Тема 1. Основы институциональной экономической теории

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Набережночелнинский филиал

федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный

лингвистический университет

Им. Н.А. Добролюбова»

А.Р. Фаттахова

Учебно-практическое пособие по дисциплине «Институциональная экономика»,

для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент»

Набережные Челны

2012 год

ББК 65.290-2c

Печатается по решению редакционно-издательского совета

НФ ФГБОУ ВПО НГЛУ им Н.А. Добролюбова

Фаттахова А.Р.,

К 24 Учебно-практическое пособие по дисциплине «Институциональная экономика», для студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» / А.Р. Фаттахова – Набережные Челны: Издательско-полиграфический отдел НФ ФГБОУ ВПО НГЛУ им Н.А. Добролюбова, 2012. – 83 с.

Рецензенты:

Карнач Г.К. – кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» НФ ФГБОУ ВПО НГЛУ им Н.А. Добролюбова

С.В. Коваленко – кандидат экономических наук, доцент кафедры «»,

Данное учебно-практическое пособие предназначено для студентов очной и заочной формы обучения при изучении дисциплины «Институциональная экономика». Издание содержит конспект лекций, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы, перечень интернет-источников.

ББК 65.290-2c

© А.Р. Фаттахова, 2012

© Издательско-полиграфический отдел НФ ФГБОУ ВПО НГЛУ им Н.А. Добролюбова, 2012

Оглавление

Ситуации для размышления

Круг Кула

У жителей островов Южного моря, востока и северо-востока Новой Гвинеи существует система обмена – кула – церемониальный обмен, представляющий собой самостоятельную сферу обмена. Кула – это большой межплеменной обмен, практикуемый общинами, населяющими эти острова, которые образуют по своему географическому положению подобие круга. По этой траектории постоянно циркулируют, причем в противоположных направлениях, два вида предметов:

- по часовой стрелке перемещаются ожерелья, изготовленные из красных раковин (сулава);

- против часовой стрелки циркулируют браслеты, изготовленные из белых раковин (мвали).

Продвигаясь в своем направлении один предмет встречает другой и обменивается на него. Каждое из движений предметов Кула и все детали сделки четко фиксированы, сделки проводятся в соответствии с традиционными правилами и договоренностями. Некоторые действия Кула сопровождаются магическими ритуалами и публичными церемониями.

Не всякий островитянин принимает участие в Кула. Лишь ограниченное число людей время от времени, хотя и нерегулярно, вступают в отношения Кула, то есть они получают определенные предметы (сулава или мвали), временно владеют ими, а затем обменивают на другие, соответствующие направлению движения предметы. Кула не заканчивается одной сделкой обмена – это постоянный поток. Правило гласит: «Однажды в Кула – навсегда в Кула», то есть партнерские отношения двух людей сохраняются всю жизнь.

Некоторые характеристики Кула:

1. Ваигу’а – обмен сулава и мвали – основное действие в Кула-обмене. Эти сакральные предметы не имеют никакой потребительной стоимости, но обладание ими дает человеку высокий социальный престиж.

2. Участники Кула имеют ограниченное число партнеров по обмену – в строгой зависимости от собственного социального положения и важности.

3. В дополнение к Кула-обмену партнеры обязаны сделать друг другу обычные подарки по случаю встречи, чтобы укрепить свои отношения.

4. Пространственно удаленные партнеры считаются врагами, проживающими в опасных, незнакомых районах.

5. В круг Кула вовлечены не только предметы материальной культуры, но и обычаи, песни, объекты искусства, общие культурные влияния. Таким образом, примитивный обмен представляет собой тотальный социальный феномен.

6. Владеть сакральными предметами, циркулирующими в Кула можно лишь временно – не слишком долго, но и не коротко. Существуют меры наказания за слишком долгое хранение этих предметов. Промежуток времени, за который сакральный предмет совершает полный круг составляет от двух до десяти лет.

