Основные типы государств в мировой экономике
На основании разнообразных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем.
Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира – ООН, МВФ и Мирового банка. Оценка их несколько различается, так как различно количество стран-участниц этих организаций (ООН – 193, МВФ – 187, Мировой банк – 186 стран), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов.
По методике ООН в числе важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны следует выделять:
- ВВП/ВНП, а также ВВП/ВНП на душу населения;
- долю продукции обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП/ВНП;
- уровень образования населения и продолжительности жизни.
По величине ВВП на душу населения страны классифицируются на:
- наименее развитые страны (ВВП на душу населения − меньше 400 долл. в год);
- развивающиеся страны;
- развитые страны.
Для целей экономического анализа ООН делит страны на:
- развитые страны (государства с рыночной экономикой);
- страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием);
- развивающиеся страны.
Рассмотрим особенности каждой из выделенных подсистем.
Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития, правда характер развития капиталистических отношений имеет здесь серьезные различия. Уровень ВВП на душу населения практически во всех развитых странах не ниже 15 тыс. долларов в год (не менее 12 тыс. долл. по ППС), на достаточно высоком уровне гарантируемый государством уровень социальной защиты (пенсии, пособия по безработице, обязательное медицинское страхование), продолжительность жизни, качество образования и медицинского обслуживания, уровень развития культуры. Развитые страны прошли аграрную и индустриальную стадию развития с преобладающим значением и вкладом в создание ВВП сельского хозяйства и промышленности. Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства.
К группе стран с развитой экономикой МВФ относит прежде всего ведущие капиталистические страны, называемые Большой семеркой (G7), куда входят США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности населения, высокого уровня совокупного и удельного ВВП.
Далее к группе развитых стран относятся относительно небольшие в сравнении с потенциалом G7, но высокоразвитые в экономическом и научно-техническом отношении страны Западной Европы, Австралия и Новая Зеландия.
В 1997 г. экономически развитыми стали считаться такие государства как Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань (так называемые страны-«драконы» Юго-Восточной Азии) и Израиль. Их включение в группу развитых стран стало заслугой за бурный прогресс в экономическом развитии в послевоенный период. Это действительно уникальный пример в мировой истории, когда абсолютно ничего из себя не представляющие еще в 1950-е гг. страны захватили мировое экономическое первенство по целому ряду позиций и превратились в важные мировые промышленные, научно-технические и финансовые центры. Уровень ВВП на душу населения, качество жизни в странах-«драконах» и в Израиле вплотную приблизились к показателям ведущих развитых стран и в ряде случаев (Гонконг, Сингапур) даже превосходят большинство государств Большой семерки. Тем не менее, в рассматриваемой подгруппе есть определенные проблемы с развитием свободного рынка в его западном понимании, здесь действует своя философия становления капиталистических отношений.
ООН включает в число развитых стран ЮАР, а Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) относит к их числу также Турцию и Мексику, которые являются членами этой организации, хотя скорее это развивающиеся страны, но они вошли в нее по территориальному признаку (Турции принадлежит часть Европы, а Мексика входит в Североамериканское соглашение о свободной торговле − НАФТА). Таким образом, в число развитых стран включают около 30 стран и территорий. Вероятно, что после официального
Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП (если его подсчитывать по ППС), 71 % мировой торговли и большая часть международного движения капитала. На страны «Семерки» приходится более 44 % мирового ВВП, в том числе на США − 21, Японию − 7, Германию − 5 %. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз − ЕС (20 % мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле - НАФТА (24 %).
Страны с переходной экономикой. К этой группе относят государства, которые с 80-90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран − бывших советских республик, а по некоторым классификациям к ним также относят Монголию, Китай и Вьетнам (хотя формально две последние страны продолжают строить социализм). Иногда всю эту группу стран относят к развивающимся (например, в статистике МВФ), исходя из низкого уровня ВВП на душу населения (только у Чехии и Словении он превышает 10 тыс. долл.), а иногда к ним относят только три последние страны.
Страны с переходной экономикой производят около 6 % мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) − менее 2 %, бывшие советские республики − более 4 % (в том числе Россия − около 3 %). Доля в мировом экспорте – 3 %. Китай производит около 12 % мирового ВВП.
Здесь есть страны, добившиеся за десять лет рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва, Латвия и Эстония. В некоторых из них уровень жизни почти вплотную приблизился к стандартам стран Западной Европы, а темпы экономического роста сохраняются стабильно высокие и даже превышают западноевропейские. Основные структурные преобразования в экономике уже проведены, и на повестке дня стоит вопрос об интеграции в единый европейский рынок.
