Тема 2.3. теория потребительского поведения

1. Рациональность потребителя и свобода выбора.

Основные категории: Полная и ограниченная рациональность. Социально-экономические последствия ограничения свободы выбора потребителя. Иерархия потребностей (физиологические, потребность в безопасности, социальные, потребность в уважении, потребность в саморазвитии). Закон возвышения потребностей.

2. Основные постулаты теории потребительского поведения.

Основные категории: Общая и предельная полезность блага. Убывающая предельная полезность. Ценность блага. Множественность видов потребления. Ненасыщенность. Транзитивность. Субституция. Товар Гиффена.

3. Особенности потребительского спроса.

Основные категории: Функциональный и нефункциональный спрос. Социальный, спекулятивный, нерациональный спрос. Эффект присоединения к большинству. Эффект сноба. Эффект Веблена.

Рекомендуемая литература: [6], гл. 4; [2], гл. 5; [8], гл. 5/6; [10], гл. 16; [7], гл. 5; [11], гл. 6.

Контрольные вопросы

1. Какие факторы определяют выбор потребителя в рыночной системе?

2. Почему рациональное поведение не всегда присуще реальным потребителям?

3. Изменился бы парадокс воды и алмаза, если бы был открыт способ искусственным путем превращать воду в алмазы и наоборот?

4. Каким образом изменение дохода потребителя влияет на его благосостояние?

ТЕМА 2.4. КОНКУРЕНЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

1. Рынок совершенной конкуренции.

Критерии оценки типов рыночных структур. Методы ценообразования в условиях рынка совершенной конкуренции.

2. Рынок несовершенной конкуренции.

Основные категории: Чистая монополия. Неэластичность предложения монополиста. Экономическая и административная монополии. Естественные монополии. Границы монопольной власти. Монопольная прибыль. Ценовая дискриминация. Монопсония. Дуополия. Олигополия (чистая и дифференцированная). Монополистическая конкуренция. Индивидуализация продукта, дифференциация товаров. Барьеры входа в рынок: патенты, лицензии, собственность на невоспроизводимые редкие ресурсы, эффект масштаба и др. Добросовестная и недобросовестная конкуренция. Ценовая (война цен) и неценовая конкуренция (реклама, до- и послепродажное обслуживание, совершенствование качества товара и др.).

3. Антимонопольное законодательство и регулирование экономики.

Основные категории: Антитрестовские законы.

Рекомендуемая литература: [8], гл. 4; [6], гл. 6-7; [2], гл. 5; [10], гл. 7; [11], гл. 4; [9], гл. 7.

Контрольные вопросы

1. Почему неценовая конкуренция чаще всего встречается в олигополистических отраслях экономики?

2. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции?

3. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция?

4. Можно ли утверждать, что высокие расходы на рекламу тормозят развитие производства?

ТЕМА 2.5. ПРЕДПРИЯТИЕ (ФИРМА) В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ

1. Важнейшие экономические агенты рыночной экономики.

Основные категории: Теории фирмы: технологический и институциональный подходы. Производственная функция. Организационные структуры бизнеса, их преимущества и недостатки. Роль малых, средних и крупных фирм в экономике.

2. Понятие издержек и их классификация.

Основные категории: Марксистская и маржиналистская теории издержек. Явные и неявные издержки фирмы. Мобильность факторов производства. Общие, валовые, постоянные, предельные, переменные, средние издержки фирмы: взаимосвязь и взаимообусловленность. Краткосрочный и долгосрочный период деятельности фирмы. Эффект масштаба. Закон убывающей отдачи (возрастания затрат). Пути снижения издержек производства и увеличения прибыли.

5.Экономическая и бухгалтерская прибыль фирмы.

Основные категории: Функции прибыли. Предельный доход и предельные издержки фирмы. Предельный продукт. Равновесие фирмы. Показатели работы фирмы. Использование и распределение ресурсов фирмой. Рыночный спрос на ресурсы и факторы, влияющие на него. Эластичность спроса на ресурсы.

Рекомендуемая литература: [10], гл. 12, 15; [2], гл. 9; [6], гл. 6; [8], гл. 9; [11], гл. 9; [7], гл. 10.

Контрольные вопросы

1. Что такое фирма? Приведите примеры фирм. Можно ли назвать частнопрактикующего юриста фирмой?

2. Для получения максимальной прибыли необходимо продать максимально большее количество продукции. Верно ли это утверждение и почему?

3. Фирма, производящая себе в убыток, должна обязательно сразу закрываться. Всегда ли это верно?

4. Что означает максимизация прибыли?

РАЗДЕЛ III. МАКРОЭКОНОМИКА

Наши рекомендации