Источник: Х. Шрадер, «Экономическая антропология»

Революция в Румынии

Революции в Румынии началась 16 декабря 1989 г. Население города Тимишоара попыталось воспрепятствовать насильственной депортации кальвинистского священника Ласло Текеша, представителя венгерской общины. Полиция и войска разогнали демонстрантов водометами. На следующий день люди вновь собрались на площадях Тимишоары и Арада с требованием отставки Чаушеску. Армия открыла огонь, пустила на безоружных людей танки и бронетранспортеры. Жертвами кровавой бойни стали более 5 000 человек. 21 декабря движение протеста перекинулось в столицу и вскоре распространилось на всю страну.

На его подавление были брошены армия и милиция. В результате 130 человек погибли и 604 были ранены. Убитые повстанцы из Тимишоары и защитники баррикады на Университетской площади в Бухаресте, против которых были брошены танки, стали детонатором революционного взрыва. Милиция и армия оказались вне игры, поскольку они не могли стрелять по сотням тысяч людей, заполнивших улицы.

Важную роль сыграли организованные колонны рабочих главных столичных предприятий. Рабочие окружили политический центр режима — здание ЦК Румынской компартии, где в то утро застрелился или был убит министр обороны. После этого армия начала брататься с народом. Массовые выступления рабочих, которых генсек ЦК РКП Николае Чаушеску считал своей главной опорой, испугали его, и он вместе с женой бежал из ЦК на вертолете.

Вечером следующего дня по толпе, празднующей победу, началась стрельба, которую вели подразделения секуритате, румынского аналога КГБ. Армия открыла огонь в ответ. За время перестрелок и уличных боев, которые продолжались несколько дней, было убито 942 человека. Реакцию подавили 25 декабря, в день католического Рождества. В тот же день по решению революционного суда диктатора Николае Чаушеску с женой расстреляли в казарме в городе Тырговиште.

Источник: Новое Время, № 49, 8 декабря, 2002; Украинский деловой еженедельник «Контракты», № 48, 29 ноября 2004 г.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные научные направления и школы, которые повлияли на формирование институциональной школы в экономической теории.

2. В чем состоят фундаментальные идеи старого институционализма и как они соотносятся с положениями неоклассики?

3. Сравните исследовательские подходы старой и новой экономических теорий.

4. Каковы современные направления развития новой институциональной экономической теории?

5. Назовите особенности методологии старого институционализма?

6. Какой архетип используется для экономической науки в неоклассике и традиционном институционализме?

7. Имеет ли история значение в рамках нового и старого институционализма?

8. Применимы ли основные методы неоклассики в рамках нового институционализма?

9. Место компаративистского метода в старом и новом институционализме.

10. В чем различаются трактовки институтов в старом и новом институционализме?

11. На чем основывается классификация правил на конституционные, экономические и контракты?

12. В чем различия между правилами и институтами?

13. Формальные и неформальные институты. Институты и правила.

Ситуации для размышления

Миссионер микрокредитов

Будучи молодым преподавателем экономики Университета Читтагонга (Бангладеш), Мухаммад Юнус в 1976 году из собственного кармана одолжил $27 группе бедных ремесленников из соседнего города Джобра. Чтобы закрепить начатое, Юнус вызвался выступить в качестве гаранта уже более значительного займа в государственном банке – деньги предназначались на создание в деревне собственного предприятия Grameen Project.

Сегодня Юнус руководит в Бангладеш банком Grameen и является одним из главных защитников бедняков во всем мире: 5,3 млн. человек получили кредиты на $5,1 млрд. В основе деятельности Grameen – убеждение Юнуса в том, что бедные могут быть и надежными заемщиками, и энергичными предпринимателями. Есть даже проект Struggling Members Program для 55 тыс. нищих. Под руководством Юнуса Grameen распространил идею микрокредита по Бангладеш, Южной Азии и всему развивающемуся миру.

«Поначалу я даже не думал, что сделанное мною будет иметь какое-то значение в более широком контексте», – говорит он. Но масштабы его нынешней деятельности все растут, а сам Юнус до тонкостей изучил проблему бедности. «Более 1,2 млрд. человек в мире не имеют возможности удовлетворить свои основные потребности, и микрокредиты могли бы стать тропинкой, уводящей их от отчаяния», – говорит он.

Нововведение Юнуса получило широкую поддержку. В 1997 году во всем мире микрокредиты были выданы всего около 7,6 млн. семей, а на 31 декабря 2004 года у 3200 организаций, выдающих микрокредиты, было 92 млн. клиентов. Почти 73% из них на момент получения первого кредита жили за чертой бедности.

