Глава 1. Экономическая теория как наука

1.1. История развития экономической науки

История экономических знаний своими корнями уходит в глубь веков истории человечества. Однако тысячелетиями эти знания не были отделены от обыденных представлений и навыков ведения родового, общинного, домашнего хозяйства. Даже свое название «экономика» наука получила от греческих слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон.

Впервые научный характер экономические знания приобрели в трудах

великого греческого философа Аристотеля(384-322 гг. до н. э.), который попытался раскрыть сущность и свойства исходных экономических категорий – товара, денег, капитала. Особый научный вклад Аристотеля состоит в том, что он первый сформулировал проблему стоимости как основы эквивалентного обмена товаров, основы цены товара. Этим он на два тысячелетия вперед озадачил лучшие умы человечества и поэтому по праву является основателем экономической теории. Однако Аристотель с наивностью гения своего времени ограничивал понятие «экономики» рамками полунатурального рабовладельческого хозяйства, осуждая собственно накопление капитала как противоестественное занятие «хрематистикой».

Лишь в эпоху Возрождения, когда взлет общественной мысли сопровождался первоначальным накоплением торгового капитала, появилась первая школа экономической науки, выражавшая интересы этого капитала, - школа меркантилистов(от итальянского слова «mercаnte» – торговец). Ее крупнейшие представители Томас Ман (1571-1641) в Англии и И.Т.Посошков (1653-1726) в России именно накопление капитала в виде золота считали главной целью экономической деятельности. Тогда же под пером француза Антуана де Монретьена (1575-1621) впервые появился термин «политическая экономия», выведший предмет науки на уровень государственной, национальной политики, или, выражаясь современным языком, - макроэкономики.

Однако торговать можно тем, что произведено. Поэтому уже в ХVШ в. внимание экономистов переместилось в сферу производства, преимущественно аграрного. Так возникла школа физиократов(«власть природы»), подарившая нам первое исследование национального воспроизводства – «Экономическую таблицу» француза Франсуа Кенэ (1694-1774). По существу это была первая модель макроэкономического оборота национального продукта между классами фермеров, землевладельцев и прочим «бесплодным» людом.

Физиократы заложили основы классической буржуазной политической экономии, английская ветвь которой связана с именем Вильяма Петти (1623-1687). Ему принадлежит одна из фундаментальных идей классической школы о том, что в основе цены и стоимости товара лежит человеческий труд, который и делает эти товары соизмеримыми. Так Петти предложил первую версию решения проблемы Аристотеля об источнике цены товара. Именно на этом фундаменте великие классики политической экономии шотландец Адам Смит (1723-1790) и англичанин Давид Рикардо (1772-1823) построили каркас современной экономической науки. Можно выделить следующие три его основных элемента:

1. В экономике существуют объективные «естественные» законы,

которые человек не может изменить. Однако, руководствуясь своим «разумным эгоизмом», он подчиняется их «невидимой руке» и действует на благо общества. Действительно, чтобы извлечь прибыль от продажи товара, его производитель должен удовлетворить потребности покупателя, а значит и общества в целом.

2. «Невидимая рука» экономических законов успешно действует в

особых условиях – при свободной конкуренции на рынке, обеспечивающей равенство и свободу всех его субъектов. Так родилась доктрина экономического либерализма, составляющая одну из основ экономической теории и политики развитых стран.

3. Источником стоимости товаров и соответственно доходов всех

участников рынка является труд производителей. В этом суть трудовой теории стоимости, послужившей предметом споров экономистов на последующие два столетия.

Классическая школа выражала интересы нового класса - промышлен-

ной буржуазии и явилась теоретической базой развития капитализма ХIХ в. Однако на корнях классической школы выросло не только дерево современной экономической науки. Появились побеги, выражавшие интересы других классов и слоев индустриального общества. Идеологи мелких товаропроизводителей города и деревни – Шарль Сисмонди (1773-1824), Пьер Прудон (1809-1865), а также русские народники критиковали недостатки капитализма и призывали назад к доиндустриальному, патриархальному обществу.

