Глава 4. Рыночная конкуренция
4.1. Экономическая конкуренция, ее сущность и функции
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли и расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы по отношению друг к другу выступают как конкуренты.
Экономическая конкуренция – это соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей или «за доллар потребителя» в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, фактором установления рыночного равновесия, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Как объективная экономическая категория конкуренция выражает отношения борьбы или состязательности участников рынка за достижение своих экономических интересов.
Суть конкуренции (по М. Портеру) выражается «пятью силами»:
1) угрозой появления новых конкурентов; 2) угрозой появления товаров или
услуг-заменителей; 3) способностью поставщиков комплектующих изделий и т. д. торговаться; 4) способностью покупателей торговаться; 5) соперни-чеством уже имеющихся конкурентов между собой. К тому же ожесточенная конкуренция в отрасли снижает прибыльность, ибо за то, чтобы сохранить конкурентоспособность, приходится платить (расходы на рекламу, организацию сбыта, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), или же прибыль «утекает» к покупателю за счет снижения цен.
Фирмы должны выбрать позициюв пределах отрасли. Это понятие включает в себя подход фирмы в целом к конкуренции, а не только ее продукцию или то, на кого она рассчитана. Позицию в отрасли определяет конкурентное преимущество. Фирмы обходят своих соперников, если имеют прочное конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация товаров. Низкие издержкиотражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же (или примерно такой же) цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль. Так, корейские фирмы, выпускающие сталь и полупроводниковые приборы, одержали победу над зарубежными конкурентами именно таким образом. Они выпускают сравнимые товары с очень низкими издержками, используя низкооплачиваемую, но весьма производительную рабочую силу, современную технологию и оборудование, купленные за рубежом или изготовленные по лицензии.
Дифференциация –это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания. Так, немецкие станкостроительные фирмы конкурируют, используя стратегию дифференциации, основанную на высоких технических характеристиках продукции, надежности и быстром техническом обслуживании. Дифференциация позволяет фирме диктовать высокие цены, что при равных с конкурентами издержках опять-таки дает большую прибыль.
Конкурентное преимущество любого типа дает более высокую продуктивность, чем у конкурентов. Фирма с низкой себестоимостью продукции производит данную стоимость с меньшими затратами, чем конкуренты; у фирмы с дифференцированной продукцией прибыль с единицы продукции выше, чем у конкурентов. Таким образом, конкурентное преимущество напрямую связано с формированием национального дохода.
Конкуренция порождает конкурентный рынок. Эволюция конкурентного рынка прослеживается в его переходе от совершенно конкурентного рынка к несовершенно конкурентному. В историческом плане это совпадает с двумя крупными этапами развития конкуренции и форм конкурентной борьбы.
Первый этап – совершенная или свободная конкуренция. Он охватывает период с XVII в. до середины XIX в., т. е. период с начала утверждения капиталистических форм хозяйствования, появления массового товарного производства, основанного на первоначальном накоплении капитала и свободном предпринимательстве.
Второй этап – несовершенная конкуренция. Он начинается с середины XIX в. и продолжается по настоящее время. Порожденный определенными объективными условиями, связанными с дальнейшим развитием самого капиталистического товарного производства, этот этап в наибольшей мере раскрывает суть и механизм конкуренции, а также ее последствия для экономики. Очевидно ее значительное воздействие на всю экономику, где она выполняет следующие важные функции: стимулирующую, оптимизирующую, регулирующую, дифференцирующую.
1. Стимулирующая функция подталкивает товаропроизводителей к
использованию достижений НТП, к получению экономической выгоды, что обязательно должно выразиться в максимизации прибыли.
2. Оптимизирующая функция заключается в том, что из множества
предлагаемых вариантов хозяйственных решений хозяйствующий субъект может выбрать менее рискованный, наиболее приемлемый для себя вариант решения.
3. Регулирующаяфункция состоит в том, что конкуренция обеспечива-
ет пропорциональность, определенное равновесие между сферами производства. Известно, что капиталы из малорентабельной, невыгодной сферы перемещаются в те отрасли, где лучше условия для получения большей прибыли.
4. Дифференцирующаяфункция ведет к расслоению членов общества
по имущественному положению. В ходе конкуренции одни фирмы обогащаются, получая при этом значительные доходы, хорошие заработки, другие – разоряются, что приводит к безработице, нищете.
