Тема 7 Монополистическая конкуренция
Теоретические вопросы
1 Монополистическая конкуренция: основные черты.
2 Оптимизация поведения фирм на рынке монополистической конкуренции в краткосрочном периоде: определение цены и обьема производства.
3 Механизм функционирования рынка монополистической конкуренции в долгосрочном периоде.
4 Формы и методы неценовой конкуренции. Дифференциация продукта.
5 Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. Действующая в условиях несовершенной конкуренции фирма имеет функцию предельной выручки MR = 60 – 2 Q. Зависимость общих издержек от объема выпуска описывается функцией TC = 10 Q − 5. Определить объем производства и цену продаж.
Задача 2. Уравнение общих издержек ТС = 50 + Q2. Уравнение спроса Р = 40 – 3 Q. В условиях монополистической конкуренции в долгосрочном периоде в результате входа в отрасль новых фирм уравнение спроса на продукцию данной фирмы принимает вид Р = 42 – 5Q. Определить цену и объем производства фирмы на рынке монополистической конкуренции. Каков объем недоиспользуемых производственных мощностей у фирмы в долгосрочном периоде?
Методические рекомендации к решению задач
При решении задач необходимо вначале определить оптимальный объем производства, используя правило максимизации прибыли (равенство предельного доходаи предельных издержек производства (MR = MC)), затем, используя функцию спроса на продукцию (Qd=f(P)) и найденный выпуск (Q), – цену продаж.
При нахождении прибыли монополиста можно использовать два способа:
1 вначале найти валовый доход (TR) и общие издержки (TC) при оптимальном выпуске, затем определить прибыль(TR–TC);
2 найти функцию прибыли как разницу между функциями общего дохода и общими издержками и решить, при каких объемах выпуска она достигает максимума (найти первую производную функции и приравнять ее нулю):
Основные понятия и термины: монополистическая конкуренция, неценовая конкуренция, дифференциация продукта, реклама, избыточная производственная мощность, издержки монополистической конкуренции.
Тема 8 Олигополия
Теоретические вопросы
1 Олигополия: основные признаки. Стратегическое взаимодействие фирм на рынке олигополии.
2 Поведение фирм в условиях сговора на рынке олигополии. Картель. Лидерство в ценах.
3 Поведение фирм в случае конкуренции между олигополистами.
4 Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель ломаной кривой спроса.
5 Проблема эффективности на рынке олигополии.
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1. Спрос на товар в отрасли описывается функцией Q = 55 – Р. На рынке работают конкурентные фирмы с совокупной функцией предложенияSаут, равной Qаут= Р – 5. В данную отрасль внедрилась фирма-монополист, ставшая лидером в ценообразовании. Ее функция общих издержек имеет видTCL = 10QL. Найти параметры равновесия на рынке.
Задача 2. На рынке действует пять фирм, имеющие следующие рыночные доли: 10 , 15, 20, 25 и 35% соответственно. Первая и третья фирмы произвели слияние. Определить, как изменится индекс Херфиндаля–Хиршмана(НHI).
Методические рекомендации к решению задач
При решении задач необходимо использовать следующую формулу расчета индекса Херфиндаля-Хиршмана:
,
где − доля самой крупной фирмы, %;
− доля менее крупной фирмы, %;
–доля самой крупной фирмы, %.
Основные понятия и термины: олигополия, дуополия, стратегическое взаимодействие фирм, кооперативная стратегия, некооперативная стратегия, картель, модель ломаной кривой спроса, модель ценового лидерства, равновесие Курно, равновесие Бертрана.