Идеологию промышленного пролетариата выразило другое направление экономической мысли – марксизм. Его основатели К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) также критиковали капитализм как общество эксплуатации наемного труда. Они звали общество вперед к коммунизму, который пытались революционным путем воплотить в жизнь марксисты в России и некоторых других странах.

Социал-демократические оппоненты марксистов Э.Бернштейн (1850-1932), Г.В.Плеханов (1856-1918) и другие стремились интегрировать теорию социализма и капитализма, закладывая основы концепции эволюционного преобразования общества.

История – лучший судья в идеологических спорах, а мы вернемся к анализу становления и развития современной экономической науки. Ее основу составляют три фундаментальных направления экономической мысли, различные по методологии, концептуальному содержанию и практическим рекомендациям: неоклассическое направление, кейнсианство и институционализм. Следует сразу отметить, что эти различия особенно ярко проявлялись на стадии формирования данных научных направлений. В дальнейшем все более усиливается тенденция их синтеза как взаимодополняющих блоков единой теории регулируемой социальной рыночной экономики.

Неоклассическое направлениевозникло в 70-е гг. ХIХ в., пережило периоды расцвета, упадка и возрождения, вбирая в себя все новые школы и концепции. Его представители разделяли первые два фундаментальных принципа классической школы – объективность экономических законов и свободу рыночной конкуренции. В этом проявилась преемственность доктрины экономического либерализма. Однако неоклассики отрицали третий принцип – трудовую теорию стоимости товара. В качестве источника стоимости и цены они рассматривали не затраты труда, а полезность товара для потребителя, точнее, его предельную полезность. Стоимость факторов производства (труд, капитал, земля), по их мнению, является производной от стоимости потребительских благ и определяется предельной производительностью каждого фактора. Так появились теории предельной полезности и предельной производительности, объединенные понятием «маржинализм» (marginal – предельный). Наиболее видные представители - австриец К.Менгер (1840-1921), англичанин У.Джевонс (1835-1882) и проживавший в Швейцарии француз Л.Вальрас (1834-1910).

Маржинальный анализ явился важнейшим инструментом исследования рынков и открыл дорогу широкому применению математических методов в экономике. Новые методы способствовали перемещению предмета

экономической науки от поисков сущности явлений к разработке теоретических моделей их функционирования, что соответствовало общей позитивистской направленности научного познания конца ХIХ – начала ХХ в. Значительный вклад в развитие неоклассического направления внес английский экономист А.Маршалл (1842-1924), который предложил и исследовал двухфакторную модель цены, показывающую взаимодействие спроса и предложения на различных рынках («крест Маршалла»). Из русских экономистов-неоклассиков мировую известность приобрели работы В.Дмитриева (1868-1913) и Е.Слуцкого (1880-1948). В 1975 г. Нобелевскую премию за разработку экономико-математических методов получил Л.Канторович (1912-1986).

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. нанес тяжелый удар не только по капиталистическому хозяйству, но и по идеалам экономического либерализма. Центр внимания экономической науки переместился к механизмам государственного регулирования экономики. Однако, отойдя на второй план, неоклассическое направление продолжало развиваться трудами Ф. фон Хайека (1899-1992), Дж.Хикса (1904 г.р.) и др. Неоклассический ренессанс наступил в 80-е гг. ХХ в. в связи с так называемой неоконсервативной революцией, когда знамя экономического либерализма подняли представители монетаристской школы – М.Фридмен (1912 г.р.) и др., выступающие в защиту свободной конкуренции, против вмешательства государства в экономику. В России монетаризм тесно связан с началом перехода к рыночной экономике в 1992 г. В настоящее время неоклассический инструментарий является основным средством анализа рыночной формы организации хозяйства.