Другие государства, такие как Болгария, Румыния, Украина, Албания, Македония находятся в стадии трансформации всей экономической системы, и им еще только предстоит решение довольно сложных проблем переходного периода. Есть и такие страны, которые испытывают застой и уже перестали двигаться в сторону рыночной ориентации. К ним, например, относится Беларусь, рыночные реформы в которой захлебнулись, и нависла серьезная угроза возвращения к старой административно-командной системе. Относятся к данной группе и страны, серьезно пострадавшие от военных действий в результате нарушения их территориальной целостности и многочисленных этнических конфликтов. Таким государствам сейчас просто не до реформ, перед ними стоит проблема восстановления пострадавшей от войны экономики. Это Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина.
Если в этой самой молодой группе стран попытаться выделить подгруппы, то возможна различная классификация. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Это позволяют сделать схожий подход к реформированию экономики, близкий уровень развития большинства этих стран, объединение в одной интеграционной группировке, хотя подгруппа достаточно разнородна.
В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно включать в первую подгруппу.
В отдельную подгруппу можно выделить Китай и Вьетнам, проводящие реформы схожим образом и имевшие в первые годы реформирования низкий уровень социально-экономического развития, который сейчас быстро повышается.
Из прежней многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 90-х гг. остались только две страны: Куба и Северная Корея.
Развивающиеся страны (РС).
В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Из 187 стран − членов Международного валютного фонда к развивающимся относят более 120. Несмотря на значительное число этих стран, а также на то, что для многих из них характерны большая численность населения и огромная территория, на них приходится около 40 % мирового ВВП, доля в мировом экспорте 26 %.
Представляют собой периферию мировой экономической системы. Сюда относятся страны Африки, страны Азиатско-Тихоокеанского региона − АТР (кроме Японии, Австралии, Новой Зеландии, стран-«драконов» Юго-Восточной Азии и азиатских государств СНГ), страны Латинской Америки и Карибского бассейна. Выделяются и подгруппы развивающихся государств, в частности, подгруппа стран АТР (Западная Азия плюс Иран, Китай, страны Восточной и Южной Азии - все прочие страны региона), подгруппа стран Африки (Африка южнее Сахары за вычетом Нигерии и ЮАР − все прочие африканские страны за исключением Алжира, Египта, Ливии, Марокко, Нигерии, Туниса).
Вся группировка развивающихся стран весьма неоднородна, и, скорее, правильно было бы называть ее странами третьего мира. К развивающимся относятся, в частности, такие государства, которые по многим показателям уровня и качества жизни выше любой развитой страны (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт либо Багамские острова). ВВП на душу населения, объем социальных расходов правительства здесь соответствует или даже превышает аналогичные показатели стран Большой семерки. Есть в группе развивающихся государства средние, с неплохим уровнем развития экономической и социальной инфраструктуры, есть и значительное число стран с крайне отсталым национальным хозяйством, большинство населения которых находится за чертой нищеты, соответствующей по методике ООН одному доллару расходов в день на каждого жителя. Так же нельзя утверждать, что все они − экономики аграрного или аграрно-индустриального типа.
Название группы − развивающиеся страны − отражает, скорее, модель их национального хозяйства, в которой крайне невелика роль рыночных механизмов и частного предпринимательства, а преимущественное значение для развития имеют натуральное или полунатуральное хозяйство, преобладание аграрного и индустриального секторов в отраслевой структуре экономики, высокая степень государственного вмешательства в экономику и низкий уровень социальной защиты. Из-за общего характера вышеназванных особенностей к развивающимся государствам вполне правомерно причислять и большинство из переходных экономик, уровень жизни в которых значительно снизился из-за неэффективности управления экономическими преобразованиями. Ввиду подобных сложностей в классификации и разноплановостью развивающихся стран, проще всего классифицировать их методом исключений. Соответственно, развивающимися следует считать те государства, которые не вошли в группы стран с развитой рыночной экономикой и не являются бывшими социалистическими странами Центральной и Восточной Европы или бывшими республиками бывшего СССР.
