Тема 12. Международные экономические организации.
Общая характеристика и классификация международных экономических организаций. Международные экономические организации как институциональная основа глобализации.
Экономические организации, входящие в систему ООН. Задачи и функции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). Органы и организации ООН, связанные с проблемами "нового международного экономического порядка" (ЮHKTAД, ЮНИДО, ПРООН).
Специализированные учреждения ООН и их функции.
Международные финансовые организации. Другие международные организации, имеющие экономические функции. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Неформальные международные экономические организации. Всемирный экономический форум, «Группа 8», «Парижский клуб», «Лондонский клуб».
Участие России в международных экономических организациях.
Часть 2. Разделы (темы дисциплины) и междисциплинарные связи
с последующими дисциплинами
Изучение дисциплины «Мировая экономика и международные
экономические отношения» предполагает следующие междисциплинарные
связи с последующими дисциплинами
Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||
Международные экономические отношения глобальной экономики | * | * | * | * | * | ||||
Международные валютно-кредитные отношения | * | * | * | ||||||
Международный бизнес | * | * | * | * | * | ||||
Современные финансовые рынки | * | * | * | * | * | ||||
Международное публичное и частное право | * | * | * | * | * | ||||
Международный маркетинг | * | * | * | * |
5.2. Учебно-тематический план
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 3 – Учебно-тематический план для заочной формы обучения
профиль «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ п. | Наименование темы дисциплины | Трудоемкость в часах | ||||
Всего | Аудиторная работа | |||||
Общая | Лекции | Семинары или практ. занятия/ в интерактивной форме | Самостоятельная работа | |||
1. | Мировое хозяйство в начале XXI века. Международное разделение труда и его формы | |||||
2. | Ресурсный потенциал современного мирового хозяйства | |||||
3. | Понятие МЭО и их основные формы. Международная торговля и внешнеторговая политика. | 1/1 | ||||
4. | Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация. | 1/1 | ||||
5. | Внешняя торговля России и ее регулирование. Россия в ВТО. | 2/1 | ||||
6. | Международное движение капитала. Россия в международном движении капитала | 2/1 | ||||
7. | Международная экономическая интеграция | 2/1 | ||||
8. | Международные экономические и финансовые организации | 2/1 | ||||
Итого | 12/6 | |||||
Итого (% от общего кол-ва часов) |
Таблица4 – Учебно-тематический план для очной формы обучения
профиль «Финансы и кредит» (3 курс обучения)
№ п. | Наименование темы дисциплины | Трудоемкость в часах | ||||
Всего | Аудиторная работа | |||||
Общая | Лекции | Семинары или практ. занятия /в интерактивной форме | Самостоятельная работа | |||
1. | Мировое хозяйство в начале XXI века. Международное разделение труда и его формы | 4/2 | ||||
2. | Ресурсный потенциал современного мирового хозяйства | 4/2 | ||||
3. | Понятие МЭО и их основные формы. Международная торговля и внешнеторговая политика. | 4/2 | ||||
4. | Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация. | 4/2 | ||||
5. | Внешняя торговля России и ее регулирование. Россия в ВТО. | 4/4 | ||||
6. | Международное движение капитала. Россия в международном движении капитала | 6/6 | ||||
7. | Международная экономическая интеграция | |||||
8. | Международные экономические и финансовые организации | |||||
Итого | 34/18 | |||||
Итого (% от общего кол-ва часов) |
5.3. Содержание семинарских занятий
Таблица 5– Семинарские занятия для заочной формы обучения
профиль «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ темы дисциплины | Тематика практических и (или) семинарских занятий | Технологии проведения | Трудоёмкость в часах |
1. | 1.Мировое (всемирное) хозяйство, его сущность, основные этапы формирования и развития. 2.Понятие глобализации и ее противоречия. 3.Субъекты современного мирового хозяйства. Основные типы государств в мировой экономике. 4.Модель догоняющего развития и проблемы ее реализации в развивающихся странах. Место и роль Китая в современной мировой экономике. Современная концепция и основные направления развития экономической системы Китая. 5.Международное разделение труда и его основные формы | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия. | |
2. | 1.Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в различных странах и регионах мира. Природно-ресурсный, трудовой, производственный и технический потенциал, структура экономики США (ЕС, Японии по выбору). 2.Мировая энергетика, ее структура и тенденции развития. Внешняя энергетическая политика России. 3.Особенности миграции рабочей силы на современном этапе развития мирового хозяйства. 4.Научно-технический и информационный потенциал мирового хозяйства | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия. | |
