Теоретический материал по теме: «Экономика»
Теоретический материал по теме: «Экономика»
Этапы становления и развития экономической теории
Основные экономические школы | Представители экономических школ | Время возникновения | Сущность экономических школ |
Меркантилизм (от ит. – торговец) | А.Монкретьен, У.Стаффорд, Ж.Б.Кольбер, А.Л.Ордин-Нащокин, И.Т.Посошков | ХVI – ХVIII вв. | Богатство – это прежде всего золото, на которое можно все купить. Его приносит торговля, главным образом, внешняя. Значит, следует его ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу общения |
Ранний меркантилизм - монетаризм | ХVI – ХVII вв. | Идеализация серебра и золота как единственной формой богатства и запрещение вывоза денег из страны | |
Поздний меркантилизм – протекционизм (от лат - покровительство, защита) | ХVII - ХVIII вв. | Увеличение экспорта промышленных товаров, обложение иностранных товаров высокими пошлинами, покровительство национальной экономике | |
Физиократы (от гр. – природа и власть) | Ф.Кенэ | Вторая половина ХVIII вв. | Основной источник богатства страны – сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство |
Классическая политическая экономия | А.Смит. Д.Рикардо | Конец ХVIII вв.- начало ХIХ в. | Впервые обосновали идею главенствующей роли сферы производства в создании общественного богатства. Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров. Доказали, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны. Выявили источники доходов всех слоев общества |
Марксизм | К.Маркс | Вторая половина ХIХ в. | Развил трудовую теорию стоимости и впервые создал учение о прибавочной стоимости, в котором утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства |
Маржинализм (от фр. – предельный) | К.Менгер, У.Джевонс, Л.Вальрас | 70-е гг. ХIХ в | Видели задачу политической экономии в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Понятие ценности товара и проблема формирования его цены связыали прежде всего с его полезностью и редкостью |
Кейсианство | Дж. Кейнс | ХХ в. | Рассматривал вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин. Предмет анализа - народное хозяйство в целом |
Институционализм (от лат. - установление, обычай) | Т.Веблен У.Митчел М.Вебер Д.Гелбрейт | С конца ХIХ в | Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов: фирмы, профсоюзы, государство, законы, указы, постановления, обычаи, навыки, традиции и т.д. |
Тема 2. Экономическая культура
Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.
Экономическая культура предполагает:
- уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;
- неприятие настроений уравниловки;
- создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.
Экономическая культура личности – это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления.
Классификация № 1
Классификация № 2
Современная рыночная экономика предполагает существование различных форм собственности, в том числе государственной, коллективной, групповой, индивидуальной и множества смешанных форм, таких как, например, коллективно-частная или государственно-коллективная и др. Современная рыночная экономика – это экономика со смешанной собственностью, как в смысле существования различных форм собственности. Так и в смысле образования смешанных форм.
Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться.
Смешанная экономика
Наиболее современными являются модели социальной рыночной экономики. Их функционирование построено на достижении сбалансированности экономической и социальной эффективности.
Причем социально ориентировано функционирование как рынка, так и государства.
Социальная ориентация | |
Рынок | Государство |
Направляет производство на удовлетворение растущих и меняющихся потребностей людей, способствует увеличению затрат на развитие человеческого потенциала, предполагает сосуществование различных форм собственности | Выступает социальным гарантом стабильности и защищенности людей в рыночной экономике |
Основу экономической системы составляют отношения собственности, оформленные юридически и институционально.
Централизованную (командную), рыночную и смешанную экономические системы можно объединить в один тип – товарное производство.
Человечество знает две основные формы хозяйства: натуральное и товарное производство.
Тема 5. Многообразие рынков
Экономическая теория и анализ опыта ведения хозяйства в различных странах мира показывают, что до сих пор не изобретено более эффективного инструмента развития экономики, чем рынок.
Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Основными признаками рынка является следующее.
Рынок выполняет много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие.
Функции рынка
Наименование функции | Ее сущность |
Посредническая | Соединение производителей товаров и их потребителей |
Ценообразования | Установление равновесной цены на тот или иной вид товара – цены, при которой спрос на товар равен предложению товара |
Информационная | Представление информации о размерах того или иного производства и удовлетворения потребительского спроса на конкретные товары |
Регулирующая | «Протекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами |
Санирующая (оздоровительная) | «Освобождение» экономики от неэффективности хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств |
Рыночный механизм несовершенен и имеет как преимущества, так и недостатки.
Черты рынка
Позитивные | Негативные |
· Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т.е. объективно формирует структуру производства · Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе · Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность. · Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы | · Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки · Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству · Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала · Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т.е. издержек, не отраженных в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества · Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов · Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала |
В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.