Для целей конкретного экономического анализа развивающиеся страны делятся на:
- страны-чистые кредиторы: Бруней, Катар, Кувейт, Ливия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия;
- страны-чистые должники: все прочие РС;
- страны-экспортеры энергоресурсов: Алжир, Ангола, Бахрейн, Венесуэла, Вьетнам, Габон, Египет, Индонезия, Ирак, Иран, Камерун, Катар, Колумбия, Конго, Кувейт, Ливия, Мексика, Нигерия, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Тринидад и Тобаго, Эквадор;
- страны-импортеры энергоресурсов: все прочие РС;
- наименее развитые страны: Афганистан, Ангола, Бангладеш, Бур-кина-Фасо, Бурунди, Бутан, Вануату, Гаити, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Демократическая Республика Конго (бывший Заир), Замбия, Йемен, Кабо-Верде, Камбоджа, Кирибати, Коморские о-ва, Лаос, Лесото, Либерия, Мавритания, Мадагаскар, Руанда, Западное Самоа, Сан-Томе и Принсипи, Соломоновы о-ва, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Тувалу, Уганда, Центральноафриканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия.
Теперь попытаемся собрать все воедино и, исходя из уже рассмотренных показателей, а также на основе роли стран в мировой экономике можно представить следующую элементарную типологию стран, насчитывающую десять групп государств:
1) Большая семерка − ведущие развитые страны, имеющие высокие социально-экономические показатели (лидирующие по количеству ВВП на душу населения, уровню производительности труда, находящиеся на передовых позициях в мировом научно-техническом прогрессе). На долю Большой семерки приходится 47 % мирового ВВП, 51 % международной торговли, здесь получил развитие широкий спектр отраслей материального и нематериального производства.
2) Прочие развитые страны, к которым относятся страны Западной Европы, страны-«драконы», Израиль, Австралия и Новая Зеландия. Для данных стран характерна высокая степень участия в международной торговле, более узкая специализация национальной экономики, сильный характер интеграционных процессов.
3) Новые индустриальные страны, включающие страны-«тигры» Юго-Восточной Азии (Малайзию, Таиланд, Индонезию и Филиппины) и несколько стран Латинской Америки (Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили). Некогда данные страны представляли из себя слаборазвитые государства с преобладавшим сельским хозяйством и добывающими отраслями промышленности, но на сегодняшний день их позиции в мировой экономике значительно укрепились, и по совокупному потенциалу народного хозяйства им по праву принадлежит третья строчка в данной классификации. Всплеск в развитии для НИС начался с конца 1970-х гг., их долгосрочная экономическая стратегия нацелена на построение западной модели капитализма. НИС в высокой степени интегрированы в международную торговлю, и на сегодняшний день для них характерно бурное развитие отраслей национального хозяйства, продукция которых предназначается для экспорта. Несмотря на большие достигнутые успехи НИС еще не перешли рубеж, позволяющий перечислять их к группе развитых стран, хотя совсем недавно данную группу покинули пять стран − Израиль и страны-«драконы» ЮВА.
4) Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), представляющие группу переходных экономик − бывших социалистических государств данного региона. К региону ЦВЕ по схожести модели развития, близости социально-экономических показателей, радикальности проводимых реформ причисляют также выступающие несколько особняком страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония). Уровень экономического развития региона ЦВЕ довольно-таки неоднороден. Здесь есть, как мы уже отмечали, и страны-лидеры, метящие в группу развитых государств, и откровенно отсталые страны, приближающиеся по уровню бедности и отсталости экономики к наименее развитым государствам.
5) Россия и бывшие республики СССР (без Прибалтики) также являются переходными экономиками, правда, они постепенно скатываются до уровня развивающихся государств. Если с определенными допущениями славянские республики бывшего Советского Союза (Россия, Украина, Беларусь) еще можно считать тяготеющими по структуре экономики и по характеру ее развития и к группе развитых стран, и к наиболее прогрессивным странам ЦВЕ, то южные государства ближнего зарубежья, скорее, являются классическими развивающимися странами, чем переходными экономиками. Государства данной группировки в настоящее время пользуются остатками инфраструктуры канувшей в лету Советской империи и пытаются отыскать свой особенный путь в мировом экономическом развитии.
6) Китай, который следует выделить особо, поскольку страна занимает уникальное место в мировой экономике, строя модель-симбиоз рыночной и планово-регулируемой экономики, представляющий социалистический рынок с элементами свободного предпринимательства, но под руководством коммунистической партии. Сам по себе Китай также неоднороден: здесь есть приморские регионы, близкие по уровню своего развития к ведущим странам мира, а есть и территории на западе и в центре страны, крайне отсталые по характеру своего развития. В результате усредненные показатели для Китая позволяют говорить о нем только как о развивающейся стране. Тем не менее, для Китая характерны чрезвычайно высокие темпы экономического роста, благодаря которым низкий пока уровень благосостояния населения с каждым годом заметно растет. Ежегодный прирост ВВП – 9-10 %, положительное сальдо в торговле даже с США, большой приток иностранного капитала, По экономической мощи Китай сейчас является второй державой в мире. И не будем забывать, что каждый пятый житель планеты Земли - китаец, а сама страна способна еще проявить себя в XXI веке с лучшей стороны.