Начав работать в Grameen, Юнус перевернул традиционную банковскую систему с ног на голову. Например, он стал больше внимания уделять клиенткам, поскольку женщины наиболее склонны заботиться о семейных нуждах. Для исламского общества это был радикальный шаг, и Юнусу потребовалось шесть лет, чтобы добиться равного представительства женщин и мужчин среди заемщиков. Сегодня женщины составляют уже 96% клиентов Grameen. «Если банки предоставляли крупные кредиты, он выдавал мелкие, если они требовали заполнения документов, он кредитовал и неграмотных. Что бы банки ни делали, он поступал наоборот, – восхищается директор Microcredit Summit Campaign Сэм Дели-Харрис. – Он гений».

В некоторых случаях Юнусу удавалось привлечь частный капитал для финансирования социально ориентированного бизнеса. GrameenPhone – коммерческая телекоммуникационная компания, контрольный пакет акций которой принадлежит норвежской Nortel Networks Ltd., – работает с некоммерческой компанией Grameen Telecom, обеспечивая связь между деревнями: во многих сельских областях женщины получают микрокредит, на который приобретают простенький мобильник и солнечную батарею, а затем все это используется односельчанами как платный телефон. Сегодня идея «деревенской телефонной леди» и некоторые другие варианты использования технологий при минимуме затрат подхвачены в других регионах Азии и в Африке.

Самое последнее новшество профессора еще проходит стадию эксперимента. Grameen Danon Food Co. предложили стать партнером французской группы Danon, чтобы совместно выпускать продукты и недорогое детское питание. Следующий пункт повестки дня Юнуса – строительство недорогих офтальмологических центров и больниц, оснащенных оборудованием для видеоконференций между деревенскими врачами и докторами из столицы Бангладеш Дакки. «В Бангладеш, где ничего не действует и нет даже электричества, микрокредиты работают как часы», – говорит Юнус.

Источник: Джеффри Ганджеми, BusinessWeek Россия, 26 декабря, 2005.

И никаких фокус-групп

Кэмми Данвей, глава маркетинга Yahoo! Inc. заявила на сентябрьской встрече с журналистами и аналитиками в Силиконовой долине: «Наш аналитический департамент не в курсе, но мы больше не будем возиться с фокус-группами».

Полезной информации от фокус-групп Yahoo! получает мало, считает Кэмми Данэвей. Она предпочитает «группы погружения» – четыре-пять человек, с которыми разработчики продуктов Yahoo! неформально общаются без профессионального модератора, обычно работающего с фокус-группами. Потом начинается создание нового продукта с привлечением вместе со штатными сотрудниками Yahoo! кое-кого из их собеседников. «Когда они чувствуют себя не просто наблюдателями, а активными участниками нашего рабочего процесса, результат лучше», – говорит Данэвей.

Пожалуй, главное, что вызывает неудовлетворенность работой фокусгрупп, это неискренность их участников. В 2003 году America Online Inc. обнаружила, что в фокус-группах народ молчит о спаме, хотя жалобы на него в AOL поступают. Оказалось, что, находясь в одной комнате с незнакомыми людьми, участники фокус-групп не хотят признаваться, что они не совсем «на ты» со своим лэптопом. Но, общаясь по почте, они отмечали, что неэффективные программы–блокираторы спама – для них просто пытка.

«Присутствие посторонних в фокус-группах мешает выявить истинные мотивы поведения людей и их намерения», – отмечает Джон Б. Осборн, гендиректор нью-йоркской компании BBDO – рекламного агентства AOL. Малкольм Глэдуэлл.

В поисках новых методик выявления предпочтений покупателей компания Pepsi, например, недавно обратилась к базирующейся в Стэмфорде (Коннектикут) компании Invoke Solutions. Она провела несколько онлайновых обсуждений в формате IM, в которых приняли участие от 80 до 100 человек, отобранных ее «дочкой» Greenfield Online.

Pepsi интересовало, как относится к потреблению минеральной воды поколение X. Всего за несколько часов компания смогла собрать и обработать подробные данные от сотен покупателей. На получение подобного результата в фокус-группах ушло бы несколько недель.

