Тема 3. теория потребительского поведения.

Выбор и равновесие потребителя

Тесты

Выберите правильные ответы.

1. Понятие «предельная полезность» означает:

а) максимальную полезность, которую потребитель может получить при потреблении данного блага;

б) минимальную полезность, которую потребитель может получить при потреблении данного блага;

в) величину, равную общей полезности блага, деленную на число купленных единиц блага;

г) прирост общей полезности блага при потреблении дополнительной единицы блага.

Ответ:г.

2. Взаимодействие между общей и предельной полезностью выражается в том, что:

а) чем выше предельная полезность, тем выше общая полезность;

б) чем ниже предельная полезность, тем выше общая полезность;

в) когда общая полезность максимальна, предельная полезность равна нулю;

г) рост отрицательной величины предельной полезности при увеличении потребления означает возрастание общей полезности.

Ответ:в.

3. Предельную полезность блага можно выразить с помощью отношения:

а) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru б) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

в) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru г) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Ответ: б.

4. На базе какого переменного фактора строится функция общей полезности и как она аналитически изображается?

а) желаний потребителя;

б) уровня качества потребляемых благ;

в) уровня цен потребляемых благ;

г) объема потребляемых благ.

Ответ: г) – функция TU = f (Q).

5. Ситуация потребительского равновесия означает что:

а) каждый приобретенный товар приносит одинаковую предельную полезность;

б) каждый вид приобретенного товара приносит одинаковую предельную полезность пропорционально цене этого товара;

в) при возрастании закупок одного вида блага сокращаются закупки другого вида блага;

г) потребитель тратит одинаковую сумму денег на покупку каждого вида блага.

Ответ: б.

6. Указать формулу, выражающую суть количественного подхода к рациональному поведению потребителя:

а) TUx = TUy = ... = TUz;

б) MUx = MUy = ... = MUz;

в) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

г) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Ответ: в.

7. Кривая безразличия означает:

а) линию равных затрат;

б) линию равных возможностей;

в) линию равного продукта;

г) линию одинаковой общей полезности.

Ответ: г.

8. Кривая безразличия:

а) представляет совокупность набора товаров, для приобретения которой используется весь доход потребителя;

б) отражает объективные рыночные характеристики, касающиеся величины дохода и цен;

в) меняет свой наклон, если изменяется доход потребителя;

г) это линия, каждая точка которой представляет комбинацию товаров, дающую потребителю равный объем удовлетворения потребности.

Ответ: г.

9. Конфигурация кривой безразличия определяется:

а) соотношением взвешенных предельных полезностей товарных благ;

б) соотношением общих полезностей товарных наборов;

в) соотношением цен товаров;

г) предельной нормой замещения благ.

Ответ: г.

10. Предельная норма замещения одного блага другим:

а) представляет собой отношение взвешенных предельных полезностей двух благ;

б) показывает, от какого количества единиц одного блага потребитель должен отказаться для приобретения дополнительной единицы другого блага при сохранении определенного уровня удовлетворения потребителя;

в) все перечисленное верно.

Ответ: б.

11. Предельная норма замещения представленна соотношением:

а) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru б) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru в) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru г) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Ответ: а.

12. Конфигурация кривых безразличия для товаров, жестко взаимодополняющих друг друга, представляет собой:

а) прямые линии, имеющие отрицательный наклон;

б) L-образные линии;

в) линии, параллельные одной из осей координат;

г) прямые линии, имеющие положительный наклон.

Ответ: б.

13. Потребительские предпочтения определяют:

а) положение и наклон кривой безразличия;

б) положение и наклон линии бюджетного ограничения;

в) эффект дохода и эффект замещения.

Ответ: а.

14. Наклон бюджетной линии определяется отношением:

а) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru б) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru в) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru г) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Ответ: в.

15. Если номинальный доход потребителя возрастет, линия бюджетных ограничений на графике:

а) сместится влево параллельно ее первоначальному положению;

б) сместится вправо параллельно ее первоначальному положению;

в) изменится наклон бюджетной линии.

Ответ:б.

16. Предположим, что потребитель имеет доход, равный 10 ден. ед., и покупает товары А и Б по цене 1 и 2 ден. ед. соответственно. Какой из следующих наборов товаров будет находиться на бюджетной линии?

а) 7А и 3Б; б) 4А и 6Б; в) 6А и 2Б; г) 6А и 4Б.

