Тема 5 Совершенная конкуренция

Теоретические вопросы

1 Основные черты рынка совершенной конкуренции.

2 Условие максимизации прибыли фирмы: два подхода. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде. Функция предложения фирмы.

3 Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Эффективность конкурентных рынков.

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1.На рынке совершенной конкуренции цена на товар установилась на уровне 7 д. е. Определить величину предельного дохода фирмы совершенного конкурента.

Задача 2. Фирма выпускает товар в условиях совершенной конкуренции и продает его по цене Р = 14 д. е. Функция общих издержек фирмы имеет вид ТС = 2 Q+ Q3. Определить, при каком объеме производства прибыль будет максимальна и найти величину прибыли.

Задача 3. Спрос на продукцию совершенно конкурентной отрасли описывается уравнением Qd = 55 – P, а предложение Qs = 2 Р −5. Фирма совершенный конкурент имеет следующие предельные издержки: МС = 3Q + 11. Найти цену реализации продукции и объем выпуска.

Задача 4. Предприятие находится в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек предприятия от выпуска продукции представлена в таблице 7. Цена на продукцию составляет 11 д. е., определить величину прибыли при каждом объеме производства.

Таблица 7 – Исходные данные

Выпуск продукции, шт.
Общие издержки, д.е

Методические рекомендации к решению задач

При решении задач необходимо опираться на определение предельного дохода и его особенностей на рынке совершенной конкуренции: предельный доход фирмы равен цене единицы блага (MR = P).

Для определения оптимального объема выпуска необходимо использовать принцип сопоставления предельных издержек (MC) и предельного дохода (MR) при каждом дополнительном объеме производства продукции, и выбрать такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам (МR=МC).

Прибыль можно определить как разницу между общим доходом от реализации продукции (TR) и общими экономическими издержками фирмы на производство и реализацию данной продукции (TC):

Тема 5 Совершенная конкуренция - student2.ru .

Основные понятия и термины:совершенная конкуренция, краткосрочное равновесие конкурентной фирмы, точка безубыточности, точка выхода из отрасли, долгосрочное равновесие конкурентной фирмы, эффективность рынка совершенной конкуренции.

Тема 6 Чистая монополия

Теоретические вопросы

1 Понятие рыночной власти. Монополия и ее признаки. Виды монополий.

2 Рыночный спрос на продукцию монополии. Монопольная фирма в кратко- и долгосрочном периодах.

3 Ценовая дискриминация: сущность и основные виды.

4 Социальные издержки монополии. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства.

Задачи для самостоятельного решения.

Задача 1. Функция предельных издержек фирмы-монополиста имеет вид МС = 10 + 2 Q. Найти объем выпуска, максимизирующий прибыль, и соответствующую цену в случае, если спрос задан функцией P = 50 − Q.

Задача 2. Функция спроса на продукцию монополии Q = 48 – P. Функция издержек монополии ТС = 10 + 5 Q2. Определить функцию предельного дохода, равновесный выпуск и прибыль монополиста.

Задача 3. Найти максимум прибыли монополиста, если известно, что спрос на продукцию описывается функцией Q = 165 − 0,5 P и функция общих затрат TC = 5500 + 30 Q + Q2.

Методические рекомендации к решению задач

При решении задач необходимо вначале определить оптимальный объем производства, используя правило максимизации прибыли (равенство предельного доходаи предельных издержек производства (MR = MC)), затем, используя функцию спроса на продукцию (Qd=f(P)) и найденный выпуск (Q), – цену продаж.

При нахождении прибыли монополиста можно использовать два способа:

1 вначале найти валовый доход (TR) и общие издержки (TC) при оптимальном выпуске, затем определитьприбыль(TR–TC);

2 найти функцию прибыли как разницу между функциями общего дохода и общими издержками и решить, при каких объемах выпуска она достигает максимума (найти первую производную функции и приравнять ее нулю): Тема 5 Совершенная конкуренция - student2.ru .

Основные понятия и термины: чистая монополия, факторы монополизации рынка, закрытая монополия, открытая монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация, Х-неэффективность, индекс Лернера, индекс Херфиндаля-Хиршмана, уровень концентрации, антимонопольное законодательство.



Наши рекомендации