Виды рынков
С точки зрения действующего законодательства | · Легальный (законный) · Нелегальный (теневой) |
По товарам и услугам | · Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т.д.) и услуг · Средства производства · Рабочей силы · Инвестиций, т.е. долгосрочных вложений · Иностранных валют · Ценных бумаг (фондовые биржи) · Научно-технических разработок и инноваций · Информации |
По пространственному признаку | · Мировой · Региональный · Национальный · Местный |
По типу конкуренции | · Чистой (свободной) конкуренции · Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии |
Плотность некоторых из этих рынков сегодня весьма высока. Особенно это касается тех рынков, на которых продается технологически совершенная продукция.
Необходимым условием развития рыночного хозяйства являются следующие.
Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.
Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить.
Готовность приобретать означает две вещи:
- желание, возможность.
От понятия «спрос» отличается понятие «величина спроса». Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса D, ее сдвигам. (рис.1). Каждая данная кривая спроса строится для неизменных неценовых факторов спроса. Тогда сдвиг спроса происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов спроса.
P
D1 D2
O Q
Рис. 1. Изменение спроса
Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса D при неизменности факторов спроса (см. рис. 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объемы спроса при всех ценах, и наоборот.
P
P1 D1
P 2 D2
O Q1 Q2 Q
Рис. 2. Изменение величины спроса
Цена - денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена спроса – максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени.
Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. К примеру, человек потребляет только один продукт – хлеб, а его доход составляет 3000 руб. в месяц. При цене хлеба в 30 руб. он приобретает лишь 100 буханок в месяц, а при цене 15 руб. – 200. Это и есть отрицательная зависимость между ценой и величиной спроса.
В основе закона спроса лежит принцип убывающей предельной полезности. При росте потребления данного продукта его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.
Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения означает, что изменение цены данного товара изменяет и относительную структуру цен.
Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Предложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.
От понятия «предложение» отличается понятие «величина предложения». Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения. Т.е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.
Изменение предложения отражается изменением положения кривой предложения S , т.е. ее перемещением на плоскости (см. рис.3). Каждая данная кривая предложения S строится для неизменных факторов предложения. Тогда изменение предложения происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов.
P S1 P
P1 S2 P1 S2
P2 P2 S1
O Q1 Q2 Q O Q1 Q2 Q
Рис. 3. Изменение предложения Рис. 4. Изменение величины предложения
Изменение величины предложения есть движение вдоль одной и той же кривой предложения S при неизменности факторов спроса (см. рис.4).
Взаимосвязь между изменением предложения и величины спроса проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.
Цена предложения – минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.
Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.
Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого изменения служит эластичность спроса и предложения. Эластичночть спроса по цене показывает, какое процентное изменение спроса последует за однопроцентным увеличением цены товара:
Q2 – Q1 P2 – P1
E = ---------- : ---------
Q1 P1
Где E – коэффициент ценовой эластичности спроса;
Q1 – первоначальное значение спроса;
Q 2 – измененное значение спроса;
P1 – первоначальный уровень цены;
P2 – измененный уровень цены.
Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости
Снижение цены вызывает такое увеличение объема покупаемого товара, что общая выручка производителя возрастает – эластичный спрос (E >1) | Снижение цены в точности компенсируется соответствующим объемом покупки так, что общая выручка продавца остается неизменной - единично эластичный спрос (E=1) | Снижение цены обусловливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает - неэластичный спрос (1<E<1) |
Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены, и наоборот, когда на рынке продается товар неэластичного спроса, то покупатели отличаются крайне низкой чувствительностью к колебаниям цены и всегда готовы покупать этот товар даже при значительном росте цены на него.
Эластичность спроса зависит от следующих факторов.
Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для предпринимателя, ведь если спрос на товар эластичен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот.
Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения. Мерой изменения является коэффициент эластичности предложения:
Q2 - Q1 P1
E = ----------- • ----
P2 – P1 Q1
Где Q – коэффициент эластичности предложения
Q1 – первоначальная величина предложения
Q2- измененная величина предложения
P1 – первоначальный уровень цены;
P2 – измененный уровень цены
Эластичность предложения в долгосрочном периоде повышается, что вызвано приспособлением производителей к более высокой цене и воздействием научно-технического прогресса
Еще одним элементом рыночного саморегулирования является конкуренция
Конкуренция (позднелат. – сталкиваться, состязаться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.
Черты конкуренции
Позитивные | Негативные |
· Ограничивает возможность возникновения монополий (от гр. – один и продаю), которые контролируя основную часть производства или сбыта определенного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т.д. · Создает возможность выбора для потребителя · Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки · Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции | · Постоянное разорение многих товаропроизводителей · Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу · Использование нечестных методов борьбы: - подкуп работников; - шантаж; - промышленный шпионаж и др. |
Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.
Исходя из данных типов конкуренции можно выделить следующие виды рынков.
