Теория агентских отношений (2)

Пусть вероятности состояний (погоды) установлены, состояния ненаблюдаемы, но работник может воздействовать на выпуск в каждом состоянии.

S – набор переменных состояния (погоды), наблюдаемых агентом.

Q – набор переменных выпуска (известных и принципалу, и агенту)

A – набор затрат (действий) агента, известных только ему.

Тогда схема компенсации – это плата принципала агенту, которая является функцией всех переменных, которые наблюдаемы обоими: Y= Теория агентских отношений (2) - student2.ru

Теория агентских отношений (3)

Проблема принципала состоит в выборе такого Теория агентских отношений (2) - student2.ru , который бы максимизировал ожидаемую полезность, max EV, учитывая зависимость действий агента от Теория агентских отношений (2) - student2.ru и необходимость платить агенту достаточно для стимулирования его к работе, EU>=U.

Когда действия агента определены так, что принципал может определить какое состояние произошло, то имеет место разделяющее равновесие.

Теория агентских отношений (4)

2 Проблема неблагоприятного отбора

Переменная S может быть представлена как характеристика индивида, нежели как состояние природы. Тогда ограничение самоотбора означает, что индивид типа S предпочитает действие A(S) любым другим возможным действиям. Если ограничения самоотбора удовлетворительны, то можно определить кто и к какому типу принадлежит.

Подобный набор ограничений имеет место, если контрактное соглашение между принципалом и агентом не носит обязательного характера, т.е. индивид может уволиться если узнает о реальном положении вещей.

Фирма в теории трансакционных издержек (1)

Согласно Коузу, основу фирмы составляет сеть контрактов между владельцами определенных факторов производства. Другими словами, фирма представлятся совокупностью индивидуальных и групповых участников производства – работников, управляющих, собственников активов, а так же сплетением явных и неявных контрактов, традаций и правил.

Производство в рамках единого предприятия противопоставляется купле-продаже на рынке, а механизм внутрифирменного административного управления – механизму межфирменных рыночных взаимодействий.

Уильямсон выделял 3 группы ресурсов, которые использует фирма.

Общие – ценность их не зависит от использования в данной фирме.

Специфические – внутри фирмы ценность выше

Интерспецифические – взаимодополняемые взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность достигается только в данной фирме.

Поэтому сердцевину фирмы составляет долгосрочный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Такие ресурсы дают эффект, больший чем первоначальные вклады.

Издержки:

- трансформационные (производственные) – при использовании ФП

- организационные (управленческие) – контроль и распределение ресурсов, минимизация оппортунистического поведения

- трансакционные – деятельность на различных рынках + обеспечения внешних контрактов

Рынок и фирма – альтернативные способы организации.

Коуз отмечал, что максимизация прибыли требует замены рынков фирмами, если издержки использования рынков становятся больше чем управленческие издержки.

Демсец: правильный вопрос – будет ли сумма управленческих и ТАИ при внутрифирменной производстве бтльше или меньше управленческих и ТАИ при рыночной органиации.

Эволюционная теория фирмы

Раработана в 60-70гг Нельсоном и Уинтером. Фирма является носителем «генов» - устойчивых технологических, управленческих и других правил, называемых рутинами, обеспечивающих её идентичность во времени и отличие от других фирм. Правила, а не цель определяют решения.

3 вида рутин: управленческо-технологические, стандартные инвестиционные, поиск (инновационная деятельность)

Характеро системное представление о фирме как о двойственном объекте: с одной стороны участник делового сообщества, с другой обладает собственными правилами .

Уинтер высказал идею о том, что парадигма ТАИ и эволюционная парадигма противостоят друг другу, и дополняют одна другую. Но обе создают благоприятные возможности ждя плодотворных исследований.

Основные организационные формы фирм в развитых странах

Тема 7

7.2 сущность целей

7.3 теоретические модели государства

7.4 провалы государства и их исправления

7.5 институциональный подход к государственному вмешательству.

Провалы рынка

К провалам рынка относится производство общественных благ, движение к несовершенным рынкам, проблема внешних эффектов, недостаток и несовершенство и ассиметрия информации.

Провалы имеет и государство.

7.2 на сущность государства существует две точки зрения:

1. идеи и определение государства Норта – государство-это специфическая организация

Государство – это организация, обладающая сравнительными преимуществами в осуществлении насилия, распространяющимися на район, чьи границы определены способностью облагать налогом подданных. (по Норту)

По Олейнику государство – это особый случай властных отношений, возникающих на основе передачи гражданами части своих прав на контроль своей деятельности при определении и защите ПС и в некоторых других сферах.

Государство – институциональное устройство, которое может и должно осуществлять государственную политику, в том числе и экономическую, в этом определении правительства рассматриваются как некие институциональные соглашения.

2. В этом смысле государство рассматривается как система институтов, власти и управления. Гимли

Цели государства.

1й подход – автономно-государственный. Государство рассматривается как некая независимая сила, которая существует отдельно от общества и тогда такая автономная структура обладает своей целью и эта целевая функция может отличаться от общественной целевой функции.