Источник: Джеффри Ганджеми, BusinessWeek Россия, 26 декабря, 2005

Вопросы для самоконтроля

1. Какова трактовка рационального поведения в современной экономической теории (условия и предпосылки модели REMM)?

2. Сравните модели экономического и социологического человека?

3. В чем заключается принцип удовлетворительности Г. Саймона?

4. Рациональность и следование своим интересом в трактовке О. Уильямсона

5. Основные поведенческие предпосылки в неоинституционального анализа.

Вопросы для размышления

1. Почему, на Ваш взгляд, бум франчайзинга в России не начался раньше, в 1990-х г.г.?

2. Зачем «Перекресток» ставит перед своими парнерами-франчайзи столь высокие финансовые требования?

3. Почему компания «Лавка жизни», наоборот, предлагает своим партнерам очень мягкие условия?

4. Почему, на сегодняшний день, имеется относительно немного предложений франшизы в сфере производства?

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие трансакционных издержек в трактовках Коуза, Эрроу, Норта.

2. Трансформационные, организационные издержки.

3. Типологии трансакционных издержек.

Ситуации для размышления

Брайант против Лефевра

Процесс Брайант против Лефевра поднимает проблему загрязнения дымом в новой форме. Истец и ответчики были обитателями примыкающих домов примерно равной высоты.

До 1876 г. истец мог разжигать огонь в любой из комнат своего дома и камины не дымили; два дома простояли неизменными тридцать или сорок лет. В 1876 г. ответчики разобрали свой дом и начали его перестраивать. Они поставили стену рядом с дымовыми трубами, много более высокую, чем она была прежде, и соорудили навес на крыше своего дома, и поэтому камины истца начинали дымить, как только он разжигал огонь.

Конечно, камины начали дымить потому, что выстроенная стена и навес мешали свободной циркуляции воздуха. На суде присяжных истцу присудили в возмещение ущерба 40 ф. ст. После этого рассмотрение перешло в апелляционный суд, где было принято обратное решение. Судья Браумвел доказывал: «... жюри пришло к выводу, что ответчики сделали нечто, что стало затем причиной нарушения покоя и порядка, но это не то же самое, как если бы они сами были этой причиной. Они не сделали ничего, нарушавшего покой и порядок. Их дом и навес вполне безвредны. Это истец нарушает покой и порядок, когда разжигает уголь в каминах, трубы от которых выходят настолько близко к стене ответчиков, что дым не рассеивается, а попадает в комнату. Пусть истец перестанет жечь огонь, пусть он перенесет каминную трубу, пусть сделает ее более высокой, и нарушения покоя и порядка не будет. Кто же нарушает покой и порядок? Было бы совершенно ясно, что истец, если бы он выстроил свой дом или трубы после того, как ответчики возвели над ними навес, и это так, хотя он построил все прежде, чем появился навес. Но (что есть по истине тот же ответ), если ответчики нарушают покой и порядок, у них есть право на это. Поскольку истец не имел права на свободное движение воздуха, подчиненное только праву ответчиков устроить навес на своей крыше, тогда его право подчинено их праву и, хотя осуществление их права вызывает нарушение покоя и порядка, они не несут за это ответственности».

Судья Коттон сказал: «Здесь установлено, что возведение стены ответчиками чувствительным и существенным образом нарушило жизненный комфорт в доме истца, и сказано, что в этом нарушении повинны ответчики. Обычно так и есть, но ответчики не насылают на дом истца дым или ядовитые пары, а только мешают дыму из дома ответчика отходить путем... на который истец не имеет законного права. Истец создает дым, который разрушает его же комфорт. Пока ему не... принадлежит право на определенный способ избавления от него, который перекрыли ответчики, он не может преследовать ответчиков судебным порядком, потому что ему мешает дым, производимый им самим, и он не создал никакого эффективного способа, чтобы избавиться от него. Это как если бы кто-то пытался избавиться от жидких нечистот, возникающих на его земле, давая им стечь на землю соседа. До тех пор пока пользователь не приобрел права на это, сосед может остановить сток, не неся ответственности за это. Нет сомнения, что великое неудобство было бы причинено владельцу собственности, на которой возникают жидкие нечистоты. Но действие его соседа будет законным, и ему не придется отвечать за последствия того, что человек накопил нечистоты, не создав никакого эффективного способа, чтобы избавиться от них».

