Российская среда переходного периода
Экономическая среда каждого государства имеет свои особенности, которые определяются различными обстоятельствами: от государственного устройства и системы права до развитости рынка и его информационной открытости. В России современную экономическую среду формируют как особенности переходного периода, характерные для всех стран, так и специфические отечественные.
В настоящее время принято считать, что переход от плановой к рыночной экономике на первом этапе состоит в реализации трех различной деятельности процессов: либерализации, финансовой стабилизации, приватизации. Минимально необходимый пакет мер, придающий правильное направление переходному процессу, должен включать выработку правил функционирования нового частного сектора, реформу цен и создание системы социальной защиты, а также перестройку государственного сектора, которая хотя и не подразумевает возможность принятия самими предприятиями без одобрения властей решений о величине заработной платы и инвестиций, но предполагает определенную самостоятельность в вопросах о ресурсах, изменении номенклатуры продукции, найма и увольнения работников.
Существуют различные мнения о структуре и этапности макроэкономических реформ. Так, Л. Саммерс выделяет четыре группы переходных мер:
- макроэкономическая стабилизация: жесткая бюджетная и кредитная политика, борьба с дефицитом государственного бюджета;
- реформа цен на рынках: снятие контроля над ценами, либерализация торговли, создание конкурентных рынков;
- развитие предпринимательства: становление частного сектора, разграничение и закрепление прав собственности, облегчение фирмам входа в отрасль и выхода из нее, реорганизация предприятий;
- институциональная реформа: переосмысление роли государства, реформа законодательства.
Я. Корнаи отличает следующие основные тенденции постсоциалистического развития:
- движение к рынку;
- развитие частного сектора;
- воспроизводство макронеравновесия;
- формирование конституционального государства;
- создание демократических институтов;
- пересмотр понятия национальной общности;
- неравномерный рост материального благосостояния общества.
Отечественные авторы несколько иначе видят переходные факторы:
- капитал как фундаментальная основа эффективности производства и торговли;
- свободное предпринимательство;
- признание частной собственности священной и неприкосновенной наряду с другими формами собственности;
- наличие инновационного механизма и высокоэффективных технологий;
- высокая профессиональность и компетентность всех субъектов экономической и политической деятельности.
При этом каждый из перечисленных факторов должен быть максимально обеспечен с правовой точки зрения.
Дж. Сакс выделяет три фундаментальных момента становления рынка:
- экономическую свободу, под которой понимается прежде всего снятие ценового и номенклатурного (по производимым товарам) контроля, а также барьеров в международной торговле;
- экономические контрактные отношения, подразумевающие жесткие юридические отношения субъектов экономического права;
- частную собственность, наделяющую субъектов правом владеть, управлять и распоряжаться своей собственностью.
Рассмотрим, как вышеперечисленные факторы "работают" в конкретных условиях России. Специфика России связана, прежде всего, с тем, что она преобразуется из страны с жесткой административно-командной экономической системой в страну с рыночной экономикой. Выделяют две группы российских отличий: политические и социальные. К первой группе относится, прежде всего, разрыв экономических связей с республиками бывшего СССР, который стал причиной падения ВВП России примерно на 50%. 25% падения ВВП связано с разрывом связей с бывшими странами СЭВ. Ко второй группе относится отсутствие стартовых условий для частного предпринимательства, патерналистские ожидания, высокая доля пенсионеров в общей численности населения и другие. Несомненны и особенности народного хозяйства России:
- деформированная структура хозяйства с высокой долей затрат в структуре конечного продукта;
- медленное развитие частного сектора, отсутствие эффективного собственника как общественного слоя;
- большое неравновесие материальных и финансовых пропорций;
- нерыночная структура занятости;
- неготовность аппарата управления на всех уровнях к рациональной деятельности в новых условиях;
- недостаточная активность трудоспособного населения, наличие иждивенческих отношений;
- преобладание затратных принципов в менталитете хозяйственников (особенно в госсекторе);
- слабая мотивация в стратегической деятельности.
Различия в стационарной и переходной экономике в условиях кризиса приведены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики
стационарной экономики и экономики переходного
периода
Стационарная экономика | Экономика переходного периода |
Режим расширенного производства | Режим суженного производства |
Рост ресурсов (доходов) | Уменьшение ресурсов (доходов) |
Перераспределение ресурсов ограничивается преимущественно их приростами (через выбор приоритетов развития) | Перераспределение ресурсов распространяется на общий их объем (через изменение всей структуры экономики) |
Инфляция выражается однозначными величинами | Инфляция измеряется двузначными цифрами, в отдельные периоды перерастает в гиперинфляцию |
Распределение и обращение доходов в целом соответствует результатам производства | Распределение и обращение доходов под влиянием инфляции утрачивают прямую связь с результатами хозяйственной деятельности |
Стоимостные (ценностные) пропорции, как правило, соответствуют соотношениям ВВП в материальном выражении и в целом изменяются одновременно. | Изменение стоимостных пропорций становится более сложным и неустойчивым, значительно опережает изменение потоков ВВП в материально-вещественном выражении, отмечается разрыв в движении доходов и товаров (услуг) |
Повышение эффективности функционирования экономики – производительности труда, отдачи основных фондов и капитальных вложений, жизненного уровня населения. | Снижение качественных социально-экономических индикаторов, характеризующих конечные результаты функционирования экономики. |
Рассмотрим, как протекают процессы на ключевых направлениях реформ.
Либерализация цен. Одним из основных показателей, рекомендуемых для продвижения стран к рынку, является доля ВВП, реализуемая по свободным ценам.
