Формы экономических отношений
Структура
Мировая экономика-это система национальных хозяйств.
-национальные хозяйства (более 200 н.х.)
-Интеграционные объединения (НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН, ЕС)
-транснациональные компании (ТНК)
-система отраслей (с/х, промышленность, сфера услуг)
-уклады мировой экономики:
· Традиционный уклад-натуральное хозяйство
· Индустриальный уклад
· Пост-индустриальный уклад(базируется на сфере услуг , образование, наукоёмкие сферы)
Субъекты МЭ
-правительство (цель: обеспечение благосостояния граждан старны)
-крупные/мелкие/средние фирмы (транснациональные компании в т.ч.; цель максимальный уровень прибыли)
-домашнее хозяйство
-интеграционные объединения (за счёт мировой системы пытаются обеспечить рост экономики и т.д.)
-международные экономические организации (Примеры: -Всемирная торговая организация; -международный валютный фонд и т.д.) Цель: общемировые интересы.
Теория Адама Смита
Страна специализируется на производстве и экспорте тех товаров, по которым они имеют наименьшие затраты труда по сравнению с другими странами и импортируют те товары, на которые они тратят больше чем другие страны.
Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо
Страна специализируется на производстве и экспорте товаров с альтернативной стоимостью для данной страны; и импортируют товары относительно более дорогие в производстве в данной стране.
Альтернативная стоимость – это стоимость блага, измеренное с точки зрения у иной возможности произвести определённое количество другого блага .
Теория Хекшера-Олина
Теория соотношения факторов производства – двухфакторная модель: труд+капитал.
Страна специализируется на производстве и экспорте продуктов интенсивного использования избыточного для страны факторов производства. Импортируют продукции интенсивного использования дефицитных для странных факторов производства.
Страна специализируется на производстве и экспорте товаров, дефицитных для страны факторов производства
Парадокс Леонтьева
Товары проходит в своем развитии несколько стадий.
Первая стадия- стадия жизненного цикла продукта – Товар новый, дорогой, маленький объем производства, спрос есть.
-Концентрируется в самых развитых странах мира
-Вторая стадия. Объем увеличивается; цена уменьшается, появляется спрос за границей
-Третья стадия. Фирма активно переводит товар за границу
-Четвёртая стадия -товар стал общераспространенным, дешёвым. Страна-производитель решает отказаться от него.
7. Основные виды МЭО
Важнейшие формы мировых экономических отношений следующие:
1. международная торговля товарами и услугами;
2. интернациональное перемещение предпринимательского и ссудного капиталов;
3. международная миграция рабочей силы;
4. создание совместных предприятий;
5. развитие международных корпораций;
6. международное научно-техническое сотрудничество.
Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами через государственные границы. В основе такого обмена лежит принцип сравнительных преимуществ, предложенный Д. Рикардо. В соответствии с данным принципом государству следует производить и продавать другим странам те товары, которые оно способно производить с наибольшей продуктивностью и эффективностью, т.е. с относительно меньшими издержками, чем другие блага в этой же стране, покупая при этом у других стран те товары, которые оно не способно производить с аналогичными параметрами.
Международная торговля состоит из импорта и экспорта.
Импорт заключается в приобретении продукции в другой стране.
Экспорт - продажа продукции в другие страны.
Вывоз капитала представляет собой вывоз денежных средств из одной страны в другую для выгодного их размещения. Вывоз капитала осуществляется в виде предпринимательского (прямые и портфельные инвестиции) и ссудного капиталов.
Прямые инвестиции - это вложения капитала в зарубежные предприятия, обеспечивающие инвестору контроль над ними.
"Портфельные" инвестиции означают покупку ценных бумаг иностранных компаний. Подобные инвестиции не дают права контроля над деятельностью предприятий и используются в основном для роста финансовых средств путем получения процентов и дивидендов на вложенный капитал.
Вывоз ссудного капитала - это предоставление иностранным компаниям, банкам, государственным органам средне- и долгосрочных кредитов в денежной и товарной форме с целью получения прибыли из-за выгодной нормы ссудного процента.
