Классификация методов прогнозирования, их краткая характеристика.
.Нормативный Основные условия применения Наличие качественной нормативной базы по всем стадиям жизненного цикла каждого объекта в составе автоматизированных систем управления. Нормативная база должна включать как показатели объекта, так и показатели организационно-технического уровня производства у изготовителя, потребителя и ремонтной организации Особенности примененияЗначительная трудоемкость создания нормативной базы, необходимость установления зависимостей между полезным эффектом, затратами и сроком службы. Высокая точность прогнозов
Экспериментальный Основные условия примененияНаличие (создание) экспериментальной или опытной базы, необходимых материально-технических, трудовых и финансовых ресурсов для проведения экспериментальных работ Особенности примененияЗначительная стоимость экспериментальных работ. Достаточная точность прогнозов
Параметрический Основные условия применения Наличие качественной нормативной базы по всем цикла каждого стадиям жизненного цикла каждого объекта Особенности примененияЗначительная трудоемкость установления зависимости для прогнозирования, учет функций объекта и показателей организационно-технического уровня производства у изготовителя, потребителя и ремонтной организации. Достаточная точность и простота расчета
Экстраполяция Основные условия применения Количественное определение важнейших параметров поведения объекта не менее чем за 5 лет Особенности примененияПрогнозирование полезного эффекта и элементов затрат на основе предположения, что тенденции развития объекта в будущем будут такими же, как и в прошлом периоде. Выборка исходной информации должна не менее чем в 2 раза превышать выбранный период упреждения
Индексный Основные условия применения Наличие соответствующих норм (удельных показателей) полезного эффекта, элементов затрат за базисный период и плановых заданий по их изменению в прогнозируемый период Особенности примененияПрогнозирование полезного эффекта и элементов затрат на основе значения прогнозируемого параметра в базисном периоде и индексов изменения нормативов. Простота расчетов, но невысокая их точность
Экс пертный Основные условия применения Создание экспертной группы из высококвалифицированных специалистов в данной области численностью не менее 9 человек Особенности примененияПрогнозирование развития объектов по экспертным оценкам специалистов в данной области
Оценки технических стратегий Основные условия примененияРазработка матриц генеральной определительной таблицы или универсального идентификатора и создание экспертной группы из высококвалифицированных специалистов Особенности примененияВозможность применения для оценки качества принципиально новых видов техники, где отсутствуют статистические данные и патентные фонды
Функциональный Основные условия применения Невозможность достижения требуемых характеристик изучаемого объекта с использованием ранее применявшихся принципов действия. Потребность определения широкого спектра альтернатив развития изучаемого объекта с учетом возможностей использования новых принципов действия Особенности применения
Создание функциональной схемы будущего объекта с применением ФСА
26.Региональное планирование в системе государственного управления экономикой.
. Государственная региональная политика России, в свою очередь, должна стимулировать переход к инновационной модели развития и придать новый культурный и геоэкономический смысл региональным проектам и инициативам. Ее основная задача — обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях и создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Необходимо сформировать новые — инновационные — технологии управления развитием территорий, работающие на повышение конкурентоспособности российских регионов и страны в целом.
Принятие инновационной модели развития порождает ситуацию, в которой основная доля в добавленной стоимости достается центрам управления инновационными процессами. Эти центры, как правило, контролируются крупнейшими транснациональными компаниями, они значительно более мобильны, чем традиционное индустриальное производство, и могут достаточно свободно перемещаться поверх административно-территориальных границ. Уход центра управления с территории означает и перемещение центра прибыли, что превращает размещенные на территории технологические комплексы в производственные цеха - фактические центры затрат, несущие к тому же на себе все экологические и социальные риски.
Все это порождает новые диспропорции в территориальном развитии современных государств. Наиболее прибыльная деятельность, финансовый и человеческий капитал начинают концентрироваться в небольшом количестве мест ("центрах развития"), где скапливаются основные мощности инновационного уклада — центры принятия решений, информационные технологии, базы знаний. Все остальные территории автоматически превращаются в сырьевую и технологическую периферию - поставщиков необходимых ресурсов и зоны для сброса устаревших технологий. Новая региональная политика России должна быть соразмерна и сомасштабна этим процессам. Нужны новые инфраструктуры, способные обеспечить всем регионам равный доступ к инновационному развитию.
