Российская среда переходного периода

Экономическая среда каждого государства имеет свои особенности, которые определяются различными обстоятельствами: от государственного устройства и системы права до развитости рынка и его информационной открытости. В России современную экономическую среду формируют как особенности переходного периода, характерные для всех стран, так и специфические отечественные.

В настоящее время принято считать, что переход от плановой к рыночной экономике на первом этапе состоит в реализации трех различной деятельности процессов: либерализации, финансовой стабилизации, приватизации. Минимально необходимый пакет мер, придающий правильное направление переходному процессу, должен включать выработку правил функционирования нового частного сектора, реформу цен и создание системы социальной защиты, а также перестройку государственного сектора, которая хотя и не подразумевает возможность принятия самими предприятиями без одобрения властей решений о величине заработной платы и инвестиций, но предполагает определенную самостоятельность в вопросах о ресурсах, изменении номенклатуры продукции, найма и увольнения работников.

Существуют различные мнения о структуре и этапности макроэкономических реформ. Так, Л. Саммерс выделяет четыре группы переходных мер:

- макроэкономическая стабилизация: жесткая бюджетная и кредитная политика, борьба с дефицитом государственного бюджета;

- реформа цен на рынках: снятие контроля над ценами, либерализация торговли, создание конкурентных рынков;

- развитие предпринимательства: становление частного сектора, разграничение и закрепление прав собственности, облегчение фирмам входа в отрасль и выхода из нее, реорганизация предприятий;

- институциональная реформа: переосмысление роли государства, реформа законодательства.

Я. Корнаи отличает следующие основные тенденции постсоциалистического развития:

- движение к рынку;

- развитие частного сектора;

- воспроизводство макронеравновесия;

- формирование конституционального государства;

- создание демократических институтов;

- пересмотр понятия национальной общности;

- неравномерный рост материального благосостояния общества.

Отечественные авторы несколько иначе видят переходные факторы:

- капитал как фундаментальная основа эффективности производства и торговли;

- свободное предпринимательство;

- признание частной собственности священной и неприкосновенной наряду с другими формами собственности;

- наличие инновационного механизма и высокоэффективных технологий;

- высокая профессиональность и компетентность всех субъектов экономической и политической деятельности.

При этом каждый из перечисленных факторов должен быть максимально обеспечен с правовой точки зрения.

Дж. Сакс выделяет три фундаментальных момента становления рынка:

- экономическую свободу, под которой понимается прежде всего снятие ценового и номенклатурного (по производимым товарам) контроля, а также барьеров в международной торговле;

- экономические контрактные отношения, подразумевающие жесткие юридические отношения субъектов экономического права;

- частную собственность, наделяющую субъектов правом владеть, управлять и распоряжаться своей собственностью.

Рассмотрим, как вышеперечисленные факторы "работают" в конкретных условиях России. Специфика России связана, прежде всего, с тем, что она преобразуется из страны с жесткой административно-командной экономической системой в страну с рыночной экономикой. Выделяют две группы российских отличий: политические и социальные. К первой группе относится, прежде всего, разрыв экономических связей с республиками бывшего СССР, который стал причиной падения ВВП России примерно на 50%. 25% падения ВВП связано с разрывом связей с бывшими странами СЭВ. Ко второй группе относится отсутствие стартовых условий для частного предпринимательства, патерналистские ожидания, высокая доля пенсионеров в общей численности населения и другие. Несомненны и особенности народного хозяйства России:

- деформированная структура хозяйства с высокой долей затрат в структуре конечного продукта;

- медленное развитие частного сектора, отсутствие эффективного собственника как общественного слоя;

- большое неравновесие материальных и финансовых пропорций;

- нерыночная структура занятости;

- неготовность аппарата управления на всех уровнях к рациональной деятельности в новых условиях;

- недостаточная активность трудоспособного населения, наличие иждивенческих отношений;

- преобладание затратных принципов в менталитете хозяйственников (особенно в госсекторе);

- слабая мотивация в стратегической деятельности.

Различия в стационарной и переходной экономике в условиях кризиса приведены в таблице 1.

Таблица 1

Основные характеристики

стационарной экономики и экономики переходного

периода

Стационарная экономика Экономика переходного периода
Режим расширенного производства Режим суженного производства
Рост ресурсов (доходов) Уменьшение ресурсов (доходов)
Перераспределение ресурсов ограничивается преимущественно их приростами (через выбор приоритетов развития) Перераспределение ресурсов распространяется на общий их объем (через изменение всей структуры экономики)
Инфляция выражается однозначными величинами Инфляция измеряется двузначными цифрами, в отдельные периоды перерастает в гиперинфляцию
Распределение и обращение доходов в целом соответствует результатам производства Распределение и обращение доходов под влиянием инфляции утрачивают прямую связь с результатами хозяйственной деятельности
Стоимостные (ценностные) пропорции, как правило, соответствуют соотношениям ВВП в материальном выражении и в целом изменяются одновременно. Изменение стоимостных пропорций становится более сложным и неустойчивым, значительно опережает изменение потоков ВВП в материально-вещественном выражении, отмечается разрыв в движении доходов и товаров (услуг)
Повышение эффективности функционирования экономики – производительности труда, отдачи основных фондов и капитальных вложений, жизненного уровня населения. Снижение качественных социально-экономических индикаторов, характеризующих конечные результаты функционирования экономики.

Рассмотрим, как протекают процессы на ключевых направлениях реформ.

Либерализация цен. Одним из основных показателей, рекомендуемых для продвижения стран к рынку, является доля ВВП, реализуемая по свободным ценам.

