Дефицит и бюрократизм в государственной экономике

Во всех странах экономика огосударствленного социализма обладает рядом общих закономерных свойств, среди которых особенно следует выделить дефицитность и бюрократизм. Дефицитность в определенном смысле – это синоним огосударствленной экономики. Именно в этих условиях дефицитность (имеющая место и в других системах) носила систематический, устойчивый и всеобщий характер.

Основными признаками дефицитной экономики являются диктат производителя над потребителем на основе всеобщей монополизации производства, конкуренция потребителей, позволяющая монополистам-производителям беспрепятственно повышать цены, скрытая или галопирующая инфляция, лимитирование материальных ресурсов и их фондируемое распределение, большая доля убыточных предприятий и уравнительное распределение прибыли, нормированное распределение потребительских благ, развитие "черного" рынка и быстрый рост денежного оборота в теневой экономике.

В основе любого дефицита лежит деформация взаимосвязи между производством и потреблением в целом. Дефицит – это не абсолютное отсутствие какой-либо продукции, а относительный ее недостаток по отношению к сложившийся в обществе структуре спроса и цен. Поэтому даже в условиях нарастания общего дефицита периодически возникает затоваривание отдельными видами изделий из-за несбалансированности спроса и предложения. Это проявляется в образовании на многих предприятиях сверхнормативных запасов сырья и.т.п. при их общем дефиците и отсутствии системы оптовой торговли.

Неудовлетворенный спрос представляет собой скопление у предприятий и населения денежных сумм без соответствующего товарного покрытия. На потребительском рынке неудовлетворенный (отложенный) спрос выступает в двух формах – целевой и нецелевой.

Целевой отложенный спрос образуется в том случае, если денежные средства не используются до момента, когда предоставляется возможность приобрести конкретный товар. Деньги, представляющие такой спрос, отличаются малой подвижностью, "связаны" на достаточно длительный период, поэтому не оказывают заметного негативного воздействия на потребительский рынок.

Нецелевой отложенный спрос образуется в результате недопокупок товаров повседневного спроса. Представляющие такой спрос денежные средства чрезвычайно подвижны и могут одновременно направляться на приобретение различных товаров под влиянием любой информации о рыночной конъюнктуре. Нецелевой отложенный спрос превращается в ажиотажный, при которой товары скупаются в количествах, далеко превосходящих текущие потребности населения. В результате нарушается устойчивость обращения, возрастают темпы инфляции и уровень дефицита, усиливаются спекуляции, снижается уровень и качество жизни населения. Нецелевой спрос практически неподвластен прогнозированию и экономическому управлению. Он является постоянным источником дестабилизации рынка.

В дефицитной экономике господствуют три отрицательные тенденции:

1) ориентация предприятий на экстенсивный валовой рост производства;

2) нехватка в результате этого природных, материальных, финансовых, трудовых ресурсов;

3) накопление сверхнормативных запасов.

Постоянный и ненасыщенный спрос заставляет наращивать количество выпускаемой продукции, а трудности материально-технического снабжения, лимитирование и фондирование ресурсов заставляют предприятия запасать впрок сырье, материалы, формировать "резерв" рабочей силы. Чем интенсивнее дефицит, тем хуже предложение приспосабливается к спросу. В итоге выпускается ненужная продукция, та же, которая необходима, отсутствует (структурный дефицит). В этих условиях потребитель всячески добивается "дружбы" с производителем путем оказания ему различных услуг, подкупа и.т.п., старается накопить максимум наиболее необходимых и наименее доступных товаров.

В свою очередь, погоня за валом и растущий неудовлетворенный спрос потребителей обусловливают снижение качества продукции, у производителя отсутствует стимул к обновлению производства, что сдерживает развитие НТП. Цены, зарплата, другие экономические стимулы слабо влияют на поведение предприятий, в экономике господствуют отношения государственного патернализма. Чем выше степень государственного патернализма, тем легче бюджетные ограничения предприятия, тем активнее его ненасыщенный спрос на материалы и рабочую силу. Предприятие выкачивает ресурсы и у вышестоящих органов, и у своих поставщиков, применяя различные способы: убедительную аргументацию, жалобы, "связи" и прочее. В итоге получается, что чем выше степень государственного патернализма, тем при прочих равных условиях острее дефицит.

