Тема 2.5. Основы управления качеством таможенных услуг
I. Задания для самостоятельной работы
1. Изучите следующие термины и понятия: функция, услуга, таможенная услуга, качество, качество таможенной услуги, управление, управление качеством таможенных услуг.
2. Рассмотрите сущность понятия «таможенная услуга».*
3. Определите элементы, составляющие содержание понятия «таможенная услуга».*
4. Раскройте специфические особенности таможенных услуг.
6. Рассмотрите классификацию таможенных услуг.
7. Рассмотрите понятие «качество таможенных услуг».*
8. Рассмотрите подходы к определению понятия «качество».*
9. Проведите анализ истории развития и становления категории «качество».
10. Определите элементы, формирующие качество таможенной услуги в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.
11. Назовите субъект и объект управления в таможенных органах.
12. Рассмотрите сущность и содержание управления качеством таможенных услуг в общей системе управления таможенными органами и системе понятий классической теории управления.
13. Подготовьте доклады по следующим темам:
1) Систематизация взглядов на сущность категории «качество».
2) Освоение требований международных стандартов ИСО серии 9000 в таможенной службе Российской Федерации.
3) Принципы Э. Деминга в управлении качеством.
II. План семинарского занятия
1. Сущность и содержание таможенных услуг.
2. Понятие качества таможенных услуг.
3. Управление качеством таможенных услуг.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Изучив рекомендуемую литературу, дайте письменное определение предложенным на рассмотрение терминам.
При подготовке к семинарскому заданию необходимо уделить особое внимание понятийно - категориальному аппарату.
При подготовке к первому вопросу обратите внимание на качество таможенных услуг, как стратегического направления деятельности Федеральной таможенной службы России. Рассмотрите различные подходы к определению сущности таможенных услуг и концепцию «сервисной таможни». Рассмотрите элементы, составляющие содержание понятия «таможенная услуга». Раскройте особенности таможенных услуг. Изучите классификацию таможенных услуг.
В рамках подготовки второго вопроса рассмотрите систематизированные взгляды на сущность категории «качество» и понятие «качество таможенных услуг». Взаимосвязь элементов, составляющих понятие «качество таможенной услуги». Изучите элементы, формирующие качество таможенной услуги в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000.
В третьем вопросе следует особо обратить внимание на сущность и содержание управления качеством таможенных услуг в общей системе управления таможенными органами и системе понятий классической теории управления.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
3. ИСО 9004:2009. Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.
Основная литература
1. Основы экономики таможенного дела. Учебное пособие/ под ред. А.Я Черныша – М., Издательство РТА, 2012., гл.9.
Дополнительная литература
1. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: Монография. – М.: РИО РТА, 2009. – 142 с.
2. Галкин В.В. Экономика таможенного дела. Учебное пособие. [Электрон. ресурс]: Официальный сайт http://vadim-galkin.ru/works/books/economics-of-customs.
3. Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы оптимизационно-адаптивного управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и риска: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.
4. Дьяконов, В.Н. Управление в таможенных органах: основы теории организации / В.Н. Дьяконов. – Владивосток: Изд-во Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2006. – 104 с.
5. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е., Симахин О.Г. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг: монография. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.
IV. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что понимается под таможенной услугой?
2. Как можно классифицировать таможенные услуги?
3. В чем заключается сущность понятия «качество таможенной услуги»?
4. Что включает управление качеством таможенных услуг?
5. Каковы особенности управления в таможенных органах?
6. Какие элементы включает система управления качеством таможенных услуг?
7. Кто производит оценку качества таможенной услуги?