Источник: Р. Коуз, «Проблема социальных издержек», http://www.libertarium.ru/old/library/firm3.html

Генеральная уборка

Представители крупных и средних российских компаний — «Норильского никеля», «РусАла», Сыктывкарского ЛПК, МК «Шатура» на своем круглом столе пришли к неутешительному выводу: в России отсутствуют законодательная база и база данных инновационных технологий и их разработчиков, которые сделали бы российскую промышленность не такой экологически грязной, какой она является теперь.

Экологические стандарты уже в настоящее время являются мощными рычагами регулирования глобальной конкуренции. Примером может служить российский гражданский авиапром, который, в отличие от автопрома, был достаточно интересен с конструкторской точки зрения, но, оказавшись неспособным вовремя перестроиться на западные шумовые стандарты, он покинул рынок дальне- и среднемагистральных лайнеров.

Пока экологический контроль осуществляется только с помощью систем стандартов ПДК (предельно допустимая концентрация). Они были единственным фактором сдерживания промышленной «грязи» в последние 15 лет, но теперь являются тормозом развития наукоемких производств. От ПДК пора переходить к понятию «наилучшие существующие технологии» (Best Available Technologies, BAT), которое было введено в Евросоюзе 10—15 лет тому назад. Теперь эту аббревиатуру использует весь развитый мир. Но точного перечня BAT в России тоже нет. Между тем именно они вкупе с оцененной стоимостью основных природоохранных мер стали бы отличным регулятором социальной ответственности предприятия. Например, в США в любом проекте прописаны экологические мероприятия и затраты на них. Причем эти статьи расходов финансируются государством. Если при проверке оказывается, что предприятие истратило госсредства не на экологию, то они возвращаются в казну, преумноженные крупными штрафами. Так что переход на BAT становится экономически выгодным.

Между прочим, безо всякого государственного регулирования Санкт-Петербургский картонно-полиграфический комбинат недавно был кардинально переоснащен с использованием Best Available Technologies. И это позволило сразу увеличить производство облицовочного картона вдвое — до 130 тыс. тонн в год.

Но внедрение ВАТ в России пока редкость. Сегодня наша страна может похвастаться только многочисленными проектами безотходных производств.

Источник: Анастасия Аскоченская, BusinessWeek Россия, 31 октября, 2005.

Вопросы для самоконтроля

1. Определение права собственности: различные трактовки

2. Сравнительные преимущества и ограничения системы частной собственности.

3. Издержки спецификации и защиты прав собственности. Издержки оппортунистического поведения. Моральный риск.

4. Спецификация прав собственности. Размывание и расщепление прав собственности.

5. Условия возникновения государственной собственности и ее отличительные признаки. Формальная и спонтанная приватизация.

6. Сравнительные преимущества системы государственной собственности.

Ситуации для размышления

Охота на открытый код

На сегодняшний день софтом с открытыми исходными кодами занимаются десятки тысяч программистов-волонтеров. Свыше 25% серверов в мире работают на Linux, которая стала серьезным соперником Windows. Open source шагает так уверенно, что на его сторону перешли IBM и Sun Microsystems Inc., в корне изменив маркетинговую стратегию для софта. Сейчас даже идут разговоры о том, чтобы применить open source в разработке чипов и технологического оборудования.

Правда, в последние недели сообщество open source пребывает в смятении: гигант софта Oracle Corp. приобрел две крошечные компании, занимающиеся открытыми кодами: заключив сделки по занимающимся базами данных компаниям Innobase Oy и Sleepycat Software, она ведет переговоры о покупке примерно за $500 млн. JBoss, работающей с открытыми кодами, которая производит так называемый межплатформенный софт. Близкие к Oracle источники сообщают, что это только начало.

Многим проектам с open source, таким, как Linux и популярный браузер Firefox Web, оказывают поддержку некоммерческие фонды, которые невозможно продать. К тому же отдельные из наиболее успешных компаний open source противятся проникновению в них внешнего капитала.

Однако есть и те, кто рассматривает возможность привлечения капитала со стороны как большую помощь в передаче своего софта тем, кто хочет его использовать. Возьмем, к примеру, Теодора Данцу.

