Тема 2.5. Основы управления качеством таможенных услуг

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучите следующие термины и понятия: функция, услуга, таможенная услуга, качество, качество таможенной услуги, управление, управление качеством таможенных услуг.

2. Рассмотрите сущность понятия «таможенная услуга».*

3. Определите элементы, составляющие содержание понятия «таможенная услуга».*

4. Раскройте специфические особенности таможенных услуг.

6. Рассмотрите классификацию таможенных услуг.

7. Рассмотрите понятие «качество таможенных услуг».*

8. Рассмотрите подходы к определению понятия «качество».*

9. Проведите анализ истории развития и становления категории «качество».

10. Определите элементы, формирующие качество таможенной услуги в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.

11. Назовите субъект и объект управления в таможенных органах.

12. Рассмотрите сущность и содержание управления качеством таможенных услуг в общей системе управления таможенными органами и системе понятий классической теории управления.

13. Подготовьте доклады по следующим темам:

1) Систематизация взглядов на сущность категории «качество».

2) Освоение требований международных стандартов ИСО серии 9000 в таможенной службе Российской Федерации.

3) Принципы Э. Деминга в управлении качеством.

II. План семинарского занятия

1. Сущность и содержание таможенных услуг.

2. Понятие качества таможенных услуг.

3. Управление качеством таможенных услуг.

III. Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к семинарскому занятию

Изучив рекомендуемую литературу, дайте письменное определение предложенным на рассмотрение терминам.

При подготовке к семинарскому заданию необходимо уделить особое внимание понятийно - категориальному аппарату.

При подготовке к первому вопросу обратите внимание на качество таможенных услуг, как стратегического направления деятельности Федеральной таможенной службы России. Рассмотрите различные подходы к определению сущности таможенных услуг и концепцию «сервисной таможни». Рассмотрите элементы, составляющие содержание понятия «таможенная услуга». Раскройте особенности таможенных услуг. Изучите классификацию таможенных услуг.

В рамках подготовки второго вопроса рассмотрите систематизированные взгляды на сущность категории «качество» и понятие «качество таможенных услуг». Взаимосвязь элементов, составляющих понятие «качество таможенной услуги». Изучите элементы, формирующие качество таможенной услуги в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.

В третьем вопросе следует особо обратить внимание на сущность и содержание управления качеством таможенных услуг в общей системе управления таможенными органами и системе понятий классической теории управления.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.

3. ИСО 9004:2009. Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.

Основная литература

1. Основы экономики таможенного дела. Учебное пособие/ под ред. А.Я Черныша – М., Издательство РТА, 2012., гл.9.

Дополнительная литература

1. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: Монография. – М.: РИО РТА, 2009. – 142 с.

2. Галкин В.В. Экономика таможенного дела. Учебное пособие. [Электрон. ресурс]: Официальный сайт http://vadim-galkin.ru/works/books/economics-of-customs.

3. Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.

4. Дьяконов, В.Н. Управление в таможенных органах: основы теории организации / В.Н. Дьяконов. – Владивосток: Изд-во Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2006. – 104 с.

5. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е., Симахин О.Г. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг: монография. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что понимается под таможенной услугой?

2. Как можно классифицировать таможенные услуги?

3. В чем заключается сущность понятия «качество таможенной услуги»?

4. Что включает управление качеством таможенных услуг?

5. Каковы особенности управления в таможенных органах?

6. Какие элементы включает система управления качеством таможенных услуг?

7. Кто производит оценку качества таможенной услуги?

Наши рекомендации