Результаты исследования П.Сорокина. Тип культурной ментальности и развития экономической системы.

1.Охарактеризуйте типы культурной ментальности по П.Сорокину (общая характеристика этих типов, их центральная идея культуры , система этики, истины)

2. Назовите основные установки двух типов противоположных культурных ментальностей, особенно сильно влияющих на развитие экономики, образование. Ответ объясните.

3.Как вы считаете, почему П.Сорокин утверждал, что скачок нравственного релятивизма в обществе с 40 до 48% достаточен, чтобы разрушить этические ценности в обществе? Чем это грозит обществу?

4. Как характеризовал зависимость между типом культурной ментальности и развитием экономики П.Сорокин?

5. Зная основные характеристики типов культурной ментальности, объяснить их влияние на особенности экономической системы (можно через отношение к основным социально-экономическим категориям: успех, богатство, потребление).

6. Какие критерии традиционно используют для оценки эффективности социально-экономической системы (СЭС)? В каком типе культурной ментальности они сформировались? А какие критерии оценки СЭС можно было бы использовать, по вашему мнению, для идеационной (духовно-нравственной) культуры и, соответственно, СЭС?

7. Опишите и изобразите графически зависимость между различными типами культурной ментальности и уровнем экономического развития.

8. В период расцвета какого типа культурной ментальности по П.Сорокину наблюдается высокий уровень экономического развития? Почему?

9. Почему чувственная культура порождает распад экономической системы. Чем это можно доказать?

Социально-экономические модели.

Ментальные особенности человека восточнославянской и западной цивилизаций. Иерархия ценностей личности (идеальная иерархия ) в восточнославянской и западной цивилизациях

1.Что такое социально-экономическая модель. Под влиянием каких факторов она формируется.

2.Почему религия играет базисную роль в становлении и специфике социально-экономических моделей. Какие модели выделяют современные ученые. Какие страны относят к этим моделям.

3.Охарактеризуйте особенности менталитета, в том числе хозяйственного менталитета западноевропейцев и восточных славян. Почему образовалась такая разница?

4. В чем состоит разница иерархии ценностей (потребностей человека по А. Маслоу и по св.Н.Сербскому)

Тема: «Христианская экономическая мысль», «Христианская этика в экономике»

1.С чем связано такое пристальное внимание христианских богословов к экономике, хозяйствованию?

2.Назовите основные черты экономики с точки зрения христианской мысли. С чем связана «внеразумность» экономики и что из этого вытекает?

3.Как христианство относится к хозяйственной активности человека. В чем состоит антиномия отношения к миру и почему именно такой подход приводит к развитию и хозяйства и человека?

4.Назовите основные критерии эффективности хозяйственной деятельности и объясните их.

5.Охарактеризуйте закономерности, которые должны определять хозяйственную жизнь христианина. Каким образом исполнение этих принципов повлияет на хозяйственную жизнь, почему?

6.Назовите и охарактеризуйте основные принципы христианской хозяйственной этики.

7. Возможно ли воплощение христианского идеала экономики в наше время. Ответ обосновать.

Тема. Особенности категории труд в православной социально-экономической модели

1. Предназначение труда, нравственные побуждения к труду, ритм труда, вознаграждение за труд, этическое значение труда в соответствии с принципами христианской морали.

Цели и функции труда в православной теологической концепции.

2. Принципы и условия эффективности труда.

3.Какой труд считается благословенным, а какой не благословляется? Почему?

4.Особенности мотивации трудовой деятельности в православной социально-экономической модели.

5. Особенности организации трудовых отношений в православной социально-экономической модели.

6.Артельные формы организации труда: в чем их сущность и почему они были такими эффективными.

7.Какую роль отводили труду как фактору производства представители восточнославянской экономической мысли.

Базовые понятия и институты духовно-нравственной СЭС

Наши рекомендации