Международная миграция рабочей силы - это международное перемещение работников, связанное с поиском занятости в других странах. Этот процесс объясняется возможностью получения более высоких доходов, лучшими перспективами социального, профессионального продвижения.
Создание совместных предприятий, позволяющее объединять денежные средства, технологии, управленческий опыт, природные и другие ресурсы из разных стран и осуществлять общую производственно-экономическую деятельность на территории какой-либо одной или всех стран.
Развитие международных корпораций, деятельность которых осуществляется в основном через прямые зарубежные инвестиции из одной страны в другие страны. Различают транснациональные и многонациональные корпорации.
Транснациональные корпорации (ТНК) - это форма международного бизнеса, причем головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы расположены в других странах мира. Подавляющее большинство современных международных корпорации имеют форму ТНК.
Многонациональные корпорации (МНК) - это международные корпорации как по своей деятельности, так и по капиталу, т.е. ее капитал формируется из средств нескольких национальных компаний.
Международное научно-техническое сотрудничество представляет собой обмен результатами научных исследований и разработок, техническими и технологическими новшествами.
Можно выделить следующие виды экономических отношений:
-между отдельными государствами (международные экономические отношения);
-между государством и предприятиями;
-между предприятиями;
-внутри предприятия;
-между государством и домашними хозяйствами;
-между предприятиями и домашними хозяйствами и др.
8. Ресурсы МЭ
Ресурсы мировой экономики:
-Природные ресурсы мировой экономики.
-Население и трудовые ресурсы мировой экономики.
-Предпринимательские и финансовые ресурсы мировой экономики.
Природные ресурсы мировой экономики.
Обеспеченность и использование ресурсов обусловливают экономический статус страны и ее позиционирование в мировой экономике, что выражается в количественных и качественных показателях развития страны.
Современный этап развития мирового хозяйства отличается:
- возрастающими масштабами потребления природных ресурсов,
- резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества,
- интенсификацией и расширением сферы проявления специфических природно-антропогенных процессов.
В мировой практике при определении природно-ресурсных запасов принято выделять несколько категорий по степени их технической и экономической доступности и изученности.
Доступные, доказанные, или реальные запасы — это объемы природного ресурса, выявленные современными методами разведки или обследования, технически доступные и экономически рентабельные для освоения.
Потенциальные, или общие ресурсы — это ресурсы, установленные на основе теоретических расчетов и включающие, помимо точно установленных технически извлекаемых запасов природного сырья или резервов, еще и ту их часть, которую в настоящее время освоить нельзя по техническим или экономическим соображениям. Потенциальные ресурсы называют ресурсами будущего, так как их хозяйственное освоение станет возможным только в условиях качественно нового уровня развития науки и техники.
Природные богатства могут выступать в качестве определенного ресурса (например, стать фактором производства) в том случае, если в них возникает потребность. Потребности появляются и расширяются по мере развития технических возможностей освоения природных богатств.
Первоисточником развития экономики всех стран выступают природные ресурсы, которые бывают двух видов: восстанавливаемые и невосстанавливаемые.
Восстанавливаемые ресурсы могут использоваться в объеме, не истощающем их наличия для будущего потребления (солнечная энергия и т. п.). К невосстанавливаемым ресурсам относят те, которые не воспроизводятся самой природой (уголь, нефть, газ и др.). Потенциал мировой экономики имеет следующую структуру:
· Природные ресурсы (минеральное сырье и топливо, земельные, водные, лесные ресурсы);
· трудовые ресурсы (территориальное распределение населения мира, возрастная структура населения, профессиональная структура, уровень образования);
· ресурсы, имеющиеся у отраслей (агропромышленный, топливно-энергетический, химико-лесной, металлургический, военно-промышленный комплексы, машиностроение, транспорт, связь и др.);
· финансовые ресурсы (финансовые рынки, золотовалютные резервы)
· предпринимательские ресурсы;
· научные, интеллектуальные ресурсы мира.
Природные ресурсы являются необходимым условием развития экономики.