Ответ: в.

17. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует действие закона убывающей предельной полезности?

а) 100, 300, 500, 700; б) 100, 150, 250, 400;

в) 100, 150, 180, 190; г) 100, 120, 150, 170.

Ответ:в.

18. Потребительское равновесие на графике представляется:

а) точкой пересечения бюджетной линией кривой безразличия;

б) точкой касания бюджетной линией кривой безразличия;

в) любой точкой на самой удаленной от начала координат кривой безразличия;

г) любой точкой на самой близкой к началу координат кривой безразличия.

Ответ: б.

19. Условие равновесия потребителя выражается следующими соотношениями:

а) Qx = Qy; б) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

в) тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru г) TUx = TUy.

Ответ:в.

20. Кривая Энгеля представляет собой:

а) множество равновесных комбинаций двух видов товаров при изменении цены одного из них;

б) множество равновесных комбинаций двух видов товаров при изменении дохода;

в) зависимость объема реализации от цены;

г) зависимость количества приобретаемого товара от денежного дохода.

Ответ:г.

21. Линию индивидуального спроса на товар можно построить на основе:

а) бюджетной линии;

б) кривой «цена – потребление»;

в) кривой Энгеля;

г) линии «доход – потребление».

Ответ: б.

22. Эффект замещения определяется:

а) ростом номинального дохода, позволяющим изменить структуру покупок в пользу дорогостоящего блага;

б) изменением вкусов потребителя;

в) изменением относительной цены блага;

г) изменением моды.

Ответ: в.

23. Когда цена товара увеличивается, эффект замещения означает:

а) снижение потребления данного товара и увеличение потребления других товаров;

б) повышение потребления данного товара и снижение потребления других товаров;

в) снижение потребления данного товара и неизменность в потреблении других товаров;

г) снижение потребления данного товара и других товаров.

Ответ:а.

Примеры решения задач с комментариями

Задача 1.

Полезность семи конфет равна 20, а полезность восьми конфет – 24 ютилам. Оцените предельную полезность седьмой, восьмой и девятой конфеты.

Решение и комментарии.

Исходя из понятий общей и предельной полезности блага и условия задачи, можно рассчитать предельную полезность восьмой конфеты MU8 по формуле:

MU8 = TU8 – TU7,

где TU8, TU7 – общая полезность восьми, семи конфет.

Подставим значения и получим:

MU8 = 24 – 20 = 4 ютил.

В соответствии с законом убывающей предельной полезности блага предельная полезность седьмой конфеты должна быть больше 4 ютил (MU7 > 4), а девятой конфеты – меньше 4 ютил (MU9 < 4).

Задача 2.

Первое яблоко доставляет H удовлетворение, равное 8u. Каждое следующее яблоко доставляет добавочное удовлетворение, на 2u меньше предыдущего. Начиная с какого яблока суммарное удовлетворение от потребления яблок будет уменьшаться?

Решение и комментарии.

Предельная полезность задается формулой убывающей арифметической прогрессии с первым членом 8 и разностью 2, которая записывается следующим образом:

MUi = 10 – 2i,

где i – количество единиц потребляемого блага (яблока).

Соотношение общей (TU) и предельной полезности (MUi) проявляется в росте общей полезности до ее максимального значения с последующим ее снижением и одновременно в снижении предельной полезности до нулевого и последующего отрицательного значения по мере увеличения потребления добавочной единицы блага. Исходя из этого найдем переломную точку описанного соотношения, когда TU = max и MUi = 0, решив уравнение 10 – 2i = 0 (или неравенство 10 – 2i < 0). Отсюда i = 5, т.е. начиная с шестого яблока общая полезность уменьшается.

Задача 3.

Цена товара А составляет 3 руб., цена товара В – 1,5 руб. Потребитель желает максимизировать удовлетворение от покупки товаров А и В. При этом он оценивает предельную полезность товара В в 60 единиц (ютил). Как потребитель оценит предельную полезность товара А.

Решение и комментарии.

Рациональный потребитель максимизирует удовлетворение от покупки товаров А и В, руководствуясь правилом максимизации полезности, которое можно выразить следующей формулой:

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

где MUA, MUВ – предельные полезности товаров А, В; РА, РВ – цены товаров А, В.

Подставив значения, находим тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Задача 4.