4.2. Рыночная структура и ее типы. Совершенная конкуренция
Рыночная структура – это условия, в которых протекает рыночная
конкуренция. Она характеризуется рядом черт:
- числом и размером фирм;
- типом (характером) предлагаемого продукта;
- степенью контроля над ценами;
- условиями входа в отрасль и выхода из нее;
- доступностью рыночной информации.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие их типы (модели рынка): совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополию, монопсонию и олигопсонию. Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т. е. способностью фирм воздействовать на рынок и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. Следует сказать, что совершенная конкуренция и монополия фактически встречаются крайне редко в отличие от монополистической конкуренции и олигополии.
Признаками совершенной конкуренции,как показал мировой опыт, можно считать следующие:
1. Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов и покупателей, конкурирующих между собой. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, а должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.
2. Каждый продавец производит и предлагает многим покупателям стандартную, однородную продукцию, мало чем отличающуюся от продукта других продавцов.
3. Нет никаких искусственных ограничений в установлении объемов спроса, предложения или уровня цены. Так, колебания цены могут быть довольно интенсивными – сравните цену фруктов и овощей в конце лета и весной, - но разница в цене это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке.
4. Существует свобода входа на рынок и выхода из него: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
5. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к рыночной информации, т. е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях.
Рынок совершенной конкуренции существовал тогда, когда преобладали сравнительно небольшие, раздробленные предприятия с примерно одинаковой технической оснащенностью и равными издержками производства. Капитал имел свободный доступ в любую сферу экономики, куда могли свободно перемещаться все другие факторы производства. Поэтому преобладали такие направления и формы конкуренции, как внутриотраслевая и межотраслевая, конкуренция за снижение издержек производства, за лучший рынок сбыта и т. п.
Совершенная конкуренция является идеальным способом достижения рыночного равновесия, так как ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночные цены. Cоблюдаются общие правила рыночного поведения. Если представить эту ситуацию графически (рисунок), то нетрудно убедиться, что кривая спроса, как правило, будет иметь наклон, близкий к горизонтальному. Кривая предложения также стремится к горизонтальному наклону. Она уравновешивается кривой спроса, его объемом за счет отсутствия ценового диктата и свободного выхода из отрасли, позволяющего быстро менять объемы предложения в ответ на изменение цены. На рисунке представлены: DD – кривая спроса, SS – кривая предложения, QD – объем спроса, QS – объем предло-жения, PE – равновесная цена, при которой QD = QS, E – точ-ка равновесия.
Механизм рыночной саморегуляции в условиях совершенной конкуренции основывается на свободе экономического выбора для производителя-продавца и свободе потребительского поведения покупателя. Причем последнее не является пассивным элементом данного механизма. Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем больше предложение товаров с их стороны превышает спрос покупателей.
Цены неизбежно колеблются. В этих условиях в конкурентную борьбу вступают покупатели. Без их участия невозможно изменение цен и реализация тенденции к ее равновесному уровню. Поэтому реальные рыночные цены постоянно отклоняются даже от цены равновесия. Не случайно многие экономические школы считают совершенную конкуренцию скорее абстрактным понятием, выражающим суть рыночного механизма, а не реальный процесс его проявления. В реальной действительности совершенная конкуренция в чистом виде – явление редкое не только в XX в., но и в предыдущие столетия. Однако существует ряд отраслевых рынков, которые в большей степени имеют именно эту структуру. Например, рынки сельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется соотношением спроса и предложения.
На установление рыночного равновесия в условиях совершенной конкуренции оказывают влияние государство, а также спекулятивный бизнес. Вмешательство государства в рыночное равновесие происходит тогда, когда оно идет на фиксирование цены товара на некотором неравновесном уровне (дефицит или избыток искусственно поддерживается). К методам государственного вмешательства относятся также налоги, которые зачастую взимаются с целью ограничения производства и потребления определенного вида товаров. Спекулятивный бизнес представляют торговцы и перекупщики – это отдельные лица или фирмы, покупающие товар по более дешевой цене и перепродающие его по более дорогой с целью получения дохода.
