Особенности макроэкономической модели развития Франции

Экономическая система Франции на первый взгляд напоминает немецкую. Здесь так же, как и в Германии, действует социально ориентированная модель экономи­ки, в центре которой находится «государство благоденствия» (I'Etat providence). Вместе с тем существенным отличием Франции от Германии является тот факт, что если экономические преобразования в послевоенной ФРГ были направлены преимущественно на создание эффективно действовавшего рыночного механиз­ма, в котором государству отводились регулирующие функции, то во Франции, напротив, государственный сектор экономики был поставлен в центр социально­го рыночного хозяйства и государство выполняло роль активного хозяйствующе­го субъекта. Именно из-за высокой роли государства в экономике такую систему довольно часто называют этатистской моделью. Один из бывших премьер-министров страны Эдуард Балладюр дал довольно точную характеристику такой активной роли французского государства в хозяйственной жизни, назвав его государством-планификатором (I'Etat planificateur).

О значительной роли государства в экономике Франции говорят следую факты. Государство перераспределяет через консолидированный бюджет свыше половины ВВП (54,5% в 2003 г.). Количество занятых в государственном секторе

составляет около четверти всего экономически активного населения страны. По­чти треть всей собственности в экономике приходится на долю государства. Круп­нейшие французские ТНК — такие, как Elf Aquitaine (добыча и переработка не­фти), Renault (автомобилестроение), Thompson (электроника и электротехника), France Telecom (связь) — вплоть до начала радикальной приватизации конца 1990-х гг. являлись либо полностью государственными компаниями, либо предприятиями с государственной долей участия. На примере таких государственных или полу-государственных концернов особенно очевидным стало сращивание экономиче­ской и политической власти государства.

Вместе с тем социальное рыночное хозяйство с элементами этатизма долгое время способствовало сглаживанию отрицательных черт капитализма во Фран­ции, оно консолидировало общество антикапиталистической по своему духу стра­ны. Сильные традиции социально-рыночной экономики, особенно в послевоен­ный период, способствовали обретению французами значительных завоеваний в социальной сфере. К концу 1990-х гг. на социальные цели расходовалось около трети ВВП. Согласно комплексным оценкам международных институтов, Фран­ция занимает первое место в мире по эффективности своей системы здравоохра­нения. Заработная плата в государственном секторе превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе. Сильные профсоюзы постоянно угрожают общенациональ­ными забастовками при малейшем наступлении правительства на достигнутые социальные завоевания. Неуклонно снижается продолжительность рабочей недели. Однако при всех преимуществах своей социальной системы сегодня Франция развивается в новых условиях: глобализация мировой экономики и объединение Европы оказывают значительное влияние на национальную экономику. Чтобы не отставать от темпов и качественного уровня развития стран — лидеров миро­вой экономики (прежде всего США), Франции остро необходимо не только раз­вивать свою собственную технологическую базу, но и существенным образом трансформировать структуру национального хозяйства, что предполагает ослаб­ление внутреннего регулирования и снижение бремени социальных расходов го­сударства. Следовательно, в самое ближайшее время качественные перемены должны произойти в системе социальных гарантий, в характере взаимоотношений государственного и частного секторов экономики, в сфере профессиональ­ной подготовки кадров, а также в государственных финансах.

Система социальных гарантий имеет своим следствием высокую нагрузку на го­сударственные финансы. После отставки правительства генерала де Голля в 1968 г. Французы добились значительных привилегий в социальной сфере, с которыми спешат расставаться. В частности, государственные служащие не подлежат со­кращению, в 50-55 лет выходят на пенсию, уровень которой, как и пособий по безработице, весьма высок. Такими социальными гарантиями Франция гордится, но гордость омрачают процесс старения населения и достаточно высокая безработица (в самый свой пик в конце 1990-х гг. безработица охватывала 12% эконо­мически активного населения, в 2004 г. ее уровень снизился до 10%). Социальные гарантии финансируются в первую очередь за счет налогоплательщиков. Причем высоки не только косвенные и индивидуальные подоходные аналоги но и социальные взносы предпринимателей и наемных работников.

Так, если к концу XX в. социальные взносы равнялись 6,1% ВВП в Великобри­тании, 7,2 — в США, 10,6 — в Японии и 15,5% — в Германии, то Франция нахо­дилась здесь «впереди планеты всей»: на социальные платежи приходилось 18,3% ВВП страны. А всего налоговые платежи и социальные взносы граждан и предприятий Французской Республики достигли 45,1% ВВП, что почти на 7% превысило уровень Германии, традиционно считающейся страной с высоким бременем налогов и социальных взносов.

Для стареющего и малодетного французского общества выплата пособий по без­работице и пенсий становится все более и более проблематичной. На некоторых предприятиях один работающий уже содержит не только себя и свою семью, но и как минимум двух пенсионеров. Так, численность персонала на французских желез­ных дорогах (Societe Nationale de Chemin de Fer, SNCF) составляла в 1990-х гг. около 190 тыс. человек. В то же время пенсионеры, ранее работавшие в SNCF, — это 350 тыс. человек. Каждый служащий-налогоплательщик, таким образом, содержит еще и двух пенсионеров. Вместе с тем высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики. Заработная плата в частном секторе во Франции ниже, а социальные гарантии, свойственные государственному секто­ру, там не столь велики.

Различие между государственным и частным секторами экономики существует не только в уровне заработной платы и социальных гарантий. Традиционно эко­номической идеологией страны было поощрение занятости в государственном сек­торе и едва ли не отрицательное отношение к частному предпринимательству. Наиболее престижной до сих пор считается государственная служба, на которую стремятся поступить все французы, а желающих заняться частным предпринима­тельством или работать в частной фирме насчитывается не так уж и много. Выс­шие учебные заведения страны ориентировались в первую очередь на профессио­нальную подготовку государственных служащих. Наиболее авторитетным вузом страны является l'Ecole nationale d'administration {VENA), готовящая высококва­лифицированных управленцев для государственного сектора. Поступить в I'ENA достаточно сложно: для абитуриентов в обязательном порядке предполагаются двухгодичные подготовительные курсы, отсев на которых составляет до 80% слу­шателей. Из оставшегося числа выпускников подготовительных курсов в VENA поступает не более 10%, но зато прошедший все стадии отбора студент на все вре­мя учебы получает статус государственного служащего с достаточно высокой за­работной платой, нередко на порядок превышающей зарплату занятого полный рабочий день в частном секторе экономики. В сфере НИОКР государство также оказывает приоритетную поддержку и субсидирует преимущественно обществен­ный сектор, а венчурный бизнес — реальный двигатель научно-технического прогресса и прикладных технологий — поощряется недостаточно.

Отсутствие должного внимания государства по отношению к развитию технологической базы объясняется еще и тем, что государственные служащие не слишком заинтересованы в повышении качества своей работы, в высвобождении путем применения новой техники и новых методов управления высокооплачиваемых рабочих мест в общественном секторе. Таким образом, французская модель менеджмента страдает своей неэффективностью, поощряя произвол и коррупцию в среде государственных чиновников, и серьезно сдерживает научно-технический прогресс

предпринимательскую активность в обществе. К примеру, если на создание собственного дела предпринимателю требуется на бюрократические процедуры от 2 недель в США до 8 в Германии, то во Франции процесс открытия нового предприятия

в среднем занимает 15 недель.

Наши рекомендации