Вторым важным направлением экономической мысли ХХ в. является кейнсианство,названное по имени его основателя – выдающегося английского экономиста Дж.Кейнса (1883-1946). Опираясь на анализ «Великой депрессии» 30-х гг., он теоретически доказал, что механизм свободной конкуренции не может самостоятельно обеспечить полную занятость населения, экономический рост и благосостояние общества. Для достижения этих целей необходимо государственное регулирование экономики, стимулирование рыночного спроса, активная финансовая политика. «Кейнсианская революция» в экономической науке была направлена не только против либерализма, неоклассической теории, но и послужила идеологическим обоснованием усиления экономической роли государства в управлении национальным хозяйством. Эта революция явилась отражением конца промышленного капитализма в развитых странах и перехода к новому постиндустриальному обществу, когда объективные тенденции усложнения производственной, организационной и социальной структур общества требуют общесистемных регуляторов на макроэкономическом уровне.

Социально-экономическая эффективность активизации хозяйственных функций государства по кейнсианским рецептам была доказана устойчивыми и высокими темпами экономического роста большинства стран Запада в 50-60-е гг. Однако политика макроэкономического стимулирования со временем обнаружила скрытые в ней дефекты, связанные с усилением инфляционных процессов, которые в совокупности с другими факторами привели к экономическим кризисам в ряде стран Запада. В результате компас экономической политики вновь повернулся к либеральным концепциям неоклассиков, выраженным в понятиях монетаризма, экономики предложения, теории рациональных ожиданий и др.

Вместе с тем, было бы упрощением думать, что в теории произошло абсолютное обновление концептуального аппарата. Еще в 50-е гг. обнаружилась тенденция к интеграции кейнсианского и неокейнсианского направлений в рамках так называемого неоклассического синтеза, одним из авторов которого стал известный американский экономист П.Самуэльсон (1915 г.р.). Так родилась современная экономическая теория, где указанные направления науки трансформировались в ее крупные разделы, взаимно обогатившие друг друга.

В настоящее время мы стоим на пороге нового синтеза – «синтеза в квадрате», когда модели неоклассиков и кейнсианцев все более наполняются человеческим содержанием, интегрируя основные достижения еще одного важного направления экономической теории – институционализма. Свое название это направление получило в связи со спецификой предмета исследований – социальными институтами (формальные и неформальные правила поведения людей). Оно возникло в последней трети ХIХ в. в рамках немецкой исторической школы, сформировалось в 20-30-е гг. нашего времени и сейчас переживает период интенсивного развития. Виднейшие представители – американцы Т.Веблен (1857-1929), И.Шумпетер (1883-1950), Дж. Гэлбрейт (1909 г.р.). Из русских экономистов – автор теории «длинных волн конъюнктуры» Н.Кондратьев (1892-1938).

Институционалисты критиковали неоклассиков за «статику» их теории и свое внимание сосредоточили на теории эволюции экономики, понимая эволюцию как развитие социальных институтов, отражающих изменения в материальных факторах производства. К числу важнейших достижений этого направления относятся теории индустриального и постиндустриального общества, анализ роли человека, науки, государства в развитии экономики, открытие циклических закономерностей этого развития. Растущее значение подобного рода исследований обусловлено ускорением социально-экономического прогресса, усилением роли человеческого фактора, науки и других социальных институтов в развитии общества.

Таким образом, краткий обзор истории становления и развития мировой экономической мысли показывает не только эволюцию ее основных направлений, но и приближает нас к определению предмета собственно экономической теории.

1.2. Предмет и метод экономической теории

Экономика – один из самых многозначных терминов, число

определений которого исчисляется десятками. Выделим из них два наиболее существенных. С одной стороны, экономика– это сфера человеческой деятельности, направленная на удовлетворение потребностей человека и общества в условиях ограниченных ресурсов, т. е. общественное производство.

С другой стороны, экономика – это система наук, изучающих общественное производство (рис. 1.1). В ее состав входят две подсистемы – фундаментальная экономическая теория и прикладные экономические науки. Экономическая теория рассматривает наиболее общие закономерности функционирования общественного производства. Она, в свою очередь, состоит из двух разделов, отражающих два уровня экономического анализа, - макроэкономики и микроэкономики. Макроэкономика исследует национальное хозяйство в целом, его агрегированные элементы (государство, бизнес, домохозяйство) и экономическую инфраструктуру (макрорынки товаров, капитала, труда, земли и т. д.).

