Проблемы расширения экономического сотрудничества
1. Евроафриканское сотрудничество в своем развитии прошло три этапа и оказало значительное влияние на экономическое развитие африканских регионов и отдельных стран. Так, на первом этапе (начало XV по начало XIX века) происходил захват африканского континента крупными европейскими державами. Во время второго периода (начало XIX в. до 60-х годов XX века), африканский материк был полностью поделен на колонии между мировыми державами, что определяло не только экономику, но и политическое и финансовое устройство формирующихся государств. Третий этап развития евроафриканского сотрудничества начался после Второй мировой войны и продолжается до настоящего времени. Он характеризуется распадом колониальной системы, получением политической и борьбой за экономическую самостоятельность в развитии государств Африки. На данном этапе торговое сотрудничество дополняется валютно-финансовым, производственной кооперацией, зарождением интеграционных процессов на новых постколониальных принципах. Именно с этого времени можно говорить о формировании евроафриканского экономического сотрудничества, как формы более равноправного взаимовыгодного партнерства с учетом сохраняющегося положения африканских стран в МРТ преимущественно как поставщиков сырья. Это особенно четко проявляется в европейском разделении труда.
2. Идея создания «Евроафрики» предполагала не просто сотрудничество, а экономическую интеграцию двух континентов самого высокого уровня. Основными причинами разработки и реализации данной концепции являлись: относительная географическая близость Африки, ее огромные природные богатства, дешевая рабочая сила, обширный рынок для сбыта промышленной и продовольственной продукции. Кроме экономических выгод правительства западноевропейских стран ставили своей целью усиление военно-экономического потенциала.
Отличительная особенность нового этапа возрождения интереса к идее создания «Евроафрики» (2001 г.) заключается в том, что ее инициаторами стали африканские лидеры. В новой редакции предполагается не только взаимодействие отдельных европейских и африканских стран, но и сотрудничество ЕС с целыми регионами Африки, объединенными субрегиональными интеграционными процессами. Но на современном этапе вполне логичен вывод о том, что проект создания «Евроафрики» может иметь и обратную интерпретацию, - т.е. он может быть истолкован как плавный переход от возрождения евроафриканской идеи, ко все более развивающемуся процессу африканизации Европы, что непосредственно связано с угрозой, таящейся в иммиграции из Африки, особенно нелегальной.
3. Бывшие метрополии активизируют усилия по вовлечению в свою внешнеэкономическую деятельность африканских государств, а также их региональных и субрегиональных интеграционных группировок, используя для этого элементы проекта «Евроафрика».
Реальная реализация данного проекта, затруднена вследствие действия комплекса факторов. Основные из них связаны с политикой европейских государств. Они проявляются в излишне прагматичном подходе к евроафриканскому сотрудничеству, выражающемуся, в частности, в соблюдении приоритета собственных политических и экономических интересов; в непоследовательности реорганизации международных экономических отношений; в несущественности уступок по реструктуризации долговых обязательств и пролонгации кредитов; излишне жестких требованиях к странам-должникам в части усиления финансовой дисциплины и сокращения бюджетных расходов, прежде всего за счет социальных нужд, что ухудшает и без того бедственное положение в них; усилении селективности в оказании «помощи развитию», направление ее преимущественно в те государства, которые экспортируют в ЕС энерго-и сырьевые ресурсы). Таким образом, новыми методами неоколониальными) закрепляется место африканских стран как поставщиков сырья в международном и европейском разделении труда.
4. Исторически сформировавшаяся и нарастающая в настоящее время экономическая зависимость африканских стран от экономик бывших метрополий обусловливает высокую значимость внешних факторов для экономического роста стран африканского континента.
Первая группа связана с получением финансовых и материальных ресурсов на определенных для страны-реципиента условиях. Так как условия могут быть весьма обременительными, это приводит к замедлению экономического роста. В результате возникает рост задолженности, а поскольку увеличиваются платежи по обслуживанию долга, происходит увеличение оттока капитала из страны. На сегодняшний день данная проблема актуальна, так как значительная часть стран-должников находится в Африке, что предопределяет все большее их отставание в экономическом развитии. В результате проведенного анализа, было выявлено, что размер внешнего долга по Африке в целом за период с 20012007 гг. уменьшился, с 260,8 млрд. долл. (2001 г.) до 244,1 млрд. долл. (2006 г.), т.е. на 16,7 млрд. долл., однако у африканских стран отсутствует способность во время рассчитываться по своим долговым обязательствам.