3. | 1.Понятие международных экономических отношений, их основные формы. 2.Место международной торговли в системе международных экономических отношений.. 3.Динамика, товарная и географическая структура мировой торговли товарами и услугами. 4.Биржевая торговля, аукционы, торги. Принципы организации и особенности деятельности. 5.Этапы и особенности формирования ТНК. ТНК как проводники глобализации. Влияние ТНК на экономику принимающих стран. ТНК и интересы РФ. 6.Государственное регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика. Тарифное регулирование и нетарифные ограничения. | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия. | |
1.Особенности многоуровневой системы регулирования внешней торговли. 2. Двусторонние и многосторонние торговые соглашения в мировой торговой системе. 3.Международные организации стран-экспортеров и импортеров. 4.Всемирная торговая организация (ВТО) и причины ее создания. 5. Структура и функции ВТО. Принципы деятельности ВТО. 6.Основные соглашения в рамках ВТО (ГАТТ-94, ГАТС, ТРИМС, ТРИПС). 7. Основные проблемы функционирования ВТО. | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия. | ||
5. | 1.Формирование внешнеторговой политики и внешнеторгового законодательства. 2.Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации. 3.Тарифное регулирование внешней торговли. 4.Нетарифные ограничения и защитные меры во внешней торговле. 5.Оценка последствий вступления России в ВТО: новые вызовы и минимизация рисков. | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия. | |
6. | 1. Причины и формы МДК. Глобализация и международное движение капитала. 2. Государственное и международное регулирование международного движения ПИИ. 3.Свободные экономические зоны в мировой экономике и опыт их функционирования. СЭЗ (ОЭЗ) в России. Оффшорные центры. 4. Значение иностранных инвестиций для развития экономики России. Особая роль ПИИ. Динамика, географическая и отраслевая структура иностранных инвестиций в РФ. 5.Государственное регулирование иностранных инвестиций. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ». 6.Формы участия иностранного капитала в экономике РФ | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия | |
7. | 1. Сущность и формы международной экономической интеграции. 2. Основные этапы развития интеграции в Западной Европе. 3. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза. 4. Особенности интеграционных процессов в Северной Америке, Латинской Америке и других регионах мира. 5. Интеграционные процессы в рамках СНГ. Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия | |
8. | 1. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): стратегия расширения. 2. Международный валютный фонд, структура управления и особенности его функционирования. Кредитная деятельность МВФ. 3. Группа Всемирного Банка, основные направления ее деятельности. 4. Региональные международные банки развития. Условия их возникновения, формирование ресурсов. 5. Участие России в деятельности международных экономических и финансовых организаций | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия | |
Итого: |
Таблица6 –Семинарские занятия для очной формы обучения
профиль «Финансы и кредит» (3 курс обучения)
№ темы дисциплины | Тематика практических и (или) семинарских занятий | Технологии проведения | Трудоёмкость в часах |
1. | 1.Мировое (всемирное) хозяйство, его сущность, основные этапы формирования и развития. 2.Понятие глобализации и ее противоречия. 3.Субъекты современного мирового хозяйства. Основные типы государств в мировой экономике. 4.Модель догоняющего развития и проблемы ее реализации в развивающихся странах. Место и роль Китая в современной мировой экономике. Современная концепция и основные направления развития экономической системы Китая. 5.Международное разделение труда и его основные формы | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия. | |
2. | 1.Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в различных странах и регионах мира. Природно-ресурсный, трудовой, производственный и технический потенциал, структура экономики США (ЕС, Японии по выбору). 2.Мировая энергетика, ее структура и тенденции развития Внешняя энергетическая политика России. 3.Особенности миграции рабочей силы на современном этапе развития мирового хозяйства. 4.Научно-технический и информационных потенциал мирового хозяйства | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия. | |
3. | 1.Понятие международных экономических отношений, их основные формы. 2.Место международной торговли в системе международных экономических отношений.. 3.Динамика, товарная и географическая структура мировой торговли товарами и услугами. 4.Биржевая торговля, аукционы, торги. Принципы организации и особенности деятельности. 5.Этапы и особенности формирования ТНК. ТНК как проводники глобализации. Влияние ТНК на экономику принимающих стран. ТНК и интересы РФ. 6.Государственное регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика. Тарифное регулирование и нетарифные ограничения. | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия. | |
