Собственность как экономическая категория, её сущность и формы.
Собственность, как экономическая категория, – это отношения между людьми по поводу присвоения благ. Т.е. собственность –это признаваемая обществом и охраняемое законом право человека, фирмы или государства владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо ресурсом или товаром.
Объектамисобственности выступают те блага (товары, ресурсы) по поводу которых складываются отношения собственности. К ним относятся средства производства (станки, здания, машины, инструменты), предметы потребления, ресурсы, рабочая сила.
Субъектамисобственности являются частные лица, коллективы, общество.
Владение выражает фактическое обладание благом.
Пользование– это потребление объекта собственности в соответствии с его назначением, т. е. извлечение из него полезных свойств для удовлетворения потребностей субъекта.
Распоряжение состоит из двух функций:
1. Определение юридической судьбы объекта собственности (продать, подарить, передать по наследству, сдать в аренду, уничтожить). Если собственностью является доход от использования факторов производства, то речь идет о праве собственника полностью распоряжаться этим доходом;
2. Организация пользования (например, землей), которая включает контроль за целесообразностью и бережливостью ее применения, создание условий для реального присвоения результатов пользования землей, т. е. это все то, что мы называем управлением при пользовании средствами производства (благами). Эту распорядительную функцию (управление) может выполнять и собственник, и не собственник, например, управляющий. В этом случае в присвоении дохода от блага (земли) участвуют два субъекта, и каждый частично присваивает в форме зарплаты и прибыли.
Экономическая категория «собственность» отражает важную, основополагающую часть системы производственных отношений, определенной экономической системы.
Форма собственности – это сочетание различных комбинаций трех основных функций присвоения: извлечения полезных свойств, определения юридической судьбы объекта и управления его использованием, т. е. это сочетание процессов пользования и распоряжения.
В современной экономической теории выделяются следующие формы собственности: частная, государственная, смешанная.
Частная собственность, когда право владеть, пользоваться и распоряжаться получает частное лицо или группа лиц, обладающая экономической обособленностью (самостоятельностью). Частная форма собственности может быть и индивидуальной, и коллективной (товарищества, акционерные предприятия), в зависимости от субъекта, присваивающего благо.
Государственная собственность – совместное присвоение благ зависимыми субъектами экономики, которые либо полностью не обладают экономической обособленностью, либо – частично.
Смешанная собственность – это форма присвоения, в которой происходит процесс усложнения внутреннего содержания отдельных форм собственности, когда внутри какой-то формы собственности происходит соединение функций, присущих другим формам собственности.В условиях рыночной экономики господствует частная форма собственности. Поэтому переход от административно-командной экономики к рыночной экономике необходимо начинать с процессов разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление – ликвидация механизма прямого хозяйственного управления экономикой и передача соответствующих полномочий предприятиям, но без изменения характера собственности.
Разгосударствление включает в себя следующие меры:
1. Изменение функций государства в отношении предприятий в сфере управления ими, когда вертикальные связи по схеме «государство – министерство – предприятие» заменяются горизонтальными по схеме «предприятие – предприятие». Этот процесс в литературе называют коммерциализацией предприятий, в ходе которой предприятие наделяется экономической самостоятельностью по ряду вопросов: само разрабатывает производственную программу, получает право свободного ценообразования, выбора инвесторов, решения кадровых вопросов. Но функция определения юридической судьбы предприятия остается у государства.
2. Проведение политики либерализации рынков, т. е. проведение антимонопольной политики: ликвидируются барьеры на пути вхождения в отрасль (развивается конкуренция), поощряется малый бизнес, ослабляются таможенные ограничения и т. д. При этом государственные предприятия утрачивают власть над рынком, т. к. устраняется государственный диктат цен. Рынок становится конкурентным.
3. Оздоровление государственного сектора, т. е. постепенная ликвидация нерыночной обстановки среди государственных предприятий. Для этого проводятся такие меры: сокращаются бюджетные поступления на государственные предприятия; прекращается списывание задолженности предприятий по кредиту; отменяются налоговые льготы; предприятию предоставляется хозяйственная самостоятельность по ряду вопросов.
Приватизация - это процесс преобразования государственной собственности в частную. Существуют следующие способы приватизации:
1. Бесплатная передача объектов в частную собственность.
2. Выкуп государственных предприятий на льготных условиях.
3. Продажа акций предприятия.
4. Продажа предприятия через аукцион, по конкурсу.
5. Сдача в аренду (частная приватизация).
6. Реституция - возвращение бывшим собственникам когда-то национализированной собственности.