Потребитель делает выбор между товарами А и В. Его доход составляет 13 руб., цена товара А равна 3 руб., товара В – 2 руб. Ниже в табл. 3.1 приведена предельная полезность товаров А и В (MUA, MUВ). Определить:

1) количество единиц каждого товара, которое потребитель купит, чтобы максимизировать полезность;

2) величину общей полезности, которую потребитель получит.

Таблица 3.1

Единица товара А и В (Qi) MUA MUВ

Решение и комментарии.

Чтобы максимизировать полезность потребляемых благ А и В, потребитель должен на свой доход в 13 руб. купить такое количество единиц товара А и В, каждая из которых принесла бы наибольшую предельную полезность на каждый затраченный рубль. Для этого нужно рассчитать взвешенные предельные полезности каждой единицы товара А и В по формулам тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru где РА, РВ – цены товаров А и В. Результаты расчетов поместим в табл. 3.2.

Расчет общей полезности от потребления товаров А и В произведем по формуле:

TU = MU1 + MU2 + MU3 + MU4,

где MU1, MU2, MU3, MU4 – предельные полезности первой, второй, третьей, четвертой единицы потребляемых благ А или В.

Сопоставляя взвешенные предельные полезности каждой потенциально приобретаемой единицы товаров А и В ( тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru ), потребитель выбирает благо с наибольшим ее значением с учетом цены блага и величины бюджетного ограничения (дохода) потребителя.

В табл. 3.3 представлена последовательность действий потребителя в процессе выбора приобретаемого набора благ А и В.

Таблица 3.2

Единицы товара А и В MUA MUA/PA TUA MUВ MUВ/PВ TUВ

Последовательность покупок:

Таблица 3.3

Возможности выбора товаров MUA/PA; MUВ/PВ Решение потребителей Остаток дохода
1. 1-я ед. товара А 1-я ед. товара В за 2 руб. 13 - 2 = 11 руб.
1-я ед. товара В    
2. 1-я ед. товара А 1-я ед. товара А за 3 руб. 11 - 3 = 8 руб.
2-я ед. товара В    
3. 2-я ед. товара А 2-я ед. товара А за 3 руб. 8 - 3 = 5 руб.
2-я ед. товара В    
4. 3-я ед. товара А 2-я ед. товара В за 2 руб. 5 - 2 = 3 руб.
2-я ед. товара В    
5. 3-я ед. товара А 3-я ед. товара А за 3 руб. 3 - 3 = 0 руб.
3-я ед. товара В    

Результаты выбора следующие:

1) 3 единицы товара А и 2 единицы товара В;

2) общая полезность выбранного товарного набора составит: 3А + 2В = 66 + 34 = 100 ютил.

Задача 5.

Потребитель находится в состоянии равновесия при следующей структуре его покупок: 2 кг овощей по 3 ден. ед. за килограмм и 4 кг фруктов по 5 ден. ед. Определите предельную норму замещения фруктов овощами и бюджетное ограничение потребителя.

Решение и комментарии.

Предельная норма замены (MRS) фруктов овощами определяется отношением цен этих товаров:

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

где Ров, Рфр. – цены овощей, фруктов за 1 кг.

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

То есть при увеличении потребления овощей на 1 кг потребление фруктов должно быть сокращено на 0,6 кг.

В соответствии с понятием бюджетного ограничения запишем уравнение бюджетной линии и определим величину бюджетного ограничения потребителя по формуле:

I = Pов. · xов. + Pфр. · yфр.,

где xов., yфр. – количество (килограммов) овощей, фруктов.

I = 3 · 2 + 5 · 4 = 26.

То есть бюджет потребителя составляет 26 ден. ед.

Задача 6.

Потребитель К считает, что ему одинаково полезно еженедельно выпивать как 8 стаканов молока и 3 стакана кефира, так и 6 стаканов молока и 4 стакана кефира. Определить предельную норму замены кефира на молоко.

Решение и комментарии.

В соответствии с определением предельной нормы замены одного блага на другое (MRSху) и условием данной задачи предельной нормой замены кефира на молоко является количество стаканов кефира, которое должно быть сокращено при увеличении потребления молока на 1 стакан по формуле:

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru при u = const,

где Δy – сокращение потребления кефира; Δx – увеличение потребления молока.

Подставив значения, получим: тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru Это значит, что для сохранения неизменного уровня полезности потребитель К, еженедельно выпивая седьмой, восьмой стакан молока, сокращает потребление кефира по 0,5 стакана.

Задача 7.