Для устойчивого экономического развития необходима эффективная государственная политика, которая регулировала бы потоки ПИИ в приоритетные отрасли экономики. Формально эти инвестиции способствуют развитию и создают экономический рост, но реальные выгоды они приносят только ТНК и местной элите и не способствуют решению таких проблем, как бедность или экономическая безопасность.
5. Вторая группа факторов связана с внешней торговлей: объемами, товарной и географической структурой экспорта и импорта. Для развития внешней торговли африканских стран характерна неравномерность. Однако в 80-е годы доля африканских стран в мировой торговле была самой высокой, по сравнению с 60-70-ми годами, она возросла в среднем на 1,9% и составляла 5,9% от всего экспорта развивающихся стран. В дальнейшем, наблюдалось значительное снижение этого показателя, а в настоящее время происходит некоторый рост доли экспорта африканских стран (2,5%). Что же касается такого показателя, как доля африканских стран в мировом товарообороте, то, в среднем она соответствовала 4,5%. Это свидетельствует о том, что в настоящее время станы Африки по-прежнему недостаточно интегрированы в мировое хозяйство. В экспорте африканских стран преобладает сырье, которое отправляется промышленно развитым странам, прежде всего, западноевропейским. Отношения торговых контрагентов строятся как отношения «сильного со слабым», хотя обмен нельзя назвать неэквивалентным. Это, скорее всего, капиталистическая эксплуатация. Тем не менее, такая торговля неизбежно усиливает экономическое, технологическое, социальное и другое неравенство, делает их очень уязвимыми от состояния экономики в странах-контрагентах, мировой экономики и мирового рынка.
Для африканских стран весьма актуальна и задача реструктуризации импорта, прежде всего, об уменьшении в нем доли продовольствия. В настоящее время многие районы Африки вынуждены для удовлетворения основных потребностей постоянно растущего населения, как и сотни лет назад, эксплуатировать невозобновляемые природные ресурсы и экспортировать их. Но так как эффективность такого экспорта невысока, а аграрный сектор отсталый, достичь самообеспечения продовольствием они пока не могут, за исключением таких стран, как Гана, Кения, Мадагаскар, Уганда, Замбия, где активно развивается цветоводство, туризм и даже легкая промышленность. Но для большинства африканских стран такое развитие экономики пока остается примером, их экспорт стагнирует, что обусловливает аналогичные тенденции и в развитии экономики.
Положение во внешней торговле большинства африканских стран усугубляется проблемами нехватки высококвалифицированных внешнеторговых специалистов, отсутствия традиций и опыта, с которыми они столкнулись сразу после обретения независимости. Это привело не только к неэффективному использованию имеющихся естественных конкурентных преимуществ, но и в конечном итоге - к значительному отставанию не только в экономическом, но и социальном развитии от многих стран мира, в том числе из числа развивающихся стран.
6. Третья группа факторов - политические, отражает позиции страны в международных и региональных экономических организациях. Особо важное значение для развития внешней торговли и экономики африканских стран имеет их членство в ВТО. На проходившей в Гонконге 6-ой конференции министров стран-членов ВТО (Доха раунд, 2005 г.), лидеры стран мира признали, что НРС в большей степени лишены возможности получить выгоду от улучшения условий торговли и еще больше нуждаются в финансовых средствах для преодоления отсталости своей производственной базы, создания инфраструктуры торговли, технологии и институтов. Ослабление негативного влияния политических факторов на экономическое развитие африканских стран нам представляется возможным при более тесном их сотрудничестве с европейскими странами, хотя расширение и углубление европейской интеграции тоже может оказаться не таким эффективным для африканских стран.