Современные тенденции в использовании природных ресурсов можно охарактеризовать следующим образом:
1. Резко возросла степень вовлеченности ресурсов в мировой производственный процесс. 2. В условиях активной экономической деятельности многие ресурсы, ранее относимые к возобновляемым, сегодня переходят в категорию невозобновляемых (эрозия и истощение почв, вырубка лесов, загрязнение воздуха и мирового океана и т. п.).
3. Сохраняется тенденция роста добычи и потребления минерального сырья.
4. Растет количество отходов производства и потребления.
5. Увеличиваются затраты на экологические мероприятия.
Природные ресурсы распределены крайне неравномерно между странами.
Все богатство человечества формируется на основе природных ресурсов и полезных ископаемых, но в настоящее время рыночная оценка их весьма незначительна и по стоимости не соответствует той роли, которую природные ресурсы играют в формировании валового продукта мира. Низкий удельный вес полезных ископаемых в цене товара крайне выгоден развитым странам, т.к. они являются основными импортерами, и невыгоден развивающимся странам, которые в основном их экспортируют.
Население и трудовые ресурсы мировой экономики.
Трудовые ресурсы это часть населения, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями, для осуществления полезной деятельности в общественном производстве.
К трудовым ресурсам относят население в трудоспособном возрасте; работающих лиц пенсионного возраста; работающих подростков моложе трудоспособного возраста.
Существуют два основных типа возрастной структуры трудовых ресурсов:
-первый тип — омоложение (молодое поколение доминирует), он характерен для большинства развивающихся стран;
-второй тип — демографическое старение, характерен для промышленно развитых стран и стран с переходной экономикой.
Для характеристики трудовых ресурсов используется такое понятие, как экономически активное население, которое включает занятых и ищущих работу. В развитых странах сосредоточено всего 16% экономически активного населения мира. Основная доля трудовых ресурсов мира приходится на Восточную и Юго-Восточную Азию, Южную Азию и тропическую Африку.
На современном этапе в промышленно развитых странах в отраслевой структуре занятости можно отметить следующие тенденции:
-Падает удельный вес населения, занятого в сельском хозяйстве;
-Сокращается удельный вес населения, занятого в промышленности и строительстве;
-Увеличивается занятость в сфере услуг.
Предпринимательские и финансовые ресурсы мировой экономики.
Предпринимательские ресурсы — это способность обеспечить наиболее эффективное взаимодействие экономических ресурсов (труда, земли, капитала, знаний) с целью производства товаров и услуг.
Существует система показателей, характеризующая научные ресурсы отдельных стран. К ним относятся:
-доля расходов на научно-исследовательские работы в ВВП;
-расходы на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) на душу населения;
-доля бюджетных ассигнований на НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) в общих расходах государственного бюджета;
-численность специалистов, занятых в науке;
-количество международных премий за выдающиеся научные достижения;
-доля наукоемкой продукции в ВВП и в объеме промышленной продукции;
-доля данной страны на мировом рынке высоких технологий.
Научно-технический потенциал страны определяют две группы факторов:
1. Количественные: наличие ученых - исследователей, материально-техническое обеспечение НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и др.;
2. Качественные: система организации НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), приоритеты научных разработок и др..
Финансовые ресурсы мира — это совокупность финансовых ресурсов всех стран, международных организаций и международных финансовых центров мира. В узком смысле это только те финансовые ресурсы, которые используются в международных экономических отношениях. Финансовые ресурсы наиболее глобализированная сфера мировой экономики. Данное обстоятельство объясняется их большой мобильностью.
Глобализация финансовых ресурсов порождает как позитивные, так и негативные последствия.
Среди позитивных можно отметить:
-смягчение нехватки финансовых ресурсов в мире;
-усиление конкуренции на национальных финансовых рынках;
-снижение стоимости финансово-кредитного посредничества и др.
К негативным последствиям относятся:
-нестабильность национальных финансовых рынков;
-усиление зависимости мировой экономики от функционирования финансового капитала;
-ослабление влияния национальных правительств на национальные финансовые рынки;
-усиление воздействия ТНК, международных институциональных инвесторов и крупных международных спекулянтов на национальные финансовые рынки.
