Раздел 1.общие проблемы экономической теории
Тема 1.1.Предмет и метод экономической теории
I. Задания для самостоятельной работы
1.Определить содержание понятий «экономия», «политическая экономия»», «экономикс».
2. Охарактеризовать основные направления и школы в экономической теории.
3. Определить предмет экономической теории через воспроизводство.
4.*[1]Охарактеризовать диалектику как метод политической экономии.
5. Охарактеризовать метод экономической теории.
6.*Продемонстрировать на примере любых экономических категорий использование методов индукции и дедукции, анализа и синтеза.
7. Выполнить задания Рабочей тетради по теме №1.
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Определение предмета экономической теории.
2. Метод экономической теории.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому и практическому занятиям
Экономическая теория в широком смысле представляет собой образ мышления, или воззрение на хозяйственную действительность, являющуюся одной из важнейших сторон общественной жизни. Образ экономического мышления предопределяет особенность методов исследования внутренних зависимостей экономических явлений и процессов, которая заключается в сочетании общего формально-логического и диалектического способов мышления. И тот и другой присущ всем наукам. Особенность диалектического способа исследования заключается в том, что он предполагает рассматривать явление и сущность как противоположности, находящиеся в нераздельном единстве, во взаимопроникновении и раскрывающиеся в процессе познания. Это движение от созерцания явления к абстрактному осмыслению его сущности и от него к непосредственной действительности, практике, которая выступает в качестве критерия истины.
Усвоение сути диалектического мышления будет способствовать пониманию единства логического, отвлеченного (абстрактного), содержащего в себе объективную необходимость взаимосвязей общественных процессов, с одной стороны, и конкретного, т.е. непосредственного, содержащего элементы случайного — с другой. Понимание указанных способов исследования позволит оценить значение методов экономико-математического моделирования, все более широко используемых в анализе экономических процессов.
Что касается специфики и единства методов познания и изложения, исторического и логического, анализа и синтеза, индукции и дедукции, методов количественного и качественного исследования хозяйственных процессов и явлений, то они позволяют раскрыть механизм мышления и процесс познания реальной экономической действительности.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 2.
Дополнительная литература
1. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд. – СПб.: Питер, 2009
2. Видяпин В.И. Экономическая теория, СПб. Изд. «Питер», 2009г
3.История экономических учений /Под ред. В.С.Автономова, О.И.Ананьина, Н.А.Макашевой: учебное пособие. – М.:ИНФРА-М, 2009.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что такое воспроизводство?
2. В чем состоит основное противоречие экономики?
3. В чем сходство и различие нормативного и позитивного подхода?
4. Что такое эмпирический и теоретический методы?
5. Что такое «альтернативные издержки»?
6. Каковы функции экономической теории?
Тема 1.2.Экономика: потребности и ресурсы
I. Задания для самостоятельной работы
1. Кривые производственных возможностей (или трансформации).
2. Потребности и способы их нахождения. Модели потребностей.
3.*Распределение ресурсов и модели экономических систем. Плановая экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика.
4. Выполнить задания Рабочей тетради по теме № 2
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Основное противоречие экономики и пути его разрешения. Степени удовлетворения потребностей. Формула бизнеса и предпринимательства.
2.Потребности и способы их нахождения. Модели потребностей. Экономические ресурсы и их характеристика. Предпринимательство. Производительные силы общества и этапы их развития. Взаимодействие и развитие факторов производства. Закон редкости ресурсов.
3. Труд. Капитал. Земля.
4.Кривые производственных возможностей (или трансформации). Экономика полной занятости. Экономика частичной (неполной занятости).
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
Данная тема имеет важное значение в курсе экономической теории.
Факторы производства – это ресурсы, используемые для производства экономических благ. В основе изучения данной темы лежат две аксиомы. Первая – потребности общества безграничны, полностью неутолимы. Вторая – ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены или редки. Отмеченное противоречие является источником экономического развития общества.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 3.
Дополнительная литература
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.
2. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. – М.: Норма, 2009.
4. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Почему потребности человека называют «движущей силой» производства?
2. Что имеют в виду, утверждая, что каждая экономическая система сталкивается с фактом ограниченности ресурсов?
3. Существуют ли границы производственных возможностей?
4. В чем смысл экономической эффективности?
5.Раскройте сущность производственных возможностей и координирования экономических выборов. Стихийный порядок. Иерархия и власть.
Тема 1.3.Основные формы общественного хозяйства
I. Задания для самостоятельной работы
1. Дать общее определение и показать специфику натурального хозяйства и товарного хозяйства.
2. Изучить особенности процесса первоначального накопления капитала.
3. Изучить сущность, функции рынка.
4.*Охарактеризовать множественность определений рынка.
5. Проследить в историческом аспекте изменение характера товарного производства.
6. Выполнить задания Рабочей тетради по теме №3.
II. План семинарского занятия
(Форма обучения: очная и заочная)
1. Формы общественного хозяйства. Натуральное хозяйство и товарное хозяйство.
2. Разделение труда и товарное производство.
3. Рынок: общая характеристика.
III. Рекомендации по выполнению заданий и
подготовке к семинарскому занятию
Изучение темы целесообразно начать с уяснения процесса перехода к товарному производству. Сначала необходимо выявить основные черты товарного производства и исторические условия его возникновения. Важно уяснить специфику разделения труда. Представляется важным теоретическое обоснование роли процесса первоначального накопления капитала. Далее рассмотрите сущность, свойства товара. Кроме того, необходимо проследить развитие категорий стоимость, полезность, ценность.
Изучение третьего вопроса семинарского занятия целесообразно начать с рассмотрения множественности определений рынка, проследить эволюцию взглядов на рынок. Следует охарактеризовать функции рынка. Изучая структуру рынка, следует прежде выявить критерии, например, отраслевой, характер продаж и т.п. При исследовании инфраструктуры рынка следует выявить ее сущность, основные элементы, функции. Приведите примеры элементов инфраструктуры для различных видов рынков. Применительно к современной России обоснуйте главные проблемы формирования рыночной инфраструктуры.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Киселева Е.А., Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник / Под ред. М.Н. Чепурина – Киров: АСА, 2011. Глава 3.
Дополнительная литература
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник – М.: Проспект, 2009.
2. Вечканов Г.С. Экономическая теория.2-е изд. – СПб.: Питер, 2009.
3. Видяпин В.И. Экономическая теория, СПб. Изд. «Питер», 2009г
4. Янова В.В. Экономическая теория: учеб. Пособие – М.: НОРМА, 2009.
5. Янбарисов Р.Г. Экономическая теория: учеб. Пособие / Р.Г. Янбарисов. – М.: Форум: – М.Инфра – М.,2009.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Каковы условия перехода к товарному производству?
2. Что такое товар? Каковы свойства товара?
3.Чем характеризуется процесс первоначального накопления капитала?
4.В чем различие между простым и капиталистическим товарным производством?
5.Раскройте сущность инфраструктуры рынка. Какова ее роль в развитии рыночных отношений?
6. Каковы преимущества рынка?
7. Каковы основные недостатки и негативные последствия функционирования рынка?