Три года назад этот румынский кодер написал JasperReports – аналитическую программу для бизнеса, которую с тех пор загрузили себе несколько сотен тысяч компаний. Он он продал свою разработку старт-апу из Силиконовой долины (эта компания называется теперь JasperSoft Corp.), который, как часть сделки, нанял его. Как говорит Теодор Данцу, для него это стало идеальной возможностью делать то, что ему нравится: посвятить все время написанию программ, одновременно зарабатывая деньги. К тому же компания может вкладывать в обеспечение и отработку программ гораздо больше ресурсов, чем в состоянии позволить себе одиночка.

Источник: Сара Лейси, BusinessWeek Россия, 13 марта, 2006.

Алмазная монополия De Beers

Группа «De Beers», управляющая на редкость успешным всемирным алмазным картелем, использует необычный метод продажи алмазов. Покупателям, сообщившим о своей заинтересованности в приобретении конкретного количества алмазов определенных размеров и определенного качества предлагается комплект алмазов, именуемый «просмотровым», приблизительно соответствующий интересам данных покупателей. Алмазы для этого комплекта отбираются исключительно на основании их общих характеристик, без какой-либо попытки серьезно оценить их стоимость. Просмотровые комплекты предлагаются на основе принципа «берешь или отказываешься», их цена рассчитывается по специальной формуле, исходя из общих характеристик вошедших в комплект камней. Переговоры по поводу цены абсолютно исключены. Не подлежит обсуждению и состав комплекта (за исключением ошибок сортировки). Отказ от просмотра такого комплекта на предложенных условиях приводит к тому, что данный покупатель исключается из числа клиентов «De Beers» на будущее.

Хотя некоторые элементы этой системы могу являться следствием использования фирмой своего монопольного положения, нет особых оснований полагать, что какая-то фирма, хотя бы и являющаяся монополистом, захотела бы выбрать для себя неэффективную систему продажи своей продукции.

Источник: Милгром П., Робертс Дж., «Экономика организация менеджмент», в 2-х томах, т.1.

Миссия и цели Российской гильдии риэлторов

Миссия РГР – создание и развитие в России цивилизованного рынка недвижимости.

Цель РГР (в соответствии с уставом) – содействие развитию цивилизованного рынка недвижимости на основе развития законодательной и нормативной базы и создания системы профессиональных стандартов для ее участников, использование собственной инфраструктуры для защиты общих имущественных интересов и удовлетворения нематериальных потребностей членов Гильдии, расширение их возможностей в профессиональном, научно-техническом и социальном развитии, повышение статуса риэлтора.

Предмет деятельности Гильдии:

Для удовлетворения интересов и потребностей своих членов Гильдия осуществляет следующие виды деятельности:

- Изучение текущего состояния, тенденций и проблем развития рынка недвижимости в России. Подготовка информационных, аналитических, конъюнктурных исследований, экспертных материалов для своих членов, всем заинтересованным лицам и общественности.

- Оказание влияния на формирование законодательной и нормативной базы для рынка недвижимости как в РФ, так и в ее субъектах, а также развитие рыночных механизмов управления недвижимостью на муниципальном уровне. Участие в экспертизе законопроектов, нормативных актов, разработка альтернативных законопроектов и дополнений к действующему законодательству, рекомендаций и предложений для соответствующих комитетов, комиссий и экспертных групп Палат Федерального Собрания, местных органов власти.

- Определение основных направлений в области подготовки специалистов на рынке недвижимости, создание обучающих программ, обучение членов Гильдии и лиц, работающих на рынке недвижимости, на основе принятых в Гильдии стандартов.

- Оказание услуг по обмену информацией, установление связей и развитие сотрудничества между различными участниками рынка недвижимости, взаимодействие со СМИ.

- Содействие в создании региональных и профессиональных объединений риэлторов.

- Участие в защите прав собственников на рынке недвижимости, рассмотрении споров между членами Гильдии, а также между членами Гильдии и потребителями их услуг, формирование механизма третейского суда, создание системы коллективной ответственности членов Гильдии перед третьими лицами.