9. Интеграция – сущность и виды
Углубление МРТ (международное разделение труда), интернационализации хозяйственной жизни, научно-технической, производственной и коммерческой кооперации в мировой экономике ведут к развитию международной экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция – это процесс объединения экономик разных стран в единый хозяйственный механизм на основе постоянных, устойчивых экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования этих стран. Между странами-участницами интеграции осуществляется более интенсивный обмен товарами, услугами, технологиями, капиталами, рабочей силой. Более интенсивно идет процесс концентрации и централизации производства. В результате происходит создание целостных хозяйственных региональных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими пропорциями, финансовыми институтами, едиными органами управления. В мире насчитывается более 60 интеграционных группировок.
Ведущую роль в процессе международной экономической интеграции играют интересы фирм, стремящихся к выходу за рамки национальных границ. Расширение рынков сбыта способствует развитию международной торговли, а это ведёт к увеличению объёмов производства, инвестиций, к общему экономическому росту и увеличению прибыли.
Различают два уровня экономической интеграции:
1. Микроэкономический (межфирменный - транснациональные корпорации).
2. Макроэкономический (межгосударственный уровень).
Признаками интеграции являются:
-взаимопроникновение и переплетение национального производственного процесса;
-широкое развитие международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе прогрессивного опыта;
-глубокие структурные изменения в экономике стран-участниц; необходимость в целенаправленном регулировании интеграционных процессов, в разработке скоординированной экономической стратегии и политики.
Предпосылки международной экономической интеграции:
-близость уровней экономического развития и степень рыночной зрелости стран-участниц;
-географическая близость интегрирующихся стран, наличие общих границ; общее историческое прошлое;
-общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования и регулирования экономики.
Формы (стадии) интеграции:
1. Преференциальные торговые соглашения – это начальная стадия интеграции, при которой страны-участницы снижают друг другу таможенные пошлины по сравнению с третьими странами.
2. Зона свободной торговли – это стадия интеграции, при которой страны договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и ограничений, но каждая из которых проводит собственную торгово-экономическую политику по отношению к третьим странам.
3. Таможенный союз - объединение стран, договор не только об устранении таможенных барьеров, но и об установлении единых таможенных правил по отношению к странам, не входящим в союз.
4. Общий рынок - предполагает свободное движение всех факторов производства: рабочей силы, капитала, а также координацию межгосударственной экономической политики.
5. Экономический союз – согласование и координация экономической политики стран, создание наднациональных органов управления.
6. Полная экономическая интеграция - проведение единой экономической политики, унификация (сведение к единым нормам) правового законодательства, проведение единой валютной политики.
Участие в международной экономической интеграции обеспечивает странам положительные экономические эффекты: интеграционное сотрудничество дает более широкий доступ к различным ресурсам; защита от конкуренции со стороны третьих стран, не входящих в интеграционную группировку.
Отрицательные стороны интеграции: не полное получение доходов в государственный бюджет из-за устранения таможенных пошлин, теряется часть национального суверенитета, дискриминация по отношению к третьим странам.
10. Этапы интеграции и основные объединения
Формы (стадии/этапы) экономической интеграции:
1. Преференциальная зона – объединяет все страны, во взаимной торговле которых снижены или отменены таможенные пошлины на ввозимые товары.
2. Зона свободной торговли – означает отмену торговых ограничений между странами-участницами (таможенных тарифов и количественных ограничений).
3. Таможенный союз – межгосударственное формирование, в рамках которого действует соглашение об установлении общего внешнего тарифа, отмене ограничений на торговлю для членов союза и проведении единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.
4. Общий рынок – к 3-й форме добавляется свободное перемещение капитала и труда, а также согласование между странами-участницами общей экономической политики.
5. Экономический союз – межгосударственное соглашение между странами, разрешающее свободное обращение капитала, рабочей силы, товаров и услуг, а также предполагающее гармонизацию и унификацию социальной, фискальной и монетарной политики. В настоящее время в мире существует только один ЭС – Европейский Союз (ЕС). В рамках этого Союза функционируют такие наднациональные органы управления, как Европейский парламент, Совет министров, Еврокомиссия, Суд и Европейский Совет.
