Взаимное влияние процессов социально - экономического и научного (информационного) развития общества
Отчет по человеческому развитию (Human Development Report) ООН за 1994 год и отражает одну из основных задач этой международной организации - реализации на практике концепции устойчивого развития. Получение и анализ статистических данных, характеризующих развитие человеческого общества в разных регионах, особенности развития, представление этих данных международному сообществу, правительствам и парламентам отдельных государств для принятия решений, а также в законотворчестве - вот далеко не полный перечень тех конкретных задач, которые могут быть решены, благодаря деятельности ООН в последний период. Цель настоящей работы - используя статистические данные отчетов, а также другие доступные данные (в частности, наукометрические данные о мировых информационных потоках) попытаться проанализировать особенности взаимосвязи процессов социально - экономического и коэффициент научного развития (КНР) различных государств мира в их динамике. Начиная с 1990 года, ООН практикует ежегодные расчеты “индекса человеческого развития” или индекса развития человеческого потенциала (human development index) (ИЧР) - комплексного показателя, учитывающего не только экономическое состояние государства и отдельных его членов, но и такие показатели, как здоровье населения и уровень его образования. Кажется очевидным, что ориентация именно на этот показатель, а не только на экономические показатели, основным из которых является величина внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения, должна быть определяющей при изучении человеческого развития, характерного для каждого государства [1]. Это тем более важно, что согласно оценкам Всемирного банка ~64% национального богатства любой страны (в среднем по миру) представляет собой человеческий капитал, 20% - природный и 16% физический. Любое общество или государство должны иметь соответствующие ориентиры своего развития. Попытку разработки количественных показателей социально - экономического развития общества, предпринятую Комиссией ООН по человеческому развитию.
2. Наукометрический анализ мировых информационных потоков. (Коэффициент научного развития государств).
Развитие науки как мирового информационного процесса, с одной стороны, достижения вычислительной техники, создание новых информационных технологий, с другой, определили развитие новой отрасли знания - наукометрии - количественного анализа мировых информационных потоков. В США эффективно работает обладающий мировой известностью Институт научной информации (Филадельфия), издается журнал “Science Citation Index” (SCI) (“Индекс научных ссылок”). Одним из основных показателей эффективности исследований является анализ цитируемости в научных публикациях. Информационные потоки, поступающие от исследователей различных стран, в настоящее время уже могут использоваться в качестве показателя общего уровня (в том числе экономического) развития государства. В качестве примера можно привести данные, приведенные в табл. 1, характеризующие информационные потоки по данным SCI за 1994 год. В этой таблице представлен (в процентах от общего количества статей, анализируемых SCI) вклад исследователей разных стран. При этом следует учесть, что в SCI анализируются далеко не все, а только приблизительно 3300 (из более чем 70000 издаваемых в мире научных журналов), имеющих наиболее высокий рейтинг уровня их вклада в мировой информационный процесс. Как видно из результатов, представленных в табл. 1, ~ 72% всей мировой научной информации в сфере академической и университетской науки дают представители высокоразвитых в промышленном отношении стран (США, Япония и т.д. + Россия) ~ 90 % всей мировой научной информации обеспечивается исследователями ~ 20 стран. 95 % вклада обеспечивается учеными 30 стран, представленными в табл. 1. Общий вклад республик бывшего СССР составил ~ 5%, что является седьмым показателем в мире после США, Японии, Великобритании, Германии, Франции. Из этого суммарного показателя 78% приходится на долю России, 12% Украины и 10% всех остальных республик бывшего СССР. Приведенные данные представляют собой показатели абсолютного вклада.
Таблица 1. Вклад в мировой информационный процесс различных стран мира.
