Тема 12. Международные экономические организации.

Общая характеристика и классификация международных экономических организаций. Международные экономические организации как институциональная основа глобализации.

Экономические организации, входящие в систему ООН. Задачи и функции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС). Органы и организации ООН, связанные с проблемами "нового международного экономического порядка" (ЮHKTAД, ЮНИДО, ПРООН).

Специализированные учреждения ООН и их функции.

Международные финансовые организации. Другие международные организации, имеющие экономические функции. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Неформальные международные экономические организации. Всемирный экономический форум, «Группа 8», «Парижский клуб», «Лондонский клуб».

Участие России в международных экономических организациях.

Часть 2. Разделы (темы дисциплины) и междисциплинарные связи

с последующими дисциплинами

Изучение дисциплины «Мировая экономика и международные

экономические отношения» предполагает следующие междисциплинарные

связи с последующими дисциплинами

Междисциплинарные связи разделов и (или) тем дисциплины с
обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин №№ разделов (тем) данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
Международные экономические отношения глобальной экономики     * * * * *    
Международные валютно-кредитные отношения   * * *          
Международный бизнес   * *     * * *
Современные финансовые рынки       * *   * * *
  Международное публичное и частное право         * * * * *
Международный маркетинг       * * *   *  

5.2. Учебно-тематический план

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 3 – Учебно-тематический план для заочной формы обучения

профиль «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

№ п. Наименование темы дисциплины Трудоемкость в часах
Всего Аудиторная работа
Общая Лекции Семинары или практ. занятия/ в интерактивной форме Самостоятельная работа
1. Мировое хозяйство в начале XXI века. Международное разделение труда и его формы
2. Ресурсный потенциал современного мирового хозяйства
3. Понятие МЭО и их основные формы. Международная торговля и внешнеторговая политика. 1/1
4. Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация. 1/1
5. Внешняя торговля России и ее регулирование. Россия в ВТО. 2/1
6. Международное движение капитала. Россия в международном движении капитала 2/1
7. Международная экономическая интеграция 2/1
8. Международные экономические и финансовые организации 2/1
  Итого 12/6
  Итого (% от общего кол-ва часов)        


Таблица4 – Учебно-тематический план для очной формы обучения

профиль «Финансы и кредит» (3 курс обучения)

№ п. Наименование темы дисциплины Трудоемкость в часах
Всего Аудиторная работа
Общая Лекции Семинары или практ. занятия /в интерактивной форме Самостоятельная работа
1. Мировое хозяйство в начале XXI века. Международное разделение труда и его формы 4/2
2. Ресурсный потенциал современного мирового хозяйства 4/2
3. Понятие МЭО и их основные формы. Международная торговля и внешнеторговая политика. 4/2
4. Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация. 4/2
5. Внешняя торговля России и ее регулирование. Россия в ВТО. 4/4
6. Международное движение капитала. Россия в международном движении капитала 6/6
7. Международная экономическая интеграция
8. Международные экономические и финансовые организации
  Итого 34/18
  Итого (% от общего кол-ва часов)        

