Критерии иерархии социальных групп

Выше мы рассмотрели основные виды ресурсов (благ, цен­ностей), распределение которых внутри общества приводит к неравенству социальных групп. Попробуем интегрировать эту мозаику ресурсов, применимых к анализу социальной структу­ры индустриальных и постиндустриальных обществ.

Основными индикаторами места группы (общности, слоя) в современной стратификационной иерархии являются:

1) власть (политическая) — возможность распоряжаться всеми видами капиталов;

Часть 2. Социальная стратификация и социальная мобильность

2) объем и характер собственности (экономическая власть) — возможность распоряжаться физическим (экономи­ческим) капиталом;

3) престиж, моральное вознаграждение, влияние (духов­ная власть) — возможность распоряжаться символическим ка­питалом.

Дополнительными служат следующие индикаторы — че­ловеческий, культурный и социальный капитал.

В разных конкретных исторических обществах, сосуще­ствующих в современном мире и существовавших в прошлом, значимость перечисленных индикаторов различна, но все они присутствуют в социальном пространстве и должны быть вклю­чены в процесс анализа социального неравенства, поскольку отражают разные компоненты реальных жизненных ситуаций. При рассмотрении разных типов стратификационных систем мы вернемся к этому вопросу.

Отбор критериев и определение вершины иерархии осу­ществляется исходя из системы ценностей, господствующей в данном обществе. Между тем и внутри любого развитого об­щества всегда есть конкурентные системы ценностей. Не для всех власть и собственность — главное и высшее в ценностной иерархии. Богатство или здоровье, власть или жизнь без забот. Этот выбор делают люди, исходя из индивидуальных предпоч­тений, но чаще под влиянием господствующей в определенной культуре системы ценностей. Миллионы людей предпочита­ют спокойную жизнь мелкого служащего, а не напряженную борьбу за «место под солнцем». Есть и поныне широко распро­страненные культуры, в которых европейские ценности успеха и престижа не находят места, например буддизм.

Таким образом, принятые в современной социологии кри­терии ранжирования субъективны по своему характеру и отра­жают господствующую систему ценностей, часто не разделяе­мую большинством, но составляющую ядро господствующей идеологии, навязываемую властвующей элитой. В силу этого набор критериев ранжирования на перспективу, по-видимому, должен быть существенно расширен. Это на порядок усложнит систему стратификации в исследовательском ее отражении, но зато сделает ее более реалистичной, менее европоцентричной.

Глава 3. Сущность социальной стратификации

Рассмотрим основные критерии (компоненты) иерархи­ческого неравенства. Первым по значению является власть. Мы имеем в виду власть как господство (power). Этот термин не нужно смешивать ни с термином «управление», ни с authority. Управление означает способность добиваться рациональных результатов путем согласования различных интересов. В более широком смысле управление — специфическая функция ор­ганизованных систем природы, общества, обеспечивающая их жизнедеятельность, целенаправленную динамику их развития, реализацию конкретных программ и практических задач и т.д. Власть в смысле authority есть реализация (применение) власти как господства при условии, что люди воспринимают ее как ле­гитимную, т.е. это реальный процесс, скажем, администриро­вания, это институционализированный процесс.

Власть как господство, ее распределение составляют осно­ву любого общества. Впервые вполне адекватное современной научной культуре определение этого понятия дал М. Вебер. Он понимал под властью (power) любую возможность субъек­та («человека или группы людей») диктовать свою волю в со­вместном действии для осуществления своих целей даже во­преки сопротивлению других субъектов, участвующих в ука­занном действии [Weber, 1967, р. 64]. Т. Парсонс почти полно­стью принимает определение Вебера, рассматривая власть как средство социального взаимообмена: «мы определяем власть как способность принимать и "навязывать" решения, которые обязательны для соответствующих коллективов и их членов постольку, поскольку их статусы подпадают под обязательства, предполагаемые такими решениями. Власть следует отличать от влияния, так как издание обязывающих решений совсем не похоже на меры убеждения» [Парсонс, 1998, с. 31].

По Веберу, структура любого легального (т.е. признанного обществом. — О.Ш.) порядка напрямую влияет на распределе­ние власти, как экономической, так и любой другой, в данном сообществе. Это верно для всех легальных порядков, а не толь­ко для государства. «Экономически обусловленная власть», конечно, не идентична власти как таковой. Более того, воз­никновение экономической власти может быть последствием власти, сложившейся у человека в иных сферах. Человек бо-

Часть 2. Социальная стратификация и социальная мобильность

рется за власть не только для того, чтобы обеспечить себя эко­номически. Власть, в том числе и экономическая, может быть ценна и сама по себе. Борьба за власть очень часто ведется ради социальных почестей. Однако не всякая власть ведет к приоб­ретению социальной репутации. Власть, и в особенности чисто денежная, по мнению Вебера, ни в коем случае не является об­щепризнанным основанием социального уважения или прести­жа. На самом деле социальная репутация сама может служить основой политической или экономической власти. Власть при этом может быть гарантирована легальным порядком, но этот порядок выступает лишь дополнительным фактором, увеличи­вающим шансы человека или группы лиц на удержание власти. Основания власти — в экономическом и социальном поряд­ках, присущих данному обществу. При этом экономический порядок — это просто способ, которым распределяются това­ры и услуги. Способ же, которым в данном обществе (общине) распределяется социальный престиж между группами людей, участвующими в таком распределении, Вебер именует статус­ным порядком («status order»). «Конечно, статусный порядок очень зависит от экономического, но в свою очередь и влияет на него». Из сказанного у Вебера следует вывод: «..."классы", "статусные группы" и "партии" — это феномены распределе­ния власти (power) внутри общины (community)» [Weber, 1988, p. 60-61].

