Тема 18. Финансовая система и финансовая политика государства.

Финансы общества, сущность и роль в обеспечении экономического роста. Субъекты финансовых отношений: хозяйствующие субъекты, насе­ление и государство.

Финансовая политика государства - совокупность государственных мер по оптимизации условий использования централизованных денежных ресурсов. Контрольные и распределительные функции финансовой поли­тики.

Государственный бюджет, роль в распределении и перераспределе­нии национального дохода. Функции бюджета. Бюджет центрального пра­вительства и бюджеты субъектов федерации (местные бюджеты). Вне­бюджетные фонды.

Доходы и расходы бюджета, их структура. Бюджетные дефициты и их причины. Виды бюджетных дефицитов: циклический и структурный де­фицит.

Способы покрытия бюджетных дефицитов.

Государственный долг. Формы выплаты государственного долга. Экономические последствия существования государственного долга.

Внутренний долг государства и его обслуживание. Проблемы и по­следствия внутреннего долга.

Тема 19. Налоги и налоговая система государства.

Сущность и функции налогов. Виды налоговых ставок: твердые, пропорциональные, прогрессивные, регрессивные. Типизация налогов по ме­тоду взимания и использования. Прямые и косвенные налоги.

Налоговая система и принципы её построения. Статичность и Дина­мичность налоговых систем. Налоговый мультипликатор. Система федеральных и местных налогов, Оптимальное налогообложение. Кривая Лаффера. Фискальная политика государства и её роль в государственном ре­гулирование экономических процессов. Государственные расходы и нало­ги как инструмент фискальной политики. Виды фискальной политики. Принципы и механизмы воздействия фискальной политики на хозяйствен­ную конъюнктуру.

Тема 20. Совокупные доходы населения и социальная политика государства.

Доходы населений, их виды и источники формирования. Структура Личных доходов населения. Номинальные, располагаемые и реальные Доходы. Рыночный принцип формирования доходов.

Основные экономические теории об источниках и динамике доходов.

Дифференциация доходов: причины и факторы. Измерение дифференциации доходов. Кривая Лоренца и коэффициент Джини.

Уровень жизни и бедность. Система показателей уровня жизни.

Цели государственной политики доходов и границы её применения Роль социальной политики. Результативность социальной политики. Госу­дарственное перераспределение: концепции, цели и инструмен­ты.

РАЗДЕЛ 7. Экономическая теория мирового хозяйства.

Тема 21. Мировая экономика.

Объективные основы формирования и развития мирового хозяйства и мирового рынка. Международное разделение труда, как предпосылка формирования и развития мирового рынка. Преимущества международного разделения труда, вытекающие из сопоставления абсолютных и относительных издержек производства. Сравнительные преимущества, вытекающие из сопоставления факторов производства. Современные формы мирохозяйственных связей.

Мировая торговля. Внешнеторговый оборот и его составляющие: экспорт, импорт, сальдо. Внешнеторговая политика: протекционизм и свободная торговля. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли. Торговый баланс. Дефицит торгового баланса: причины и пути преодоления.

Вывоз капитала и его отличие от вывоза товаров. Причины вывоза капитала. Формы вывоза капитала: предпринимательская и ссудная. Прямые и портфельные инвестиции. Современные тенденции в вывозе капитала.

Международное движение трудовых ресурсов: причины миграции трудовых ресурсов.

Валютный рынок и методы котировки валют. Спрос на иностранную валюту и её предложение. Системы обменного курса валют. Режимы валютных курсов. Факторы, влияющие на валютный курс.

Понятие и структура платёжного баланса страны. Анализ статей платёжного баланса. Регулирование платежного баланса. Платёжный баланс России.

Межгосударственные торговые союзы и организации. Международные валютно-кредитные организации.

Планы семинарских занятий

Тема 1. Предмет и методы экономической теории.

Ключевые понятия

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Категория экономическая

Логический метод

Макроэкономика

Микроэкономика

Моделирование

Научная абстракция

Нормативный анализ

Нормативная теория

Политическая экономия Позитивный анализ

Позитивная теория

Статистический метод

Факторный анализ

Функциональный анализ

Экономический анализ

Экономический закон

Экономический эксперимент

Экономическое моделирование

Учебная цель:выяснить закономерности, которые изучает экономическая теория.

После изучения этой темы Вы должны уметь:

Ø охарактеризовать эволюцию идей о предмете экономической науки;

Ø охарактеризовать предмет изучения и методы современной экономической теории;

Ø определить основную проблему экономической теории и практики;

Ø объяснить содержание функций экономической теории.

План семинарского занятия

1.Экономическая теория: предмет изучения и его эволюция.

2. Методы научного исследования.

3.Экономические категории и законы.