5.3. Содержание семинарских занятий

Таблица 5– Семинарские занятия для заочной формы обучения

профиль «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

№ темы дисцип­лины Тематика практических и (или) семинарских занятий Технологии проведения Трудо­ёмкость в часах
1. 1.Мировое (всемирное) хозяйство, его сущность, основные этапы формирования и развития. 2.Понятие глобализации и ее противоречия. 3.Субъекты современного мирового хозяйства. Основные типы государств в мировой экономике. 4.Модель догоняющего развития и проблемы ее реализации в развивающихся странах. Место и роль Китая в современной мировой экономике. Современная концепция и основные направления развития экономической системы Китая. 5.Международное разделение труда и его основные формы Доклад, обсуждение доклада, дискуссия.
2. 1.Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в различных странах и регионах мира. Природно-ресурсный, трудовой, производственный и технический потенциал, структура экономики США (ЕС, Японии по выбору). 2.Мировая энергетика, ее структура и тенденции развития. Внешняя энергетическая политика России. 3.Особенности миграции рабочей силы на современном этапе развития мирового хозяйства. 4.Научно-технический и информационный потенциал мирового хозяйства Доклад, обсуждение доклада, дискуссия.
3. 1.Понятие международных экономических отношений, их основные формы. 2.Место международной торговли в системе международных экономических отношений.. 3.Динамика, товарная и географическая структура мировой торговли товарами и услугами. 4.Биржевая торговля, аукционы, торги. Принципы организации и особенности деятельности. 5.Этапы и особенности формирования ТНК. ТНК как проводники глобализации. Влияние ТНК на экономику принимающих стран. ТНК и интересы РФ. 6.Государственное регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика. Тарифное регулирование и нетарифные ограничения. Доклад, обсуждение доклада, дискуссия.
1.Особенности многоуровневой системы регулирования внешней торговли. 2. Двусторонние и многосторонние торговые соглашения в мировой торговой системе. 3.Международные организации стран-экспортеров и импортеров. 4.Всемирная торговая организация (ВТО) и причины ее создания. 5. Структура и функции ВТО. Принципы деятельности ВТО. 6.Основные соглашения в рамках ВТО (ГАТТ-94, ГАТС, ТРИМС, ТРИПС). 7. Основные проблемы функционирования ВТО. Доклад, обсуждение доклада, дискуссия.
5. 1.Формирование внешнеторговой политики и внешнеторгового законодательства. 2.Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации. 3.Тарифное регулирование внешней торговли. 4.Нетарифные ограничения и защитные меры во внешней торговле. 5.Оценка последствий вступления России в ВТО: новые вызовы и минимизация рисков. Доклад, обсуждение доклада, дискуссия.
6. 1. Причины и формы МДК. Глобализация и международное движение капитала. 2. Государственное и международное регулирование международного движения ПИИ. 3.Свободные экономические зоны в мировой экономике и опыт их функционирования. СЭЗ (ОЭЗ) в России. Оффшорные центры. 4. Значение иностранных инвестиций для развития экономики России. Особая роль ПИИ. Динамика, географическая и отраслевая структура иностранных инвестиций в РФ. 5.Государственное регулирование иностранных инвестиций. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ». 6.Формы участия иностранного капитала в экономике РФ Доклад, обсуждение доклада, дискуссия
7. 1. Сущность и формы международной экономической интеграции. 2. Основные этапы развития интеграции в Западной Европе. 3. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза. 4. Особенности интеграционных процессов в Северной Америке, Латинской Америке и других регионах мира. 5. Интеграционные процессы в рамках СНГ. Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Доклад, обсуждение доклада, дискуссия
8. 1. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): стратегия расширения. 2. Международный валютный фонд, структура управления и особенности его функционирования. Кредитная деятельность МВФ. 3. Группа Всемирного Банка, основные направления ее деятельности. 4. Региональные международные банки развития. Условия их возникновения, формирование ресурсов. 5. Участие России в деятельности международных экономических и финансовых организаций Доклад, обсуждение доклада, дискуссия
Итого:

Таблица6 –Семинарские занятия для очной формы обучения

профиль «Финансы и кредит» (3 курс обучения)