7) Индия и Пакистан также выделяются в особую группу благодаря своему огромному экономическому потенциалу, который пока не задействован на полную мощность. В данных странах проживает значительное население (более чем шестая часть жителей планеты), они имеют большую территорию, богатую разными ресурсами, отличаются неплохим научным потенциалом, являются ядерными державами. Из-за невостребованности большей части своих неисчислимых ресурсов уровень социально-экономического развития, производства и потребления, доходов населения в Индии и Пакистане остается крайне низким, и, в целом, страны едва ли не стоят у мировой черты бедности, что тем не менее не мешает им махать друг перед другом ядерной дубинкой.
8) Группа, которую образуют относительно благополучные развивающиеся страны: некоторые из стран-экспортеров энергоресурсов с относительно небольшим населением, позволяющим разделить доходы от экспорта на всех своих граждан (ОАЭ, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия), островные государства - туристические и финансовые центры, налоговые гавани, обладающие развитой инфраструктурой, политической стабильностью и либеральной экономикой (Багамские, Бермудские, Каймановы о-ва, Ямайка, Кипр, Мальта, Науру, Гваделупа и т.д.). Для стран группы характерен высокий показатель уровня ВВП на душу населения и сильная степень социальной защиты, практически вплотную приближающий отдельные государства к соответствующим показателям развитых стран.
9) «Классические» развивающиеся государства с низким уровнем экономического развития и размером ВВП на душу населения менее 1 тыс. долларов США в год и аграрно-индустриальным типом экономики. Общественный строй здесь весьма традиционен и консервативен, в промышленности получил развитие исключительно комплекс добывающих отраслей, а в сельском хозяйстве преобладают примитивные, доиндустриальные формы труда. Большинство стран группы составляют государства Африки региона южнее Сахары, отсталые страны Азии и Латинской Америки. В некоторых их них до сих пор существуют родо-племенные отношения.
10) Наименее развитые страны замыкают классификацию, потому как именно они плетутся в хвосте мирового прогресса. Многие из данных стран не имеют выхода к морю, что явилось едва ли, не решающим фактором, повлиявшим на отсталость и неразвитость. Крайне невысоко можно оценить и экономический потенциал данных стран, где, зачастую, даже промышленность не представлена ни в каком виде, а об уровне образования и развития здравоохранения вообще не стоит говорить. Однако страны, получившие статус наименее развитых, пользуются особым вниманием мирового сообщества, что дает им льготный доступ к кредитам и займам, а также время от времени они могут рассчитывать на оказание гуманитарной помощи со стороны более развитых государств.
Отдельно хотелось бы сказать об отдельных трансформациях групп стран. Так, например, «большая семёрка» позже стала «большой восьмёркой», международным клубом, объединяющим правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии.
Появилась группа стран G20; Группа двадцати (официально: англ. Group of Twenty Finance Ministers and Central Bank Governors) − формат международных совещаний министров финансов и глав центральных банков, представляющих 20 экономик: 19 крупнейших национальных экономик и Европейский союз (ЕС), представленный Государством-председателем Совета Европейского союза (кроме тех случаев, когда страна-председатель является членом Большой восьмерки и таким образом уже представлена в G20). Кроме того, обычно на встречах G20 присутствуют представители Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка. Решение об организации международного форума «Группа двадцати» (G20) было принято на встрече министров финансов и председателей центральных банков стран «Группы семи» в Вашингтоне 25 сентября 1999 г. Учредительная конференция прошла 15-16 декабря 1999 года в Берлине. Группа была создана по инициативе министров финансов семи ведущих промышленно развитых стран для ведения диалога с развивающимися странами по ключевым вопросам экономической и финансовой политики.
В совокупности, G20 представляет 90 % мирового валового национального продукта, 80 % мировой торговли (включая торговлю внутри ЕС) и две третьих населения мира. Является форумом для сотрудничества и консультаций по вопросам, относящимся к международной финансовой системе. До 2008 года группа не проводила саммитов на высшем уровне, её основной формой деятельности были ежегодные встречи на уровне министров финансов и глав центробанков. Была создана в ответ на финансовые кризисы конца 1990-х и растущее сознание того, что страны с развивающейся рыночной экономикой (англ. emerging-market countries) не были адекватно представлены в мировых экономических обсуждениях и принятии решений.