В настоящее время в России на федеральном уровне в основном регулируются цены на продукцию и услуги естественных монополий: электроэнергию, газ, транспорт и т.п. Доля регулируемых цен в 1996 году составляла 18,1%. Для сравнения в Болгарии доля ВВП, реализуемого по свободным ценам, колебалась в течение 1993 – 95 гг. от 84 до 92%, в Чехии этот показатель составлял 92 – 95%, в Румынии – 82 – 83%.
Либерализация цен стимулировала процесс формирования новых относительных цен в наиболее прибыльных сферах. Таковыми в начальной фазе переходного периода являются финансовая и торговая сферы. В них в качестве естественной замены механизма государственного распределения возникли принципиально новые сектора, прежде всего, кредитных организаций.
Банки мобилизуют и перераспределяют капиталы в различные сферы экономики, создавая кредитно-дифференцируемую среду. В структуре использования ресурсов основными направлениями являются: кредитование торговых организаций и промышленности, операции с ценными бумагами, валютные операции и кредитование строительных организаций. В качестве негативной тенденции следует отметить сохранение приоритета краткосрочного кредитования и аномальную неприоритетность кредитования народного образования, науки и здравоохранения.
В связи с тем, что товарные рынки на современном этапе недостаточно развиты, освоение новой конкурентной продукции еще не налажено, значительная часть кредитных ресурсов направляется в торговлю. Усиленное развитие этого сектора благодаря его высокой прибыльности на данном этапе представляется закономерным м предваряет перетекание капиталов в производственный сектор. И это также является характерной чертой современной экономической среды России. Если в 1990 году на долю торгового сектора экономики приходилось 5,7% объема ВВП, то в 1995 году – 16,7%. В таких странах, как США, Франция, Италия, этот показатель составляет 15 – 18%.
Таким образом, развитие в начальной фазе переходного периода идет по классическому сценарию: развитие финансового сектора, финансирование и развитие торговли.
Второй составляющей либерализации стала либерализация внешней торговли с характерным преобладанием импорта над экспортом и четко выраженной сырьевой ориентации последнего. Импорт позволил насытить внутренний рынок товарами, создал реальную конкуренцию отечественной продукции. Экспорт вывел страну на новые рынки и обеспечил рыночное участие в международном разделении труда.
К негативным последствиям резкого перехода российской экономики к рыночным внешнеэкономическим связям и к открытости внутреннего рынка можно отнести потерю значительной части этого рынка отечественными товаропроизводителями и усиление социальной напряженности в связи с сокращением численности работающих на неконкурентоспособных предприятиях. К негативной стороне относится также и низкая доля готовой продукции в структуре российского экспорта.
Финансовая стабилизация является важнейшим условием стабильности и предсказуемости российской экономической среды. Исследования показывают, что при самых низких темпах инфляции (менее 5% в год) отмечаются самые высокие темпы экономического роста (в среднем 2,6% в год). При вырастании же уровня инфляции до 40% в год начинается спад, который увеличивается по мере роста инфляции. Кроме подавления инфляции необходим комплекс мер для направления ресурсов в производственную сферу. К таким мерам, в первую очередь, должно быть отнесено стимулирующее инвестиции законодательство.
В вопросе о влиянии формы собственности на эффективность экономики существуют две полярные точки зрения. Первая. Эффективность производства, прежде всего, зависит не от формы собственности на средства производства, а от условий формирования фонда оплаты труда, организации управления производством. Вторая. При минимальных размерах государственного предпринимательства (менее 7% ВВП, производимого на государственных предприятиях) темпы экономического роста достигают максимальных значений (в среднем 1,5% в год). Косвенные доказательства такого взгляда можно найти в попарных сравнениях стран с одинаковым исходным уровнем дохода, избравших различные пути экономического развития (Северная и Южная Корея, Западная и Восточная Германия, Австрия и Чехословакия).
Исследования показали, что глубокоприватизированные предприятия эффективнее среднеприватизированных, а обе эти группы – эффективнее государственных.
Своеобразным и новым для России компонентом экономической среды является малое предпринимательство. Формирование малого бизнеса происходит в сложных условиях. Предприниматели должны преодолеть многочисленные преграды в виде квотирования, усложненного порядка лицензирования и регистрации предприятий, трудностей в отведении участков земли, а также вынуждены вносить значительные денежные средства до начала деятельности и получения каких-либо финансовых результатов.
Для того, чтобы частный сектор экономики стал доминирующим, необходима целенаправленная государственная поддержка малого предпринимательства на всех уровнях.
Роль государственной поддержки и государства в целом в реформировании экономики является предметом дискуссии. Не останавливаясь подробно на различных точках зрения в этом вопросе, коротко можно изложить две крайние:
1) При число либеральном подходе предполагается, что государство минимально вмешивается в экономику, предоставляя возможность самонастройки ее механизма.
2) При число государственном подходе государство активно и детально вмешивается (включая регулирование цен) в экономику, обеспечивает высокую долю государственного сектора и высокий уровень государственных инвестиций.
Определяющим моментом при выборе модели государственного регулирования экономики должно быть содержание государственного участия в экономических преобразованиях, которое заключается в следующем:
- разработка законодательства, создающего условия гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции, структурной перестройки, повышения инвестиционной активности;
- жесткий контроль за соблюдением законодательства;
- формирование и перераспределение финансовых потоков;
- распределение на конкурентной основе обеспеченного ресурсами госзсказа;
- инвестиционная активность (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных капиталовложений. Известно наблюдение Л. Тейлора, согласно которому общественные инвестиции стимулируют частные капиталовложения. Правительство РФ выражает эту тенденцию известной формулой "20 : 80", т.е. на каждые 20 единиц государственных инвестиций должны быть привлечены 80 единиц частных. Государственные инвестиции выполняют в данном случае скорее гарантийную функцию, чем инвестиционную;
- адресные социальные гарантии отдельным категориям населения.