- Содействие развитию деловых связей членов Гильдии с иностранными партнерами по вопросам, входящим в компетенцию Гильдии.

- Проведение научных исследований, разработка и предоставление членам Гильдии рекомендаций по вопросам торгово-инвестиционной политики, ипотеке, приватизации, оценке недвижимости, налогообложению и страхованию, развитию системы регистрации прав на недвижимое имущество.

- Создание единой информационной сети коммерческой информации, относящейся к торговле недвижимостью, инвестиционной и строительной деятельности с целью активизации операций с недвижимостью на межрегиональном и международном уровне. Содействие развитию мультилистинговых систем.

- Формирование положительного общественного мнения о Гильдии, осуществление конструктивного взаимодействия с органами государственной власти и общественными объединениями, проведение активной рекламной и редакционно-издательской деятельности в интересах членов Гильдии, налаживание постоянной связи со средствами массовой информации для разъяснения целей, задач и предмета деятельности Гильдии.

- Развитие информационной, консультативной, образовательной и просветительской деятельности, способствующей становлению и совершенствованию цивилизованного рынка недвижимости в России и повышению профессионального уровня его участников.

- Разработка и внедрение системы стандартов профессиональной деятельности членов Гильдии.

- Проведение работ по сертификации на соответствие требованиям стандартов профессиональной деятельности членов Гильдии.

- Организация и проведение специализированных выставок, симпозиумов, конференций и конгрессов по недвижимости, культурных и общественных мероприятий.

- Осуществление иной деятельности, не противоречащей действующему законодательству, которая будет направлена на реализацию поставленных целей Гильдии.

Источник: сайт РГР http://www.rgr.ru/

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль организации в экономической теории?

2. Поясните суть дихотомии как института и организации.

3. В чем проявляется контроль и власть в хозяйственной организации?

4. Основная идея теории принципала-агента.

5. Приведите примеры типологии хозяйственных организаций.

6. Назовите альтернативные подходы к теории фирмы

7. В чем специфика контрактной теории фирмы?

Ситуации для размышления

Каноники[1] и сервы[2]

Доказательством истины в феодальную эпоху было «извечное» существование. Вот, например, конфликт, в котором в 1252 г. выступали друг против друга сервы собора Парижской богоматери в Орли и каноники. Каким образом стороны доказывали свою правоту? Крестьяне утверждали, что они не должны платить капитулу[3] подать, а каноники возражали, опираясь на опрос осведомленных людей, которых спрашивали, что говорит на этот счет традиция («молва» — fama). Обратились к двум самым старым жителям данной местности. один из них, некто Симон, мэр Карбреза, которому было более семидесяти лет, заявил, что согласно fama капитул может облагать людей податью и что он поступал именно так «с незапамятных времен». Другой свидетель, архидиакон Жан, бывший каноник, заявил, что он видел в капитуле «старые свитки», где было записано, что каноники имеют право облагать податью жителей Орли, и слышал, что такой обычай существовал «со времен глубокой древности» и что капитул верил этим свиткам, «принимая во внимание древность записи».

Источник: Жак Ле Гофф, Цивилизация средневекового Запада.

Закон есть закон

Файлообменный софт eDonkey – самый популярный в мире. По оценке исследовательской фирмы CacheLogic, объем обмена файлами на eDonkey составляет более одной трети объема данных, пересылаемых по Интернету. В среднем в любой момент eDonkey используют 3 млн. человек.

Хотя eDonkey – крупнейшая файлообменная сеть, по ней вполне можно судить о том, что происходит с остальными. На основании решения Верховного суда США по иску против конкурента eDonkey, компании Grokster Американская ассоциация индустрии звукозаписи (RIAA) в сентябре разослала семи крупным файлообменным сетям запретительные предписания, вынудив их тем самым искать новую бизнес-стратегию. От того, какое решение будет найдено, зависит, станет ли обмен файлами достойным и законным или он так и останется подпольной сферой, в которой будут обращаться пиратские копии.