4.3. Несовершенная конкуренция, ее формы и методы
Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. Характерными чертами несовершенной конкуренции являются следующие:
- ограниченность отраслевого количества участников, свободного вхо-
да в отрасль и выхода из нее (или монополистического объединения);
- ценовой диктат – установление монопольных цен;
- разнообразие направлений, форм и методов конкурентной борьбы;
- использование системы менеджмента и маркетинга для управления
рыночной ситуацией;
- развитие государственной монополии.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на пять основных типов рыночных структур: монополию (чистую), монополистическую конкуренцию, олигополию, монопсонию и олигопсонию. Появление и развитие несовершенной конкуренции обусловлено развитием монополистических форм хозяйствования, утвердившихся на рубеже XIX – XX вв. под воздействием нового технологического переворота, повлекшего за собой небывалую концентрацию производства и капитала, трансформацию всех известных рынков. Участившиеся экономические кризисы в основномсказывались на крупном производстве, увеличивали коммерческий риск и время для перестройки производства, наращивания объемов предложения, а также ослабляли потребительский спрос, уменьшали доходы. Экономическая выживаемость становится под силу крупным предприятиям, их объединениям, т. е. монополиям.
Монополии– это крупнейшие предприятия, которые производят и поставляют на рынок подавляющую часть продукции данной отрасли, что позволяет им контролировать производство и сбыт, устанавливать свои монопольно высокие цены, применять новые формы и методы конкурентной борьбы. Появляются картели, тресты, синдикаты, концерны, конгломераты. Таким образом, монополия – это новая рыночная ситуация, определяющая все ее основные условия и факторы. Она придает конкуренции несовершенный характер.
Монополия как тип рыночной структуры представляет определенный вид экономических отношений, дающий возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополию можно рассматривать в разных аспектах. Во-первых, монополия как тип фирмы представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определенной сфере национального хозяйства. Обычно монополия ассоциируется с известными всему миру компаниями «Дженерал моторс», «Эксон», «Кока-Кола» и др. Во-вторых, монополия – это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции специфического вида. В этом случае монополистом может оказаться небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Каковы реальные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль и развитию конкуренции?
1. Эффект масштаба. Новым конкурентам чрезвычайно трудно вой-
ти в отрасль с низкими издержками, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права. В ряде стран Европы, Америки и в России
правительство представляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.
3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защи-
ту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.
4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании
являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта. Так, «Алюминиум компани оф Америка» является владельцем всех основных источников бокситов. Большинство алмазных рудников в мире контролируется южноамериканской компанией «Де Бирс».
Естественная монополия – это фирма, способная в конечном итоге удовлетворить рыночный спрос по любой цене при более низких издержках, чем две или более фирмы меньшего размера. Естественные монополии – это телефонные компании, компании кабельного ТV, частные транспортные компании и др. Естественные монополии находятся под контролем правительственных комиссий. Эти комиссии регулируют цены на услуги и поставки тех монополий, которые находятся под их юрисдикцией. При определении допустимой цены, которую монополия может получить за свою продукцию, комиссии обычно принимают во внимание цены на сырье и материалы, другие ресурсы, а также интересы потребителей. Комиссии обычно стремятся позволить фирме, по меньшей мере, покрыть бухгалтерские издержки и стоимость капитала, вложенного в фирму.
Монополистическая конкуренция– это конкуренция между фирмами, реализующими дифференцированную продукцию. Большинство производителей стараются убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, мыла, стиральных порошков, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции. Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами), один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном и т.д. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем особенного подвида товара и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала. Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими новыми для потребителей торговыми марками и услугами.
Олигополия. Для современного западного рынка основным типом конкурентных отношений является синтез конкуренции и монополии в виде олигополистической конкуренции, олигополии. Олигополия – это рынок, на котором доминируют несколько крупных фирм. Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших – величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт: алюминий, цемент, продукцию химической или сталелитейной промышленности. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них. Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Как правило, дифференцированные олигополии специализируются на выпуске товаров потребительского назначения (автомобили, покрышки и камеры, электробытовая техника, сигареты).
Новыми типами конкурентных структур можно назвать монопсонию, олигопсонию. Монопсония(чистая) или чистый монопсонист – это единственная на рынке фирма, которая является покупателем ресурса или его услуг, предлагаемых на этом рынке, причем возможностей альтернативного сбыта либо мало, либо нет совсем. Монопсонист обладает властью, достаточной для влияния на цену услуг ресурса, которые закупает. Кривая предложения услуг ресурса монопсонисту имеет восходящий характер. Поэтому монопсонист может влиять на цену закупаемого ресурса путем изменения приобретаемого его количества.
Чистая монопсония – такая же редкость, как и чистая монополия. Предположительно она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Единственная шахта, на которой работают все шахтеры, находящаяся в отдаленном приграничном городе, может служить примером чистой монопсонии.