Бюрократия возникает там и тогда, когда начинает складываться государственность. Бюрократия есть необходимый атрибут государства, на основе которого оно осуществляет свои функции. Бюрократ, по Гегелю, - это персонификант, носитель государственной власти, государственный чиновник.

В огосударствленной экономике в основе бюрократизма лежит политическая и экономическая монополия, которая выступает в ряде форм. Во-первых, монополия не управление производством. Этот вид монополии предоставляет бюрократии реальное право распоряжаться средствами производства, а, следовательно, и его результатами. Во-вторых, монополия на выработку экономической стратегии и на социально-экономическую информацию, которая дает возможность манипулировать ею в угоду своим экономическим интересам. В-третьих, монополия на кадровую политику, которая позволяет контролировать ключевые позиции в сфере общественного производства. В-четвертых, монополия на производство, обмен, распределение и потребление материальных благ.

В условиях, когда господствуют отношения государственного патернализма, когда центральное руководство берет на себя ответственность за экономическое положение предприятий, отраслей, регионов, одновременно оставляя за собой право использовать по своему усмотрению различные административные инструменты, складывается большой и влиятельный аппарат многоступенчатого управления экономикой, который растет и укрепляется по своим собственным законам. Соединяясь с номенклатурными принципами в подборе кадров, этот аппарат во все большей мере отрывался от реальных потребностей производства.

Основные пути преодоления бюрократизма связаны с демонтажом экономических структур, что требует разгосударствления собственности, т.е. создания совокупности таких экономических условий, при которых каждый человек являлся бы реальным собственником. Это предполагает реальное предоставление предпринимателям возможности управлять общественным производством, эффективный контроль со стороны трудящихся за работой органов управления, устранение монополии на экономическую информацию.

НАЧАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Особенности переходной экономики, ее противоречия и длительность во многом определяются имеющимися к началу преобразований условиями и предпосылками.

Основные предпосылки для перехода к рынку в России следующие:

1) Падение эффективности экономики.

Свидетельством этого была неблагоприятная динамика всех основных макроэкономических показателей. К середине 80-х годов прежняя экономическая система исчерпала потенциал своего роста и постепенно входила в кризис, выразившийся в 1990 году в отрицательных темпах роста всех важнейших показателей. Основой этих процессов явилось экстенсивное развитие народного хозяйства, 70% всех капиталовложений шло не на обновление, а на накопление основных фондов. Фондоотдача за 1970 – 1985 гг. упала более чем на 30%. В сложившейся структуре народного хозяйства предельно высокий удельный вес занимали отрасли ТЭК и ВПК.

2) Макроэкономический дисбаланс, который может быть охарактеризован через динамику и уровень бюджетного дефицита, внешнего и внутреннего долга, социальных индикаторов, в том числе занятостью населения. В России резко нарастал дисбаланс между приростом производства и заработной платы. Если в 1986 году разрыв между ними составлял 1,25 раза, то в 1990 году прирост заработной платы составил уже 16,9% при падении производства. Бюджетный дефицит в 1988 году составил 9,2% к ВВП, в то время как в 1985 году он составил всего 1,82% от ВВП.

3)Структура народного хозяйства.

Роль этого фактора, определяющего в значительной степени скорость преобразований, очень велика. Все страны бывшего социалистического лагеря обладали достаточно однотипной структурой, отличающейся большой долей промышленности при незначительной доле сферы услуг. Однако Россия, будучи сама производителем сырья и топлива, лишена возможности пользоваться поставками ресурсов для оживления промышленности. Учитывая высокую капиталоемкость ТЭК, а также значительные расстояния, структурный фактор для российской экономики является во многом лимитирующим сроки и последовательность преобразований.

Наши рекомендации