Власть выражается через распоряжение. Распоряжение есть такое отношение субъектов, при котором один субъект выступает как объект действия другого субъекта, т.е. один из субъектов превращает другой субъект в объект своего действия. Распоряжение реализуется по следующим направлениям:

• распоряжение целями и направленностью деятельно­сти, основой является присвоение исключительного права вы­рабатывать и выдвигать цели;

• распоряжение ресурсами (материальными, статусными, информационными), монополия на распределение ресурсов;

• распоряжение характером деятельности (запрещать и разрешать, устанавливать правила, запреты и предписания; контролировать процесс деятельности, предоставлять полно­мочия).

Глава 3. Сущность социальной стратификации

Отсюда следует, что:

1) в структуре властных отношений ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, это позволяет властву­ющему субъекту подчинять себе других людей. Власть — это возможность субъекта распоряжаться ресурсами в собственных интересах. По этому поводу А. Гидденс писал: «Действующие субъекты черпают ресурсы в производстве взаимодействия, но эти ресурсы выступают как структуры господства. Ресурсы — это средства, с помощью которых используют власть в обычном сложившемся порядке социального действия; но одновремен­но они суть структурные элементы социальных систем, возоб­новляемые в ходе социального взаимодействия. Социальные системы складываются как упорядоченные виды практики, воспроизводимые во времени и пространстве; во власти и про­странстве, тем самым власть в социальных системах можно трактовать как явление, требующее воспроизводимых отноше­ний автономии и зависимости в социальном взаимодействии» [Giddens, 1982, р. 38];

2) власть неизбежно предполагает привилегии субъектов власти;

3) сила власти (ранги власти) может быть измерена вре­менем действия (воздействия) принимаемого властвующими решения;

4) власть обнаруживает себя через возможность оказания услуг.

Власть как социальный феномен многообразна. Поэтому естественно, что столь же многообразны ее дефиниции. Мы предлагаем следующее определение. Власть — это способность социального субъекта в своих интересах определять цели и на­правленность деятельности других социальных субъектов (без­относительно к их интересам); распоряжаться материальными, информационными, статусными ресурсами общества; форми­ровать и навязывать правила и нормы поведения (установле­ние запретов и предписаний); предоставлять полномочия, услуги, привилегии. Властные отношения означают, что между социальными субъектами существуют такие взаимосвязи, при которых один субъект выступает как объект действия другого субъекта, точнее, превращает (навязывает) другой субъект в объект своего действия.

Часть 2. Социальная стратификация и социальная мобильность

Следующим по значимости индикатором стратифика­ционной иерархии выступают отношения собственности. Собственность — это один из важнейших социальных институ­тов. Под собственностью в социологии обычно понимается со­вокупность прав как на неодушевленные объекты (земля, дома и т.д.), так и на одушевленные (животные, люди). Права соб­ственности объемлют триаду фажданско-правовых отношений, включающих владение, пользование и распоряжение движимым и недвижимым имуществом. Эти права социально детерминиро­ваны и поэтому изменяются от одного общества к другому, а так­же в пределах какого-либо общества с течением времени.

Права собственности подразумевают социальные отно­шения между людьми, поскольку они определяют, кто имеет санкцинированный доступ к этим объектам, а кто лишен этого доступа; обладание собственностью может наделять собствен­ников властью над другими людьми; в некоторых обществах люди сами являются объектами собственности (рабовладель­ческое общество, крепостничество).

Социологические концепции собственности сосредото­чиваются на следующих моментах:

1) приобретение — каким образом индивиды или коллек­тивы получают доступ к собственности;

2) распределение, которое включает образцы монополь­ного владения и использования собственности и контроля над ней, принципы, лежащие в их основе, и институты, включая законы, поддерживающие образцы такого распределения;

3) последствия наличия отношений собственности для индивидов и социальных структур;

4) социальные ценности и идеологии, обосновывающие права собственности.

В качестве характеристики объема собственности в со­временных обществах рассматриваются такие показатели, как наличие собственности на предприятие, ценные бумаги, не­движимость, интеллектуальный продукт. Собственность мо­жет быть частной, групповой, общественной, формы ее весьма многообразны. В постиндустриальных обществах приобрели особое значение и привлекли повышенное внимание социо­логов такие темы, как домашнее владение, интеллектуальная собственность и наследование.