Виды рынков
Рынок | Его характеристика |
Чистой (свободной) конкуренции | Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществлять контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену. |
Чистой прибыли | Отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры |
Монополистической конкуренции | Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только по цене, но и на неценовой конкуренции. |
Олигополии (от гр. - несколько = продаю) | Существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной Вступление новых фирм в отрасль затруднено Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию |
Современное состояние рынка экономисты называют «несовершенной конкуренцией», подразумевая под этим термином монополистическую конкуренцию и олигополию.
Одним из условий, необходимых для бесперебойной работы рынка, является инфраструктура рыночного хозяйства.
Инфраструктура рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.
Рыночная инфраструктура фактически занимает то огромное экономическое пространство, которое отделяет производителей от потребителей.
Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры является способность улавливать сигналы, идущие от потребителей и их спроса, и адекватно на них реагировать.
Три метода подсчета ВВП
По расходам | По доходам | По добавленной стоимости |
Суммированием всех произведенных в обществе расходов, включающих потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны) | Суммированием всех доходов в обществе: косвенные налоги, заработная плата (кроме зарплат государственных служащих, так как они выплачиваются из государственного бюджета), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи | По стоимости, складывающейся в процессе производства на данном предприятии и характеризующей его реальный вклад в создание конечного продукта; включающей зарплату и прибыль, суммированием добавочных стоимостей по всем отраслям и видам производства в экономике |
Различают номинальный и реальный ВВП.
4. Чистый внутренний продукт (ЧВП) – отражает производственный потенциал экономики и включает только чистые инвестиции и не включает стоимость потребленного капитала (амортизацию (А)): ЧВП = ВВП – А,
5. Национальный доход (НД) – это вновь созданная стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, заработанным (созданным) всеми владельцами экономических ресурсов (факторов производства)) Его можно получить, если из чистого национального продукта вычесть косвенные налоги (КН): НД = ЧНП – КН. Или просуммировать все факторные доходы: НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций
6. Личный доход (ЛД) – это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства).
7. Располагаемый личный доход (РЛД) – это доход используемый, т.е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Его можно получить, если из личного дохода вычесть индивидуальные подоходные налоги (ИПН): РЛД = ЛД – ИПН.
Кроме указанных базовых макроэкономических показателей, для характеристики экономики используют и такие измерители, как объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике, объем инвестиций в национальную экономику, объем национального экспорта и импорта и др.
Фазы экономического цикла
Основными фазами экономического цикла являются подъем и спад, в ходе которых происходит отклонение от средних показателей экономической динамики; реальный ВВП отклоняется от номинального.
Некоторые ученые объясняют экономические циклы внешними (экзогенными) причинами, другие - внутренними (эндогенными) факторами.
Виды кризисов
Основа классификации | Наименование кризиса | Его сущность |
В зависимости от причины | Кризис перепроизводства | Порожден перепроизводством товаров и ростом производственных мощностей |
Структурный | Связан с рождением новых отраслей и технологий и отмиранием старых | |
Конъюнктурный | Связан с цикличностью колебания спроса и предложения на рынке | |
Сезонный | Порожден технологической спецификой некоторых отраслей хозяйства |
Наиболее важным показателем развития экономики является экономический рост.
Экономический рост – это увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени.
Это не значит, что реальный валовый внутренний продукт обязательно увеличивается каждый год, допустимы циклические падения, но в целом направление движения экономики может идти вверх. Для получения реального результата роста ВВП должен измеряться вне зависимости от возможного роста цен, потому что при высокой инфляции цены могут значительно вырасти, а производство, наоборот, уменьшиться. Поэтому чтобы знать, насколько выросло реально е производство товаров и услуг, рост может быть подсчитан в так называемых постоянных ценах.
Между понятиями «экономический рост» и «экономическое развитие» есть различие.
Понятие «экономический рост» | Понятие «экономическое развитие» |
Отражает только положительную динамику развития национальной экономики в краткосрочном и среднесрочном периодах | Процесс прохождения экономикой не только фаз роста, но и фаз спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объемов производства |
Экономический рост является лишь одной из составляющих процесса экономического развития.
Экономический рост приводит к экономическому и социальному прогрессу. Он означает рост прибавочного продукта в стране, а следовательно, и прибыли, которая в свою очередь является источником дальнейшего расширения и обновление производства и увеличения благосостояния населения.
Достижение экономического роста возможно двумя путями.
Современное рыночное хозяйство направлено на новое качество экономического роста, что означает преобладание преимущественно интенсивного пути развития ; вещественное наполнение национального продукта за счет освоения и развития новых отраслей, основанных на научно-техническом прогрессе, например, развитие информационного пространства.