6. Полная интеграция – форма МЭИ, которая возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические (создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др.). Подобная форма интеграции реализуется в ЕАСТ, НАФТА, АСЕАН.
Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.
11. Проблемы ЕС
1) Первая проблема ЕС заключается в «механическом» объединении стран. Причиной «механизации» стало поспешное расширение Евросоюза: 2004 год – 15 стран, 2007 год – 27 государств. Столь быстрое увеличение количества участников ЕС нарушило изначальную стабильность архитектуры стран «старой Европы», которые сумели к тому времени наладить тесные экономические и политические взаимоотношения.
2) Следующий проблемный фактор состоит в молодости и незавершенности проекта. Многие фундаментальные направления не были изначально обговорены, документально закреплены и опробованы. В связи с этим нормативная база ЕС требует большой доработки и оптимизации, исходя из существующих реалий.
3) Кризисные явления в экономике выступают третьим негативным фактором, который нарушает модель стабильного функционирования Европейского Союза. Кризис выступил причиной поднятия градуса противоречий среди участников Евросоюза. Участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса.
4) Внешнеполитические противоречия между членами Европейского Союза. Несмотря на искусственное единство, внутри ЕС зачастую возникают острые конфликты, сторонами которых выступают «Старая Европа», стремящаяся создать новый международный центр власти, и «Новая Европа», занимающая порой проамериканскую, антироссийскую позицию. К «Новой Европе» зачастую примыкает Великобритания.
5) Пятая группа проблем Европейского Союза связана с историческими, культурно-ментальными расхождениями между участниками ЕС. ЕС находится на начальной стадии (стадии зарождения) создания модели общеевропейской идентичности. Поскольку в ЕС многие государства за весь период истории неоднократно противостояли друг другу в различных войнах, была принята негласная договоренность – исключить исторические обиды. Однако в последнее время эта договоренность зачастую игнорируется.
12. Евразийский союз
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступает в силу с 1 января 2015 года. В состав союза вошли Россия, Казахстан и Белоруссия. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке.
Примеры зон свободной торговли
· Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)
· Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)
· Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)
· Европейский союз (ЕС)
· Союз южноамериканских наций
16. Либерализм и его эффекты
В Европе понятие «либирализм» связано с классическими теориями английских политэкономов, в которых развивалась мысль о невмешательстве государства в экономику.
Либерализм выступал за развитие личной инициативы, свободу торговли, свободное ценообразование и оплату труда, которые складываются в процессе конкуренции между товаропроизводителями на рынке.
Основные принципы либерализма, касающиеся экономики.
Принцип 1. Частная собственность: люди усерднее трудятся и рациональнее используют ресурсы, когда собственность является частной.
Ни одно правительство не может отбирать частную собственность, частично или полностью, основываясь на своем праве отчуждения или регулирования, равно как и на любом другом, за исключением тех случаев, когда это делается для общественных нужд через установленную законом процедуру и после компенсации владельцу полной рыночной стоимости отчуждаемой собственности.
Принцип 2. Свобода обменов: любые меры, препятствующие законным обменам, сдерживают экономический рост.
Право людей открыто торговать легальными товарами и оказывать услуги на взаимовыгодных условиях не может подвергаться ограничению федеральными и местными властями.
Контроль над ценами, ограничения на занятие определенными видами деятельности, законы, административные постановления и другие предписания, ограничивающие торговлю, должны быть запрещены.
Лицензионные требования запрещают какую-либо профессиональную деятельность без разрешения государства. Они являются явным ограничением торговли. В противоположность этому, сертификация просто требует от человека предоставления клиенту определенной информации.
Принцип 3. Конкуренция: соревнование заставляет с максимальной выгодой использовать ресурсы и является постоянным источником прогрессивных нововведений.
Федеральные власти не имеют права облагать налогом, либо ограничивать квотами импорт или экспорт.