Звукозаписывающие лейблы заинтересованы в том, чтобы сеть eDonkey и иже с ней нашли возможность перестроиться. Руководство компаний звукозаписи знает, что закрытие в 2000 году первого крупного сервиса по обмену файлами Napster дало неприятный побочный эффект: образовался колоссальный неудовлетворенный спрос на обмен файлами, и файлообменные сервисы начали расти как грибы после дождя. Сегодня лейблы тесно сотрудничают с Яганом и остальными, надеясь, что файлообменные сервисы, поставленные в рамки закона, будут достаточно привлекательны для пользователей и смогут вырвать меломанов из плена пиратских систем. «Мы считаем, что потенциал обмена файлами огромен, – отмечает глава RIAA Митч Бейнуол. – Ключ к решению проблемы – создание легальных возможностей для такого обмена».

Не приходится сомневаться, что спрос на цифровые музыкальные записи резко пошел вверх. Загрузка музыкальных файлов с таких сайтов, как iTunes от Apple Computer Inc., по прогнозам JupiterResearch, должна дать в 2008 году $875 млн., то есть на $180 млн. больше, чем в прошлом. Музыкальная подписка от Yahoo! Inc. и других провайдеров должна принести до $850 млн. против $150 в прошлом году.

Но найдет ли eDonkey себе место в этом новом мире? Она должна протиснуться между успешными законопослушными сервисами типа iTunes и Yahoo Music и все еще бесплатными подпольными типа FrostWire, создаваемыми любителями. Еще более серьезная проблема – сам софт eDonkey. Компания может избежать вызова в суд, отказавшись от подпадающего под решение о Grokster программного обеспечения, но миллионы пользователей могут оставить старый софт eDonkey у себя и продолжать незаконно обмениваться файлами. «Файлообменным сетям придется доказать, что у них за душой есть что-то еще кроме бесплатной музыки, – говорит Дэвид Кард, старший аналитик JupiterResearch. – И я очень сомневаюсь, что они сумеют это сделать».

Источник: Берт Хелм, BusinessWeek Россия, 31 октября, 2005.

Вопросы для самоконтроля

1. Приведите примеры типологии групп.

2. В чем проявляется социально-экономическое значение функционирования больших групп и производства коллективных благ?

3. Приведите пример оптимума обеспечения коллективного блага для малой группы (Модель М. Олсона).

4. Приведите пример избирательных стимулов?

5. Как проявляется роль институциональных барьеров, групп специальных интересов?

Ситуации для размышления

Реформирование полиции в Боснии и Герцеговине

Реформирование полицейских сил в Боснии и Герцеговине после гражданской войны 1990-х г.г. проводилось при содействии и под непосредственным контролем Миссии ООН в Боснии и Герцеговине (МООНБГ).

Первым большим достижением полицейской реформы в БиГ стало сокращение численности полиции до уровня, принятого в остальных европейских странах. На протяжении войны полицейские силы были значительно увеличены. Например, армия боснийских мусульман строилась на базе местной полиции. Многие полицейские формирования различных этнических групп использовались в качестве полувоенных. К концу войны общая численность полиции в БиГ равнялась 44750 человек, в том числе 32750 — в Боснийско-Хорватской Федерации и 12000—в Республике Сербской (РС). В Федерации и Республике Сербской на одного полицейского приходилось 60-100 граждан, тогда как согласно европейскому стандарту на одного полицейского приходится 380 граждан.

В соответствии с разработанными МООНБГ и подписанными сторонами договоренностями, Республика Cербска выразила согласие на сокращение численности полиции с 12000 до 8500 человек; а Федерация — с 32750 до 11500. Федерация вышла на запланированные показатели до конца 1997 г.

Местные власти боролись не на жизнь, а на смерть против любых реформ в полиции и, где это было в сфере их компетенции, мешали и старались свести к минимуму последствия этих реформ. Например, численность полиции была довольно быстро снижена до уровня, установленного МООНБГ, но власти оставили на местах тех офицеров, которые были лояльны к местной политической верхушке, хотя и те не всегда отвечали профессиональным требованиям. Несмотря на то, что местные полицейские руководители согласились подписать соглашения об увеличении набора на службу лиц из числа национальных меньшинств, реализация этих соглашений в жизнь стала весьма проблематичной. PC согласилась увеличить представительство национальных меньшинств (т.е. не-сербов) в своей полиции до 20%, но к середине 2002 г. только 4,9% офицеров представляли национальные меньшинства. В Федерации показатель п<

Наши рекомендации