текущих издержек, связанных с производством и экспортом товара, определяет нижний предел рыночной цены.
Научно-технический прогресс направлен на совершенствование технологии производства и, следовательно, снижение производственных издержек.
Степень монополизации рынка проявляется в контроле продавцом уровня цены товара. Чем выше степень монополизации, тем больше влияние производителя на уровень цены. По степени монополизации различают рынки: монополистический, олигополистический, монополистической конкуренции и конкурентный.