Спрос и факторы спроса. закон спроса
Спрос– это общая экономическая категория, которая выражает поведение фактических и потенциальных покупателей на рынке. Более точно эту категорию можно выразить термином «объем», или величина спроса.
Объем (величина) спроса – это то количество товара, которое потребители желают и в состоянии приобрести по определенной цене из ряда возможных цен в течение некоторого периода времени. Эта взаимосвязь между желанием купить товар и определяющими его факторами называется функцией спроса:
(1)
где QD – количество товаров и услуг, на которое предъявлен спрос; D – спрос (Demand); Р – цена товара или услуги (Price); — цена товаров заменителей (Substitutes – субститутов); – цена товаров-дополнителей(Complement– комплементов); I – доход (Income); N – количество покупателей товара или услуги, Т – предпочтительные вкусы покупателей.
Если предположить, что все факторы спроса, кроме цены покупаемого товара или услуги, окажутся неизменными, то формула (1) приобретет следующий вид:
QD =f(P). (2)
Графически характер взаимосвязи объема спроса и цены покупаемого товара или услуги можно изобразить в виде кривой с отрицательным наклоном (рис. 1).
Кривая спроса,которую обычно обозначают буквой D (от англ. «demand» – спрос), показывает объем спроса на товар при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах. Эта кривая отражает спрос потребителей, предъявляемый на отраслевом рынке на определенный товар. Он получил название рыночного (или отраслевого) спроса.
Рис. 1. Кривая спроса
Однако экономисты рассматривают не только рыночный, но и индивидуальный спрос. Индивидуальный спрос– это спрос отдельного потребителя на определенный товар.
Объем рыночного спросапри каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных потребителей.
Закон спроса выражает при прочих равных условиях обратную зависимость между изменением цены и величиной спроса: чем выше цена, тем ниже величина спроса и чем ниже цена, тем выше величина спроса.
Предположим, что цена покупаемого товара остается неизменной, а изменяются другие ценовые факторы. В этом случае экономисты говорят об изменениях в спросе.
Графически это выражается в смещении кривой спроса вправо или влево при одном и том же значении цены (рис. 2).
Рис. 2. Изменение спроса (сдвиг кривой спроса)
Основными неценовыми факторами, воздействующими на спрос, являются: 1) изменение доходов; 2) изменение цен на взаимозаменяемые товары (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (товары-компле-менты); 3) предпочтения (вкусы) потребителей; 4) количество покупателей; 5) цены, ожидаемые в будущем.
13. ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Экономическая категория «предложение»представляет собой то количество продукции, которое производитель желает, в состоянии произвести и предложить к продаже на рынке по данной цене из ряда возможных цен в течение определенного периода времени.
Объем (или величина) предложения зависит от различных факторов и математически может быть выражен формулой
(1)
где – объем предложения товара; S – предложение (supply); Р – цена данного товара; Pr – цена ресурсов; К – характер промышленной технологии; Т – налоги и субсидии; N – количество продавцов; В – прочие факторы.
Приведенная формула показывает, что объем предложения является функцией от цены данного товара, цен на ресурсы, налогов и субсидий и т. д.
Если предположить, что все факторы, кроме цены произведенного продукта, окажутся неизменными, то формула (1) приобретает следующий вид:
(2)
Эта формула отражает зависимость между изменением цены и изменением величины предложения и характеризует закон предложения.
Закон предложения выражает при прочих равных условиях прямую зависимость между изменением цены и изменением величины (объема) предложения: чем выше цена, тем выше объем предложения данного продукта и чем ниже цена, тем ниже объем предложения.
Графически характер взаимосвязи объема предложения и цены производимого продукта или услуги можно выразить ввиде криой с положительным наклоном (рис. 3).
Кривая предложения показывает количество предлагаемого товара при каждом значении цены и неизменных других факторов, влияющих на предложение (рис. 3).
Изменение величины предложения на графике выражается в перемещении вдоль неизменной кривой предложения.
Рис. 3. Кривая предложения
Однако под воздействием ряда неценовых факторов кривая предложения может графически смещаться вправо или влево (рис. 4).
Рис. 4. Изменение предложения (сдвиг кривой предложения)
Если продавцы при одной и той же цене будут предлагать большее количество продукта, то можно говорить об увеличении предложения. Если при той же цене продавцы предлагают меньшее количество продукта, то можно говорить об уменьшении предложения.
К неценовым факторам предложения относятся: 1) изменение цены ресурсов; 2) характер промышленной технологии; 3) налогии субсидии;4) цены на другие товары; 5) количество продавцов на рынке; 6) климатические условия; 7) инфляционные ожидания производителей и др.
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Взаимодействие спроса и предложения графически может быть изображено следующим образом (рис. 5):
Рис. 5. Модель частичного рыночного равновесия
В точке пересечения кривых спроса и предложения возникает рыночное равновесие, при котором величина спроса равна величине предложения (QD= QS), а цена спроса равна цене предложения (Рd= Рs).
Координатами точкиЕявляются равновесная цена РЕи равновесный объем QE. Равновесной ценой,или ценой клиринга,называется цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос. А равенство объемов спроса и предложения называется равновесным объемомтовара.
Точка равновесия означает такой баланс, когда на рынке нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Если рынок находится в равновесии, то цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят купить, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят продать.
Однако в реальной жизни совпадение объема спроса и объема предложения случается крайне редко. В действительности возможны различные ситуации, когда спрос и предложение отклоняются друг от друга, а рыночная цена оказывается либо выше, либо ниже равновесной цены.
Из рис. 5 видно, если цена Р1выше равновесной, то образуется излишек продукта на рынке, или избыточное предложение. Если цена Р2 ниже равновесной, то возникает избыточный спрос (дефицит товара).
Рассмотрим механизм, посредством которого устанавливается равновесие на рынке (см. рис. 5). Допустим, первоначальное значение цены Р1По этой цене производители предлагают к продаже продукцию Q2, а покупатели в состоянии приобрести лишь Q1, т. е. меньшее количествоэтой продукции. Возникает избыточное предложение (Q2– Q1). Конкуренция среди продавцов понижает цену до тех пор, пока избыточное предложение не становится равным нулю в точке Е.
При цене Р2производители могут продать Q3единиц продукции, а потребители готовы купить Q4, т. е. большее количество этого товара. Возникает избыточный спрос, или дефицит (Q4 – Q3). Потребители начинают конкурировать между собой за обладание товаром. Вследствие этого цена на рынке на данный товар начинает расти. Этот процесс «нащупывания» равновесной цены идет непрерывно до тех пор, пока объем спроса сравняется с объемом предложения (А. Смит назвал это принципом «невидимой руки»).
В экономической теории рассмотренная модель получила название модели частичного рыночного равновесия (равновесие на рынке одного товара). В результате установления рыночного равновесия выигрывают и потребители и производители.
Цена рыночного равновесия позволяет рыночным агентам согласовать свои действия, прийти к взаимному компромиссу. Благодаря равновесной цене потребители покупают больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продают дороже и больше, чем готовы были продать.
Иногда государство, преследуя те или иные социальные цели, идет на установление максимальных («цена поддержки») или минимальных цен, по которым производителям следует продавать свою продукцию («потолок цен»). Эти действия нарушают функционирование рыночного механизма, но необходимы в интересах достижения более справедливого распределения созданного в обществе продукта.