Возможны также и другие классификации стран, поэтому рассмотрим теперь специфику классификации стран Мировым Банком.
Основным критерием Мирового Банка для классификации национальных экономик в операционных и аналитических целях является показатель ВВП на душу населения. По данному критерию страны делятся на страны с низким уровнем доходов, средним уровнем доходов (подгруппы - доходы ниже среднего и доходы выше среднего) и высоким уровнем доходов. Кроме того, используются другие аналитические группировки, в основе выделения которых лежат географические факторы, экспорт и уровень внешней задолженности.
Страны с низким и средним уровнем доходов иногда также относятся к развивающимся странам. Использование данного термина вполне приемлемо и вовсе не предполагается, что все страны данной группы развиваются одинаково или, что ряд стран группы уже находится на конечной стадии своего развития. Классификация стран по уровню доходов не всегда отражает статуса страны как развивающегося государства.
Аналитические группировки стран по уровню доходов, предлагаемые Мировым Банком (страны с низким, средним и высоким уровнем дохода), базируются на операционных категориях заемщиков Банка. Данные операционные показатели были введены 30 лет назад, и их смысл заключается в том, что, поскольку беднейшие страны мира получают более выгодные условия кредитования со стороны Мирового Банка, необходима сравнительная оценка экономического потенциала стран. Предполагалось, что лучшим индикатором экономического потенциала страны станет показатель ее ВНП, но тем не менее пришлось согласиться с тем, что ВНП не дает полного представления о благополучии и успехах в экономическом развитии. Поэтому основным критерием классификации стран по методике Мирового Банка стал показатель ВНП на душу населения.
ВНП на душу населения рассчитывается по особой методике Мирового Банка и обновляется каждый год с учетом инфляции. Однако классификация стран по величине ВНП на душу населения оказалась недостаточно совершенной: она привела к тому, что в одну группу попадали совершенно различающиеся между собой по характеру своего развития очень бедные и отсталые государства и относительно благополучные страны с неплохим экономическим и научным потенциалом.
В 1989 г. были выявлены новые аномалии: среди государств, отнесенных к группе стран со средним уровнем доходов, оказались и развивающиеся, и промышленно развитые государства. Более точная граница между странами со средним уровнем доходов и странами с высоким уровнем доходов была введена в 1989 г. на уровне 6000 долл. на человека в ценах 1987г.
Термин «развивающиеся страны» используется Мировым Банком для того, чтобы отразить статус страны, имеющей низкий и средний уровень доходов. Публикации Мирового Банка отмечают, что данный термин вовсе не предполагает, что все страны группы фактически являются развивающимися, либо уже достигли конечной стадии своего развития.
Мировой банк классифицирует все страны, являющиеся его членами (186), а также все другие страны с населением, превышающим 30 тысяч человек (в общей сложности 210 стран).
Группы стран по уровню доходов.
Национальные экономики делятся на данные группы согласно уровню ВВП на душу населения в 1997 г. Выделяются следующие группы:
- страны с низким уровнем доходов (785 долл. или меньше);
- страны с уровнем доходов ниже среднего (786-3125 долл.);
- страны с уровнем доходов выше среднего (3126-9655 долл.);
- страны с высоким уровнем доходов (9656 долл. и выше).
Украина относится к странам с уровнем доходов ниже среднего уровня (до 1995 года входила в группу стран с уровнем доходов выше среднего).
Группы стран по уровню внешнего долга.
Стандартная классификация Мирового Банка разбивает страны на:
- государства с высоким уровнем внешней задолженности;
- государства со средней величиной внешнего долга;
- государства с наименьшей внешней задолженностью (в т.ч. Украина).
Высокий уровень внешнего долга означает, что у страны превышены следующие критические показатели:
- отношение текущей стоимости обслуживания внешнего долга к ВВП больше 80 %
- отношение текущей стоимости обслуживания долга к объему экспорта превышает 220 %.
Средний уровень внешней задолженности присущ странам, у которых один или оба показателя превышают 60 %, но не достигают критических величин.