7. Установлено, что ЕС имеет двусторонние соглашения о торговле, партнерстве и ассоциации с десятками стран Евразии, Африки, Карибского бассейна и Тихого океана, а также специальные региональные соглашения, затрагивающие вопросы торговли, инвестиционного климата, поставки энергоносителей, защиты окружающей среды, проблемы безопасности и борьбы с терроризмом. К тому же, партнерские отношения между ЕС и Африкой охватывают региональное сотрудничество, интеграцию и торговлю, борьбу с засухой и опустыниванием, меры против ВИЧ/СПИД и инфекционных заболеваний, продовольственную безопасность, права человека, демократию и др. На современном этапе сотрудничество между ЕС и африканскими регионами осуществляется не только в рамках достигнутых соглашений об экономическом партнерстве, определенных в Договоре Котону (2000 г.), но и на основе направлений «Новой средиземноморской политики»; в торговой сфере сотрудничество осуществляется посредством достижения компромисса внутри ВТО, а на высшем политическом уровне - путем участия «Большой восьмерки» в программе «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД).
Организационные основы евроафриканского сотрудничества представлены многосторонними и двусторонними договорами и соглашениями, программами и т.д., но из-за различия в уровнях экономического развития, несовместимости макроэкономических показателей, они осуществляются на основе соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях. Однако их реализация сдерживается экономической политикой ЕС, в которой до сих пор наиболее приоритетной целью считается получение необходимых для экономики европейских стран минерально-сырьевых ресурсов, а также геополитические интересы Европейского Союза.
8. Африканский опыт интеграции позволяет отметить следующие его особенности. На современном этапе в Африке двигателем интеграционных процессов выступает политика. Созданные субрегиональные интеграционные группы могут рассматриваться как база внутриконтинентальной интеграции, однако при отсутствии экономических связей между хозяйственными субъектами национальных экономик, такая интеграция отличается низкой эффективностью и неустойчивостью. В перспективе развитие внутриафриканской интеграции будет более реальным при соблюдении следующих условий:
- разработка совместных региональных проектов, с общеафриканских ценностей, разделяемых большинством африканских государств;
- проведение единой национальной политики в каждом государстве, предполагающем интегрироваться, направленной на налаживание горизонтальных межгосударственных связей между хозяйственными субъектами;
- расширение форм и совершенствование методов сотрудничества в экономической и социальной сферах, в т.ч. на базе совместных предприятий;
- интенсификация разработки правого обеспечения сотрудничества, гармонизация законодательных систем стран-участниц интеграционных объединений в вопросах налогообложения, регулирования труда, миграционных процессов и т.д.;
- проработка вопросов о возможностях и основных направлениях межрегионального африканского сотрудничества на основе достигнутых соглашений.
9. В европейском международном сотрудничестве Африка остается одним из приоритетных партнеров. Характер евроафриканского сотрудничества постепенно меняется. Это проявляется в том, что деловые и политические круги Европы все чаще рассматривают Африку как потенциального делового партнера. Правительствами европейских и африканских государств совместно определяются стратегии партнерства между континентами, включающие программы по стимулированию прямых иностранных инвестиций в создание обрабатывающих отраслей экономики, производственной, транспортной и социальной инфраструктуры, заключаются договора о технической и военной помощи, принимаются решения о создании Фонда помощи предпринимательству.
10. Стратегия ЕС и международных экономических и финансовых организаций («Большой восьмерки», Всемирного банка, МВФ, учреждений ООН) по стабилизации положения, сложившегося во многих африканских странах, включает направления деятельности по оказанию всемерной поддержки экономическому и социальному развитию африканского региона и конкретные программы улучшения экономического и социального развития, построения демократических обществ и предотвращения вооруженных конфликтов. Основные задачи в области экономического роста, образования и здравоохранения, экономической безопасности изложены в «Декларации тысячелетия» ООН, «Плане деятельности Всемирного банка в Африке», Программе «Все, кроме оружия», где помимо удвоения официальной помощи развитию предлагаются конкретные, нацеленные на результат меры, которые будут осуществляться в партнерстве с другими организациями.
11. Реализация целей и задач, предусмотренных программой «Партнерство ЕС - Африка», а также другими разработанными стратегиями и инициативами возможна только при условии более тесного сотрудничества с правительствами африканских стран, уважая их ведущую роль в увеличении инвестиций на цели улучшения экономического и социального положения населения, развития ключевых отраслей экономики, инфраструктуры, сельского хозяйства. Необходимо создание стабильной и согласованной нормативно-правовой базы предпринимательской деятельности, в том числе регламентирующей партнерские отношения между государственным и частным сектором, а также более четкой и устойчивой бюджетной политики в различных секторах экономики. С целью борьбы с коррупцией в большинстве африканских стран важно проведение институциональной, правовой и судебной реформ.