Страна | % | Страна | % | Страна | % | |||
США | 30,817 | Испания | 2,028 | Финляндия | 0,793 | |||
Япония | 8,244 | Швеция | 1,841 | Австрия | 0,652 | |||
Великобритания | 7,924 | Индия | 1,643 | Бразилия | 0,646 | |||
Германия | 7,184 | Швейцария | 1,640 | Украина | 0,578 | |||
Франция | 5,653 | Китай | 1,339 | Норвегия | 0,569 | |||
Канада | 4,302 | Израиль | 1,074 | Южная Корея | 0,546 | |||
Россия | 4,092 | Бельгия | 1,059 | Новая Зеландия | 0,426 | |||
Италия | 3,394 | Дания | 0,962 | ЮАР | 0,415 | |||
Нидерланды | 2,283 | Польше | 0,913 | Греция | 0,411 | |||
Австралия | 2,152 | Тайвань | 0,805 | Венгрия | 0,398 |
Используемый в настоящей работе параметр, коэффициент научного развития государства (КНР) является аналогом внутреннего валового продукта на душу населения только в сфере науки [2]. Он представляет собой отношение доли данной страны в мировом информационном потоке (в процентах) к доле этой страны в населении земного шара (также в процентах). Показатели численности населения взяты на 1993 год из доклада ООН по человеческому развитию 1996 г. Получаемая величина (КНР) является безразмерной величиной характеризует относительный вклад (на душу населения) в мировой информационный процесс и подсчитывается по следующей формуле:
где ki - величина (в процентах, взятая из табл. 1, а в общем случае (для любой страны) из), Pi - численность данной страны (в млн. человек) å Pi = 5,5 млрд. чел. (население Земли на 1994 годы). Данные по коэффициентам научного развития (за 1994 год) приведены в табл. 2. Например, используя значение ki для России из табл. 1 (4,092), получаем:
Таблица 2. Коэффициенты научного развития (КНР) (по данным SCI, 1994)
№ | Страна | КНР | РИЧР | РВВП | Примечание | |
Высокий уровень научного развития | ||||||
Швейцария | 12,6 | Использованы данные, являющиеся средними для группы стран Использованы данные, являющиеся средними для группы стран скорректированные с учетом результатов международной научной экспертизы (данные присуждения индивидуальных коллективных грантов ISF | ||||
Швеция | 11,6 | |||||
Израиль | 11,1 | |||||
Дания | 10,1 | |||||
Финляндия | 8,54 | |||||
Канада | 8,12 | |||||
Нидерланды | 8,12 | |||||
Великобритания | 7,47 | |||||
Норвегия | 7,19 | |||||
Австралия | 6,65 | |||||
Новая Зеландия | 6,65 | |||||
США | 6,54 | |||||
Бельгия | 5,78 | |||||
Франция | 5,34 | |||||
Исландия | 5,29 | |||||
Германия | 4,85 | |||||
Австрия | 4,53 | |||||
Япония | 3,60 | |||||
Сингапур | 3,49 | |||||
Италия | 3,22 | |||||
Испания | 2,80 | |||||
Ирландия | 2,20 | |||||
Греция | 2,18 | |||||
Венгрия | 2,08 | |||||
Гонконг | 1,92 | |||||
Россия | 1,53 | |||||
Болгария | 1,36 | |||||
Польша | 1,31 | |||||
Португалия | 1,12 | |||||
Средний уровень научного развития | ||||||
Чили | 0,70 | |||||
Ю.Корея | 0,67 | |||||
Эстония | 0,66 | |||||
Украина | 0,61 | |||||
ЮАР | 0,57 | |||||
Аргентина | 0,57 | |||||
Беларусь | 0,52 | |||||
Латвия | 0,49 | |||||
Литва | 0,44 | |||||
Египет | 0,25 | |||||
Албания | 0,22 | |||||
Бразилия | 0,22 | |||||
Босния и Герцеговина | 0,22 | - | - | |||
Македония | 0,22 | - | - | |||
Молдова | 0,22 | |||||
Румыния | 0,22 | |||||
Сербия | 0,22 | - | - | |||
Словения | 0,22 | - | - | |||
Турция | 0,22 | |||||
Хорватия | 0,22 | - | - | |||
Грузия | 0,21 | |||||
Казахстан | 0,21 | |||||
Мексика | 0,20 | |||||
Киргизия | 0,16 | |||||
Туркмения | 0,16 | |||||
Куба | 0,15 | |||||
Узбекистан | 0,13 | |||||
Таджикистан | 0,13 | |||||
Индия | 0,10 | |||||
Китай | 0,10 | |||||