1.Особенности многоуровневой системы регулирования внешней торговли. 2. Двусторонние и многосторонние торговые соглашения в мировой торговой системе. 3.Международные организации стран-экспортеров и импортеров. 4. Всемирная торговая организация (ВТО) и причины ее создания. 5. Структура и функции ВТО. Принципы деятельности ВТО. 6.Основные соглашения в рамках ВТО (ГАТТ-94, ГАТС, ТРИМС, ТРИПС). 7. Основные проблемы функционирования ВТО. | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия. | ||
5. | 1.Формирование внешнеторговой политики и внешнеторгового законодательства. 2.Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации. 3.Тарифное регулирование внешней торговли. 4.Нетарифные ограничения и защитные меры во внешней торговле. 5.Оценка последствий вступления России в ВТО: новые вызовы и минимизация рисков. | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия. | |
6. | 1. Причины и формы МДК. Глобализация и международное движение капитала. 2. Государственное и международное регулирование международного движения ПИИ. 3.Свободные экономические зоны в мировой экономике и опыт их функционирования. СЭЗ (ОЭЗ) в России. Оффшорные центры. 4. Значение иностранных инвестиций для развития экономики России. Особая роль ПИИ. Динамика, географическая и отраслевая структура иностранных инвестиций в РФ. 5.Государственное регулирование иностранных инвестиций. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». 6.Формы участия иностранного капитала в экономике Российской Федерации. | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия | |
7. | 1. Сущность и формы международной экономической интеграции. 2. Основные этапы развития интеграции в Западной Европе. 3. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза. 4. Особенности интеграционных процессов в Северной Америке, Латинской Америке и других регионах мира. 5. Интеграционные процессы в рамках СНГ. Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия | |
8. | 1. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): стратегия расширения. 2. Международный валютный фонд, структура управления и особенности его функционирования. Кредитная деятельность МВФ. 3. Группа Всемирного Банка, основные направления ее деятельности. 4. Региональные международные банки развития. Условия их возникновения, формирование ресурсов. 5. Участие России в деятельности международных экономических и финансовых организаций | Доклад, обсуждение доклада, дискуссия | |
Итого: |
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы
Таблица 7–Формы внеаудиторной самостоятельной работы для заочной формы обучения
профиль «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
№ темы дисц. | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоёмкость в часах |
1. | Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка доклада по рекомендованной теме. | |
2. | Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме. | |
3. | Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка доклада по рекомендованной теме. | |
4. | Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме. | |
5. | Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме. | |
6. | Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме. | |
7. | Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме. | |
8. | Работа с учебной литературой. Изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой | |
ИТОГО: |
Таблица 8 –Формы внеаудиторной самостоятельной работы для очной формы обучения
профиль «Финансы и кредит» (3 курс обучения)
№ темы дисц. | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоёмкость в часах |
1. | Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка доклада по рекомендованной теме. | |
2. | Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме. | |
3. | Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка доклада по рекомендованной теме. | |
4. | Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме. | |
5. | Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме. | |
6. | Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме. | |
7. | Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме. | |
8. | Работа с учебной литературой. Изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой | |
ИТОГО: |
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
Система оценивания
Уровень требований и критерии оценок
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и
консультирования студентов, а также по результатам выполнения
самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний
являются:
- обсуждение вынесенных в планы семинарских занятий вопросов по теме лекций и по дискуссионным проблемам проектного менеджмента и его
эволюции;
- решение ситуационных и практических задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать управленческие решения;
- участие в решении кейс-стади;
- выполнение творческого домашнего задания (для очной формы
обучения);
- выполнение контрольной работы (для заочной формы обучения);
- участие в деловой игре.
Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.
Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:
- оценки за работу в семестре (участие в дискуссиях, оценка ответов
на вопросы, решение ситуационных и практических задач, кейс-стади,
творческого домашнего задания/ контрольной работы и т.д.);
- оценки итоговых знаний в ходе экзамена.
Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:
Требования к результатам освоения дисциплины | Оценка или зачет | Баллы (рейтинговая оценка) |
Глубокое усвоение программного материала, логически стройное его изложение, умение связать теорию с практикой, свободное решение задач и обоснование принятого решения, выполнение текущей работы в семестре. | отлично | 86-100 |
Твердые знания программного материала, грамотное и по существу его изложение, допустимы не существенные неточности в ответе на вопрос, правильное применение теоретических положений при решении практических вопросов и задач, выполнение текущей работы в семестре. | хорошо | 70-85 |
Знание только основного материала, допустимы неточности в ответе на вопрос, недостаточно правильные формулировки, нарушение логической последовательности в изложении программного материала, затруднения при решении практических задач, выполнение текущей работы в семестре. | удовлетворительно | 50-69 |
Незнание значительной части программного материала, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы экзаменационного билета,невыполнение практических заданий. | неудовлетво рительно | 0-49 |
В зачетную книжку студента проставляется результат экзамена по 5-
балльной шкале.
7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин программы подготовки бакалавров.
Содержание дисциплины составляет дидактически и методически обработанный материал, который может быть изложен в следующей последовательности:
- введение в курс «Мировая экономика и международные экономические отношения;
- мировой рынок и международная торговля товарами и услугами;
- международное движение капитала;
- международная миграция трудовых ресурсов;
- международные валютно-финансовые отношения.
Изучение дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» осуществляется в тесной взаимосвязи с дисциплинами «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономики».
Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» изучается бакалаврами первого и третьего курса, обучающихся по направлению 38.03.01 «Бакалавр экономики», квалификация (степень) бакалавр. Нормативный срок изучения дисциплины — один семестр.
Основной формой освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» для бакалавров третьего курса, обучающихся по направлению 38.03.01 «Бакалавр экономики», является выполнение контрольной работы по заданной тематике.
Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно с привлечением источников, указанных в рабочей программе учебной дисциплины. Контрольная работа является важным видом самостоятельной работы студента. Ее выполнение становится шагом в направлении формирования компетенций (знаний, умений, навыков), которые в совокупности становятся качественными характеристиками «человеческого капитала» выпускника Финансового Университета.
В процессе выполнения контрольной работы студенты должны глубоко и всесторонне ознакомиться с актуальными проблемами мировой экономики и международных экономических отношений, научиться анализировать современные явления экономической жизни отечественного и мирового сообщества и сделать на этой основе научно обоснованные выводы.
Целями выполнения контрольной работы являются:
1) закрепление и углубление теоретических знаний студентов по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»;
2) формирование у студентов навыков самостоятельной творческой работы с экономической научной литературой, анализа статистического материала и формулирования аргументированных выводов;
3) формирование у студентов культуры речи, умения излагать свои мысли при раскрытии теоретического вопроса, а также связывать общетеоретические положения с экономической практикой;
4) приобретение навыков самостоятельного подбора необходимой литературы с помощью библиографических каталогов.
В процессе выполнения контрольной работы студенты должны самостоятельно подобрать необходимый фактический материал, проанализировать статистические данные, составить таблицы и диаграммы. Все это способствует не только расширению и углублению знаний по дисциплине, но и формированию навыков научного исследования и самостоятельного изложения актуальных теоретических проблем.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС-3) изучение дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» направлено на формирование у студента:
а) общенаучных компетенций:
- Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу и мировоззренческой оценке происходящих процессов и закономерностей (ОНК-2);
б) профессиональных компетенций:
- Владение основными научными понятиями и категориями экономики и управленческой науки и способность к их применению (ПКН-1);
в) системных компетенций:
- Способность анализировать, обобщать и систематизировать информацию (СК-2).
В результате освоения содержания дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» студент должен:
знать:
- теоретические основы развития международной торговли и международного движения капитала, а также проблемы, связанные с интегрированием российской экономики в мировую;
- методологию и механизмы государственного и межгосударственного регулирования международных экономических отношений;
уметь:
- осуществлять отбор статистических данных о состоянии мирохозяйственных отношений, используя публикации национальных и
международных экономических организаций по различным сферам
международной экономической деятельности;
- анализировать целесообразность и эффективность участия субъектов мирового хозяйства во внешнеэкономической деятельности;
- анализировать состояние международных экономических отношений для принятия соответствующих управленческих решений;
иметь представление:
- о противоречивости развития современной системы мирового хозяйства и международных экономических отношений, сложности поиска новых направлений ее реформирования в условиях глобализации мировой
экономики и мирового экономического кризиса;
- о взаимозависимости, взаимообусловленности и уязвимости развития различных сфер и субъектов международных экономических отношений;
владеть:
- навыками поиска и оценки информации о конъюнктуре мирового рынка, международном движении капитала.