Некоторые подходы рассматривают государство как «хищника», государство – дискриминирующий монополист. Для разных категорий устанавливаются разные институциональные правила и налоговые ограничения. Цель максимизировать чистый доход правителя (группы, контролирующей принятие решений), даже если это противоречит цели общества.

Однако здесь есть ограничения:

Если на этой территории общество сильно подвержено налоговой нагрузке, что может быть захват извне.

С другой стороны внутренний социальный взрыв, если монополист устанавливает слишком жесткие правила в том числе налоговые.

2й подход – подход групп специальных интересов (ГСИ). Государство э то некая сфера, где ГСИ конкурируют или кооперируются, чтобы повлиять на решение государства. Некие социальные организации, партии, движения, лобби-группы, профсоюзы.

Теория Чикагской школы – теория захватывающих функций, захват регуляций. Цель государства – определяется целью сильных ГСИ.

3-й подход – эгоистичных бюрократов (власть стола). Цель максимизировать доход своего ведомства. Бюрократы составляют иерархию – они неоднородны, есть другие теории, которые говорят, что бюрократы ассоциируют себя с проводниками идей общества.

В целом в реальной жизни можно плодотворно использовать идеи всех трех подходов.

Функции государства

Милтон Фридман (неоклассика)

1. Защита членов общества от неправомерных действий своих же сограждан

2. Защита от вторжения извне

3. Предпринимать обоснованные меры, направленные на сохранение и укрепление свободного общества

К функциям государства Олейник:

1. Спецификация и защита ПС

2. Создание канала обмена информацией

3. Разработка стандартов, мер и весов

4. Создание каналов деятельности рынка

5. Правоохранительная деятельность

6. Производство общественных благ таких как: оборона, здравоохранение, образование, но существуют дискуссии, что отнести к общественным благам.

НИЭТ говорит, что нужно оставить 3 функции:

1. Определение субъектов, объектов и правил деятельности

2. Поощрение и защита социально значимых видов деятельности

3. Нельзя в руках органов власти и управления двух видов деятельности: функции государственного управления, коммерческая деятельность.

Функции государственного управления:

А) принятие решений по поводу государственного бюджета

Б) по поводу установления правил для негосударственных структур

Выполнение функции может предполагать участие негосударственных организаций.

7.3 тип государств

Выделяется два полюса:

· Контрактное государство

· Эксплуататорское государство

Между ними есть много сочетаний. Государство Норта.

Контрактное государство изучалось разными институционалистами.

12.12.11

8.3

Под институциональным проектированием понимается деятельность по разработке проектов моделей экономических институтов, целенаправленно внедряемых в экономическую деятельность.

Тамбовцев выделяет 5 принципов ИП:

1. Этапная полнота проектов

2. Компонентная полнота проектов

3. Достаточное разнообразие стимулов

4. Защищенность от оппортунистического поведения

5. Принцип соучастия

Этапы разработки и выполнения проекта:

1. Определение целей проекта – цель может быть сформулирована по-разному, как достижение каких-то экономических результатов, описание создания института

2. Разработка вариантов достижения цели

3. Критерии выбора вариантов: минимизация таи, срок реализации, другие

4. Выбор наилучшего варианта ИП: 1)исследование вариантов, отыскиваем вариант, которые обеспечивают цель, а уже среди них выбираем тот, который с минимумом ТАИ; 2) отбираем варианты с помощью специфических критериев, подбираются варианты у которых пригодные таи, затем ищем вариант из пригодных, который дает максимум достижения цели

5. Детализация и оформление вариантов 2) компоненты рассматриваются на каждом этапе, но с разной степенью детализации

Компоненты:

- объект изменения, преобразования на который нужно воздействовать

- средство воздействия на объект

- субъект деятельности

- институциональные технологии

-мотивы и стимулы в деятельности субъектов

- способы соединения

Тогда ип включает следующие 2 группы компонентов:

1 компоненты самого института

2 компоненты, которые обеспечивают создание самого института

Задача проектировщиков состоит в создании такого правила, при выполнении которого действие выполнялось бы с максимальной вероятностью.

Например, изменение бухучета – варианты разработки стимулов:

1. Учет предпочтений того человека, который занимает эту позицию

2. Разрабатывается меню стимулов

Принцип максимальной защищенности – ип в первую очередь должен удовлетворять требованиям заказчиков

Институциональные ловушки

Эффективность =

коэффициент трансакционноемкости =таи/дельта у

трансакционноотдача= дельта у/таи (или на сумму всех издержек)

1. Социальные эффективные институты позволяющие максимизировать функцию общественного благосостояния

2. Изменение результатов будет повышать благосостояние одних групп и уменьшать благосостояние других

3. Парето-неоптимальные институты – такие результаты, которые не используют возможности одновременного улучшения положения всех объектов

Институциональные ловушки – коррупция, негарантированность оплаты труда.

Наши рекомендации