В Республике Беларусь процессы разгосударствления и приватизации начались после распада СССР и связаны с общим преобразованием экономики из командно-административной в смешанную экономику рыночного типа. Приватизацию государственной собственности и развитие рынка нельзя понимать как простой демонтаж механизма государственной собственности. Основной задачей формирования смешанной экономики является эффективное сосуществование различных типов и форм собственности, которые будут конкурировать, и обогащать друг друга.
Национализация– это процесс перехода из частной собственности в государственную. Национализация может иметь различное социально-экономическое значение в зависимости от того кем, в чьих интересах, каким способом и на каком историческом этапе она осуществляется.
Сущность и функции денег.
В экономической теории рассматриваются две концепции возникновения денег:
1. рационалистическая, согласно которой происхождение денег – это результат соглашения между людьми;
2. эволюционная, сторонники которой считают, что деньги связаны с длительным историческим процессом развития обмена и что деньги – это товар, играющий роль всеобщего эквивалента.
Сущность денег раскрывается в их функциях, т.е. назначении (роли в экономике). Деньги выполняют пять функций:
1) меры стоимости, т.е. деньги, выступают в качестве средства измерения стоимости товаров и услуг;
2) средства обращения, т.е. деньги, обеспечивают процесс обмена товаров (Т-Д-Т);
3) средством накопления, т.е. с помощью денег возможно сохранение и накопление богатства;
4) средства платежа, т.е. с помощью денег осуществляется продажа в кредит, в долг;
5) мировых денег, когда деньги играют роль средства осуществления международных деловых операций.
В ходе эволюции денег изменилась и их природа: развитие денежной системы привело к видоизменению форм денег (золотые, бумажные, электронные); изменились отдельные функции денег и главное изменение заключается в том, что деньги потеряли свою золотую основу. С 1975 г. МВФ перестал сообщать золотое содержание валют мира. Ни одна валюта мира не символизирует никакое количество золота.
В этих условиях возникает вопрос: что такое современные деньги? Чем определяется их ценность? От чего зависит их устойчивость? Как определяется валютный курс национальной валюты?
Современные деньги- это вид финансовых активов, который обладает абсолютной ликвидностью (т.е. обладает наибольшей способностью к обмену) и является общепризнанным средством обмена и платежа (т.е. может быть использован для сделок (для купли-продажи)).
Ценность современных денег определяется их покупательской способностью, т.е. количеством благ, которые можно купить на одну денежную единицу (рубль, доллар и т.п.) в данный момент времени.
Устойчивость современных денег определяется законом денежного обращения. Этот закон фиксирует зависимость между количеством денег в обращении и суммой цен товаров, которые продаются и покупаются.
В упрощенном варианте этот закон можно выразить формулой:
,
где Р – средний уровень цен;
Q – количество товаров;
V – скорость оборота денежной единицы.
Государственный бюджет.
Государственный бюджет представляет собой ежегодно составляемую смету доходов и расходов государства, его основной финансовый план. В Республике Беларусь бюджет состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов. К местным бюджетам относят бюджет областей, городов, районов, сельский и поселковые бюджеты. Республиканский бюджет принимается на каждый календарный год Национальным собранием и утверждается Президентом Республики Беларусь в форме законов. Он обязателен к выполнению. Местные бюджеты принимаются местными Советами депутатов. Главными целями республиканского бюджета являются: финансирование социально-экономического развития Республики Беларусь и государственных органов управления. За счет местного бюджета финансируются социально-экономическое развитие территории и местные органы управления.
Государственный бюджет включает доходы и расходы. Доходная часть бюджета состоит из статей доходов. В них отражены источники финансирования доходов бюджета. Доходы республиканского бюджета на 2005 год формируются за счет налогов, сборов (пошлин), других доходов, доходов свободных экономических зон. В законе «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» приоритетными направлениями расходов республиканского бюджета определены повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это говорит о социальной направленности республиканского бюджета на 2005 год. Расходы на реализацию социальной политики государства в доходной части республиканского бюджета на 2005 год составят около 67% и возрастут на 138,8% по сравнению с 2004 годом. Государственный бюджет может быть профицитным, сбалансированным, дефицитным. Если доходы бюджета превышают его расходы, то такой бюджет является профицитным. Сбалансированным является бюджет, в котором доходы и расходы равны. Если расходы бюджета превышают доходы то такой бюджет называют дефицитным. Размер дефицита в законе «О бюджете Республики Беларусь на 2005 год» установлен в пределах 1,5% от ВВП, что соответствует международным стандартам. Государство стремится к принятию сбалансированного бюджета. С этой целью, с одно стороны, оно увеличивает его доходную часть, с другой – уменьшает расходы.