28.Экономическое программирование как инструмент реализации стратегического плана.
Экономическое программирование-это форма государственного регулирования и управления социально-экономическим процессами на основе целевых программ и проектов. Составляет содержание долгосрочного, так называемого стратегического планирования. Экономическое программирование является сочетанием экономического прогноза с постановкой народно-хозяйственных задач экономического развития и системой мер по реализации этих задач, главным образом, путем регулирования и стимулирования.
Программирование предполагает наличие в обществе трех следующих элементов:
-развитых рыночных отношений;
-экономической самостоятельности предприятий;
-использования государством по отношению к самостоятельным предприятиям экономических стимулов.
Цель программирования заключается в формировании представления о будущей экономической структуре и ведущих направлениях развития.
Экономическое программирование представляет сочетание трех взаимосвязанных процессов:
1)составление экономического прогноза;
2)разработка мер по реализации составленных прогнозов (по существу, этап планирования);
3)формулировка общих целей экономического развития.
Процедура программирования включает следующие основные этапы:
1)сбор первичной информации о процессах, происходящих в народном хозяйстве в целом, а также в отдельных отраслях и рынках;
2)трансформация всей собранной информации во взаимосвязанную программу развития в соответствии с поставленными целями.
В наиболее разработанном виде система государственного экономического программирования представляет сочетание долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ. Долгосрочные программы-прогнозы предназначены для выяснения в самом общем виде будущего состояния национальной экономики. Среднесрочные планы ставят своей задачей конкретизировать, детализировать и, по возможности, представить в количественном выражении весь комплекс государственных мероприятий по стимулированию экономического развития. Краткосрочные программы представляют по существу годовое планирование.
Бюджетное устройство РФ. Финансовые взаимоотношения субъектов РФ с федеральным центром.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетная система РФ, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, включает в себя три уровня:
-федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
-бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
-местные бюджеты.
Первый и второй уровни бюджетной системы, в соответствии с Бюджетным Кодексом включают в себя помимо непосредственно государственного бюджета бюджеты государственных внебюджетных фондов. Совокупность бюджета соответствующей территории с бюджетами государственных внебюджетных фондов принято называть бюджетом расширенного правительства.
Федеральный бюджет РФ, по сути, представляет собой основной финансовый план государства, через который мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для последующего их перераспределения и использования для реализации целей государственной политики.
Бюджетом субъекта РФ (или региональным бюджетом) в Бюджетном кодексе РФ называется форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для решения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.
Местный бюджет (или бюджет муниципального образования) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. К предметам ведения местного самоуправления относятся вопросы местного значения.
В настоящее время в Российской Федерации главным экономическим механизмом
государственного регулирования территориального и регионального
развития является бюджетная система.
Подавляющая часть всех расходов бюджетов субъектов федерации
используется для нужд экономики и населения соответствующих регионов. В
структуре расходов этих бюджетов первое место занимают социально-культурные
мероприятия, далее — государственная поддержка отраслей народного хозяйства. При существующем распределении полномочий по бюджетным
расходам на долю субъектов Российской Федерации приходится почти половина
расходов консолидированного бюджета на государственное управление,
правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, более 70%
расходов на государственную поддержку отраслей, более 3/4 расходов на
социально-культурные мероприятия.
Центральные власти могут принимать участие также в корректировке региональных (местных) бюджетов в части, бюджетных налоговых поступлений с учетом уровня дохода на человека в различных административно-территориальных единицах. Часть налоговых поступлений региональных (местных) бюджетов территорий с высоким уровнем дохода на человека может изыматься центральной властью и перераспределяться в пользу региональных (местных) бюджетов территорий, где среднегодовой доход на человека ниже среднего. Таким образом, осуществляется выравнивания уровней экономического и социального развития территорий.