Особенности корреляции научного развития общества и его индекса человеческого развития

Одним из простейших методов анализа, широко применяемым, в частности, в анализе, осуществляемом Комиссией ООН по человеческому развитию, является сопоставление рейтингов различных стран по тому или иному показателю (индексу). Применительно к вопросу о корреляции научного развития и ИЧР подобный анализ на настоящем этапе, видимо, является единственно возможным, поскольку, учитывая методы расчета ИЧР и КНР (ИЧР < 1, а КНР изменяется в широких пределах от 0 до КНР>10, см. табл. 2) их прямое сопоставление вряд ли возможно. В настоящей работе проведено сравнение КНР, ИЧР и ВВП по трем группам стран: 1) ведущие страны в области научного развития (первые 20 стран в рейтинге КНР); 2) страны бывшего СССР; 3) страны, имеющие наиболее высокие показатели ВВП на душу населения, но не развивающие своей собственной науки (Люксембург, страны ОПЕК). Основной задачей такого сравнения является выяснение взаимосвязи экономического, научного и “человеческого” развития общества. Как следует из данных, представленных в табл. 2 и 3 (в табл. 2 и 3 привдены значения рейтингов КНР (РКНР) расчитанных из данных, приведенных в ИЧР (РИЧР) и ВВП (РВВП) по данным HDR,), наблюдается тесная взаимосвязь между показателями ИЧР и КНР во всех случаях. Так, например, из 20 стран, имеющих наиболее высокий рейтинг КНР, 18 входит в список 20 стран, имеющих наиболее высокий рейтинг ИЧР, а Италия (20 в списке КНР) является 22 в рейтинге ИЧР за этот же (1994) год, Сингапур (19 в рейтинге КНР) является 21 в рейтинге ВВП. Среднее значение отклонения (D ) рейтингов КНР и ИЧР по этой группе стран равно 1 ± 9, а рейтингов КНР и ВВП 0 ± 8 (в качестве интервального приведено стандартное отклонение). Очевидно, что с точностью ~4 - 5% (общая выборка равна ~180, т.е. числу стран - членов ООН) рейтинг научного и “человеческого” развития, а также научного и экономического развития этих стран совпадают [3]. Значения рейтингов КНР и ИЧР также практически совпадают (правда с большей величиной “ошибки эксперимента”) и для стран бывшего СССР (D ср = 6 ± 11, табл. 3). В то же время для этих стран наблюдается значительное отклонение между рейтингом ВВП и рейтингом КНР (D ср = 21 ± 11). Положительное значение такого отклонения имеет важное значение. Оно свидетельствует о ”запаздывании” кризисных явлений в научном развитии (а также в области образования) в сравнении с кризисными явлениями в экономике.

Таблица 3. Коэффициенты научного развития стран бывшего СССР (1994 г.) и сопоставление рейтингов КНР, ИЧР, и ВВП по данным HDR.



Страна КНР Рейтинг КНР Рейтинг ИЧР D=РИЧР-РКНР Рейтинг ВВП D=РВВП-РКНР
Россия 1,53 +8 +22
Эстония 0,66 -7 +7
Украина 0,61 +8 +32
Беларусия 0,52 -2 +7
Латвия 0,49 -13 +4
Литва 0,44 -16 +19
Молдова 0,22 +21 +27
Грузия 0,21 +6 +20
Казахстан 0,21 +1 +11
Киргизия 0,16 +16 +29
Туркмения 0,16 +14 +22
Узбекистан 0,13 +18 +31
Таджикистан 0,13 +24 +43

Очень важным показателем, от которого зависит человеческое развитие, является величина военных расходов, измеряемая долей военных расходов (в процентах от совокупного ВВП). В табл. 6 приведены данные, показывающие взаимосвязь между показателями экономического и человеческого развития для стран, имеющих самые высокие показатели военных расходов (выше 9%), HDR, Видно, что роль военных расходов двояка. Для стран с высоким уровнем научного развития (Россия, Израиль) высокие военные расходы приводят к положительной разнице между рейтингом ВВП и рейтингом ИЧР. Для стран со средним и низким уровнем научного развития высокая доля военных расходов губительным образом сказывается на уровне человеческого развития (среднее D = -39 ± 13). Исключение составляет КНДР (26,6% военных расходов от ВВП), в которой наука является “закрытой”. Исследователи этой страны не участвуют в мировом информационном процессе и поэтому по формальным показателям рейтинг КНР отсутствует. Кажется очевидным, что полученный результат является следствием того факта, что развитие науки в обществе многофункционально. Даже если финансирование научных исследований вызвано необходимостью решения оборонных задач, полученный результат, как правило, используется и для повышения показателей человеческого развития [4]. В противоположность этому для стран с низким и средним уровнем научного развития увеличение доли военных расходов приводит к последствиям, существенно снижающим ИЧР, как основной показатель цивилизованности общества.



Наши рекомендации