Раздел v. теоретические проблемы перехода

К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ674

ГЛАВА 29. КОМАНДНО-АДМИНИСТРАТИВНАЯ СИСТЕМА 674

§ 1. Социалистическая идея: сущность и историческое развитие 674
§ 2. Теория и практика командно-административной организации

народного хозяйства 676

§ 3. Причины упадка и краха социалистической экономики 687

ГЛАВА 30. ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 692

§ 1. Что такое переходный период? 692

§ 2. Концепции переходной экономики 696

§ 3. Закономерности переходного периода 700

§ 4. Институциональная трансформация в переходный период 706
§ 5. Обзор реформ 1992-1998 гг. и предпосылки завершения

переходного периода 708

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 714

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 718

ЛАУРЕАТЫ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ПО ЭКОНОМИКЕ 732

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 734

СПИСОК АНГЛИЙСКИХ АББРЕВИАТУР

И БУКВЕННЫХ СИМВОЛОВ 740

Предисловие 11

ПРЕДИСЛОВИЕ

«Идеи экономистов и политических мысли­телей - и когда они правы, и когда ошибаются, — имеют гораздо большее значение, чем приня­то думать. В действительности только они и правят миром».

Джон Мейнард Кейнс

«Нравится это или нет, но основные пробле­мы современной политики действительно явля­ются чисто экономическими и не могут быть поняты без знания экономической теории. Толь­ко человек, разбирающийся в основных вопросах экономической теории, в состоянии выработать независимое мнение по рассматриваемым про­блемам».

Людвиг фон Мизес

Вниманию вдумчивого читателя предлагается книга коллектива авторов кафедры экономической теории МГИМО (У) МИД РФ, являющаяся четвер­тым изданием с 1991 г. Главная цель нашей работы на протяжении 7 лет -стремление создать современный учебник, отвечающий растущим требо­ваниям к экономической подготовке российских студентов. Предыдущий (третий вариант) «Курса экономической теории», вошедший в число побе­дителей в открытом конкурсе «Гуманитарное образование в высшей шко­ле», проводившемся Государственным комитетом РФ по высшему образо­ванию и Международным фондом «Культурная инициатива», впервые уви­дел свет в 1993 году, многократно переиздавался и послужил, как мы наде­емся, формированию у наших студентов экономического образа мышления.

Однако произошедшие за последние годы изменения заставили авторс­кий коллектив снова взяться за перо с тем, чтобы существенно перерабо­тать наш учебник. В чем же суть вышеназванных изменений?

Во-первых,быстро меняются экономические реалии, а, вместе с ними, и теоретические представления о происходящих событиях. Особенно это касается переходных процессов, наблюдающихся в постсоциалистических странах. Экономический романтизм периода первых российских реформа­торов сменился многотрудными попытками теоретического переосмысления рыночных преобразований в контексте как региональных, так и общемировых тенденций. В связи с этим потребовалось полное обновление раздела V, посвященного переходной экономике.

Во-вторых,известный шаг вперед сделан в области начального эконо­мического образования в средней школе, которая в настоящее время обеспе-



Предисловие

чивает выпускников самыми общими представлениями об основных осо­бенностях функционирования современного рыночного механизма.

В-третьих,в последние годы существенно расширился спектр доступ­ных для студентов теоретических произведений ведущих представителей ми­ровой экономической науки. Вышли в свет и многочисленные учебники, и учебные пособия по экономической теории как в рамках начального, так и более продвинутых курсов, принадлежащие перу западных и российских ученых.

Центральной проблемой настоящего издания является анализ законо­мерностей функционирования современного рыночного механизма, того механизма, который лежит в основе самых разнообразных хозяйственных систем как в западном, так и в восточном полушариях нашей планеты. Ко­нечно же, рыночная конкретика в различных странах имеет свои особенно­сти, связанные с историческими, демографическими, культурными, соци­альными, политическими и природными особенностями. Эти особенности более рельефны в переходных экономиках по сравнению с устоявшимися цивилизованными «рыночными» странами. Однако и здесь, как мы неред­ко наблюдаем, не стоит преувеличивать значение национальных и регио­нальных факторов. Где бы мы ни подбросили яблоко, оно, подчиняясь за­кону всемирного тяготения, упадет на землю. При этом направление его полета не будет зависеть от того человека, который подберет это яблоко, -будь то папуас из Новой Гвинеи, фермер из Огайо, либо житель среднерус­ской равнины. Точно так же обстоят дела и с функционированием основ­ных механизмов рыночного хозяйства, - экономические законы столь же объективны, сколь и законы природы.

Авторы учебника по-прежнему считают необходимым во всех без ис­ключения темах делать акцент на том, что мы изучаем экономическое по­ведение людей, а построение графиков и формул - не самоцель, а лиш! необходимое подспорье в решении этой задачи.

В «Курсе экономической теории» использована следующая логика изу­чения рыночного механизма:

• в первом разделе - «Введение в экономическую теорию»- освеща­ется место и роль человека в экономике, дается представление об экономи­ческой теории как науке, ее предмете и методе, показаны основные законо­мерности экономической организации общества, приводится общая харак­теристика рыночной экономики, дается обзор важнейших направлений и школ в экономической теории.