Существует и такая структура рынка факторов производства, как олигопсония. Олигопсония – это структура, когда небольшое количество фирм закупает все рыночное предложение определенного ресурса. Профессиональные спортивные лиги являются хорошим примером олигопсонии. Спортсмены могут продать свои услуги небольшому числу фирм. Так, в США обычно существуют 20 или 30 профессиональных команд в каждом виде спорта.
Основными формами конкуренции, конкурентной борьбы являются внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями внутри одной отрасли. Межотраслевая конкуренция – конкуренция между предприятиями, хозяйствующими субъектами разных отраслей. Казалось бы, что при наличии новых монопольных конкурентных структур общая конкурентная борьба свертывается. В действительности же этого не происходит. Наоборот, поле конкурентной борьбы значительно расширяется, так как в борьбу вступают более крупные силы, кроме того, продолжает успешно развиваться и немонополизированный сектор экономики. Поэтому можно говорить в основном о смене ориентиров, форм и методов конкурентной борьбы. Так, внутриотраслевая конкуренция, которая ведется теперь в условиях олигополии, становится борьбой за лидерство в отрасли (например, в США не прекращается борьба за лидерство в области ЭВМ между «Ай Би Эм», «Эппл» и «Хитачи»).
Межотраслевая конкуренция как борьба за наиболее выгодное приложение капитала трансформируется в следующие направления:
- вертикальную конкуренцию, т.е. борьбу между монополиями-произ-
водителями и монополиями-потребителями;
- горизонтальную конкуренцию, т.е. борьбу между монополиями
(олигополиями), производящими взаимозаменяемую продукцию;
- конкуренцию нововведений;
- конкуренцию с импортными товарами (там, где импорт грозит вы-
теснению национального производства).
В ряде западных стран нарастает конкуренция со стороны мелкого и среднего бизнеса. Обладая большой экономической маневренностью, быстрой приспособляемостью к изменениям рыночной конъюнктуры, колебаниям спроса и предложения, мелкий и средний бизнес завоевывает все новые позиции в экономике.
В арсенале методов, приемов и форм конкурентной борьбы современного общества содержатся такие, как лишение конкурента источников первичных ресурсов, рынков сбыта, финансовой поддержки; сбивание цен (демпинг); промышленный и коммерческий шпионаж; переманивание специалистов («охота за головами»); коррупция и подкуп; информационное воздействие на потребителя (реклама, периодические издания, рассылка каталогов, другой информационной литературы); «компьютерные вирусы», подключение к банкам данных производственных и коммерческих организаций, сетевое предпринимательство и т. п.
В современных условиях существует также ценовая и неценовая конкуренция. Ценовая конкуренция происходит, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. Неценовая конкуренция, проводимая посредством совершенствования качества продукции, получила название конкуренция по продукту. Неценовая конкуренция путем совершенствования сбыта продукции на базе улучшения сервиса, обслуживания получила название конкуренция по условиям продаж.
4.4. Антимонопольное законодательство
Антимонопольное законодательство – важнейшее средство
регулирования деятельности монополий, основы которого заложены в законодательных актах различных стран. Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США и Канаде в конце XIX в., что явилось реакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В Западной Европе антимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд отличий от американского законодательства.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления – контроль над ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, в деле против «Ай Би Эм» министерство юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлении цен на аренду компьютеров ее собственного производства.
Слияния происходят, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более двух тысяч фирм были поглащены в процессе слияний.
Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния фирм (объединения сходных компаний) их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.
В случае вертикального слияния (объединения последовательно связанных производств типа угольных, сталелитейных и автомобильных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.
Меры по борьбе с монополизмом в России определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в нашей экономике. Монополистическая структура экономики России, которая в научной литературе часто обозначается как государственный монополизм, складывалась в период социализма под воздействием следующих основных факторов:
1. Наличие административно-командной системы управления, что проя-
вилось в директивном управлении, в централизации большой доли дохода, в назначении «сверху» хозяйственных руководителей.
2. Устойчивый и массовый дефицит, который многократно обостряет
конкуренцию потребителей и превращает всех производителей в монополистов.
3. Концентрация и специализация производства, дошедшие до своей
противоположности. Более 90% продукции машиностроения выпускали предприятия, на которых было занято свыше 1 тыс. рабочих (для сравнения: в США 60% продукции машиностроения производится на предприятиях, насчитывающих менее 500 рабочих).