Микроэкономика изучает поведение конкретных экономических единиц (предприятие, человек). Разграничение макро - и микроэкономики достаточно условное, так как в реальности эти уровни неразрывно связаны и взаимодействуют. Экономическая теория является методологической основой для прикладных наук.

       
  Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru   Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Экономические науки

 
  Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Фундаментальная Прикладные Экономическая

экономическая теория экономические науки политика

 
  Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Макро- Микро- отраслевые функциональные

экономика экономика

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Общественное производство

Рис. 1.1

Прикладные экономические науки изучают особенности организации и функционирования или отдельных отраслей хозяйства (отраслевые науки), или направлений экономической деятельности (функциональные науки). К отраслевым наукам относятся экономика отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, науки, здравоохранения и т. д. Функциональные науки включают статистику, финансы и кредит, маркетинг, менеджмент.

Экономическая наука в целом вырабатывает практические рекомендации для государственных органов и других субъектов хозяйства, которые могут быть реализованы в экономической политике, воздействующей на общественное производство.

Выделив экономическую теорию в системе экономических наук, перейдем к уточнению ее предмета – понятию общественного производства. Во-первых, какие отрасли и направления человеческой деятельности оно включает? Традиционно это понятие трактовалось в узком смысле как производство материальных благ и услуг. Однако по мере усиления целостности общества и возрастания роли науки и информации его границы расширяются и сегодня включают также нематериальное производство, т. е. сферу услуг, образование, науку и т. д. Во-вторых, в общественном производстве разграничивают вещественную и общественную стороны. Первую образуют отношения людей к природе, или производительные силы общества. Вторая сторона представляет собой общественную форму производства или экономические отношения.

Рассмотрим подробнее вещественную сторону производства, которая является его материальной основой. В этом смысле экономику можно представить как поле взаимодействия двух метасистем – общества и природы (рис. 1.2). Природа выступает как всеобщее условие производства и источник природных ресурсов ПР. Общество является одновременно результатом производства и источником трудовых ресурсов ТР. Трудовые ресурсы, вовлеченные в производство, превращаются в рабочую силу РС. Производительно используемые природные ресурсы становятся средствами производства СП, в составе которых выделяются предметы и средства труда. Рабочая сила является личным фактором производства, а средства производства – вещественным. Их взаимодействие образует производительные силы ПС. С развитием общества все большее значение для экономики приобретают всеобщие производительные силы ВПС; к ним относятся наука, информация, технология и организация производства, инжиниринг, вся инфраструктура производства и т. д.

Результатом производства является общественный продукт П, который используется для воспроизводства самой экономической системы П1, развития общества П2 и воспроизводства природы П3, т. е. для удовлетворения личных и общественных потребностей. Между повышением потребностей человека и общества и ограниченностью природных и трудовых ресурсов существует объективное противоречие, которое является основным источником развития экономики.

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Общество

ТР ВПС

 
  Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Экономика

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru РС П1

           
    Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru
  Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru
      Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru
 
 

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru П П2

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru ПР СП

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

П3

Природа

Рис. 1.2

Потребности –это те объективные условия, которые необходимы для нормальной жизни человека и общества. Субъективно они ощущаются как состояние неудовлетворенности. Это потребности в пище, жилье, безопасности, здоровье, интеллектуальном и духовном развитии и т. д. Источники удовлетворения потребностей различны. Нас в данном случае интересуют лишь экономические потребности. Критерием их определения является ограниченность источников удовлетворения, редкость потребительских благ относительно самих потребностей. Например, нам более чем необходим воздух, но сейчас его много, поэтому данная потребность не является экономической. Если же атмосфера будет отравлена загрязнениями и чистый воздух можно будет получать только из баллонов, число которых ограничено, то эта потребность превратится в экономическую. Очевидно, что критерий «экономичности» является подвижным и зависит как от изменения потребностей, так и от доступности благ для их удовлетворения.Человек как существо разумное осознает свои потребности, и в момент такого осознания они становятся экономическими.