• во втором разделе - «Микроэкономика»- анализируются механиз­мы рынка совершенной и несовершенной конкуренции, теории фирмы и организационные формы бизнеса, рынки факторов производства, преиму­щества и недостатки рыночного механизма, связанные с так называемыми провалами рынка, экономическая теория благосостояния.

Предисловие



• в третьем разделе - «Макроэкономика»- рассматривается нацио­
нальное хозяйство в целом, показаны роль и границы вмешательства госу­
дарства в хозяйственные процессы, анализируются проблемы макроэконо­
мического равновесия и нестабильности. Здесь же анализируется значение
кредитно-денежной и налогово-бюджетной системы в современной рыноч­
ной экономике.

• в четвертом разделе - «Международные аспекты экономической теории»- показываются особенности функционирования рыночного меха­низма в открытой экономике, рассматриваются проблемы и противоречия при достижении внешнего экономического равновесия.

• в пятом разделе - «Теоретические проблемы перехода к рыночной экономике»- дается характеристика командно-административной систе­мы, рассматриваются основные закономерности переходной экономики.

В настоящем издании «Курса экономической теории» изменена струк­тура учебника и распределение материала как внутри разделов, так и меж­ду ними, значительно переработано, расширено или полностью обновлено содержание глав, появились новые приложения, обновлен указатель имен, список нобелевских лауреатов по экономике, предметный указатель, содер­жащий около 600 терминов.

Математическая составляющая экономического анализа увеличилась незначительно, что делает содержание настоящего учебника достаточно дос­тупным для читателей с обычной школьной математической подготовкой.

Единицами измерения цен в различных примерах служат как рубли, так и доллары - и это не промашка редакторов учебника. Надеемся, что нас поймут правильно, и не будут обвинять в отсутствии патриотизма. Дело в том, что в условиях неустойчивой и малопредсказуемой российской инф­ляции элементарные примеры с покупкой яблок или груш, не говоря уже о цифрах государственного бюджета, могут через несколько месяцев вызвать недоумение. Пока мы готовили учебник, цены с середины 1998 г. по сере­дину 1999 г. «подпрыгнули» в среднем в три раза. Поэтому фразы типа «покупая килограмм яблок за 5 рублей...» могут вызвать у читателя сомне­ние, а знают ли авторы, сколько эти яблоки на самом деле стоят. Прошед­шая с 1 января 1998 г. деноминация делает необходимым при рассмотре­нии российского федерального бюджета каждый раз делать оговорку о де­номинированных или неденоминированных рублях и т. п. Конечно, можно было бы везде указывать так называемые ден.ед. или пресловутые у. е. Но чувство стиля не позволило нам это сделать, за редкими исключениями. Таким образом, наш учебник отражает ту переходную экономику, в усло­виях которой он создавался: рубль соседствует с долларом. Мы очень на­деемся, что это - последнее издание, когда из-за инфляционных процессов



Предисловие

мы не можем во всех без исключения случаях пользоваться родными рос­сийскими рублями в наших примерах.

Одной из характерных особенностей учебника является широкий спектр проблем, составляющих его содержание. Читатель найдет в нем ответы на основные вопросы всех разделов стандартного курса экономической тео­рии, преподаваемой в большинстве высших учебных заведений нашей страны и за рубежом. В связи с последним мы сочли необходимым дать перевод основных понятий на английский язык (в конце каждой главы и в предметном указателе).

Авторский коллектив благодарен нашим уважаемым рецензентам, д.э.н., профессору Пороховскому А.А. и кафедре экономической теории ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова (заведующий кафедрой д.э.н., профес­сор Сидорович А.В.) за ценные замечания, высказанные при чтении руко­писи учебника. Мы выражаем глубокую признательность американским ученым, лауреату Нобелевской премии по экономике профессору Роберту Мертону и профессору правоведения Тому О'Коннору из Уэслианского кол­леджа (Северная Каролина) за любезно предоставленные нам сведения, ко­торые помогли уточнить данные «Именного указателя».

Авторский коллектив выражает глубокую признательность сотрудникам кафедры и лаборатории экономической теории Родионовой Н.Ю., Малюти­ной В.В., Николаенко О.И., Трухачевой Л.Н. за организационно-техничес­кое содействие при подготовке учебника. Особая благодарность - препода­вателю Огонькову Р.В. за сложную работу над компьютерным исполнени­ем графиков, в результате которой настоящее издание существенным обра­зом отличается от всех предыдущих.

Учебник «Курс экономической теории» рассчитан на широкие круги российских студентов. Он призван помочь им изучить и осмыслить, преж­де всего, теоретические аспекты экономической жизни современного обще­ства, вооружить их научным инструментарием экономического анализа.

Книга будет полезна и всем тем, кто в современных условиях занят практической деятельностью - от политики до бизнеса, поскольку успех этой деятельности во многом зависит от овладения экономическим стилем мышления.

Авторский коллектив будет благодарен уважаемым читателям за поже­лания и критические замечания в его адрес, которые будут непременно уч­тены в дальнейшей работе.

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

«Я утверждаю, что экономический подход уникален по своей мощи, потому что он спосо­бен интегрировать множество разнообразных форм человеческого поведения».

Гэри Беккер

Наши рекомендации