Тема 9. Обмен, торговля
Если каждый участник хозяйственной жизни специализируется на производстве ограниченного круга продукции, то все остальные блага, нужные ему как производителю и потребителю, он должен получать со стороны. Для этого он обменивает имеющиеся в его распоряжении блага (производственные ресурсы и потребительские блага) на те, которые ему нужны. В хозяйственной жизни обмен благами обычно принимает форму торговли между людьми, фирмами, регионами, странами.
Торговля - это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи.
Операции по купле-продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в реализации товара. Поэтому торговлю можно причислить к услуге.
Торговля отличается от обмена, типичной формой которого является бартер
Торговля | Бартер |
Предполагает обмен одного товара на другой товар посредством денег (Т-Д-Т1) | Непосредственный обмен одного товара на другой товар (Т-Т1) без посредства денег |
Т – товар, Д – деньги, Т1 – приобретенный товар
Бартер существует и в наши дни. Бартерные сделки сопровождают инфляцию и распространены в условиях дефицитной экономики.
Коммерция - торговая деятельность, направленная на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара.
Сердцевина коммерции – торговые операции по купле и последующей продаже, т.е. перепродаже товаров.
Условия, необходимые для успешной коммерции | |
Покупная цена товара должна быть существенно ниже цены, по которой можно продать товар на рынке | Платежеспособный спрос на товар должен быть достаточным для того, чтобы продать весь закупаемый товар по цене, превышающий цену его приобретения |
Функции денег
Наименование функции | Ее сущность |
Мера стоимости | Выражает денежную форму стоимости товара – цену |
Средство обращения | Выступают мимолетным посредником в актах купли-продажи товара по формуле Т – Д – Т1, которая распадается на два акта: продажу Т – Д и куплю Д – Т1 |
Средство накопления | Изъятие из обращения полноценные реальные деньги, превращаясь в различные ценности, используются как средство сохранения стоимости (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т.д.) |
Средство платежа | Позволяют человеку использовать стоимость того, что продали сегодня для покупки чего-то в будущем. Проявляется при продаже в кредит. По сути, и здесь деньги также оплачивают товар или услугу, но с разрывом во времени |
Мировые деньги | Используются для расчетов на мировом рынке. Совсем недавно эту функцию выполняло только золото, но постепенно выделилось устойчивые национальные валюты, к которым перешла эта функция |
Современные западные экономисты, как правило, выделяют три функции денег:
- меру стоимости
- средство обращения
- средство накопления
По их мнению, функции средства обращения м средства платежа – одно и то же. Мировые деньги не выделяются в отдельную функцию, так как на мировом рынке деньги могут выполнять любую функцию.
На основе этих функций денег сформулирован закон денежного обращения, устанавливающий зависимость количества денег в обращении от суммы цен товаров, проданных за наличные и в кредит, взаимополагающихся платежей и скорости обращения денег. Сегодня это количество определяется по формуле:
P • Q,
M = -------
V
Где М – находящаяся в обращении денежная масса (количество денег)
Р – средний уровень цен;
Q – реальный объем валового национального продукта (ВНП);
V – средняя скорость обращения одной денежной единицы
Бумажные деньги - это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие полноценные золотые деньги в функции средства обращения.
Монета – это слиток металла особой формы и пробы
Кредитные деньги – это долговые обязательства, появление которых связано с развитием кредитных отношений
Чек – письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечисления на другой счет.
Вексель – письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Он находится в обороте в качестве денег.
Банкноты – денежные знаки, выпускаемые в обращение центральными эмиссионными банками. От бумажных денег отличаются тем, что: имеют двойное обеспечение – кредитное (коммерческим векселем) и металлическое (золотым запасом банка); выпускаются не государством, а центральным эмиссионным банком; выполняют функцию средства платежа.
Происходит замена банкнот, векселей, чеков кредитными карточками, которые осуществляют функцию денег как средства платежа.
Электронные деньги - это система безналичных расчетов, производимых посредством использования электронной техники, охватывающая банки, предприятия розничной торговли, бытовых услуг и т.д. Появились смарт-карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.
С возникновением и распространением бумажных, кредитных и электронных денег все более остро встает проблема инфляции.
Инфляция (от лат – вздутие) – обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества.
Различают два типа инфляции:
- инфляцию спроса и
- инфляцию предложения
В реальности сложно разделить два типа инфляции, но если во втором случае заложен механизм самоизлечения, поскольку снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов и постепенному выползанию из кризиса, то в случае с инфляцией необходимо вмешательство государства.
Виды инфляции
Основа классификации | Наименование инфляции | Его сущность |
По характеру протекания | Открытая | Отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги |
Срытая (подавленная) | Возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения | |
В зависимости от темпа роста цен | Умеренная (ползучая) | Цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10 % в год) |
Галопирующая | Быстрый рост цен (примерно 100-150 % в год) | |
Гиперинфляция | Сверхвыс |