Благо –это продукт производства, используемый как средство для удовлетворения экономических потребностей человека и общества. Количество благ ограничено, так как ограничены трудовые и природные ресурсы для их производства. Ограниченность ресурсов определяет альтернативностьих использования. В экономике полнойзанятости, когда задействованы все трудовые и производственные ресурсы, также приходится принимать решения о выборе благ, которые следует производить, а от каких отказаться, т. е. экономить.

Иллюстрацией проблемы выбора в экономике является кривая производственных возможностей (рис. 1.3). Для ее построения примем ряд допущений. Во-первых, количество ресурсов постоянно и они полностью используются. Во-вторых, технология производства является неизменной, объем выпуска благ также постоянный, т. е. эффективность производства – постоянная. В-третьих, для упрощения модели сократим ассортимент производимых благ до двух видов – пушки и масло.

 
  Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Пушки, A1

тыс. шт.

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru 15 А

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru S

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru 12

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru 9

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru 6

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Y

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru 3

F F1

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru 0

1 2 3 4 5 Масло, млн. кг

Рис. 1.3

Если все ресурсы общества направить на производство масла, то его можно выпустить 5 млн. кг (точка F). Если производить только пушки, их можно выпустить 15 тыс. шт. (точка А). Все возможные комбинации одновременного производства пушек и масла представлены точками на кривой производственных возможностей. Данная кривая означает состояние Парето-эффективности экономики (по имени итальянского экономиста В.Парето), когда невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Другими словами, когда наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества (в пушках и масле) при данных ограниченных ресурсах. Экономика неполной занятости может быть представлена точкой Y, расположенной внутри кривой производственных возможностей, когда ресурсы недоиспользуются. Точка S отражает нереальные планы производства. Перемещение кривой в положение А1F1 возможно при увеличении предложения ресурсов или в условиях технического прогресса.

Таким образом, экономика как материальный, вещественный процесс – это производство альтернативных благ при ограниченных ресурсах. Если производство рассматривать как непрерывно возобновляющийся процесс, включающий в себя стадии распределения, обмена и потребления произведенных благ, то это воспроизводство.

Как уже отмечалось, производство кроме вещественной имеет также общественную сторону. Производя блага, люди вступают в отношения не только с природой, но и в экономические отношения между собой. Эти отношения отражают достигнутый уровень развития производительных сил и имеют сложную структуру, в которой можно выделить три основных блока (рис. 1.4):

 
  Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Экономические отношения

           
    Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru
  Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru     Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Технико- Организационно- Социально-

экономические экономические экономические

(технологические (типы хозяйственных (формы

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru способы производства) механизмов) собственности)

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Аграрный Натуральный Коллективная

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Индустриальный Рыночный Частная

           
  Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru   Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru   Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Постиндустриальный Централизованный Государственная

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru

Глава 1. Экономическая теория как наука - student2.ru Cмешанная экономика

Рис.1.4

1. Технико-экономические отношения, которые выражают уровень и

этапы развития производительных сил общества и классифицируются на следующие технологические способы производства: аграрный, индустриальный и постиндустриальный.

2. Организационно-экономические отношения, которые характеризуют

формы организации экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов и подразделяются на следующие типы хозяйственных механизмов: натуральный, рыночный, централизованный и смешанную экономику.

3. Социально-экономические отношения, отражающие способы

распределения и присвоения экономических благ, ядром которых являются следующие формы собственности: частная, коллективная и государственная.

Приведенная классификация экономических отношений адекватна описанию экономики как сложной системы, являющейся подсистемой природы, общества и одновременно специфической системой собственно экономических отношений.

Особое место в системе экономических отношений занимают отношения собственности и, в частности, собственности на факторы производства (труд, земля, капитал). Они пронизывают все уровни экономической системы – производство, распределение, обмен и потребление благ. Отношения собственности по существу являются санкционированными обществом, нормами поведения людей по поводу благ, т. е. определенными «правилами игры», принятыми в обществе. Эти «правила» выражены в комплексе прав собственности, состоящем из следующих элементов:

- права владения, т. е. права исключительного физического контроля над благами;

- права пользования, т. е. права применения полезных свойств благ для себя;

- права управления, т. е. права решать кто и как будет обеспечивать использование благ;

- права на доход, т. е. права обладать результатами от использования благ;

- права суверена, т. е. права на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага.