На рис. 3.1 показана одна из кривых безразличия некоего потребителя и его бюджетная линия. Доход потребителя составляет 150 ден. ед. Напишите уравнение бюджетной линии.

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Рис. 3.1. Кривая безразличия (U) и бюджетная линия (BL)

Решение и комментарии.

Уравнение бюджетной линии формируется исходя из понятия бюджетного ограничения потребителя, бюджетной линии и ее графического изображения.

Бюджетное ограничение указывает, что общий расход потребителя на приобретение благ х и у должен быть не больше его дохода. Весь фиксированный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров х и у в количестве Qx и Qy по ценам Рх и Ру, поэтому бюджетное ограничение может быть записано так: I = Px · Qx + Py · Qy. Решив это уравнение относительно Qy, получим уравнение бюджетной линии:

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Отношение тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru показывает точку пересечения бюджетной линией BL оси у, которой соответствует количество приобретаемого товара у (Qy), равное 30 ед., при полном использовании на него дохода I = 150 ден. ед. (Qx = 0). Подставив соответствующие значения в выражение тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru получим тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru откуда Ру = 5 ден. ед. Аналогично определим цену товара х (Рх) из отношения тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru которое показывает точку пересечения BL оси х: тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru откуда Рх = 3 ден. ед.

Полученные значения подставим в уравнение бюджетной линии и упростим его:

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Задача 8.

На графике показана кривая безразличия потребителя и его бюджетная линия. Цена товара А – 18 руб. Определить, какова цена товара В. Как изменится положение бюджетной линии:

1) при увеличении цены товара А до 30 руб.?

2) при снижении цены товара А до 15 руб.?

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Рис. 3.2. Кривая безразличия (U) и бюджетная линия (BL)

Решение и комментарии.

На графике изображена ситуация потребительского равновесия, при которой потребитель получил максимальное удовлетворение U от приобретенных благ А и В в количестве, соответственно, 30 и 36 штук, полностью израсходовав свой доход, величина которого неизвестна. Величину дохода (I) можно определить, используя выражение бюджетного ограничения (см. задачу 7):

I = PA · QA + PB · QB; если QB = 0, то I = PA · QA = 18 · 50 = 900 руб.

Отсюда цена товара В: тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Изменение положения бюджетной линии:

1) при PA = 30 руб. потребитель на свой доход I = 900 руб. сможет приобрести 30 ед. товара А тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru и бюджетная линия сместится в положение BL1 (рис. 3.3);

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Рис. 3.3. Изменение положения бюджетной линии

при увеличении цены товара А

2) при РВ = 15 руб. потребитель на свой доход I = 900 руб. сможет приобрести 60 ед. товара А тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru и бюджетная линия сместится в положение BL2 (рис. 3.4).

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Рис. 3.4. Изменение положения бюджетной линии

при снижении цены товара А

Задачи для самостоятельного решения

Задача 1.

Предпочтения потребителя имеют следующий вид:

Количество товара, шт.
Общая полезность, ютилы:

Определить предельную полезность третьей единицы блага.

Ответ: МU3 = 15.

Задача 2.

Чему равна предельная полезность товара В в состоянии равновесия потребителя, если известно, что потребитель приобретает 2 товара: А и В, причем предельная полезность товара А MUA = 100; цена товара А – 10 ден. ед.; цена товара В – 5 ден. ед.

Ответ: МUВ = 50.

Задача 3.

Студент читает газеты и слушает музыку, записанную на диски. Цена 1 газеты – 1,5 ден. ед., цена 1 диска – 7,5 ден. ед. Предположим, что обычно студент покупает 2 диска и 10 газет в месяц, расходуя на их приобретение выделенную из собственного дохода ее часть (I). Исходя из представленных в табл. 3.4 данных, ответьте на вопросы:

1. Сколько денег тратит студент на покупку этого количества газет и дисков?

2. Какую общую полезность он получит от такой комбинации покупок?

3. При какой комбинации двух товаров студент окажется в равновесии?

Таблица 3.4

Количество ед. товаров Общая полезность, ютилы
  Газеты Диски

Окончание табл. 3.4

Ответ: 1) I = 30; 2) TU = 1001; 3) 5 газет и 3 диска.

Задача 4.

