Взаимное влияние процессов социально - экономического и научного (информационного) развития общества

Отчет по человеческому развитию (Human Development Report) ООН за 1994 год и отражает одну из основных задач этой международной организации - реализации на практике концепции устойчивого развития. Получение и анализ статистических данных, характеризующих развитие человеческого общества в разных регионах, особенности развития, представление этих данных международному сообществу, правительствам и парламентам отдельных государств для принятия решений, а также в законотворчестве - вот далеко не полный перечень тех конкретных задач, которые могут быть решены, благодаря деятельности ООН в последний период. Цель настоящей работы - используя статистические данные отчетов, а также другие доступные данные (в частности, наукометрические данные о мировых информационных потоках) попытаться проанализировать особенности взаимосвязи процессов социально - экономического и коэффициент научного развития (КНР) различных государств мира в их динамике. Начиная с 1990 года, ООН практикует ежегодные расчеты “индекса человеческого развития” или индекса развития человеческого потенциала (human development index) (ИЧР) - комплексного показателя, учитывающего не только экономическое состояние государства и отдельных его членов, но и такие показатели, как здоровье населения и уровень его образования. Кажется очевидным, что ориентация именно на этот показатель, а не только на экономические показатели, основным из которых является величина внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения, должна быть определяющей при изучении человеческого развития, характерного для каждого государства [1]. Это тем более важно, что согласно оценкам Всемирного банка ~64% национального богатства любой страны (в среднем по миру) представляет собой человеческий капитал, 20% - природный и 16% физический. Любое общество или государство должны иметь соответствующие ориентиры своего развития. Попытку разработки количественных показателей социально - экономического развития общества, предпринятую Комиссией ООН по человеческому развитию.

2. Наукометрический анализ мировых информационных потоков. (Коэффициент научного развития государств).

Развитие науки как мирового информационного процесса, с одной стороны, достижения вычислительной техники, создание новых информационных технологий, с другой, определили развитие новой отрасли знания - наукометрии - количественного анализа мировых информационных потоков. В США эффективно работает обладающий мировой известностью Институт научной информации (Филадельфия), издается журнал “Science Citation Index” (SCI) (“Индекс научных ссылок”). Одним из основных показателей эффективности исследований является анализ цитируемости в научных публикациях. Информационные потоки, поступающие от исследователей различных стран, в настоящее время уже могут использоваться в качестве показателя общего уровня (в том числе экономического) развития государства. В качестве примера можно привести данные, приведенные в табл. 1, характеризующие информационные потоки по данным SCI за 1994 год. В этой таблице представлен (в процентах от общего количества статей, анализируемых SCI) вклад исследователей разных стран. При этом следует учесть, что в SCI анализируются далеко не все, а только приблизительно 3300 (из более чем 70000 издаваемых в мире научных журналов), имеющих наиболее высокий рейтинг уровня их вклада в мировой информационный процесс. Как видно из результатов, представленных в табл. 1, ~ 72% всей мировой научной информации в сфере академической и университетской науки дают представители высокоразвитых в промышленном отношении стран (США, Япония и т.д. + Россия) ~ 90 % всей мировой научной информации обеспечивается исследователями ~ 20 стран. 95 % вклада обеспечивается учеными 30 стран, представленными в табл. 1. Общий вклад республик бывшего СССР составил ~ 5%, что является седьмым показателем в мире после США, Японии, Великобритании, Германии, Франции. Из этого суммарного показателя 78% приходится на долю России, 12% Украины и 10% всех остальных республик бывшего СССР. Приведенные данные представляют собой показатели абсолютного вклада.

Таблица 1. Вклад в мировой информационный процесс различных стран мира.

Страна % Страна % Страна %
США 30,817 Испания 2,028 Финляндия 0,793
Япония 8,244 Швеция 1,841 Австрия 0,652
Великобритания 7,924 Индия 1,643 Бразилия 0,646
Германия 7,184 Швейцария 1,640 Украина 0,578
Франция 5,653 Китай 1,339 Норвегия 0,569
Канада 4,302 Израиль 1,074 Южная Корея 0,546
Россия 4,092 Бельгия 1,059 Новая Зеландия 0,426
Италия 3,394 Дания 0,962 ЮАР 0,415
Нидерланды 2,283 Польше 0,913 Греция 0,411
Австралия 2,152 Тайвань 0,805 Венгрия 0,398


Используемый в настоящей работе параметр, коэффициент научного развития государства (КНР) является аналогом внутреннего валового продукта на душу населения только в сфере науки [2]. Он представляет собой отношение доли данной страны в мировом информационном потоке (в процентах) к доле этой страны в населении земного шара (также в процентах). Показатели численности населения взяты на 1993 год из доклада ООН по человеческому развитию 1996 г. Получаемая величина (КНР) является безразмерной величиной характеризует относительный вклад (на душу населения) в мировой информационный процесс и подсчитывается по следующей формуле:

Взаимное влияние процессов социально - экономического и научного (информационного) развития общества - student2.ru

где ki - величина (в процентах, взятая из табл. 1, а в общем случае (для любой страны) из), Pi - численность данной страны (в млн. человек) å Pi = 5,5 млрд. чел. (население Земли на 1994 годы). Данные по коэффициентам научного развития (за 1994 год) приведены в табл. 2. Например, используя значение ki для России из табл. 1 (4,092), получаем:

Взаимное влияние процессов социально - экономического и научного (информационного) развития общества - student2.ru

Таблица 2. Коэффициенты научного развития (КНР) (по данным SCI, 1994)

Страна КНР РИЧР РВВП Примечание
Высокий уровень научного развития
Швейцария 12,6     Использованы данные, являющиеся средними для группы стран Использованы данные, являющиеся средними для группы стран скорректированные с учетом результатов международной научной экспертизы (данные присуждения индивидуальных коллективных грантов ISF
Швеция 11,6
Израиль 11,1
Дания 10,1
Финляндия 8,54
Канада 8,12
Нидерланды 8,12
Великобритания 7,47
Норвегия 7,19
Австралия 6,65
Новая Зеландия 6,65
США 6,54
Бельгия 5,78
Франция 5,34
Исландия 5,29
Германия 4,85
Австрия 4,53
Япония 3,60
Сингапур 3,49
Италия 3,22
Испания 2,80
Ирландия 2,20
Греция 2,18
Венгрия 2,08
Гонконг 1,92
Россия 1,53
Болгария 1,36
Польша 1,31
Португалия 1,12
Средний уровень научного развития
Чили 0,70
Ю.Корея 0,67
Эстония 0,66
Украина 0,61
ЮАР 0,57
Аргентина 0,57
Беларусь 0,52
Латвия 0,49
Литва 0,44
Египет 0,25
Албания 0,22
Бразилия 0,22
Босния и Герцеговина 0,22 - -
Македония 0,22 - -
Молдова 0,22
Румыния 0,22
Сербия 0,22 - -
Словения 0,22 - -
Турция 0,22
Хорватия 0,22 - -
Грузия 0,21
Казахстан 0,21
Мексика 0,20
Киргизия 0,16
Туркмения 0,16
Куба 0,15
Узбекистан 0,13
Таджикистан 0,13
Индия 0,10
Китай 0,10
             

Наши рекомендации