В настоящее время в России на федеральном уровне в основном регулируются цены на продукцию и услуги естественных монополий: электроэнергию, газ, транспорт и т.п. Доля регулируемых цен в 1996 году составляла 18,1%. Для сравнения в Болгарии доля ВВП, реализуемого по свободным ценам, колебалась в течение 1993 – 95 гг. от 84 до 92%, в Чехии этот показатель составлял 92 – 95%, в Румынии – 82 – 83%.

Либерализация цен стимулировала процесс формирования новых относительных цен в наиболее прибыльных сферах. Таковыми в начальной фазе переходного периода являются финансовая и торговая сферы. В них в качестве естественной замены механизма государственного распределения возникли принципиально новые сектора, прежде всего, кредитных организаций.

Банки мобилизуют и перераспределяют капиталы в различные сферы экономики, создавая кредитно-дифференцируемую среду. В структуре использования ресурсов основными направлениями являются: кредитование торговых организаций и промышленности, операции с ценными бумагами, валютные операции и кредитование строительных организаций. В качестве негативной тенденции следует отметить сохранение приоритета краткосрочного кредитования и аномальную неприоритетность кредитования народного образования, науки и здравоохранения.

В связи с тем, что товарные рынки на современном этапе недостаточно развиты, освоение новой конкурентной продукции еще не налажено, значительная часть кредитных ресурсов направляется в торговлю. Усиленное развитие этого сектора благодаря его высокой прибыльности на данном этапе представляется закономерным м предваряет перетекание капиталов в производственный сектор. И это также является характерной чертой современной экономической среды России. Если в 1990 году на долю торгового сектора экономики приходилось 5,7% объема ВВП, то в 1995 году – 16,7%. В таких странах, как США, Франция, Италия, этот показатель составляет 15 – 18%.

Таким образом, развитие в начальной фазе переходного периода идет по классическому сценарию: развитие финансового сектора, финансирование и развитие торговли.

Второй составляющей либерализации стала либерализация внешней торговли с характерным преобладанием импорта над экспортом и четко выраженной сырьевой ориентации последнего. Импорт позволил насытить внутренний рынок товарами, создал реальную конкуренцию отечественной продукции. Экспорт вывел страну на новые рынки и обеспечил рыночное участие в международном разделении труда.

К негативным последствиям резкого перехода российской экономики к рыночным внешнеэкономическим связям и к открытости внутреннего рынка можно отнести потерю значительной части этого рынка отечественными товаропроизводителями и усиление социальной напряженности в связи с сокращением численности работающих на неконкурентоспособных предприятиях. К негативной стороне относится также и низкая доля готовой продукции в структуре российского экспорта.

Финансовая стабилизация является важнейшим условием стабильности и предсказуемости российской экономической среды. Исследования показывают, что при самых низких темпах инфляции (менее 5% в год) отмечаются самые высокие темпы экономического роста (в среднем 2,6% в год). При вырастании же уровня инфляции до 40% в год начинается спад, который увеличивается по мере роста инфляции. Кроме подавления инфляции необходим комплекс мер для направления ресурсов в производственную сферу. К таким мерам, в первую очередь, должно быть отнесено стимулирующее инвестиции законодательство.

В вопросе о влиянии формы собственности на эффективность экономики существуют две полярные точки зрения. Первая. Эффективность производства, прежде всего, зависит не от формы собственности на средства производства, а от условий формирования фонда оплаты труда, организации управления производством. Вторая. При минимальных размерах государственного предпринимательства (менее 7% ВВП, производимого на государственных предприятиях) темпы экономического роста достигают максимальных значений (в среднем 1,5% в год). Косвенные доказательства такого взгляда можно найти в попарных сравнениях стран с одинаковым исходным уровнем дохода, избравших различные пути экономического развития (Северная и Южная Корея, Западная и Восточная Германия, Австрия и Чехословакия).

Исследования показали, что глубокоприватизированные предприятия эффективнее среднеприватизированных, а обе эти группы – эффективнее государственных.

Своеобразным и новым для России компонентом экономической среды является малое предпринимательство. Формирование малого бизнеса происходит в сложных условиях. Предприниматели должны преодолеть многочисленные преграды в виде квотирования, усложненного порядка лицензирования и регистрации предприятий, трудностей в отведении участков земли, а также вынуждены вносить значительные денежные средства до начала деятельности и получения каких-либо финансовых результатов.

Для того, чтобы частный сектор экономики стал доминирующим, необходима целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства на всех уровнях.

Роль государственной поддержки и государства в целом в реформировании экономики является предметом дискуссии. Не останавливаясь подробно на различных точках зрения в этом вопросе, коротко можно изложить две крайние:

1) При число либеральном подходе предполагается, что государство минимально вмешивается в экономику, предоставляя возможность самонастройки ее механизма.

2) При число государственном подходе государство активно и детально вмешивается (включая регулирование цен) в экономику, обеспечивает высокую долю государственного сектора и высокий уровень государственных инвестиций.

Определяющим моментом при выборе модели государственного регулирования экономики должно быть содержание государственного участия в экономических преобразованиях, которое заключается в следующем:

- разработка законодательства, создающего условия гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции, структурной перестройки, повышения инвестиционной активности;

- жесткий контроль за соблюдением законодательства;

- формирование и перераспределение финансовых потоков;

- распределение на конкурентной основе обеспеченного ресурсами госзсказа;

- инвестиционная активность (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных капиталовложений. Известно наблюдение Л. Тейлора, согласно которому общественные инвестиции стимулируют частные капиталовложения. Правительство РФ выражает эту тенденцию известной формулой "20 : 80", т.е. на каждые 20 единиц государственных инвестиций должны быть привлечены 80 единиц частных. Государственные инвестиции выполняют в данном случае скорее гарантийную функцию, чем инвестиционную;

- адресные социальные гарантии отдельным категориям населения.

Наши рекомендации