Глава 3. Сущность социальной стратификации

Но в любом случае собственность — экономическая власть. Отношения собственности раскрывают, кто принимает решение: где, что и как производить; как распределять произ­веденное; кого и как нафаждать, стимулировать за труд, творче­ство и организационно-управленческую деятельность. Другими словами, собственность реально раскрывается как процесс рас­поряжения, владения и присвоения. Это означает, что собствен­ность есть властные отношения, форма экономической власти, т.е. власть владельца предмета над теми, кто им не владеет, но в то же время в нем нуждается. Отношения собственности делят людей на хозяев средств производства (собственников, владель­цев), как использующих наемный труд, так и не использующих его, и на людей, не имеющих средств производства. Богатство и бедность, которые проявляются во многих изучаемых социоло­гами признаках людей, разделяющих их по одномерным шка­лам, скрывают за собой не столь уж очевидные в современных обществах ранги власти и собственности, задающие многомер­ную стратификационную иерархию.

Как правило, наряду с властью и собственностью третьим непременным компонентом измерения неравенства выступает социальный престиж. Это понятие раскрывает сравнительную оценку обществом, общиной или какой-либо другой группой и ее членами социальной значимости различных объектов, яв­лений, видов деятельности в соответствии с господствующими и общепринятыми в данной культуре, данной общности со­циальными нормами и ценностями. На основе такой оценки определяется место группы или индивида в социальной иерар­хии престижа. Они наделяются определенным почетом, при­вилегиями, властью, особыми символами и т.д. Оценки пре­стижности — один из действенных регуляторов социального поведения. По крайней мере, с 1920-х гг. особенно широко ис­следуется престиж профессий в различных обществах и на его основе — профессиональное неравенство.

Следует отметить, что многие сравнительные исследова­ния показали, что под влиянием таких глобальных процессов, как индустриализация, урбанизация, информатизация обще­ства, растет и качественно усложняется социальная диффе­ренциация. Передовая технология дает толчок появлению

Часть 2. Социальная стратификация и социальная мобильность

большого числа новых профессий. Возникающие профессии требуют большей квалификации и лучшей подготовки, лучше оплачиваются и являются более престижными. Как следствие, образование и подготовка становятся все более важными фак­торами, определяющими положение человека в начале его про­фессиональной карьеры, да и сказываются на всем жизненном пути человека. Кроме того, индустриализация и информатиза­ция приводят в большее соответствие профессионализм, под­готовку и вознаграждение. Иными словами, для индивидов и групп образование становится самостоятельным фактором их позиции в ранжированной стратификационной иерархии.

Возможности общности (социальной группы) занимать те или иные позиции в обществе предопределяются ее ресурсами и потенциалами. Ресурсы — то, чем обладает общество, что в нем распределяется между группами. Понятие «ресурсы» озна­чает блага и ценности, которыми располагает общество или социальная группа и которые используются в процессе эко­номического и социального производства (воспроизводства). Ресурсы, которыми располагает общество в целом, делятся следующим образом:

• природные;

• трудовые — социофизический ресурс (состояние здоро­вья, работоспособности);

• ценностно-мотивационные;

• образовательная подготовка, профессиональные навы­ки (человеческий капитал);

• капитальные (физический капитал); , . i • • оборотные средства (материалы);

• финансовые (денежный капитал); , . ,, .;,

• информационные; , , ,7

• статусные (моральный капитал).

Добавим к ним те ресурсы, которыми одни социальные группы обладают, а другие нет, т.е.:

1) властный ресурс — наличие позиций, дающих возмож­ность распоряжаться и использовать формально не принадле­жащие группе ресурсы;

2) собственнический ресурс социальных слоев — масшта­бы и характер находящихся в распоряжении производительной и непроизводительной собственности, включая интеллекту­альный капитал;

Глава 3. Сущность социальной стратификации

3) предпринимательский опыт.

Потенциал — это те присвоенные ресурсы, которые груп­па способна и готова применить в своих интересах и приме­няет, опираясь на субъективные факторы (традиции, модели поведения и т.д.). Что касается потенциала социальных групп, противостоящих друг другу в борьбе за овладение ресурсами, имеющимися у данного социума, то он оценивается по при­своенным группой ресурсам, по объективной возможности и субъективной готовности овладеть добавочными ресурсами, использовать их, наращивать и т.д.

Можно выделить следующие компоненты социального потенциала:

1) квалификационно-профессиональный потенциал (об­разование, профессиональная подготовка, управленческий опыт), т.е. уже имеющийся у данной группы человеческий ка­питал, способность и готовность его применять и наращивать;

2) психофизиологический и личностный потенциал (со­стояние здоровья, работоспособность, ценностные ориента­ции и мотивация);

3) социокультурный потенциал (культурный капитал) — богатство в форме знаний или идей, символов, моделей успе­ха, моделей делового поведения, потребительских стандартов, готовности и подготовленности к освоению существующих и формированию новых символов и моделей поведения;

4) собственнический потенциал — масштабы и характер владения разными видами собственности (включая интеллек­туальную и на собственную рабочую силу), способность и го­товность ее защитить и приумножить;

5) властный потенциал — готовность и способность дан­ной группы распоряжаться не принадлежащими ей ресурсами.

Глава 4. Типы стратификации в истории человечества

Глава 4

Наши рекомендации