Принцип 4. Рынок капитала: чтобы рационально использовать свои ресурсы, страна должна иметь механизм направления капитала в эффективные производства и разумные правила ведения бизнеса.
Высокие издержки торговли, риски капиталовложений, бегство капиталов, повальное воровство порождаются самим обществом – существованием запредельных налогов, надуманных лицензий, тарифов, квот, государственного регулирования заработной платы и ценового контроля. Любые злоупотребления в этой сфере ведут к торможению развития страны, любого, даже самого богатого, региона.
Принцип 5. Финансовая стабильность: инфляция искажает ценовые сигналы и подрывает рыночную экономику.
Принцип 6. Низкие налоги:
Чем больше средств остается в распоряжении людей, тем больше они сберегают, тем больше вкладывают в дело, тем больше производят.
Принцип 7. Постоянные, эффективные и жесткие правила ведения дел.
Правила:
· договор дороже денег: не выполнил – плати неустойку и разоряйся;
· налоги платят все, а немногие поблажки являются строго именными и известны всему населению;
· бюджет «прозрачен» для каждого жителя края и, при желании, каждому должен быть представлен и разъяснен;
· личное, именное попечение предоставляют немощным, тем, кто сам не способен заработать на кусок хлеба;
· всё, что может быть приватизировано, должно быть приватизировано.
+Положительные эффекты
1.Устранения дефицита
2.Обеспечение огромного разнообразия товаров
В случае импорта – цены падают в случае экспорта – цены растут
3.Растёт производительность труда
4.Эеономия ресурсов
-Минусы политики либерализма в экономике
Либерализация торговли содействует либерализации капитала, миграции рабочей силы.
– Угрозы для национальной экономики
– Рост безработицы
– Потери дохода бюджета
– Отражается на состоянии платёжного баланса
– Ухудшение качества товара
17. Протекционизм, его эффекты
1. Поддержка перспективных растущих отраслей в рамках перестройки экономики
2. Рост цен
3. Падение количества товаров
4. Зарплата увеличивается
5.Экономические интеграционные процессы
Из интернета:
Протекционизм - естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений. Такая политика, с одной стороны, оказывает содействие развитию национального производства и защиты отечественного производителя, а с другой - может натолкнуться на ответные меры других государств, привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров.
Проведем анализ положительных и отрицательных сторон протекционизма. К преимуществам протекционизма обычно относят следующие моменты:
1) Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без защиты, (хотя бы временной), могут погибнуть, не развившись, в условиях конкуренции с иностранной продукцией. На стадии становления отрасли ее продукция часто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа, в виду того, что ее цена выше, чем у товаров-конкурентов, а качество ниже. Новая отрасль нуждается во временной защите со стороны государства, которая позволит ей развиться. В данном случае внутренние потребители будут приобретать товар по более высоким ценам, но с надеждой на снижение их в перспективе.
2) Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна для бюджета. Так, в Республике Беларусь доля таможенных платежей в доходной части республиканского бюджета в 2008 году составила около 30%. Следует отметить, что усиление протекционизма может вызвать обратный процесс и лишить государство данного вида поступлений.
3) Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции. В результате сокращения производства из-за поражения национальной отрасли в конкурентной борьбе с иностранными производителями происходит сокращение рабочих мест, что вызывает дополнительные нагрузки на бюджет для выплат пособий по безработице, также упадет уровень жизни и потребления в стране. Протекционистская защита отрасли будет способствовать снижению структурной безработицы, по крайней мере, в краткосрочном периоде.
4) Протекционизм обеспечивает национальную безопасность. Многие экономисты и политики считают, что самообеспечение (или ограничение импорта) необходимо в целях национальной безопасности. В соответствии с данным аргументом относительно неэффективные внутренние отрасли, производящие военно-стратегические материалы и продукцию, следует изолировать от иностранной конкуренции. Неизбежным следствием подобного протекционизма будет рост цен для внутренних потребителей.
Разумеется, эти преимущества протекционизма далеко не бесспорны. Например, сложно определить, когда именно молодая отрасль будет в состоянии конкурировать с иностранными предприятиями, сложно не допустить консервации «временных» протекционистских мер.