Литература

· Курс экономической теории: учебник – 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание / Под ред. проф. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселёвой. - Киров: «АСА», 2007. Гл. 1, 2.

Дополнительная литература

· Гукасьян Г.М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2004. – Лекция 2.

· Жутовская Т.С., Шишкина Н.Р. Экономическая теория: Учебное пособие, 2-е издание. / Под ред. Проф. А.Н. Зайцевой. Курган, Издательство «Зауралье». 2008. - Тема 2.

· Ивашковский С.Н. Микроэкономика: Учеб. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2002. Глава 1.

Примерная тематика рефератов и сообщений

1. Экономическая теория в системе наук об обществе.

2. Экономические законы, механизм из действия и использования.

3. Научные абстракции и их роль в экономической теории.

4. Единство логического и исторического в экономическом исследовании.

5. Роль экономической науки в развитии общества.

Сочините экономическое эссе

§ «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Бернард Шоу).

§ «Обрати взор к прошлому, если хочешь создать что-то необычное». (Исландский поэт Эйнор Бенедиктссон»

Выполните самостоятельно

Задание 1.Прокомментируйте следующее высказывание представительницы английской экономической науки Джоан Робинсон: «Экономическую теорию необходимо изучать не для того, чтобы научиться как стать богатым, а для того, чтобы не попадаться на удочку экономистам».

Задание 2.Объясните, как вы понимаете высказывание К. Маркса: «… при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». (Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. Предисловие к первому изданию. М., Политиздат, 1973. – 907 с.)

Задание 3. Прокомментируйте следующее высказывание: «Несправедливо считать абстрактную политическую экономию ответственной за смешение во многих умах её теоретических законов с практическими правилами, на них основанными. Она чистая наука, и ее цель – знание. Между тем в прессе и на трибуне политическая экономия принимается как наука практическая, то есть как свод правил, руководящих поведением». (Тойнби А. Промышленный переворот в Англии в 18-м столетии. М., 1896, с.6.)

Задание 4. Английский экономист Дж. М. Кейнс в своей работе приводит следующую мысль: «Экономическая теория … является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Что, по вашему мнению, дало основание для такого вывода и какие элементы в экономической теории придают ей методологическую направленность?

Проверьте себя

1. Что изучает экономическая теория?

2. Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления?

3. Почему политическая экономия как научная система зародилась только в эпоху становления капитализма?

4. Какая фундаментальная экономическая проблема лежит в основе предмета экономической теории?

5. В чем кроется причина разногласий экономистов на предмет экономической теории?

6. В чем состоит содержательное отличие меркантилизма от физиократов?

7. Что нового привнесла классическая школа политической экономии в понимание предмета экономической науки?

8. Назовите школу в политической экономии, которая выдвинула альтернативу в определении политической экономии как науки, изучающей богатство.

9. Какую кардинальную новизну внесла марксистская политическая экономия в понимание целей и задач этой науки?

10. Какую смысловую нагрузку несёт термин «политическая» в названии науки (от Монкретьена до Маркса)?

11. Когда и кем впервые был прочитан курс политической экономии в России и вышел первый учебник на русском языке?

12. Чем объясняется (теоретически и экономически) появление экономикса?

13. Кем, где и когда был впервые прочитан курс экономикса?

14. Обобщите определения экономикса, данные различными авторами.

15. Какова связь экономической теории с другими экономическими и социальными науками?

16. Какова связь между экономической действительностью и экономической теорией?

17. Каковы взаимоотношения между экономической теорией и политикой? Приведите примеры из жизни общества современной России. Сформулируйте основные задачи экономической политики.

18. Каковы основные «инструменты» экономических исследований?

19. Почему моделирование является одним из основных методов экономической теории?

20. В чем состоит принципиальное отличие экономических законов от законов природы?

21. Что означает выражение «функциональные зависимости в экономике»?

22. Назовите кардинальные различия в методах анализа, которыми пользуются политическая экономия и экономикс.

23. Как вы понимаете утверждение о том, что «началом» политической экономии является сущность, а «началом» экономикса – цена?

24. В чем различие позитивных и нормативных утверждений? Приведите примеры тех и других.

25. Что такое «объективный экономический закон», «экономическая категория»? Приведите примеры. Зависит или не зависит действие экономических законов от воли и сознания людей?

26. Зачем нужна экономическая наука обществу? Разве не достаточно технических наук, которые дают ответы на конкретные вопросы, связанные с решением практических задач?

27. Какую роль играет научная абстракция в изучении экономических отношений? Приведите примеры.

28. Что представляет собой гипотеза? Чем она отличается от научной теории? На чем она строится?

29. Каковы различия между микро-, макро - и мегаэкономикой?

30. Когда (на каком уровне исследования) экономическая теория прибегает к построению моделей? Что представляет собой моделирование и почему оно необходимо?

Наши рекомендации