Тема 1.2. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья
I. Задания для самостоятельной работы
1. Используя рекомендуемую литературу, найти определения следующих понятий: «ойкономия» (Ксенофонт), «идеальное государство» (Платон), экономика и хрематистика (Аристотель), «справедливая цена» (Фома Аквинский). Представить их в письменном виде.
2. Подготовить доклад на тему: «Аристотель: что лежит в основе обмена?».[1]
3. Составить конспект фрагмента из работы Аристотеля «Политика», который содержится в источнике № 1 списка дополнительной литературы на стр. 296-303.
4. Подготовить материал для дискуссии в рамках первого вопроса семинарского занятия на тему: «Почему в современной экономической науке не применяется термин Аристотеля «хрематистика»?
II. План семинарского занятия
(форма обучения очная)
1. Экономическая мысль Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель).
2. Экономическая мысль Древнего Китая и Древней Индии.
3. Экономическая мысль в Древнем Риме.
4. Экономические идеи Фомы Аквинского.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
Для выполнения заданий на самостоятельную работу по данной теме следует обратиться, прежде всего, к изучению источника № 3 в списке основной литературы. В нем содержится наиболее полное изложение взглядов мыслителей Древнего мира и средневековья на проблемы экономического развития их времени. Материал данной темы хорошо изложен также в источниках № 1 и 2 списка основной литературы. Конспектирование первоисточника (задание на самостоятельную работу № 3) следует начинать с внимательного прочтения рекомендованного отрывка из работы Аристотеля, усвоения его главного содержания. Затем можно переходить к краткому, конспективному изложению содержания указанного фрагмента.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература:
1. Бартенев, С. А. История экономических учений /С. А. Бартенев. - М.: 2004. – Гл. 1.
2. История экономических учений /под общ. ред. В. Автономова и др. - М.: 2008. – Гл. 1.
3. Реуэль, А. Л. История экономических учений / А.Л. Реуэль. - М.: 1972. – Гл.1,2.
4. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. – Гл. 3.
5. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 1 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2009.
Дополнительная литература:
1. Белоусов, В. М. История экономических учений /В.М. Белоусов, Т.В. Ершова. - Ростов н/Д, 1999.
2. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли. М.: 1996.
3. Аристотель. Политика. - М.: Мысль, 1997.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему мыслители Древней Греции отстаивали приоритет натурального хозяйства и осуждали развитие товарно-денежных отношений?
2. Почему невозможно на практике осуществить проект Платона об идеальном государстве?
3. В чем суть концепции Аристотеля о различиях между экономикой и хрематистикой?
4. Какая цена представлялась Ф. Аквинскому «справедливой»?
5. Какой принцип кладет в основу своей теории об источниках обогащения хозяйства Ксенофонт?
6. Кто первым в истории экономической мысли понял значение разделения труда для роста его производительности?
Тема 1.3. Меркантилизм и физиократия
I. Задания для самостоятельной работы
1. Используя рекомендованную литературу, найти определения следующих понятий: меркантилизм, активный торговый баланс (Т. Мэн), нормальные цены (П. Буагильбер), чистый продукт (Ф. Кенэ). Представить их в письменном виде.
2. Подготовить доклад на тему: «Ф. Кенэ и его «Экономическая таблица».
3. Заполните таблицу, используя следующие данные
Автор | Годы жизни | Произведение | Страна |
Томас Мэн | |||
П. Буагильбер | |||
А. де Монкретьен | |||
Томас Мор |
Варианты ответов:
Годы жизни: а) 1575-1622; б) 1571-1641; в) 1478-1532; г) 1646-1714.
Стана: Англия, Франция.
Названия основных произведений:
А) Утопия; б) Трактат политической экономии; в) Богатство Англии во внешней торговле; г) Рассуждение о природе богатства, денег и податей.
II. План семинарского занятия
(форма обучения очная)
1. Утопический социализм Т. Мора и Т. Компанеллы.
2. Меркантилизм в Англии и во Франции.
3. 3. Экономические взгляды П. Буагильбера.
4. Ф. Кенэ – глава школы французских физиократов.
III. Рекомендации по выполнению заданий
и подготовке к семинарскому занятию
При изучении данной темы следует обратить особое внимание на принципиальную разницу объяснения источников общественного богатства между меркантилистами и физиократами. Последние сделали важный шаг вперед, признав, что таким источником является вовсе не внешняя торговля, а сфера сельскохозяйственного производства. Тем самым физиократы подготовили почву для классиков политической экономии, которые главное внимание уделяли не сфере обращения, а сфере производства в целом. Это предопределило переход экономической науки на качественно новый уровень развития. При подготовке доклада об «Экономической таблице» Ф. Кенэ необходимо не только уяснить революционную суть его макроэкономического подхода, но и постараться показать своим слушателям какую роль сыграл этот подход в развитии современной экономической теории.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература:
1. История экономических учений /под общ. ред. В. Автономова и др. - М.: 2008. – Гл. 2.
2. Синельник, Л. В. История экономических учений /Л.В. Синельник. - М.: 2010. – Гл. 2,3,4.
3. Фомишин, С. В. История экономических учений /С.В. Фомишин. - Ростов н/Д: 2008. – С. 75-84.
4. Экономическая история мира. Европа. Том 1. /под ред. М. В. Конотопова. - М.: 2006. – Гл. 12.
5. Ядгаров, Я. С. История экономических учений /Я. С. Ядгаров. - М.: 2008. – Гл. 4,6,7.
6. Пайда, Г. В. История экономических учений. Модуль 1 : учеб. пособие. - Ростов н/Д: 2009.
Дополнительная литература
1. Аникин, А. В. Юность науки / А.В. Аникин. - М.: 1985.
2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе /М. Блауг. - М.: 1994.
3. Майбурд, Е. М. Введение в историю экономической мысли /Е. М. Майбурд. - М.: 1996.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем заключается различие во взглядах меркантилистов и физиократов на источники общественного богатства?
2. Что такое активный торговый баланс?
3. Какую роль в экономической жизни должно согласно теории меркантилистов играть государство?
4. Какую роль в теории Ф. Кенэ играет категория «чистый продукт»?
5. Каковы особенности воззрений Ф. Кенэ о сущности капитала, производительном труде и классовой структуре общества?
6. В чем состоит историко-экономическое значение «Экономической таблицы» Ф. Кенэ?