Кейс. Была ли компания «Дюпон»монополистом на рынке целлофана?

Источник:Корпоративный сайт компании «Дюпон» // www.dupont.com

«Дюпон» (http://www2.dupont.com/Our_Company/en_US/glance/index.html)

— американская фирма с более чем двухсотлетней историей. Первые 100 лет своего существования (с 1802 г.) фирма производила взрывчатые вещества, затем начала заниматься производством широкого спектра химической продукции. Компания «Дюпон» использует научные достижения в целях создания продуктов, которые помогают улучшить качество жизни, сделать ее более здоровой и безопасной для людей во всем мире. Работая в более чем 70 странах, «Дюпон» предлагает рынку широкий спектр инновационных продуктов и услуг, включая сельское хозяйство, продукты питания,

электронику, коммуникации, безопасность и защиту, предметы домашнего обихода и строительство, транспортировку и предметы одежды.

Сегодня доход компании составляет около 26,6 млрд долл., научные исследования и разработки ведутся на 45 заводах и в 22 лабораториях, расположенных в 14 странах мира, в том числе и в России. Большинству потребителей «Дюпон» известна как производитель тефлона и лайкры, используемых в производстве товаров народного потребления. На российском рынке компания «Дюпон» многие годы работает с препаратами для

сельскохозяйственных производителей.

К торговым маркам компании относятся: DuPont Oval и DuPont™; Pioneer® — марка семян, Teflon® — фторполимеры, пленки, чехлы для тканей, волокна и эмульсионные краски; Corian®—твердые поверхности; Kevlar® — высокопрочный материал и Tyvek® — защитный материал.

В начале XX века «Дюпон» осуществила настоящую революцию на рынке эластичных упаковочных материалов, ведущие роли на котором до того занимали бумага, пергамент, фольга и другие виды упаковок. В 1927 г. один из ученых компании — Вильям Хейл Чарч — разработал влагонепроницаемый материал, который позволял производителям красиво и надежно упаковывать свою продукцию и при этом демонстрировать покупателям ее внешний вид. Вскоре целлофан стал одним из основных продуктов компании. К 1938 г. продажи уникального продукта приносили компании «Дюпон» 25% годовой прибыли.

В 1950*е годы XX в. Федеральная торговая комиссия и Министерство юстиции США выдвинули против компании «Дюпон» обвинение в монополизации рынка целлофана. Действительно, в этот период данная фирма контролировала практически все производство целлофана в Соединенных Штатах Америки. Естественно, что адвокаты компании «Дюпон» попытались сделать все возможное, чтобы опровергнуть утверждение

о том, что их клиент является монополистом. И это им удалось. В ходе судебного разбирательства по поводу нарушения антитрестовского законодательства в 1956 г. Верховный суд США пришел к выводу, что, несмотря на то, что компания «Дюпон» контролировала практически все производство целлофана, она не была монополистом.

Вопросы

1.Как вы думаете, какой основной аргумент адвокатов компании «Дюпон» заставил Верховный суд США снять обвинение в монополизации рынка с их клиента?

2.Почему одним из аргументов в дискуссии стало то обстоятельство, что

спрос на целлофан был весьма эластичен относительно цены этого товара?

(Микроэкономика. Макроэкономика: сборник кейсов: учеб. пособие для преподавателей / А.В.Аносова, И.В.Зороастрова, А.А. Касаткина и др.; под ред. С.Ф. Серегиной, А.В. Аносовой. – М.: Маркет ДС, 2008. – 384 с.)

Проверьте себя

1. В чем выражается диалектическое единство монополии и конкуренции?

2. Проанализируйте позитивные и негативные стороны конкуренции.

3. Что такое недобросовестная конкуренция? В каких формах она осуществляется?

4. Что такое ценовая дискриминация? На каких условиях она возможна?

5. Что такое внутриотраслевая конкуренция?

6. В чём проявляется многоаспектность понятия «совершенная конкуренция»?

7. Почему фирма на совершенно конкурентном рынке не снижает свою цену ниже рыночного уровня ради привлечения большего количества клиентов?

8. Дайте характеристику основных черт совершенной конкуренции, в каких сферах экономики она встречается? Приведите примеры совершенно конкурентных рынков.

9. Почему фирма-конкурент не может проводить самостоятельную ценовую политику?

10. В чем заключаются преимущества и сложность работы в условиях совершенной конкуренции?

11. Можно ли осуществлять ценовую дискриминацию на рынке совершенной конкуренции?

12. В чем состоят особенности монополистического рынка? Каковы барьеры, ограничивающие доступ на него новых фирм?

13. Существуют ли реальные возможности деятельности монополии на рынке как единственного продавца? Сколь продолжительно может осуществляться такая деятельность?

14. Что принято называть естественной монополией?

15. Какова, по вашему мнению, степень монополизации российской экономики?

16. Что характерно для олигополии? Что является главным барьером на пути проникновения в олигополистическую отрасль?

17. Каковы позитивные и негативные последствия олигополизации рынка?

18. Почему некоторые отраслевые рынки в большинстве стран имеют олигополистическую структуру? Приведите примеры.

19. Каковы специфические условия монополистической конкуренции?

20. Что такое дифференциация продукта, и какую роль она играет в формировании рынка монополистической конкуренции?

21. При какой структуре рынка конкуренция более ожесточенная – монополистической или олигополии? Поясните ответ.

22. Какую роль играет реклама в процессе дифференциации предлагаемого товара?

23. Дайте характеристику позитивов и издержек монополистической конкуренции.

24. Что характерно для олигопсонии?

25. Что означает «фирма, принимающая цену»?

26. Что означает «фирма, объявляющая цену»?

27. Чем совершенная конкуренция отличается от несовершенной? Какая из этих форм преобладает на российском рынке?

28. Каковы потери от несовершенной конкуренции?

29. Раскройте содержание экономических и административных средств, противодействующих монополизации рынка. Что обусловливает развитие, совершенствование антимонопольного законодательства?

30. В каком случае понятие «фирма» и «отрасль» совпадают или являются синонимами?

РАЗДЕЛ 4. МИКРОЭКОНОМИКА.

Наши рекомендации