В целом большинство современных экономистов считают, что протекционизм отрицательно влияет на мировую торговлю, и выделяют следующие его недостатки:
1) Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции.
2) Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны. Защита отечественных производителей может привести к самоизоляции страны, консервации отсталых затратных производств. Протекционизм сводит на нет формирование и плоды специализации страны. При свободной торговле каждая страна имеет возможность выделять и развивать свои наименее затратные и наиболее конкурентоспособные отрасли, наиболее полно реализуя свои различные выгоды (например, географическое положение). Протекционизм препятствует этому, т.к. приходится перераспределять ресурсы между более и менее эффективными производствами, чтобы удовлетворять разнообразные потребности внутреннего рынка.
3) Протекционизм, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли. Страна, вводящая в одностороннем порядке импортный тариф для защиты отечественных производителей от наплыва дешевых товаров их конкурентов, рискует испытать на себе ответные меры ее торговых партнеров и введения ими пошлин на ее основные экспортные товары.
4) Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Тарифы приводят к тому, что потребители покупают местную продукцию по более высоким ценам, так как протекционизм не способствует снижению издержек, а значит и стоимости. И, наконец, протекционизм благоприятствует национальным монополиям, которые также заинтересованы в повышении цен.
5) Протекционизм косвенно подрывает экспорт страны. Сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей, государство сокращает их доходы и возможность экспортировать, в том числе и его продукцию. Также во многих странах экспортные товары включают в себя импортные компоненты, и тарифы ведут к росту издержек производства. Это ведет к росту цен, падению конкурентоспособности национальных товаров.
18. Сущность и формы международной миграции капитала
Сущность миграции капитала
Международная миграция капитала-перемещение стоимости между странами в товарной или денежной форме с целью получения дохода в виде прибыли или ссудного процента
Согласно современным теориям основными причинами миграции капитала являются:
• относительный его избыток в данной стране, перенакопление капитала;
• разная предельная производительность капитала, определяемая процентной ставкой. Капитал движется оттуда, где его производительность ниже, туда, где она выше;
• наличие таможенных барьеров, которые мешают ввозу товаров и тем самым подталкивают зарубежных поставщиков к ввозу капитала для проникновения на рынок;
• стремление фирм к географической диверсификации производства;
• растущий экспорт товаров, вызывающий спрос на капитал;
• несовпадение спроса на национальный капитал и его предложение в различных сферах и отраслях экономики страны;
• возможность монополизации местного рынка;
• наличие в странах ввоза капитала более дешевого сырья или рабочей силы;
• стабильная политическая обстановка и в целом благоприятный инвестиционный климат
Критерии:
-по виду капитала
· Предпринимательский
· ссудный капитал
-виды собственности
· Частный
· Государственный
· международный
-по контролю за зарубежными инвестициями
· прямые инвестиции
· портфельные инвестиции (вложение в ценные бумаги, но меньше 10 процентов)
-по времени
· Долгосрочные инвестиции (более 5 лет)
· Среднесрочные инвестиции (1-5 лет)
· Краткосрочные инвестиции (меньше 1 года)
-с движением капитала связано:
· Перемещение валюты
· Перемещение основного капитала
-пространственный аспект
· Внутри интеграционного объедения
· движение капиталов за пределами интеграционных объединений
Формы миграции капитала
Миграция капитала может осуществляться в форме предпринимательского и ссудного капитала.
Ссудный капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения ссудного процента от использования капитала за рубежом. Движение ссудного капитала осуществляется в виде международного кредита из государственных или частных источников.
Предпринимательский капитал — денежные средства, прямо или косвенно вкладываемые в производство с целью получения прибыли. Движение предпринимательского капитала осуществляется путем зарубежного инвестирования, когда частные лица, государственные предприятия или государство вкладывают средства за рубеж.
По источникам происхождения капитал делится на официальный и частный капитал.
Официальный (государственный) капитал— это средства из государственного бюджета, перемещаемые за границу по решению правительств, а также по решению межправительственных организаций. Он совершает движение в виде займов, ссуд и иностранной помощи.