Сколько единиц каждого товара приобретает покупатель, если он располагает доходом в 18 дол., а цены товаров А и В равны, соответственно, 4 и 2 дол.? Определить величину общей полезности полученной комбинации товаров. Предположим, что при прочих равных условиях цена товара А упала до 2 дол. В каких количествах потребитель приобретает товары А и В? Предельная полезность товаров А и В следующая:

Таблица 3.5

Ед. товара А и В MUA MUВ

Ответ: Комбинация товаров А и В = две единицы товара А и пять единиц товара В (2А + 5В). Общая полезность TU = 36 + 60 = 96 ютил. При изменении цены товара А до 2 долл. комбинация товаров составит (4А + 5В), а общая полезность TU = 56 + 60 = 96 ютил.

Задача 5.

Бюджетная линия Ивана пересекает одну из его кривых безразличия в точках с координатами: у1 = 6; х1 = 2; у2 = 2; х2 = 4. Определите бюджет Ивана, если известно, что цена товара у равна 3 ден. ед.

Ответ: I = 30 ден. ед.

Задача 6.

Потребитель имеет доход 8 ден. ед. Цена товара А равна 1 ден. ед., а цена товара В – 0,5 ден. ед. Какая комбинация товаров находится на бюджетной линии?

Ответ: 5А + 6В.

Задача 7.

Наташа потребляет в месяц 2 кг мяса по цене 15 руб. за 1 кг и 5 кг хлеба по цене 2 руб. за 1 кг. Определить предельную норму замены мяса хлебом в состоянии равновесия.

Ответ: тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Задача 8.

На рис. 3.5 показана одна из кривых безразличия некоего потребителя и его бюджетная линия. Если цена товара у равна 6 руб. за штуку, каков доход потребителя? Какова цена товара х? Каков наклон бюджетной линии? Напишите уравнение бюджетной линии.

тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Рис. 3.5. Кривая безразличия и бюджетная линия

Ответ: I = 60 руб.; Рх = 4 руб.; наклон бюджетной линии равен тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru ; уравнение бюджетной линии тема 3. теория потребительского поведения. - student2.ru

Задача 9.

Потребитель покупает 4 единицы блага х и 9 единиц блага у, имея доход 100 ден. ед. Найти цены товаров х и у, если известно, что предельная норма замены товара у товаром х (MRSxy) равна 4.

Ответ: Рх = 16, Ру = 4.

вопросы для самопроверки

1. В чем смысл и назначение теории потребительского поведения (выбора)?

2. Может ли предельная полезность возрастать?

3. Убывает ли предельная полезность при потреблении духовных благ (книг, театра, музыки)?

4. Как полезность блага связана с его редкостью?

5. Как перейти от зависимости предельной полезности от объема потребления к зависимости объема спроса от цены?

6. Что общего между законом убывающей предельной полезности и законом спроса?

7. Даже если совокупная полезность и предельная полезность не могут быть измерены, объясните, как и почему эти понятия используются в теории потребления?

8. При каком условии потребительский выбор считается рациональным?

9. В чем смысл первого и второго законов Госсена?

10. Почему наклон бюджетной линии не может быть положительным?

11. Если на одной оси откладывать количество яда, а на другой – противоядия, как могут выглядеть кривые безразличия, и что они будут означать?

12. Может ли случиться так, что выбор любой точки на бюджетной линии принесет потребителю одинаковую полезность?

13. Как уменьшение предельных норм замещения у и х влияет на форму кривых безразличия?

14. Почему кривые безразличия для наборов из двух любых товаров должны иметь отрицательный наклон?

15. Верно ли утверждение: если вам известен наклон бюджетной линии (для двух товаров), то вам известны цены этих двух товаров?

16. Что представляет собой линия «доход-потребление»? Как она строится?

17. Как эффект дохода и эффект замены проявляются в поведении потребителя?

18. Объясните соотношение между кривой «цена – потребление» и кривой спроса.

19. Если прямая эластичность спроса по цене на продовольствие «низкая», а на автомобили – «высокая», кто больше пострадает от общего народнохозяйственного экономического спада: сельское хозяйство или автомобильная промышленность?

20. Почему вода, обладая высокой полезностью, имеет низкую цену, а алмазы, являясь менее полезными для человека, имеют высокую цену?

21. Выберите правильный ответ. Предположим, что ввиду изменения вкусов потребителя предельная полезность каждой единицы некоторого блага возросла. В этом случае кривая индивидуального спроса:

а) сдвинется влево;

б) становится более крутой;

в) становится более плавной;

г) сдвигается вправо.

Наши рекомендации