Таким образом, общественная сторона производства представляет собой сложный комплекс экономических отношений, возникающих между людьми в процессе использования ограниченных ресурсов для удовлетворения своих потребностей. Предметом экономической теории являются наиболее общие закономерности функционирования этих отношений, реализующихся через человеческую деятельность по производству, распределению, обмену и потреблению благ.

Экономическая теория обособляется среди других наук не только предметом, но и методами исследования. Наряду с общенаучными принципами и методами познания, такими, как восхождение от абстрактного к конкретному, индукция, дедукция, анализ и синтез, в ней широко применяется экономико-математическое моделирование.

Результатом экономических исследований является система экономических законов, категорий и моделей. Экономические законы – это существенные, устойчивые, причинно-следственные, постоянно повторяющиеся связи в экономике. Экономическая категория – это абстрактное понятие, отражающее наиболее существенные стороны экономических отношений (собственность, цена и т. п.). Так как реально существующие социально-экономические явления взаимосвязаны, то и экономические законы и категории представляют собой целостную систему, которая может быть отражена в экономико-математических моделях.

1.3. Человек и экономика

В центре реальной экономики и соответственно экономической науки

находится человек как производитель и потребитель создаваемых благ. Однако между производительной и потребительской сторонами человека существует противоречие, так как первое – тягость, а второе – удовольствие. Поэтому одной из основных проблем экономики является мотивация труда. От ее решения зависит эффективность производства и благосостояние людей. Сложность проблемы определяется противоречивой биосоциальной природой человека и изменчивостью этой природы в процессе исторического развития. Выделяются четыре основные модели человека, характеризующиемотивы его экономической активности и ее цели, а также психофизиологические особенности:

1. «Человек отчужденный» характерен для первобытного, рабовла-

дельческого, феодального и социалистического общества, когда экономика не является самостоятельной подсистемой общества, а служит функцией его социальной организации. Принуждение к труду является внеэкономическим (мораль, религия, насилие и др.).

2. «Человек экономический» сформировался в условиях зарождения

капитализма, и его модель была разработана классиками английской политической экономии в XVIII в. Основные черты «hоmо economicus»: экономический эгоизм или стремление к удовлетворению своих потребностей и интересов; рационализм, т. е. информированность и осознанность поведения, направленного на максимизацию выгод при минимизации издержек; индивидуализм, проявляющийся в обособлении собственных интересов и деятельности.

3. «Человек социальный» явился предметом изучения институциона-

листов, которые выделяли ведущую роль социальных мотивов в экономическом поведении людей. Они также подчеркивали ограниченную рациональность людей, интуитивность их действий в условиях неопределенности будущего и несовершенства информации. Новые поведенческие предпосылки выражаются в адаптивных действиях людей, предпочитающих приспособление, а не максимизацию выгод. Они формируются в условиях возрастающей роли формальных и неформальных правил экономического поведения людей в регулируемой рыночной экономике ХХ в. Экономический детерминизм уступает место социальному, при котором особое значение имеют социальные институты (обычаи, нормы и правила поведения).

4. «Человек альтернативный» появляется в период перехода к

постиндустриальному обществу, когда происходят качественные изменения в самом человеке и в производстве на основе компьютерного этапа научно-технической революции. Труд становится творческим, интеллектуальным и сам по себе мотивирует экономическую деятельность человека, становясь положительной ценностью. Основой экономики является не материальное производство, а сфера услуг – экономика знаний, экономика здоровья и экономика свободного времени. Обмен товаров уступает место обмену идей, в котором нет эквивалентности и отчуждения, а есть взаимное общение и обогащение знаниями.

Постиндустриальная экономика по существу утрачивает определенные свойства рыночного хозяйства – это экономика будущего. Однако, чтобы разобраться в ней, необходимо изучить экономику настоящего, т. е. рыночную экономику.

Наши рекомендации