№ темы дисцип­лины Тематика практических и (или) семинарских занятий Технологии проведения Трудо­ёмкость в часах
1. 1.Мировое (всемирное) хозяйство, его сущность, основные этапы формирования и развития. 2.Понятие глобализации и ее противоречия. 3.Субъекты современного мирового хозяйства. Основные типы государств в мировой экономике. 4.Модель догоняющего развития и проблемы ее реализации в развивающихся странах. Место и роль Китая в современной мировой экономике. Современная концепция и основные направления развития экономической системы Китая. 5.Международное разделение труда и его основные формы Доклад, обсуждение доклада, дискуссия.
2. 1.Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в различных странах и регионах мира. Природно-ресурсный, трудовой, производственный и технический потенциал, структура экономики США (ЕС, Японии по выбору). 2.Мировая энергетика, ее структура и тенденции развития Внешняя энергетическая политика России. 3.Особенности миграции рабочей силы на современном этапе развития мирового хозяйства. 4.Научно-технический и информационных потенциал мирового хозяйства Доклад, обсуждение доклада, дискуссия.
3. 1.Понятие международных экономических отношений, их основные формы. 2.Место международной торговли в системе международных экономических отношений.. 3.Динамика, товарная и географическая структура мировой торговли товарами и услугами. 4.Биржевая торговля, аукционы, торги. Принципы организации и особенности деятельности. 5.Этапы и особенности формирования ТНК. ТНК как проводники глобализации. Влияние ТНК на экономику принимающих стран. ТНК и интересы РФ. 6.Государственное регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика. Тарифное регулирование и нетарифные ограничения. Доклад, обсуждение доклада, дискуссия.
1.Особенности многоуровневой системы регулирования внешней торговли. 2. Двусторонние и многосторонние торговые соглашения в мировой торговой системе. 3.Международные организации стран-экспортеров и импортеров. 4. Всемирная торговая организация (ВТО) и причины ее создания. 5. Структура и функции ВТО. Принципы деятельности ВТО. 6.Основные соглашения в рамках ВТО (ГАТТ-94, ГАТС, ТРИМС, ТРИПС). 7. Основные проблемы функционирования ВТО. Доклад, обсуждение доклада, дискуссия.
5. 1.Формирование внешнеторговой политики и внешнеторгового законодательства. 2.Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации. 3.Тарифное регулирование внешней торговли. 4.Нетарифные ограничения и защитные меры во внешней торговле. 5.Оценка последствий вступления России в ВТО: новые вызовы и минимизация рисков. Доклад, обсуждение доклада, дискуссия.
6. 1. Причины и формы МДК. Глобализация и международное движение капитала. 2. Государственное и международное регулирование международного движения ПИИ. 3.Свободные экономические зоны в мировой экономике и опыт их функционирования. СЭЗ (ОЭЗ) в России. Оффшорные центры. 4. Значение иностранных инвестиций для развития экономики России. Особая роль ПИИ. Динамика, географическая и отраслевая структура иностранных инвестиций в РФ. 5.Государственное регулирование иностранных инвестиций. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». 6.Формы участия иностранного капитала в экономике Российской Федерации. Доклад, обсуждение доклада, дискуссия
7. 1. Сущность и формы международной экономической интеграции. 2. Основные этапы развития интеграции в Западной Европе. 3. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза. 4. Особенности интеграционных процессов в Северной Америке, Латинской Америке и других регионах мира. 5. Интеграционные процессы в рамках СНГ. Таможенный союз и Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Доклад, обсуждение доклада, дискуссия
8. 1. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): стратегия расширения. 2. Международный валютный фонд, структура управления и особенности его функционирования. Кредитная деятельность МВФ. 3. Группа Всемирного Банка, основные направления ее деятельности. 4. Региональные международные банки развития. Условия их возникновения, формирование ресурсов. 5. Участие России в деятельности международных экономических и финансовых организаций Доклад, обсуждение доклада, дискуссия
Итого:

6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы

Таблица 7–Формы внеаудиторной самостоятельной работы для заочной формы обучения

профиль «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

№ темы дисц. Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоём­кость в часах
1. Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка доклада по рекомендованной теме.
2. Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме.
3. Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка доклада по рекомендованной теме.
4. Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме.
5. Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме.
6. Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме.
7. Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме.
8. Работа с учебной литературой. Изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой
  ИТОГО:

Таблица 8 –Формы внеаудиторной самостоятельной работы для очной формы обучения

профиль «Финансы и кредит» (3 курс обучения)

№ темы дисц. Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоём­кость в часах
1. Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка доклада по рекомендованной теме.
2. Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме.
3. Работа с учебной и справочной литературой. Подготовка доклада по рекомендованной теме.
4. Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме.
5. Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме.
6. Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме.
7. Работа с учебной литературой. Поиск информации в Интернете по заданной теме.
8. Работа с учебной литературой. Изучение нормативных правовых актов, работа со Справочно-правовой системой
  ИТОГО:

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Система оценивания

Уровень требований и критерии оценок

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и

консультирования студентов, а также по результатам выполнения

самостоятельных работ. Основными формами текущего контроля знаний

являются:

- обсуждение вынесенных в планы семинарских занятий вопросов по теме лекций и по дискуссионным проблемам проектного менеджмента и его

эволюции;

- решение ситуационных и практических задач, тестов и их обсуждение с точки зрения умения формулировать выводы, вносить рекомендации и принимать управленческие решения;

- участие в решении кейс-стади;

- выполнение творческого домашнего задания (для очной формы

обучения);

- выполнение контрольной работы (для заочной формы обучения);

- участие в деловой игре.

Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена.

Оценка знаний студентов осуществляется в баллах с учетом:

- оценки за работу в семестре (участие в дискуссиях, оценка ответов

на вопросы, решение ситуационных и практических задач, кейс-стади,

творческого домашнего задания/ контрольной работы и т.д.);

- оценки итоговых знаний в ходе экзамена.

