В зависимости от потребностей определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми.

· Розничный (потребительский) рынок представляет собой рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: здесь действуют различные по доходам, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения.

Соответственно у каждой из этих групп свои запросы, требования к товарам (их качеству, цене и т.п.). реакция на появление определенного товара, рекламу. Поэтому предприятие должно определить целесообразность работы с каждой группой потребителей рынка, которую оно собирается обслуживать.

· Оптовый рынок (рынок предприятии) — это рынок организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. Он характеризуется сравнительно небольшим числом действующих субьектов, преобладанием крупных закупок и значительной ориентацией на потребительский рынок.

По степени конкуренции:

· конкурентный (совершенная конкуренция)

· с монополистической конкуренцией

· олигопольный

· монополия

По степени соблюдения законности:

· легальный (официальный,открытый,узаконенный)

· нелегальный (теневой,чёрный)(рынок охватывает товары, которые по какой-либо причине отсутствуют в оптовой или розничной торговле;Существенными отличительными чертами чёрного рынка является отсутствие в нем прямого государственного регулирования и налогообложения)

По степени развитости экономической свободы:

· свободный(рынок, свободный от любого постороннего вмешательства (включая правительственное регулирование). При этом функция государства на свободном рынке сводится к защите прав собственности)

· регулируемый(состояние рынка, когда протекающие в его рамках процессы полностью или частично подвергаются внешнему управлению и регулированию.Внешним источником регулирования выступает государство или уполномоченные им на это органы.

Рынок совершенной и рынок несовершенной конкуренции: критерии различения

Конкуренция — это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.

Функции конкуренции:

· Регулирования(для того, чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать те изделия, которые предпочитает потребитель, т.е. наибольшего развития получают те отрасли, в которых больше нуждаются потребители);

· Мотивации (для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно: предприятия, которые предлагают более качественную продукцию или производят её с меньшими затратами, получают большую прибыль. Это стимулирует технический прогресс; предприятия, которые не реагируют на пожелания потребителей, несут убытки или вытесняются с рынка);

· Распределения (конкуренция не только включает стимулы к более высокой производительности, но и позволяет распределить доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам);

· Контроля (конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия).

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Совершенная конкуренция– состояние рынка при котором существует множество производителей и потребителей которые не влияют на рыночную цену. Это означает, что спрос на продукцию не сокращается по мере увеличения продаж.

Главные достоинства совершенной конкуренции:

1) Позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей через уравновешенный спрос и предложение, через достижение равновесной цены и равновесного объема.

1) Обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов благодаря информации заложенной в цене;

2) Ориентирует производителя на потребителя, то есть на достижение главной цели, удовлетворения различных экономических потребностей человека.

Таким образом при такой конкуренции достигается оптимальное, конкурентное состояние рынка, при котором нет прибыли и нет убытка.

Недостатки совершенной конкуренции:

1) имеет место равенство возможностей, но одновременно сохраняется неравенство результата.

2) блага которые нельзя разделить и оценить поштучно, в условиях совершенной конкуренции не производится.

3) не учитываются разные вкусы потребителей.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

Несовершенная конкуренция - это конкуренция при которой производители (потребители) – влияют на цену и ее изменяют. При этом объем продукции и доступ производителей на данный рынок ограничен.

Основные условия несовершенной конкуренции:

1) На рынке действует ограниченное число производителей

2) Существуют экономические условия (барьеры, естественные монополии, гос налоги, лицензии) проникновения в данное производство.

3) Рыночная информация искажена и не объективна.

Потери от несовершенной конкуренции:

  1. неоправданный рост цен
  2. увеличение издержек обращения
  3. замедление научно-технического прогресса
  4. снижение конкурентоспособности на мировых рынках
  5. падение эффективности экономики.

РАЗЛИЧИЯ :

В зависимости от потребностей определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми. - student2.ru

Наши рекомендации