Для стран, которые не предоставляют детализированные статистические данные о размере внешнего долга в Систему отчетности должников Мирового Банка, методика расчетов на основе текущей стоимости невозможна. В таком случае используется следующий способ классификации. У стран с высоким уровнем внешнего долга три из четырех следующих основных показателей превышают критический уровень:
- отношение долга к ВНП больше 50 %,
- отношение долга к экспорту больше 275 %,
- отношение величины обслуживания внешнего долга к экспорту превышает 30 %,
- отношение процентов, выплачиваемых по внешним долгам, превышает 20 % объема экспорта.
Существуют также и другие подходы к группировке стран в мировой экономике, например, по степени открытости экономики страны и др.
Выводы
Мировая экономика, или мировое хозяйство, - это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими международными связями и сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющихся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется более или менее целостная мировая экономическая система.
В основе объединения национальных хозяйств в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.
Взаимодействие национальных экономик осуществляется в форме международных экономических отношений. Международные экономические отношения представляют собой: в широком смысле – экономические взаимосвязи между странами; в узком смысле – формы взаимодействия между экономическими субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления необходимых им благ.
Обычно выделяют следующие формы МЭО:
- международная (мировая) торговля;
- международное движение капитала;
- международная миграция рабочей силы;
- международное кооперирование производства;
- международная передача (трансферт) технологий;
- международные валютные и кредитные отношения.
Для оценки уровня экономического развития различных стран используют следующие основные показатели:
- ВВП/ВНП или НД на душу населения;
- производство основных видов продукции на душу населения (уровень развития отдельных отраслей;
- уровень и качество жизни населения;
- показатель экономической эффективности.
Для более полного определения уровня экономического развития страны, ее участия в мировом хозяйстве, необходима система национальных счетов. Наиболее широко в экономическом анализе применяются два важнейших показателя: валовой продукт и национальный доход.
Центральным показателем системы национальных счетов является валовой внутренний продукт (ВВП).
Другой ее макроэкономический показатель – валовой национальный продукт (ВНП).
Оба показателя определяются как стоимость всего объема конечного производства товаров и услуг в экономике за один год и отражают результаты деятельности в двух сферах народного хозяйства – материального производства и услуг.
Разница между ВНП и ВВП состоит в следующем:
1) ВВП подсчитывается по так называемому территориальному признаку – это совокупная стоимость продукции сферы материального производства и сферы услуг независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны;
2) ВНП – это совокупная стоимость всего объема продукции и услуг в национальной экономике независимо от местонахождения национальных предприятий (в стране или за рубежом). ВВП/ВНП имеет один важный недостаток: как измеритель валового годового объема производства он завышает объем производства на стоимость годовых амортизационных отчислений и на сумму косвенных налогов.
Национальный доход – это вновь созданная за год стоимость, в которую при расчете не включаются суммы амортизации, косвенных налогов, государственных субсидий, характеризующая, что прибавило производство данного года к благосостоянию общества.
Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира – ООН, МВФ и Мирового банка. Оценка их несколько различается, так как различно количество стран-участниц этих организаций, а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов.
По методике ООН в числе важнейших показателей уровня социально-экономического развития любой страны следует выделять:
- ВВП/ВНП, а также ВВП/ВНП на душу населения;
- долю продукции обрабатывающей промышленности и сферы услуг в ВВП/ВНП;
- уровень образования населения и продолжительности жизни.
По величине ВВП на душу населения страны классифицируются на:
- наименее развитые страны (ВВП на душу населения − меньше 400 долл. в год);
- развивающиеся страны;
- развитые страны.
Для целей экономического анализа ООН делит страны на:
- развитые страны (государства с рыночной экономикой);
- страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием);
- развивающиеся страны.
Существуют также и другие подходы к группировке стран в мировой экономике.
Вопросы для повторения
1. Раскройте основные черты мировой хозяйственной системы. Охарактеризуйте каждый из основных хозяйствующих субъектов мировой экономики.
2. Есть ли противоречия в положении хозяйствующих субъектов мировой экономики, в чем они проявляются? Определите основные критерии выделения подсистем в мировой экономике.
3. Что понимается под международным разделением труда? Охарактеризуйте основные формы МРТ.
4. Раскройте основные черты отдельных периодов развития мирового хозяйства, предварительно выделив их.
5. Дайте определения таким показателям как ВВП, ВНП, НД.
6. Каковы различия в подсчете ВВП на основе валютных курсов и паритетов покупательной способности валют, почему они возникают?
7. Охарактеризуйте принципы группировки стран по методике ООН.
8. Поясните подходы к классификации стран в мировой экономики с позиций Всемирного банка.