Ориентировочное распределение максимальных баллов по видам работы:

Требования к результатам освоения дисциплины Оценка или зачет   Баллы (рейтинговая оценка)  
Глубокое усвоение программного материала, логически стройное его изложение, умение связать теорию с практикой, свободное решение задач и обоснование принятого решения, выполнение текущей работы в семестре. отлично 86-100
Твердые знания программного материала, грамотное и по существу его изложение, допустимы не существенные неточности в ответе на вопрос, правильное применение теоретических положений при решении практических вопросов и задач, выполнение текущей работы в семестре.   хорошо   70-85
Знание только основного материала, допустимы неточности в ответе на вопрос, недостаточно правильные формулировки, нарушение логической последовательности в изложении программного материала, затруднения при решении практических задач, выполнение текущей работы в семестре. удовлетворительно 50-69
Незнание значительной части программного материала, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на вопросы экзаменационного билета,невыполнение практических заданий.   неудовлетво рительно 0-49  

В зачетную книжку студента проставляется результат экзамена по 5-

балльной шкале.

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин программы подготовки бакалавров.

Содержание дисциплины составляет дидактически и методически обработанный материал, который может быть изложен в следующей последовательности:

- введение в курс «Мировая экономика и международные экономические отношения;

- мировой рынок и международная торговля товарами и услугами;

- международное движение капитала;

- международная миграция трудовых ресурсов;

- международные валютно-финансовые отношения.

Изучение дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» осуществляется в тесной взаимосвязи с дисциплинами «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономики».

Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические отношения» изучается бакалаврами первого и третьего курса, обучающихся по направлению 38.03.01 «Бакалавр экономики», квалификация (степень) бакалавр. Нормативный срок изучения дисциплины — один семестр.

Основной формой освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» для бакалавров третьего курса, обучающихся по направлению 38.03.01 «Бакалавр экономики», является выполнение контрольной работы по заданной тематике.

Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно с привлечением источников, указанных в рабочей программе учебной дисциплины. Контрольная работа является важным видом самостоятельной работы студента. Ее выполнение становится шагом в направлении формирования компетенций (знаний, умений, навыков), которые в совокупности становятся качественными характеристиками «человеческого капитала» выпускника Финансового Университета.

В процессе выполнения контрольной работы студенты должны глубоко и всесторонне ознакомиться с актуальными проблемами мировой экономики и международных экономических отношений, научиться анализировать современные явления экономической жизни отечественного и мирового сообщества и сделать на этой основе научно обоснованные выводы.

Целями выполнения контрольной работы являются:

1) закрепление и углубление теоретических знаний студентов по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения»;

2) формирование у студентов навыков самостоятельной творческой работы с экономической научной литературой, анализа статистического материала и формулирования аргументированных выводов;

3) формирование у студентов культуры речи, умения излагать свои мысли при раскрытии теоретического вопроса, а также связывать общетеоретические положения с экономической практикой;

4) приобретение навыков самостоятельного подбора необходимой литературы с помощью библиографических каталогов.

В процессе выполнения контрольной работы студенты должны самостоятельно подобрать необходимый фактический материал, проанализировать статистические данные, составить таблицы и диаграммы. Все это способствует не только расширению и углублению знаний по дисциплине, но и формированию навыков научного исследования и самостоятельного изложения актуальных теоретических проблем.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС-3) изучение дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» направлено на формирование у студента:

а) общенаучных компетенций:

- Владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу и мировоззренческой оценке происходящих процессов и закономерностей (ОНК-2);

б) профессиональных компетенций:

- Владение основными научными понятиями и категориями экономики и управленческой науки и способность к их применению (ПКН-1);

в) системных компетенций:

- Способность анализировать, обобщать и систематизировать информацию (СК-2).

В результате освоения содержания дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» студент должен:

знать:

- теоретические основы развития международной торговли и международного движения капитала, а также проблемы, связанные с интегрированием российской экономики в мировую;

- методологию и механизмы государственного и межгосударственного регулирования международных экономических отношений;

уметь:

- осуществлять отбор статистических данных о состоянии мирохозяйственных отношений, используя публикации национальных и

международных экономических организаций по различным сферам

международной экономической деятельности;

- анализировать целесообразность и эффективность участия субъектов мирового хозяйства во внешнеэкономической деятельности;

- анализировать состояние международных экономических отношений для принятия соответствующих управленческих решений;

иметь представление:

- о противоречивости развития современной системы мирового хозяйства и международных экономических отношений, сложности поиска новых направлений ее реформирования в условиях глобализации мировой

экономики и мирового экономического кризиса;

- о взаимозависимости, взаимообусловленности и уязвимости развития различных сфер и субъектов международных экономических отношений;

владеть:

- навыками поиска и оценки информации о конъюнктуре мирового рынка, международном движении капитала.

Наши рекомендации