Транспортный комплекс мировой экономики

Транспорт – это особая сфера производства, которую включают в третичный сектор. В отличие от промышленности и сельского хозяй-ства он не создает нового продукта, не изменяет его свойства и качес-тво. Продукцией транспорта является перемещение в пространстве грузов и людей, изменение их местонахождения. Доля транспорта в ВВП стран мира колеблется от 6% до 15%. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд. т. грузов и более 1 трлн. пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн. автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. В зависимости от того, каким способом осуществля-ется перемещение пассажиров и грузов, различают железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, трубопро-водный и электронный виды транспорта. Оценку уровня развития транспортной системы страны проводят с помощью следующих основных показателей: длины (протяженности) транспортной сети, ее густоты (определяется как соотношение длины путей к единице площади территории или к числу жителей), доли того или иного транспорта в общем грузо- и пассажирообороте. Роль отдельных видов транспорта в той или иной стране во многом определяется ее географическими особенностями. Например, в островных странах (таких, как Япония) большое место в грузообороте и пассажирских перевозках занимает морской транспорт. В странах с большой территорией (США, Канада) относительно велика роль железнодорожного транспорта, а в странах с небольшими расстояниями и хорошо освоенной территорией доминирует автомо-бильный (Западная Европа).

Мировая транспортная система – это совокупность всех путей сообщения, транспортных предприятий и транспортных средств мирового хозяйства. Она сформировалась в ХХ в. В ней можно выделить транспортные системы экономически развитых, развиваю-щихся стран и региональные транспортные системы.. В экономически развитых странах транспорт имеет разветвленную структуру и представлен практически всеми его видами. В развивающихся странах транспорт является отстающей отраслью экономики: представлен 1-2 видами (в 30 странах мира отсутствуют железные дороги (например, Непал, Афганистан, Нигер), низкий технически уровень (на железных дорогах сохраняется паровая тяга, используется гужевой транспорт, услуги носильщиков).

Наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопроводный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первой место и по грузо-обороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы уступает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения. На региональную систему стран-членов СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, однако по объему грузооборота она занимает первое место в мире.

Наибольшую длину имеют железные дороги США, России, Китая, Индии и Австралии. В ряде развитых стран (Японии, Франции, Италии, Германии, США) действуют высокоскоростные линии, где скорость поездов достигает более 200 км/час. По длине электри-фицированных дорог первое место в мире занимает Россия. Морской транспорт является самым дешевым видом транспорта. Он обеспе-чивает 2/3 внешнеторговых перевозок в мире. Треть всех судов плавает под флагами развитых стран, еще треть – под «дешевыми» флагами развивающихся государств (в станах «дешевого» флага ниже налоги на регистрацию судна, дешевле наем команды и т.д.), но принадлежит судоходным компаниям развитых государств. Воздуш-ный транспорт – самый скоростной и самый дорогостоящий вид транспорта. Крупнейший парк самолетов сконцентрирован в США, Канаде, Франции, Австралии и Германии.

Структура сети путей сообщения претерпит существенные изме-нения. Происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транспортной сети мира: сокращается сеть железных дорог, растет длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится и сети трубопроводов большого диаметра. В США и странах Западной Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транс-порта. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в основ-ном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электри-фикации железных дорог.

В Европе создано девять транспортных коридоров. По территории России проходят два транспортных коридора: Берлин – Варшава – Минск – Москва - Нижний Новгород (МТК №1); Берлин – Варшава - Минск – Москва – Нижний Новгород (№2); Хельсинки – Санкт-Петербург – Москва – Киев – Кишинев – Бухарест (№9). Таким образом, перевозка грузов между разными странами все больше превращается в единый технологический процесс, причем он часто осуществляется на условиях единого транспортного документа, с постоянным отслежи-ванием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя.

Ведущие тенденции развития мировой транспортной системы:

- Формируется контейнерная система перевозок (в них пере-возится около 40% грузов).

- Широкое распространение получают интермодальные перевозки (в которых участвуют два и более видов транспорта).

Для этих перевозок характерно точное соблюдение сроков и рит-мичности доставки грузов.

- Создание транспортных коридоров (объединяют на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран).

Выводы

Мировое хозяйство представляет собой сложную систему, состоя-щую из многочисленных, теснейшим образом связанных между собой, макроэкономических элементов. Структура мировой экономики – это важнейшие пропорции в производстве и потреблении валового продукта. Экономическая структура, ее оптимальность имеет огромное значение для устойчивого и эффективного развития мировой экономики. Цель любой структуризации – показать соотношение раз-личных звеньев хозяйственной системы.Структура мировой экономики состоит из следующих крупных подструктур: отраслевая, воспроиз-водственная, территориальная и социально-экономическая, функцио-нальная.

Отраслевая структура экономики – совокупность качественно однородных групп хозяйственных единиц, характеризующихся осо-быми условиями производства в процессе общественного разделения труда и играющих специфическую роль в расширенном воспроиз-водстве. В макроэкономическом анализе обычно выделяют пять основ-ных групп отраслей: промышленность, сельское хозяйство (АПК), строительство, производственная инфраструктура, непроизвод-ственная инфраструктура (сфера услуг). Каждая из названных базовых отраслей может подразделяться на укрупненные отрасли, отрасли и виды производства (например, промышленность подразделяется на обрабатывающую и добывающую).

Вопросы для повторения

1. Что представляет собой структура современной мировой экономики?

2. Укажите особенности отраслевой структуры мировой экономики.

3. Охарактеризуйте отраслевую структуру современной мировой промышленности.

4. Выделите роль Топливно-энергетический комплекс в мировой экономике

5. Роль агропромышленного комплекса в мировой экономике.

6. В чем заключаются особенности становления экономики услуг в мировом хозяйстве?

7. Выделите ведущие тенденции развития мировой транспортной системы.

ГЛАВА 5. РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ

Наши рекомендации